Автобиография Драгуна Алексея Макаровича

Алексей Драгун
Автобиография

Я, Драгун Алексей Макарович, родился 15 января 1927 года в Белоруссии, на железнодорожной станции Тощица, Быховского района Могилевской области. Национальность - белорус.
Родители мои: отец Драгун Макар Степанович 1885 года рождения -рабочий. Мать - Анна Казимировна 1888 года рождения - домохозяйка. Родители уже умерли: в 1955 году - отец, в 1963 году - мать. Кроме меня в семье было еще три брата (все были военнослужащими, участниками Великой отечественной войны): Иван 1912 года рождения, подполковник, умер в 1995 году: Василий 1914 года рождения, капитан, умер в 1977 году; Владимир 1916 года рождения, старшина I статьи, погиб в 1942 году на Баренцевом море вАместе с подводной лодкой М - 173, на которой служил.
Своя семья: жена Драгун Тамара Дмитриевна 1938 года рождения, медицинский работник, на пенсии; дочь Сороковых Елена 1957 года рождения, дочь Федорова Людмила 1956 года рождения, сын Владимир 1972 года рождения, майор запаса - умер в 2005 году. Имею трех внучек. Дочери и внучки проживают: одна в Риге, вторая в Калининграде.
В 1934 году я пошел учиться в школу. В 1941 году окончил семь классов. Через 9 дней с начала войны на станции Тощица уже были немцы. Учеба прервалась на несколько лет.
В период немецкой оккупации, по - малолетству, нигде не работал. Копался с родителями в собственном огороде. Как мог, помогал партизанам: собирал и воровал у немцев и полицаев патроны, гранаты и все это через ребят из соседних деревень, где не было немецких гарнизонов, передавал партизанам, сообщал им необходимые сведения о немцах на станции, распространял листовки, полученные от партизан через тех же деревенских ребят. Часть боеприпасов вместе с соседскими ребятами прятали для себя, на всякий случай. Однажды удалось стащить у немца винтовку. Это было очень опасно, грозило смертью, но Бог миловал. Воровали и продукты питания. Это уже шло на собственное потребление - было голодно. В феврале 1944г, с приближением фронта с востока, по станции нашими самолетами периодически наносились бомбо - штурмовые удары. Немцам было уже не до контроля над местным населением. И мы, подростки и юноши, сколотили группу, забрали припрятанные боеприпасы, винтовку и, при очередном налете наших самолетов, ушли в лес. Поплутав пару дней, попали к партизанам, в отряд Воробьева. В отряде было много знакомых и нас, человек восемь, распределили по взводам без всякой проверки.
Станцию Тощицу Красная Армия освободила 23 февраля 1944 года. Отступая, немцы бросились в лес, а мы, наоборот: из леса, навстречу Красной Армии. И в деревне Дедово, что западнее ст. Тощица километра 4-5, произошло соединение партизан с частями Красной Армии. На ходу, объявили, что все партизаны идут за Днепр, переходя его по переправам в Новом Быхове и в Шапчицах, а это километров 20 - 25 от Дедова. Тут же объявили, что несовершеннолетние могут расходиться по домам сразу же. Так закончилась моя недолгая партизанская эпопея.
Всю весну, лето и осень я работал в местном леспромхозе, а 6 декабря 1944 года в семнадцатилетнем возрасте, был призван в Красную Армию Быховским райвоенкоматом Могилевской области. И более чем через 43 года, 19 марта 1988 года, по возрасту (мне уже шел 62-й год) я был уволен в запас, пройдя путь от солдата, до генерал - майора.
Прохождение службы в армии следующее:
С декабря 1944 года по август 1948 хода состоял на должностях рядового и сержантского состава. За эти годы прошел обучение (12.44г. - 08.45г.) в учебном батальоне 2-й запасной инженерно - саперной бригады, действовавшей в полосе 3-го Белорусского фронта. Бригада, учебный батальон, привлекались для установки минных полей, борьбы с диверсионными группами, охраны фронтовых объектов и других действий. Бригада вошла в перечень соединений и частей действующей армии, и я являюсь участником Великой Отечественной войны, а с 1996 года - инвалидом II гр. ВОВ. По завершении обучения в учебном батальоне мне было присвоено воинское звание «младший сержант».
С августа 1945 года по сентябрь 1946 года служил командиром отделения легко - переправочного парка 10-й штурмовой, а затем 86 инженерно - саперной бригады, где закончил курсы водителей автомобилей и получил удостоверение водителя 3-го класса.
