Лучшие фильмы последних лет

Граф Владислаус Третий
Начнём, пожалуй, с работы "Wake Wood", вышедшей в 2010-м году. Собственно, это был почти единственный примечательный фильм 10-го года, что вряд ли вызовет бурное несогласие. Фильм тотчас был отмечен ценителями, несмотря на то, что актёрский состав не был звёздным (впрочем, многими это расценивается положительно). Фильм чуть-чуть "стивен-кинговский", но, к счастью, не по Стивену Кингу, иначе был бы обречён на заведомый провал. Фильм рассказывает о странном ритуале в деревенской глуши, сделан очень качественно и имеет сильную драматическую развязку. Актёрская игра безукоризненная, сюжет продуман досконально и сделан фильм очень качественно. Съёмки проходили в Англии и Ирландии.

В том же году выходит очередная экранизации "Алисы в Стране Чудес", на этот раз в трактовке культового готического режиссёра Тима Бёртона, известного в склонности к фантасмагоричности и сказочной трактовке любой истории. Можно было заранее предположить, что путешествия Алисы в видении Бёртона получится захватывающим и непременно готическим. Так и получилось, если бы не странный драматизм с мощной примесью хоррора, - ничего подобного в оригинальной истории Льюиса Кэрролла заметить невозможно. Роль Алисы сыгрыла Миа Васиковска - австралийская актриса польского происхождения, уже сейчас ставшая одной из самых замечательных молодых актрис современного кинематографа. Удивительный, непонятный трагический контекст, проходящий сквозь фильм, в равной мире интригует и нагнетает. Жёсткая дуальность меж персонажами (в истории Кэрролла все перонажи нейтральны) превращает фильм почти в боевик, особенно впечатляя эпическим сражением с чудовищем Бармаглотом. Почему Бёртон выбрал радикально драматическую и фатальную ноту в иллюстрации истории об Алисе - можно лишь гадать...

Крайне странный, очень тёмный, мрачный и параноидальный почти в духе "Психо", фильм "Stoker" (русская адаптация названия - "Порочные игры"), вышедший в столь благодатном для кинематографа 2013-м году, показался весьма свежим и неординарным, несмотря на стареющую Николь Кидман, которая уже превратилась в типичного американского кадавра. Это один из тех фильмов, которые смотришь не по одному разу. Вначале - в лёгком ахтунге, потом - задумчиво, а затем - с видом гурмана. Весьма неординарный психический триллер, гротескный почти до степени курьёзности, с довольно тонкой, очень психической и потому плохо воспринимаемой тональностью. Этот фильм пополнит коллекцию многих требовательных умов. После выхода фильма возник, как это иногда бывает, ажиотаж по поводу интересного музыкального сопровождения.

Английский фильм "Двойник", снятый по мотивам рассказов Фёдора Михайлович Достоевского, уже сейчас можно назвать культовым. Подобные роскошные работы не появлялись, быть может, с начала 70-х, со времён "Ночного портье" Лилианы Кавани. Клаус Кински, если будет так уместно выразиться, одобряэ. Тонкий резонанс между "Двойником" и "Ночным портье" (временное расстояние - ровно 40 лет) - вопрос, естественно, субъективный, но качество работ, несомненно, равноправное. Хотелось бы отметить в общей связи, что Английское кино, как бы ни было дистанцировано от кинематографа Польши и Швеции, является в полной мере Европейским. В этой связи кажется сомнительным тезис евразийцев о том, будто Англия находится в некоем "западно-атлантическом" континууме. Английские работы весьма чётко и убедительно показывают себя артефактами Европейской (почвеннической) традиции.

Ещё одная первосортная работа 2013-го года - телевизионный фильм (TV-movie) "За канделябрами", который оказался полной неожиданностью для ценителей и, вероятно, для любого, кто предполагал для себя что-то своё, увидев имена Майкла Дугласа, Мэтта Дэймона и Скотта Бакулы, - трёх наиболее симпатизантных актёров Голливуда "звёздного" статуса. Ожидалось, естественно, что фильм будет неплохим, однако никак не ожидалось, с какой стороны он будет неплохим и насколько неплохим. Трудно сказать, почему Майкл Дуглас решился исполнить такую сомнительную роль, но этот экстраординарный актёр никогда не был "звёздным" в смысле навязчивой претенциозности, наподобие "Брэнджелины Джоли"; все работы Дугласа крайне интересны и исполнены блестяще - даже роль детектива в фильме "Основной инстинкт" (ставшем неичерпаемым источником мемов и пародий), за которую Дуглас номинировался на "худшую мужскую роль", выглядит совершенно великолепно, а сам фильм тотчас стал культовым (тот случай, когда мнение критиков и зрителей оказались диаметральны). Таких "плохих ролей" можно лишь пожелать радикально обрыдлевшему стаду разного рода аль-пачин, де-ниро и сталлоне. Пожалуй, лишь Рутгер Хауэр до сих пор остаётся интересным актёром из числа старой братии, которой вообще-то и на глаза показываться как бы зазорно, ибо проиграли, ибо не в фонтан... Фильм "За канделябрами", прямо скажем, странноват и, вероятно, на любителя, однако как артефакт искусства - нечто совершенно неожиданное для сегодняшнего дня. Несомненное открытие года и - очередная претензия неутомимого Дугласа на "худшую мужскую роль".