Цвет бесконечного лета

Евгений Габелев
Да скифы мы, да азиаты… и радости у нас скифские.




Настало лето, и хочется бродить и любоваться его красками, не упуская ни минуты, не пропустив ни оттенка... но я решил на время отвлечься, и рассказать об удивительной красоте, что создают люди…


Похоже, им удалось превзойти лето.




ХИЩНЫЕ КРАСКИ


Недавно, несмотря на наступившую жару, я побывал на открытии выставки «Художники русской эмиграции», что в галерее «Вещь в себе»… и был поглощен фейерверком красок, льющихся с картин наших бывших соотечественников.


Краски кричали, сверкали и подпрыгивали, норовя схватить нас за край одежды, заглядывали мне в глаза, ни на миг не оставляя…. а потом бросились на меня и съели. Не стало ни мира, ни сознания…


Потом я вспомнил себя… и вынырнул из ослепительной радуги. И захотел рассказать вам обо всем что видел. Но язык изменил мне и нужные слова долго не встречали меня. Тогда я отправился искать их…


Но всюду были лишь сполохи огня. И я сгорел, и не написал ничего.




ОТБЛЕСКИ МОНГОЛЬСКОЙ СТЕПИ


К счастью я вспомнил, что мы азиаты… и все встало на место. Холсты моих бывших соотечественников переполняли безумные краски, и это было так по-монгольски, а совсем не на европейский манер.


Они пылали огнем, искушали и жгли, и я не мог отойти и не решался оторвать взгляд... и с ужасом понимал, что я такой же азиат… и этого уже не исправить. Я мог бы назвать это вспышкой узнавания.


Мне трудно даже однозначно определить стиль… хотя по формальным признакам это экспрессионизм, Но на пылающих холстах проступают следы импрессионизма, раннего авангарда и кубизма.


Агрессия цвета, столь пленившая меня, бесконечно далеко ушла от сдержанности русской школы и всей академической традиции, отсылая к древнему ордынскому варварству и безумной игре роскоши и крови.


Наверно это отблески огня… грядущего огня, в котором сгорит Третий Рим… или прощальный свет заката и падения Империи, за которым лучше наблюдать издалека, с согретой солнцем Обетованной Земли.


А может в них воплотилась неутолеленная за долгие века жгучая тоска русского сердца по воле, и мечта северного глаза о вечном обжигающем лете. Это картины обретенного рая… но это пылающий рай.


Мы дети огня, спящие среди снегов. Русская красота подобна зверю. Прекрасная как хищник, она может годами подстерегать в засаде… а потом бросится и схватит. И мы будем славить ее обжигающий гнет.


Это наши картины, это для нас. И это наши люди.




НАШИ ЛЮДИ


Их авторы родились здесь. Ходили в те же школы что и мы, говорили на одном со мной языке… что ничуть не помешало им создать удивительные вещи. Картины, в которых отразились наши сокровенные сны.


Марк Браверман, Михаил Милкин, Александр Гринслун, Бэтти Рубинштейн, Михаил Шарбин… сегодня все они живут в Израиле. Наши современники, они уехали совсем недавно… и вряд ли уже вернутся.


Есть странная ирония в том, что каждый выходец из России, даже если в нем нет ни капли русской крови, воспринимается во всем мире как русский. И эти картины назовут новым Русским Авангардом.


Может это утешит тех кто остался… если им нужно утешение.




И ЕЩЕ…


Они уехали, а мы остались. И еще миллионы хороших людей… и должно быть это правильно. Я не верю, что красота спасет мир или изменит мою страну. Но мы остаемся, и посмотрим весь спектакль до конца.


А другие напишут, чем все кончилось.





Иллюстрация: Марк Браверман