Галич и Галичина

Олег Гуцуляк
Первое упоминание о Галиче датировано 290 г., когда готский историк Иордан рассказывает о произошедшей возле города oppidum Galtis (Гальтис) на реке Ayha (Днестр) битве готов и гепидов:

  "... и там бьются с большой доблестью с обеих сторон, потому что их бросило друг на друга подобие и в оружии и в уменье сражаться. Однако более справедливое дело и быстрота соображения помогли готам. С наступлением ночи, когда гепиды ослабели, сражение было прервано. Тогда, бросив избиение своих же, Фастида, король гепидов, отправился на родину настолько же униженный постыдными укорами, насколько возвышен был ранее надменностью. Победителями возвращаются готы, довольные отступлением гепидов" (Иордан, "Гетика", 99-100).

По преданию, гепиды – это т.н. «ленивые» (gepanta) готы, прибывшие в Повисленское Поморье позднее от собственно готов. Они выступили против союзников готов бургундов, приведя последних чуть не до истребления. Затем король гепидов Фастид, будучи союзен вандалам, издавних врагов готов еще со времен Скандинавской прародины, отправил послов к королю готов Остроготе (218-250 гг.), «засевшему в горах, охваченных дикостью и чащей лесов», с требованием передать гепидам «просторы своих земель» (locorum suorura spatia). Острогота ответил послам, что «земли не уступит» (loca vero поп cedere). Завязалось сражение, которое началось ранним утром и закончилась с наступлением ночи победой готов. Готский историк Иордан говорит, что гепиды нарушили «союз кровного родства» (consanguinitis foedus). «Родство» Иордан определяет термином «раrеntes». В сознании готов, которые воевали с гепидами, нарушение родственных связей считалось одним из серьезных преступлений. Это подтверждают слова Остроготы, сказанные им в ответ на дерзкие претензии гепидов: «Преступно оружием спорить с родичами».

Как правило, указывают, что Гальтис (oppidum Galtis) – предположительно селение Гальт (Galt) на верхнем течении реки Олта в южной части Семиградья (т.е. за Карпатами на юг). Но при этом путь готов, двигавшихся с севера и сражавшихся с гепидами в Семиградье, непонятен.

--------------

Река Ауха (fluvius Auha) определяется у Иордана городом Гальтис, возле которого она протекала («iuxta quod currit fluvius Auha»). Если Гальтис соответствует селению Гальт, то Ауха – Олт. Название Ауха, быть может близко древневерхненемецкому слову Aa и его разновидностям: Aha, Aach, Ache, что значит «вода», «река» (подобно тому как кельтское alp значит «гора», «вершина»). Словом Аа, Aha и т. п. назывались и называются многие речки и ручьи в Германии, на Балтийском побережье, в Швейцарии. В Голландии насчитывается свыше четырех десятков речек с таким названием. В первоначальном значении проточной, текучей воды это старое слово (быть может, связанное с латинским aqua) до сих пор употребляется в Ганновере, Шлезвиг-Гольштейне, Ольденбурге. Живет оно и в современном немецком языке: die Au или die Aue, в значении долины или луга вдоль реки (в этом смысле оно звучит в старом названии плодородных земель, полосой тянущихся вдоль реки Хельмы в Тюрингии, южнее Гарца, и называемых «Goldene Aue»).

Но, как известно, верхнее течение Днестра в источниках ("Певтингеровы таблицы", ІІІ в. н. э.) называлось Агалинг (Agaling) и, вероятно, именно на его берегу жили упоминаемые Геродотом "агафирсы" (agathyrsoi) и "авхаты" (auchatai, uchetae, auchetas, euchatae), полуфракийцы-полускифы (скиф. *auhata- < др.-иран. *au(a)h-(a)ta- "сияющий, светлый").

-------------

Название Галич происходит, вероятно, от готского слова hallus "скалы" (родственно с лат. hallux «большой палец», celsus "возвышающийся, высокий" (> имя Цельс), collis "холм" (ср. с холмами Рима: Collis Quirinalis «Холм Квиринал» [1]  и Mons Caelius «Холм Целий» [2]), др.-исл. hallr, лит. kelti, keliu "поднимать", kalnas "гора" (~ Каунас). Ср.: у с. Межигирци (Междугорье), невдалике от Галича, есть гора, которая называется "Скеля" ("Скала"), а местность возле неё – "Божий Ток"; на гербе столицы Галичины Львове изображен лев, точащий когти о скалу; само название галицийского горного масива Карпаты, греч. Karpates oros (Птолемей 3, 5, 6) происходит из палеобалканского язіка: албан. karp; «скала, утес», krер, shkrep – то же, лит. kerp; «режу» (родств.: англ. carve «резать, вырезать (по дереву или кости); гравировать; высекать (из камня)», из пра-и-е. *gerbh- «царапать», из которого происходит и греч.  graphein  «писать» , первоначально «царапать» стилусом на глиняных табличках).

