При жизни не воспет, посмертно легендарен. глава 3

Петр Чванов
Глава3. ЮНОСТЬ

После окончания школы, воспользовавшись рекомендацией одного из  своих  соседей,  старого  боцмана  Ткаченко, Саша  устроился  на должность ученика на пароход «Севастополь», который входил в состав Черноморского торгового флота. Пароход совсем недавно был поднят с морского  дна,  отремонтирован  и  занимался  перевозками  металла,цемента, каменного  угля  и  других  навальных грузов по Крымско-Кавказской линии.Правда, иногда ему приходилось совершать рейсы и за границу,не выходя  за  пределы  Азовско-Черноморского  бассейна. Так Саше удалось побывать в Болгарских портах Варне и Бургасе и в
румынском порту Констанце.

Ещё  в  детстве  Саша  Маринеско  мечтал  выйти  в  настоящий заграничный  рейс,  пройти  на  белом  пароходе  через  пролив  Босфор, самолично посмотреть на щит, прибитый князем Игорем на«вратах Цареграда», своими  глазами  увидеть,  как  летучие  рыбы  парят  над палубой, а иногда и шлёпаются на неё; пройтись в прямой видимости мимо  Шипкинского  перевала,  на  который  взлетели  орлы  генерала Скобелева, ощутить гордость и самоуважение, достойно проскользнув между  Сциллой  и  Харибдой;  своими  глазами  увидеть  сказочные острова  Средиземного  моря  и,  наконец,  пройдя  мимо  крепостных орудий  Гибралтара,  выйти  в  Атлантику.  Только  мечтать  никому  не запрещено, а жизнь диктует свои правила: старенький «Севастополь» имеющий парадный ход 4 узла и в Чёрном-то море не всегда справлялся со  стихией,  а  преодолеть  встречное  течение  при  проходе  пролива Босфор, иногда достигающее 3-4 узлов тихоходу-сухогрузу и ему вообще не под силу.

Трудно  сказать  какими  путями-дорогами  сумел  бы  Саша приблизиться  к  своей  мечте,  его  дальнейшую  судьбу  решила телеграмма  из  Управления  Черноморского  торгового  флота,предписывающая капитану «Севастополя»:
«Ученика-броневика  Маринеско Александра откомандировать  в Одессу, в связи с зачислением его в Одесскую школу юнг».

Об этом периоде жизни Александра Маринеско, я думаю, лучше всего  расскажет  его  старшая  дочь  Леонора,  поэтому  я  включаю дословно главу:«Настоящий моряк должен многое знать» из её повести «Ты наша гордость, отец!»:

Отец не просил, чтобы его направили на учёбу, он был счастлив и тем, что наравне с взрослыми бывалыми моряками переносит тяготы морской  жизни,  и  чувствовал  себя  по  сравнению  со  своими сверстниками, работавшими на берегу, настоящим мужчиной. Приказ пароходства был исполнен. В1927 году отца зачислили в школу юнг.

Среди  курсантов-салажат  он  выделялся  тем,  что  уже  познал  азы
матросской  службы,  но  оказалось,  что  учиться  в  школе  юнг  всё  же
интересно. Здесь он познал основы навигации и судовождения, изучил  основы теории и устройства судна,получил общие сведения о судовом энергетическом  комплексе. 

На  втором  году  занятий  всех  курсантов перевели  на  казарменное  положение  и  поселили  на  учебное  судно «Лахта». Оно  стояло  на  двух  якорях,  пришвартованное  кормой  к причалу в Практической гавани.На «Лахте» юноши проходили курс военно-морской подготовки. Они носили форму военных моряков, а на бескозырках золотом было написано ЛАХТА. Юные курсанты очень
гордились  новой  формой.Она приучала их к дисциплине  и  беспрекословному  исполнению  приказов  командования  судна.

Развлечений на судне  не  было  никаких.Увольнение  в  город разрешалось только по субботам и праздникам. За время пребывания на судне ребята научились чувствовать себя единой семьёй,хотя ещё и не имели представления,  что  существует  такое  понятие,  как психологическая  совместимость  группы  людей,  находящихся  в замкнутом пространстве в дальних рейсах. Это целая наука, которой психологи  стали  активно  заниматься  только  в пятидесятые  годы прошлого века.
Срок обучения в школе юнг был два года,но Маринеско Александр и его новый   друг  Сергей  Шапошников «за отличную  успеваемость  и примерное  поведение» были выпущены на полгода  раньше  и  без экзаменов  переведены  в ОМТ (Одесский  морской  техникум),  впоследствии ставший ОМУ(Одесским мореходным училищем).

До начала учебного года в ОМТ оставалось ещё более полугода. Окончив школу юнг, Саша получил назначение на пароход «Ильич» на должность матроса первого класса, то есть в точном соответствии со званием,  которое  он  получил  при  выпуске  из  школы  юнг.  Пароход «Ильич»  тоже  был  из  числа «утопленников»,но  в  отличие  от «Севастополя» гораздо новее и комфортабельнее,но поплавать на нём Маринеско  удалось  всего  два  месяца:  Одесский  городской  комитет водников рекомендовал его на учёбу в Одесский морской техникум.
Ещё обучаясь в школе юнг, Саша сделал для себя очень важный вывод, что море нуждается в хороших грамотных специалистах и самый кратчайший  путь  к  достижению  высокого  звания  моряка  является напряженная учёба.
– Ученье свет, а не ученье – тьма, – не раз слышал он от старых моряков.  В  этом  его  убеждал  хоть  и  небольшой,  но  ценный  опыт плавания на судах Черноморского торгового флота. Его аналитический ум подсказывал ему, что учёба– это верный путь к успеху. Как иногда говаривал боцман с теплохода«Севастополь»:

– Учись, сынок! Конечно, можно набраться опыта и хребтом, если он  у  тебя  очень  крепкий,  но,  как  говорят  некоторые  остряки,  мой сундук проплавал со мной около двадцати лет, но моряком не стал, так сундуком и остался.

Как ни заманчиво было набираться опыта плавания, всё-таки Саша решил согласиться на учёбу в таком престижном учебном заведении, как «Одесский морской техникум».

К  тому  времени,  когда  Александр  Маринеско  получил направление на учёбу, Одесский морской техникум уже имел богатую историю, и его выпускники получили достойное признание у моряков различных пароходств.