Кого освободить от ада?

Диза Ми
      Дантевский Ад. Мрачное жуткое место, где вечная ночь, утопает в бездне нескончаемых стенаний, воплей, слез и криков, порожденных беспредельными страданиями терзаемых за свои прегрешения душ. Муки их также  ужасны в своем разнообразии, как и их грехи. И если бы боль, одетая в черный саван безнадежной тоски выбирала себе пристанище, то она, несомненно, поселилась бы здесь.  Ибо сама Смерть, содрогнулась бы от страха  бы при взгляде на преисподнюю  Данте...

       Итак,  кого же из этих несчастных можно освободить от бесконечных адских мучений? И чьи страдания, растянувшиеся на вечность можно прервать? Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу задать другой: а имеет ли смысл вообще туда кого - либо помещать? Зачем Данте оправил своих грешников в ад? В наказание за грехи? За какие грехи? И что есть грех вообще? 

     Ад Данте представляет собой впечатляющую систематизацию всех человеческих пороков. В основе принципа этой систематизации лежит тело и душа человека. Чем большее отношение грех имеет к телу, тем менее он карается, чем больше впадает в грех душа, тем на более тяжкие мучения она обречена.   В Преисподней Данте,  караются такие грехи как: Похоть, Чревоугодие, Скупость, Гнев,  Лжеучение,  Насилие (убийцы, разбойники, самоубийцы, богохульники), Ложь, Недоверие, Сводничество, Обольщение, Лесть, Магия, Взяточничество, Воровство, Предательство...
Но основными тремя пороками для Данте являются: Похоть, Алчность и Гордыня. По сути, эти три страсти порождают все остальные.  Но можем мы ли мы осуждать эти страсти? И имеет ли смысл их наказывать?

       Что есть Похоть? Это стремление получить удовольствие от соития с телом любимого человека. Другое дело, что это стремление часто неуемное. Но можно ли его понять? Я думаю да. Суть в том, что человек ищет в сексуальном удовлетворении удовольствие, удовольствие, которое призвано сделать его счастливым, несмотря на всю зыбкость и мимолетность этого счастья. Все же похоть в своей основе ни что иное, как поиск счастья. Абсолютно счастливый человек, самоудовлетворенный в своем бытии, вряд ли будет подвержен этому пороку. Ибо он находится в согласии с самим собой, что определенным образом гармонизирует его отношения с противоположным полом.

       Что есть Алчность? Алчность есть стремление владеть. Владеть чем-либо материальным или нематериальным. Алчность трудно понять, потому, что часто именно этот порок толкает человека на преступления. Именно он служит основной мотивацией при воровстве и убийстве. И именно он заставляет терзаться муками ревности сердца людей, порождая чувство собственичества. Можно ли понять Алчность? Можно ли понять воровство? Убийство? Я думаю да. Никто не ворует и не убивает просто так. На все есть своя причина.  Только для того, чтобы понять ее надо попробовать понять, что творилось в душе у человека, в тот момент, когда он воровал или убивал. И если мы попытаемся сделать это, то неизменно поймем одно -  причина, как это не парадоксально та же. Воруя, Убивая, Ревнуя... человек ищет счастья. Либо для себя, либо для своих близких. Другое дело, что пути достижения этого счастья, мягко говоря, не самые лучшие. Но... Каждый сам выбирает для себя эти пути. И до тех пор, пока человек сам не придет к пониманию того, что на пути к счастью нужно расти, а не падать, и что счастлив не тот, кто может себе многое позволить, а тот, кто может во многом себе отказать. Пока человек не будет заинтересован, прежде всего, в том, чтобы дать жизни хоть что - нибудь, а не в том, чтобы как можно больше от нее взять, ничто не поможет ему. Все увещевания, а тем более наказания здесь бессильны. К первым, он останется глух, вторые способны только обозлить его.

       Теперь попробуем порассуждать  о Гордыне. Гордыня это один из главных пороков. Что он подразумевает? Гордыня заставляет человека чувствовать себя выше всех остальных, даже выше Бога. Дети Гордыни - себялюбие, заносчивость и эгоизм. Горделивый человек постоянно нуждается в том, чтобы его гипрерэго что - нибудь питало. Он самоутверждается засчет других,  беспрестанно ощущает потребность быть кому - нибудь нужным. Горделивый человек всегда склонен искать виноватых во всех  и во всем кроме себя, что заставляет его обижаться. Обижаться на жизнь, на людей, на обстоятельства этой жизни. Непомерные амбиции часто толкают его на предательство. Он всегда стремиться быть кем - то, но в этом стремлении беспрестанно ставит себя выше других, не утруждая себя задуматься над тем, что все в этой жизни относительно и как только найдется кто - то, кто будет выше его, это снова сделает такого человека глубоко несчастным. О да! Гордыня также не больше чем возможность быть счастливым. А значит, и этот порок может быть понят и воспринят как  очередная лазейка к иллюзорному, беспрестанно ускользающему счастью. Легко чувствовать себя счастливым, когда ты возвеличил себя выше звезд, но будет ли это истинным счастьем? Ведь чем ты выше, тем больше твои потребности к окружающим людям и тем менее ты внимателен к своим недостаткам. Горделивый человек никогда не будет заинтересован в совершенствовании своей души, ибо он уверен в своем совершенстве. И в этом его главная ошибка! И заставить задуматься такого человека о следствиях подобной ошибки может только один ад - тот самый ад, который он создал для себя здесь, в этой жизни, превратив свою жизнь в бесконечную гонку за богатством,  властью, славой, и не замечая того, как он же сам стал рабом собственных желаний. К осознанию того, что раб никогда не может быть счастлив абсолютно, приходят очень немногие. Еще меньше людей задумываются над тем, что настоящее истинное счастье достигается лишь в том случае, когда человек абсолютно самодостаточен в своем «ничто». Он ничто и у него ничего нет, но он бесконечно радостен. Он богат потому, что счастлив, а не наоборот и он, прежде всего Властелин самого себя, не нуждающийся ни в чьем почитании и прославлении. И как бы значительны   не были дела и  добродетель такого человека, он никогда не почувствует себя великим. Потому, что эта добродетель, всегда будет являться следствием его светлой смиреной души, стремящейся  жить, помогать и любить, безусловно. Это всегда следствие и никогда не цель. В бытии такого человека отсутствует любая форма сравнения, потому, что душа его выросла настолько, что более не ставит себя выше кого - либо и не смотрит с жалостью на тех, кто ниже его. Единственное желание такого человека просто быть.

       Итак, мы пришли, к заключению, что любой порок, в своей основе, ничего более чем поиск счастья. Так есть ли какой либо смысл в наказании этих пороков? Что дает наказание? Заставит ли оно человека задуматься над тем, что - то он делает в своей жизни не так? Не страх о том, что человека постигнет кара небесная, а собственное желание стать лучше, вот единственное что может спасти человеческую душу. Ибо только понимание, которое он взрастил внутри своей души сам, способно дать щедрые плоды в его существовании. Если что- либо существует, то оно должно существовать только во благо, то есть для того, чтобы сделать человека совершеннее и страдание имеет смысл только тогда, когда способно изменить человека в лучшую сторону, а не когда что- либо менять уже поздно. Так может быть ни один грешник не достоин  суда и вечных страданий  в преисподней Данте? Но может быть каждый из них достоин понимания и сострадания?