Храм Василия Блаженного

Юрий Жданов 2
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
(Собор Покрова Божией Матери на Рву)


                И все послы и купцы дивились, говоря, что
                не видели мы ни в каких царствах,  ни в своих
                ни в чужих такой красоты, и силы и славы великой.
                Летописец

Вы можете представить Красную площадь Москвы без Храма Василия Блаженного?
Трудно, не правда ли?
Это чудо древнерусской архитектуры так органично вошло в ансамбль Кремля и Красной площади, что кажется находящимся здесь вечно. А ведь ему всего четыре с половиной века. По меркам человеческой жизни- это много, а по историческим- юношеский возраст. Жаль, что летописцы не были вооружены видеокамерами. Насколько богаче были бы наши знания об истории. Но что поделаешь? Обойдемся и без видеокамеры.

История Храма

1552 год… Идет тяжелая война с Казанским ханством, совершавшим непрерывные нападения на Русь. Царь Иван IV, которого позже назовут Грозным, лично руководит штурмом Казани. И вот, наконец, Казань пала. Москвичи радостно встречают 22-летнего царя, возвращающегося с ратью из победоносного похода. Накануне похода он обещал в случае победы возвести храм. Так было принято отмечать важные государственные события- возведением храмов. А заранее обещанные храмы назывались обетными.
Уже на следующий день после прибытия в Москву Иоанн повелел заложить деревянный Храм Покрова Богородицы. Почему именно такое имя он дал храму? Храмы назывались именем того святого, на день которого приходилось увековечиваемое событие. Праздник Покрова Богородицы отмечали в то время 1 октября. А именно 1 октября были взорваны крепостные стены Казани и она была взята приступом. Это было очень важно для Руси: разгромлен ее злейший враг, открыт путь по Волге и Каме на Урал и в Сибирь, караванная дорога к богатейшим городам Средней Азии…

Но в каком же месте возвести храм?

Конечно, на самом важном, центральном в Москве: таком, где собирается больше всего народа. Долго искать не пришлось, так как такое место уже ранее определилось.
Место это- Троицкая площадь, ныне называемая Красной площадью. Троицкой она  стала именоваться после того как на месте, ныне занимаемом Храмом Василия Блаженного, возвели церковь Святой Троицы на Рву. Сначала она была деревянной, затем белокаменной. Площадь, конечно, сильно отличалась от нынешней Красной площади.
Кремлевские стены в то время были отделены от площади широким и глубоким рвом, заполненным водой. Троицкая церковь потому и называлась Троицкой на Рву, что находилась рядом с этим рвом. По всей длине рва шла кирпичная стена, отделявшая его от площади. От проездных башен Кремля над рвом были переброшены мосты. Ров был засыпан лишь в 1813 году. Недалеко от Троицкой церкви находилось Лобное место, построенное в 1534 году. Лобным оно было названо не потому, что на нем отсекали головы-лбы, как пишут иногда. Если обратимся к словарю Даля, то найдем разъяснение: «… лобное место в Москве, каменная подвысь против Спасских ворот: никогда не было местом казни, а царским и патриаршим при беседах с народом, при народных торжествах и молебствиях; с него читались указы, приговоры; казни происходили близ, на площади Китай-города». А буквально Лобное место происходит от понятия «взлобок», «взлобина»- невысокое, крутоватое общее возвышение местности, без близкого спуска, чем и отличается от бугра или пригорка и холма». Это- у Даля.

Выбранное для Храма место было самым многолюдным в Москве

Здесь находился и главный Торг- многочисленные торговые ряды. Кстати, до того как площадь назвали Троицкой, она называлась Торгом. Рядом находился и Мытный (пошлинный) двор. И в стратегическом отношении место было очень важным. Эта укрепленная высота являлась стыком Китай-города и Кремля и защищала также переправу через Москву-реку (где сейчас находится Москворецкий мост). По мере достижения все новых побед в войне с Казанью около Троицкой церкви появилось семь деревянных храмов в честь конкретных побед.
В 1554 году царь повелел возвести на их месте каменные церкви. Грозный хотел, чтобы храм в честь победы над Казанью имел еще и апокрифический, то есть тайный смысл. По его мысли храм явится якобы целым градом библейским- «небесным Иерусалимом», в котором обретут вечную жизнь те, кто, «смертию смерть поправ», сложили свои головы за отчизну во имя избавления ее от постоянно грозившей опасности.
Для выполнения своего замысла он пригласил зодчих Постника Яковлева и Барму- московских мастеров, которые были «премудры и удобны для такого чудного дела». Существует, правда, предположение, что это не два человека, а одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник.
Строителям царь поручил соорудить храм Покрова с семью церквами-приделами, причем центральным и самым высоким должен был быть именно храм Покрова. При таком общем количестве церквей не получалось их симметричное расположение. Зодчие предложили вместо семи приделов сделать восемь. И вся композиция сразу преобразилась. Кстати, приделом в православном храме называется помещение, в котором находится дополнительный- помимо главного- алтарь со своим престолом и иконостасом. А престолом называется столик, предназначенный для совершения религиозных обрядов.
Храм возводился с 1555 по 1561 год.