Осенью 1946 года был переведен и назначен командиром отделения транспортного взвода в 7-й гвардейский понтонно - мостовой полк ЛенВО. Оттуда в феврале 1947 года был направлен на учебу в 17 школу автомобильных механиков ВС СССР, ЛенВО, г. Боровичи. По завершении обучения, в марте 1948 года, получил свидетельство автомеханика, сдал на права водителя автомобиля 2 класса, присвоено было воинское звание старший сержант. А за отличное освоение курса обучения награжден был Похвальным листом с занесением на Доску Почета школы. По возвращении в полк был назначен автомехаником автотранспортного взвода, в котором служил раньше.
Но я хотел стать офицером. В августе 1948 года я поступил в 1 - е военное автомобильное училище, города Рязань. Будучи курсантом, был назначен командиром отделения, так как имел в/звание ст. сержанта и хорошее прохождение службы на автомобильных должностях рядового и сержантского состава. 1 ВАУ закончил в сентябре 1951 года по первому разряду с присвоением в/звания лейтенант и вручением диплома техника - механика. Получив назначение в Группу советских оккупационных войск в Германии, служил там до августа 1954 года на должности командира взвода, а затем заместителя командира автороты по технической части 682 автотранспортного батальона 6 гв.тд. Проходя три года службы в Германии, закончил там вечернюю среднюю школу при Доме офицеров Виттенбергского гарнизона, получил аттестат зрелости, т.к. среднее образование ранее получить не пришлось по причине ВОВ. В группе войск мне было присвоено воинское звание старший лейтенант.
В августе 1954 года поступил в Военную академию тыла и транспорта (ВАТТ) на инженерный автомобильный факультет, которую закончил в 1959 году, получив воинское звание инженер-капитан и защитив с отличием диплом инженера- механика.
После окончания академии и до увольнения в запас (отставку) служил в войсках, в крупных штабах, отдавая полученные знания и многолетний профессиональный опыт вопросам поддержания и повышения боеготовности и боеспособности войск и подчиненных частей, вопросам содержания военной автомобильной техники в исправном и готовым к применению по назначению состоянии.
Постоянными вопросами и объектами моего внимания, уже как достаточно крупного автомобильного руководителя, были: боевая и мобилизационная готовность автослужбы соединений и частей, подготовка водительского состава, сержантов, младших специалистов, офицеров -автомобилистов кадра и запаса, подготовка офицеров - автомобилистов на военных кафедрах гражданских ВУЗов, состояние автомобилей и особенно автомобильных колонн, предназначенных для поставки в войска по мобплану, готовность к мобразвертыванию и качественный подбор специалистов в ремонтные части на военное время. Постоянной ежегодной заботой и головной болью автомобилистов моего поколения была подготовка автомобильных батальонов к уборке урожая, уборка целинного урожая (а затем и повсеместно) и, особенно, восстановление добитых «до основания» возвратившихся с уборки машин.
Лично я неоднократно выезжал в районы уборки для оказания технической и организационной помощи батальонам, пребывая там иногда весь уборочный сезон. Ездил в качестве зампотеха начальника оперативной группы. В общей сложности в том или ином качестве (помимо своих должностных обязанностей) вопросами уборки урожая, восстановлением автомобилей после уборки и подготовкой их к очередной уборке занимался 28 лет. Не знаю как в других военных округах, но из ПрибВО, когда я там служил, много лет подряд отправлялись автобаталъоны на Кубань для подготовки рисовых чеков. А возвращались оттуда автомобили в состоянии хуже, чем с «целины». Приходилось отправлять машины и на тушение лесных пожаров, в частности, на тушение лесных пожаров вокруг Москвы в 1970 году. А чего стоило автомобилистам «обволовывание» самолетов на аэродромах после урока, преподнесенного нам Израилем, когда египетские самолеты, стоящие на аэродромах выстроенными «по линейке», были легко уничтожены израильскими самолетами огнем из пулеметов.
Чем только не занимались военные автомобилисты в мирное время помимо своих основных обязанностей - и описать все невозможно. Автомобильная служба, служба офицера автомобилиста - тяжелая служба, как в военное, так и в мирное время.
После окончания ВАТТ службу проходил в следующих соединениях и объединениях:
 