--------------------

Название Галиция тождественно названию эпической страны кельтских преданий о Святом Граале Галахии (Gallacye). На память о ней происходит и, как утверждают предания, название современного Уэльса (Wales < Galys), что означает "окраина, отделенная, освяченная (от остального) территория" [Мэлори Т. Смерть Артура / Отв.ред. В.М. Жирмунский, Б.И. Пурышев. – М.: Наука, 1974. – С. 850, в примечаниях] (~ литов. galas «конец», galutine «окончательный»; в Литве есть такие названия городков: Baisogala, Mai;iagala, Ariogala, Tend;iogala, а в Латвии есть две части страны, которые называются Zemgale, Latgale). Также возможна связь с иберийской Галисией (латин. Gallaecia, греч. Kallaikoi, упомянуто как племя Геродотом), название которой имеет кельтское происхождение. Как на западе карпатской Галиции живут бойки (с особым диалектом), так на западе Галисии находится Байхья (исп. Rias Bajas, галл. Rias Baixas), где жители разговаривают на особом диалекте галисийского языка, также в горах Галиции живут гуцулы, а в горах Галисии и соседней Басконии жители называются hucul, что переводится как «пещерный человек».

---------------------

Согласно другой версии, название Галиция заимствовано и переосмыслено фактами своего языка готами и славянами от предыдущего населения Карпат – фракийско-иллирийского гальштата и может толковаться на основании единственно сохраненного ныне иллирийского языка – албанского: gjalliqes "воскресение, оживление" (ср. со знаменитой Воскресинецкой ротондой в центре Галича). Также на этом основании могут быть объяснены и другие топонимы и лексемы: Карпаты (karpё "скала"), Кодры  (kodёr „холм”), река Уж (ujё „вода"), река Лимниця (lumё „река”), город Kуты (kuti «вместилище»), Краков (krah „плечё; рука”, ср.: греч. ;;;;; «рог, ответвление, рукав, воен., мор. крыло, фланг, клешня, щупальце», ;;;; «(лат. manus) рука, кисть»), "лес" (lis „дуб”), "мур" (mur „стена"), зап.-укр. „неня” (nenё „мать”), др.-укр. „бояры” (bujar "благородний, щедрый", bujari "благородство, щедрость", burrё „муж”, заимствованное из кельт. boaire „собственники скота"), др.-укр. «копил» – «приёмыш» (алб. kopile "служанка, домработница", рум. copil "ребенок") и др. Это не может объясняться индо-европейским родством, так как славянские слова с аналогичным корнем были бы другими (см.: [Желєзняк І.М. До проблеми іллірійської топонімії на Україні // Мовознавство. – 1990. – №6. – С.29-35]).

О.Н. Трубачев выводит название Медоборы (горный кряж на Подолии, примыкающий к Карпатам) от балканского слова Медубарик (засвидетельствованного Птолемеем). В переводе из иллирийского языка (иллирийцы – древние племена, которые заселяли Западные Балканы и Северные Карпаты и в VI-VII веках нашей эры, были ассимилируемы славянами) “меду” – “между” “барис” – “болото/вода”. Следовательно, словосочетание означает “междуречье”. Название нашего горного пасма тоже отвечает его географическому положению. Оно тянется между Днестром и Западным и Южным Бугом.

-----------------------

Во II-V вв. доминирующие положение на Волыни и в Подолии занимает черняховская культура, политическим ядром которой являются германоязычные гото-гепидские племена. На территории самого Прикарпатья фиксируются исключительно праславянские племена постзарубинецких (зубрицких) поселений типа Черепин, Рипнив, Бовшив, Бакота.

Согласно археологическим данным, в V-VI вв. территорию Галичины и Волыни (от Припяти и Днепра до верхней Вислы) занимают пражская культура, южнее территории (от среднего Днестра до среднего Днепра) занимает пеньковская культура, на севере – дзедзицкая культура. Соответственно некоторыми исследователями они идентифицируются как племена славян – склавинов, антов и венедов. В письменных источниках фиксируется название для населения территории Волыни как «дулебы», вероятно, тождественное чешским «дудлебам».

В VIII-XI вв. на основании пражских старожитностей возникает Лука-Райковецкая культура, а из соединения пражской и пеньковской культур возникают волынцевская и роменская культура, осваивающие Левобережье Днепра.

По данным письменных источников, в эпоху Великого переселения народов ираноязычное сарматское племя хорватов было славянизировано в подольско-днепровском регионе черняховской культуры и к V в. оно переместилось на территорию Северного Прикарпатья, где с VI в. фиксируется великое славянское племенное объединение «Белая Хорватия». К началу VII в. оно распалось и часть хорватов начинает движение на Балканы в Далмацию, где возникает «Красная Хорватия» (нынешняя Хорватия). В сочинениях арабских географов второй половины Х в. Ибн Руста, Гардизи, ал-Марвази и компиляции Маджмал ат-Табарих (1126 г.) упоминается находящаяся на запад от русов страна славян с центром в городе Джарват (Хорват). Худуд ал-Алем сообщает, что у хорватов есть много замков («каля») и крепостей («хисар»), а суверенного правителя хорватов титулирует словом «падишах».