Композиция Храма

Композиция храма необычна: связанная между собой группа девяти отдельных храмов, ни один из которых не похож на другой. Каждый взят с разных образцов. Центральный из них- шатровый. Он является осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и исполнены в ярусно-башнеобразной форме. Их венчают причудливо украшенные фигурные луковицы. Здание возвели из сравнительно нового в то время материала- кирпича. Из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и отдельные декоративные элементы. Все девять храмов находятся на едином основании- высоком подклете- и соединены между собой переходами.
Первоначально все эти храмы были опоясаны открытой террасой-гульбищем.  Позже, в 1670-1690-е годы, над нею возвели своды и превратили в крытые галереи. Поднявшийся на 65 метров собор был самым высоким зданием Москвы до начала XVII века. Храм был красно-кирпичным с белокаменными красными деталями. Нынешняя яркая раскраска сделана уже в XVIII веке. Позже пристроили шатровую колокольню и два наружных крыльца, идущих вдоль западной стороны храма. В храм попадают через эти два крыльца.
Зодчие блестяще выполнили стоявшую перед ними задачу построить не просто очередную церковь, а торжественный храм, призванный возвеличить мощь России и стать достойным памятником погибшим в войне. Этот храм должен был гармонично сочетаться с кремлевскими соборами.

И вот явилось чудо!

Оно рассчитано на круговой обзор. С каждой новой точки собор воспринимается по-разному. В нем нет ярко выраженного фасада (лица). Кажется, что фасад у него с любой стороны. Храм явно выделялся в панораме центра Москвы именно тем, что вобрал  в себя все узорочье церквей и палат столицы. Не зря так поражались иностранцы, впервые его увидевшие. Даже в 1840-е годы немецкий путешественник  Блазиус писал: «Церковь производит впечатление изумительное, поражающее европейскую мысль… Когда я первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это такое: колоссальное растение, группа крутых скал или здание? Рассмотревши, что действительно это церковь,- и тут ничего не понимаешь, не видишь, сколько сторон у здания, где лицо-фасад?»
Наполеон, увидев храм, назвал его «мечетью». Другим казалось, что храм создан более для украшения, чем для молитвы. Его называли и «зданием из облаков, причудливо украшенных Солнцем».

Многое повидал храм за свою жизнь и многое испытал

Его многократно реставрировали, достраивали, раскрашивали… Даже имя его не было постоянным. Первое время его называли Троицким храмом на Рву. В 1522 году около Троицкого храма похоронили очень популярного среди народа юродивого Василия Блаженного Нагого. В 1588 году над его могилой построили придел, давший другое имя всему храму- Храм Василия Блаженного.
В 1812 году Наполеон приказал взорвать храм, но это не успели сделать, а разграбить успели. Сразу после войны храм был отреставрирован.
В нашем веке судьба храма висела на волоске. В 1929 году он был закрыт как действующий храм и передан Государственному Историческому музею. А в 1936 году храм хотели снести. Выдвигались такие доводы: он мешает автомобильному движению и плавному движению демонстрантов через Красную площадь. Он чудом уцелел.
В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея, а придел Василия Блаженного- действующим. В нем идут службы.
Храм Василия Блаженного живет, радуя всех, кто встречается с ним, и по праву может считаться восьмым чудом света.
Долгой тебе жизни, чудо-чудное!
                Юрий Жданов     2000 г.

Рассказ Юрия Жданова «Храм Василия Блаженного» опубликован:
1. Юрий Жданов.  Храм Василия Блаженного. Газета «Радость» № 10, 2000. Стр. 11-13
2. Юрий Жданов.  Храм Василия Блаженного. «Детская Роман-газета» № 11, 2006. Стр. 24-26

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).