Глава3. ЮНОСТЬ
После окончания школы, воспользовавшись рекомендацией одного из своих соседей, старого боцмана Ткаченко, Саша устроился на должность ученика на пароход «Севастополь», который входил в состав Черноморского торгового флота. Пароход совсем недавно был поднят с морского дна, отремонтирован и занимался перевозками металла,цемента, каменного угля и других навальных грузов по Крымско-Кавказской линии.Правда, иногда ему приходилось совершать рейсы и за границу,не выходя за пределы Азовско-Черноморского бассейна. Так Саше удалось побывать в Болгарских портах Варне и Бургасе и в
румынском порту Констанце.
Ещё в детстве Саша Маринеско мечтал выйти в настоящий заграничный рейс, пройти на белом пароходе через пролив Босфор, самолично посмотреть на щит, прибитый князем Игорем на«вратах Цареграда», своими глазами увидеть, как летучие рыбы парят над палубой, а иногда и шлёпаются на неё; пройтись в прямой видимости мимо Шипкинского перевала, на который взлетели орлы генерала Скобелева, ощутить гордость и самоуважение, достойно проскользнув между Сциллой и Харибдой; своими глазами увидеть сказочные острова Средиземного моря и, наконец, пройдя мимо крепостных орудий Гибралтара, выйти в Атлантику. Только мечтать никому не запрещено, а жизнь диктует свои правила: старенький «Севастополь» имеющий парадный ход 4 узла и в Чёрном-то море не всегда справлялся со стихией, а преодолеть встречное течение при проходе пролива Босфор, иногда достигающее 3-4 узлов тихоходу-сухогрузу и ему вообще не под силу.
Трудно сказать какими путями-дорогами сумел бы Саша приблизиться к своей мечте, его дальнейшую судьбу решила телеграмма из Управления Черноморского торгового флота,предписывающая капитану «Севастополя»:
«Ученика-броневика Маринеско Александра откомандировать в Одессу, в связи с зачислением его в Одесскую школу юнг».
Об этом периоде жизни Александра Маринеско, я думаю, лучше всего расскажет его старшая дочь Леонора, поэтому я включаю дословно главу:«Настоящий моряк должен многое знать» из её повести «Ты наша гордость, отец!»:
Отец не просил, чтобы его направили на учёбу, он был счастлив и тем, что наравне с взрослыми бывалыми моряками переносит тяготы морской жизни, и чувствовал себя по сравнению со своими сверстниками, работавшими на берегу, настоящим мужчиной. Приказ пароходства был исполнен. В1927 году отца зачислили в школу юнг.
Среди курсантов-салажат он выделялся тем, что уже познал азы
матросской службы, но оказалось, что учиться в школе юнг всё же
интересно. Здесь он познал основы навигации и судовождения, изучил основы теории и устройства судна,получил общие сведения о судовом энергетическом комплексе.
На втором году занятий всех курсантов перевели на казарменное положение и поселили на учебное судно «Лахта». Оно стояло на двух якорях, пришвартованное кормой к причалу в Практической гавани.На «Лахте» юноши проходили курс военно-морской подготовки. Они носили форму военных моряков, а на бескозырках золотом было написано ЛАХТА. Юные курсанты очень
гордились новой формой.Она приучала их к дисциплине и беспрекословному исполнению приказов командования судна.
Развлечений на судне не было никаких.Увольнение в город разрешалось только по субботам и праздникам. За время пребывания на судне ребята научились чувствовать себя единой семьёй,хотя ещё и не имели представления, что существует такое понятие, как психологическая совместимость группы людей, находящихся в замкнутом пространстве в дальних рейсах. Это целая наука, которой психологи стали активно заниматься только в пятидесятые годы прошлого века.
Срок обучения в школе юнг был два года,но Маринеско Александр и его новый друг Сергей Шапошников «за отличную успеваемость и примерное поведение» были выпущены на полгода раньше и без экзаменов переведены в ОМТ (Одесский морской техникум), впоследствии ставший ОМУ(Одесским мореходным училищем).
До начала учебного года в ОМТ оставалось ещё более полугода. Окончив школу юнг, Саша получил назначение на пароход «Ильич» на должность матроса первого класса, то есть в точном соответствии со званием, которое он получил при выпуске из школы юнг. Пароход «Ильич» тоже был из числа «утопленников»,но в отличие от «Севастополя» гораздо новее и комфортабельнее,но поплавать на нём Маринеско удалось всего два месяца: Одесский городской комитет водников рекомендовал его на учёбу в Одесский морской техникум.
Ещё обучаясь в школе юнг, Саша сделал для себя очень важный вывод, что море нуждается в хороших грамотных специалистах и самый кратчайший путь к достижению высокого звания моряка является напряженная учёба.
– Ученье свет, а не ученье – тьма, – не раз слышал он от старых моряков. В этом его убеждал хоть и небольшой, но ценный опыт плавания на судах Черноморского торгового флота. Его аналитический ум подсказывал ему, что учёба– это верный путь к успеху. Как иногда говаривал боцман с теплохода«Севастополь»:
– Учись, сынок! Конечно, можно набраться опыта и хребтом, если он у тебя очень крепкий, но, как говорят некоторые остряки, мой сундук проплавал со мной около двадцати лет, но моряком не стал, так сундуком и остался.
Как ни заманчиво было набираться опыта плавания, всё-таки Саша решил согласиться на учёбу в таком престижном учебном заведении, как «Одесский морской техникум».
К тому времени, когда Александр Маринеско получил направление на учёбу, Одесский морской техникум уже имел богатую историю, и его выпускники получили достойное признание у моряков различных пароходств.