В хронике «Деяния угров», датируемой временем короля Белы III (1172-1196 гг.), рассказывается о том, что закарпатские хорваты имели государственные образования с центрами в Ужгороде, Боржаве и Замплыне, где правили «жупаны» (например, легендарный князь Лаборец).

Также в «Деяниях угров» сообщается, как в 896 (898) г. угры во главе со своим вождем Алмошом разместили своё стойбище возле Галича, будучи приняты безымянным «босоногим» местным князем.

Чешский хронист Козьма Пражский упоминает, что в 890-х гг. краковская земля была в руках чехов, из-за чего существует предположение, что оставшиеся белые хорваты одно время входили в состав Моравской державы. В Летописи Русской под 981 г. упоминается, что киевский князь Владимир Святославич  пошел на ляхов и занял их города Перемышль, Червен и другие, которые до сих пор под Русью.
 
В 992 и 993 гг. Владимир совершает походы в Приднестровье «с двумя епископами» с целью крещения белых хорватов. В «земле Червенской» он основал город Владимир с церковью Пресвятой Богородицы и поставил здесь епископа Стефана, а затем  «Владимир ходил в Седмиградскую землю, Хорватскую землю й, многи победы одержав и покорив, возвратися со множеством плена й богатства, й пришел в Киев со славою великою».

Сам город Владимир был основан рядом с более древним племенным центром этой территории – городом Велинь, стоящим на расстоянии приблизительно около 20 км на юго-запад – на правом берегу Западного Буга, напротив того места, где в р. Буг вливается р. Гучава (Гучва). Город упоминается в древнерусских летописях под 1018 г. и считается, что ныне на его месте находится городок Словенское (Словенське) [Покальчук В.Ф. З історичної етнонімії Волині // Питання ономастики (Матеріали ІІ Республіканської наради з питань ономастики / Відп.ред. К.К. Цілуйко. – К. : Наук.думка, 1965. – С.273-274].

В начале ХІ в. Волынские и Галицкие земли были объединены в одну волость и в ней княжил Борис Владимирович, а с 1015 г. – Всеволод Ярославич.

Примечания:

1. Квиринал – от сабинского слова quiris «копье» и имени бога Квирина, который  вместе с Юпитером и Марсом составлял древнейшую триаду высших богов Рима.  Вошел в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царём сабинян Титом Тацием. Согласно исследованиям современных специалистов, в основе имени Квирин (как в в основе термина «курия») слово vir, «муж», «гражданин» (ср. co-viria, «собрание мужей»); Квирин – бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» или просто «квириты». Квирин считался ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетворяет Марса мирного. Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм Квирина внутри городских стен (Serv. Verg. Aen. Ill 35; VI 859). Впоследствии Квирин отождествлялся с Ромулом – учредителем важнейших институтов римской гражданской общины; на месте древних комиций была сооружена одна из величайших святынь Рима «гробница Ромула». Взаимообусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи Квирина с Янусом, храм которому под именем Януса-Квирина как богу, ведавшему войной и миром, посвятил царь Нума Помпилий (Serv. Verg. Aen. VII 610; Schol. Verg. Aen. VII 607), связь с Янусом, возможно, отражает взаимообусловленность земного (регулировавшегося Квирином) и космического порядка (регулировавшегося Янусом). Жрец-фламин Квирина наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов. Фламин Квирина участвовал в культе Робиго – божества, отвращавшего от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия (Ovid. Fast. IV 905; Aul. Gell. IV 6, 12) и в культе Акки Ларентии как благодетельницы римского народа (Aul. Gell. VI 7). В более позднее время культ Квирина, оттеснённый культом Юпитера и Марса, особой роли не играл.

2. Целий — один из семи холмов Рима, на который Туллий Гостилий переселил жителей Альба Лонги. Вошёл в городскую черту Рима при Сервии Туллии. Название холма, по преданию Тита Ливия, роисходит от имени этруска Caelius Vebenna (этруское Caile Vipina), друга Сервия Туллия, поселившегося на холме, ранее называвшимся Querquetulanus. Был долгое время плебейским районом, местом проживания небогатых людей. В начале I века н. э. стал районом проживания знати. На нём находятся развалины Храма Божественного Клавдия и терм Каракаллы. На Целии располагалось святилище богини Карны, покровительницы важнейших органов человеческого тела, жертвоприношение совершалось 1 июня. Имя Карна происходит от слова caro, что означает мясо. Слово «Карна» упомянуто в «Слове о Полку Игореве».

См. дальше статью Королевские династии Руси http://www.proza.ru/2010/05/08/214