На приеме у психолога - 2

Лариса Маркиянова
                - …Так вы искренне полагаете, что у меня и впрямь все нормально?
                - Не только нормально, но и хорошо. Просто отлично! Уверяю вас. Вы можете абсолютно доверять моему мнению, как психолога высшей категории и со стажем работы без малого двадцать лет.
                - Да я вам верю. Конечно, верю. Вот только…
                - Что «только»?
                - Как сказать… Факты говорят о другом. А говорят они о том, что все далеко не так благополучно и гладко. С сыном, например, нет взаимопонимания. Говорим на разных языках. Ну да, затянувшийся переходный возраст, становление его как личности и все такое… Но ведь родная кровь. Плоть от плоти. Из моей клетки возник, с моим набором хромосом, ветвь моего генеалогического древа, а как будто с другой планеты. Никаких точек соприкосновения, ничего общего. Более того, полный антагонизм с его стороны. Если для меня белое, то ему обязательно черное. Если у меня день, то у него ночь. Если мне кисло, то ему сладко. Все против, все поперек. Как будто я ему враг. А ведь никто больше меня, отчаяннее меня не желает ему добра. Ах, да что там говорить. Та же история с мужем. И ведь каждый из нас сам по себе человек неплохой, с другими людьми приятный в общении, умеющий находить и общий язык, и компромисс. А дома, с самыми близкими и родными – роднее некуда – каждый упирается рогом и насмерть стоит на своем. …Да, на работе нормально, с подругами, коллегами, родными и соседями все более-менее. Не без шероховатостей, конечно. Но в целом нормально. Хорошо, как говорите вы. Но дома… Мой дом – моя крепость. Так вот, моя крепость трещит по всем швам, так что и треск стоит, и земля ходуном ходит. А вы говорите: отлично…
                Женщина – психолог смотрит сквозь очки на пациентку с ласковой, чуть снисходительной улыбкой.
                - Мы не умеем быть благодарными – вот в чем наша всеобщая ошибка. Стоим исключительно на потребительской точке зрения. Нам все должны: государство, родители, муж, наши подросшие дети, соседи, природа, судьба, даже Господь Бог. Слышали, наверное, в Израиле есть давняя традиция вкладывания молитвенных записок с обращением к Богу в трещины и щели Стены Плача, еврейской святыни в Старом городе Иерусалима. Каждый год вкладывается более миллиона таких записок – и туристы, и паломники оставляют, и местные жители. Считается, что там особое место и все обращения непременно дойдут до адресата. Вообще-то эти записки читать запрещено. Но ученые все же провели исследование и изучили содержание двух тысяч таких писем к Всевышнему. Люди молят Бога о том, чтобы он им послал удачу, блестящую карьеру, высокооплачиваемую работу, здоровье, богатство и так далее и тому подобное. И только в одной! - единственной записке была благодарность Всевышнему. Только в одной. Это весьма показательно. Знаете, я каждое утро иду на работу через подземный переход и каждый раз вижу там инвалидную коляску, в которой сидит парень, молодой мужчина. Видимо, полностью парализованы ноги. Перед ним лежит коробка их-под обуви в которую сердобольные прохожие бросают деньги, в основном, мелочь. Иногда и я тоже брошу несколько рублей. И каждый раз он говорит «спасибо». Говорит искренне, сердечно, без уничижения, с доброй улыбкой. Каждый раз у меня сердце переворачивается. Уж ему-то есть все причины быть озлобленным на весь мир, на людей  . Он сидит и улыбается, а мимо торопливо бегут с хмурыми, озабоченными  лицами люди, спешащие мимо на своих здоровых ногах и не осознающих своего везения и счастья. Вот и вы тоже. У вас здоровый умный сын, непьющий хорошо зарабатывающий муж, собственная благоустроенная квартира, любимая работа, хорошее здоровье. Вы привлекательны и еще довольно молоды. Вы умны, образованы, прекрасно одеты. Вот и серьги, вижу, с бриллиантами. У вас громадье разных планов. А вы сидите передо мной и жалуетесь на свою жизнь, которая, если внимательно посмотреть на нее со стороны, так хороша. Посмотрите за окно. Видите, светит солнце. Птицы поют. Все хорошо. А то, о чем вы говорите, это так, мелочи жизни, суета, шелуха, второстепенные подробности, шероховатости и неувязочки, которые тоже имеют право на существование. Более того, они своим присутствием дают нам почувствовать особую прелесть и красоту мира вокруг нас. Поверьте мне на слово: все у вас хорошо. Только надо быть терпимее к другим, особенно к близким. Муж молчит – что с того. Может, у него на работе неприятности. Или просто устал. А молчит потому, что не хочет вас грузить своими проблемами. Бережет. Сын отгородился – пусть. Не лезьте к нему с вопросами и советами. Отпустите ситуацию. Пройдет какое-то время, и он сам попросит у вас и совета и помощи. Вообще отвлекитесь, отрешитесь временно ото всего. Переключитесь на что-то другое.
                Пациентка слушала молча, внимательно вглядываясь в лицо психолога. Наступила довольно продолжительная пауза.
                - Вы меня извините, конечно, - заговорила пациентка, - я вам хочу задать один личный вопрос. Позволите? – и на кивок психиатра продолжила, -Скажите, Елена Анатольевна, а вы сами счастливы? У вас в семье все нормально, хорошо?
                - Ну… В целом, да, нормально.
                - А не в целом? Вот с мужем у вас какие отношения?
                - С мужем?.. Видите ли, мы уже три года как в разводе.
                - А почему?
                Психиатр вздохнула, пожала плечами:
                - Причина банальная: не сошлись характерами. Мы оказались слишком уж разными, абсолютно несовместимыми людьми.
                - И сколько вы прожили вместе?
                - Тринадцать лет.
                - Тринадцать лет?! Что же получается: тринадцать лет как-то совмещались, а потом – бац! – и абсолютная несовместимость. Как же так?
                - Если честно, межу нами, девочками, - психиатр понизила голос и придвинулась ближе к пациентке, - он завел интрижку на стороне. Видала я ее: тощая, длинная, ни рожи, ни кожи, только что молоденькая. Наверняка опытная давалка. А я женщина принципиальная и гордая, мне объедки со стола не нужны. В общем, подала на развод и ни минуты о том не пожалела. Одной даже лучше. Есть такое понятие: счастье в одиночку. Зато ни перед кем не отчитываюсь, ни к кому не приспосабливаюсь, не боюсь делать ошибок – никто не упрекнет, могу на девичник в любое время с подружками завалиться хоть на всю ночь. Нормально. Просто отлично.
                - Детей, стало быть, нет?
                - Почему же. Дочь. Шестнадцатый год. Самый пик говнистого периода. По амбициям и физическому развитию мы уже мним себя взрослыми и самостоятельными, а по опыту жизненному и мозгам – дите несмышленое. Но мамины советы слушать не желаем. Куда там! Сами с усами. На все имеем свое собственное твердое мнение.
                - Так, может, пусть сама строит свою жизнь. Набивает шишки, набирается опыта путем проб и ошибок.
                - А коли в подоле принесет в шестнадцать лет со своими пробами? Чревато, знаете ли. Некоторые ошибки аукаются всю жизнь. Я же не посторонняя тетя, чтобы быть невозмутимым китайским наблюдателем. Вот и стучишь в закрытую дверь день и ночь, только достучатся не получается. – Она сняла очки, положила перед собою, задумчиво смотрела за окно.
                - И все же жизнь – хорошая штука, - сделала неожиданный вывод пациентка.
                - Да уж, - усмехнулась саркастически психиатр, - крутишься всю жизнь как белка в колесе, бьешься- бьешься, а ни благодарности, ни отдачи никакой. Всю жизнь всем должна – родине, начальнику, родителям, дочери. Все только хотят взять, а дать некому. А я ведь тоже живой человек, слабая женщина, которой хочется и заботы, и опоры, и защиты. Праздника хочется. А имеешь цепь серых, однообразных будней. И никакого просвета. А вы говорите: жить хорошо. Хорошо жить – да, хорошо. А моя жизнь – так, прозябание.
                - Руки-ноги целы, голова соображает, желудок переваривает – уже хорошо.
                - Так-то так. Но одной обязательной программы мало. Хочется радости жизни.
                - А разве ее нет? Вон солнце светит, птицы поют.
                - И что? Что солнце? Просто светило, угасающая звезда. А птицы не нам поют, дабы порадовать душу человеческую – плевали они на это – а просто издают свои звуки. И им глубочайшим образом плевать, кто их слушает – убийца или гений.
                - Где-то я подобное уже слышала. «Береза тупица, дуб - осел, речка - кретинка, облака – идиоты, лошади – предатели, люди – мошенники». Разве не только что вы сами мне говорили о прелести нашего существования и красоте окружающего мира?
                - …Ну да. Говорила… - психолог надевает очки, - Так вот, возвращаясь к нашим баранам, в смысле, к вашему вопросу. Все совсем не так плохо. Поверьте мне, как профессиональному и опытному психологу. Более того, все нормально и даже замечательно. Посмотрите в окно. Видите: солнце светит. Птицы поют. Все отлично. А чему это вы смеетесь, позвольте спросить?