- начальником автомобильной службы 5 гв.мсд ПрибВО (09.59 г. - 07.60 г.) - 11 гвА;
- начальником автомобильной службы 1 гв.мсд ПрибВО (07.60 г. - 12.61 г.) - 11 гвА;
- старшим офицером автомобильной службы 11 гв. армии ПрибВО (12.61 г. -07.63 г.);
- старшим офицером автомобильной службы ПрибВО ( 07.63 г. - 02.70 г. - 6,5 лет), на этой должности мне были присвоены воинские звания инженер -майор и инженер - подполковник;
-начальником автомобильной службы 11 гв. армии ПрибВО (02.70 г. -11.75 г. - почти 6 лет). На этой должности получил воинское звание инженер -полковник и был награжден орденом «За службу в ВС СССР» 3 степени;
-заместителем начальника автомобильной службы ЗакВО (11.75 г. -09.78 г.);
-начальником автомобильной службы ТуркВО (09.78 г. - 11.84 г.) - более 6 лет, из них 5 лет войны в Афганистане, в первый, самый трудный период).
Во время афганских событий занимался вопросами автотехнического обеспечения боевых действий соединений и частей 40 армии (ограниченного контингента) и подвоза материальных средств в Афганистан. На территории ТуркВО шла доподготовка водителей и младших специалистов для 40 армии. Кроме этого, как в Афганистане, так и на территории округа шло большое строительство парков, средств технического обслуживания и ремонта вооружения и техники, наращивалась материальная база для подготовки личного состава, как для 40 армии, так и непосредственно для войск округа. Так, по линии автослужбы был построен горный автодром, на котором тренировались водители, отправляемые в Афганистан.
На базе этого горного автодрома (в учебном центре ТуркВО «Келята») киностудией Минобороны СССР был снят учебный фильм «Вождение автомобилей по горным дорогам» с показом элементов боя с «душманами» при нападении их на автоколонны. Фильм нашел широкое применение в автомобильных частях и подразделениях Советской армии и «не сходит с проката» до сих пор. Горный автодром был построен по моему проекту и под моим личным руководством. Был реконструирован 14 авторемонтный завод, создавались ремонтные автомобильные батальоны для ремонта техники в полевых условиях Афганистана, строились хранилища для укрытия автомобильного имущества текущего довольствия и «НЗ». И это все создавалось на территории округа в период боевых действий в Афганистане.
После вступления в Афганистан на «голом» месте были созданы парки со всеми элементами для технического обслуживания и ремонта вооружения и техники 40 армии и приданных ей соединений и частей (ограниченного контингента) - а это тысячи автомобилей, гусеничных артиллерийских тягачей и другой автотехники. Большая работа проводилась по техническому обеспечению рейдовых операций, восстановлению выведенной из строя в результате боевых действий и на минах автомобильной техники. Постоянной заботой автослужбы всех звеньев была организация технического обеспечения автомобильных колонн по доставке на армейскую базу в Пули - Хумри и непосредственно в войска грузов с перевалочных баз в Хайратоне и Тарагунди.
В период работы (службы) в ТуркВО мне было присвоено воинское звание генерал- майор - инженер и награжден был орденом Красной звезды -«за оказание интернациональной помощи братскому афганскому народу».
В ноябре месяце 1984г. как генерал, имеющий боевой опыт в своей сфере деятельности (автомобильной), был назначен начальником отдела эксплуатации автомобильной техники Главного автомобильного управления МО СССР, т.е. занимался вопросами организации эксплуатации автотехники ВС СССР.
В этот период опять пришлось заниматься уборкой урожая, за что был награжден орденом Трудового Красного знамени. К 40 - летию Победы в ВОВ был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В период аварии на Чернобыльской АЭС в ГЛАВТУ МО была создана оперативная группа по организации автотехнического обеспечения в/частей, принимавших участие в ликвидации аварии. Я был назначен начальником этой ОГ. Неоднократно выезжал в Чернобыльскую зону для решения специфических в этих условиях автомобильных вопросов, за что был награжден медалью «За спасение погибавших» и нагрудным знаком «Участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС». В 2001 году получил «чернобыльскую» инвалидность II группы.
Уволен в запас (сейчас уже в отставке) с последней вышеуказанной должности (Нач. О. Э. ГЛАВТУ МО СССР) 19 марта 1988 года на 62 - м году жизни, прослужив в Советской армии календарных 43 года, 3 месяца и 14 дней; в льготном исчислении 45 лет и 17 дней.
После увольнения работал в системе ДОСААФ (РОСТО) в г. Москве. Сначала был заместителем председателя Фрунзенского РК ДОСААФ, затем был избран председателем этого РК. С 1993 года по состоянию здоровья и возрасту уже не работаю.
12 лет был заместителем председателя Совета ветеранов Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ. В Настоящее время по возрасту отказался от этой должности и являюсь рядовым членом этой ветеранской организации.
С 1984 года проживаю в городе Москве.




«____» май 2010 г.


 
 


Приложения:  Перечень наград:

                Ордена:
1. Отечественной войны II степени - за участие в ВОВ.
2. Трудового Красного знамени - за отличную работу на уборке урожая.
3. Красной звезды - за оказание интернациональной помощи братскому афганскому народу.
4. За службу Родине в ВС СССР-за хорошую службу.


Медали:

1. За боевые заслуги.
2-3. За трудовую доблесть (2 медали) - за хорошую работу на уборке урожая.
4. За воинскую доблесть.
5. За спасение погибавших (медаль РФ) - за Чернобыль.
6. Медаль Жукова.
7. Ветеран ВС СССР.
8. За укрепление боевого содружества.
9-17. Юбилейные медали, связанные с победой над Германией в ВОВ и Японией.
18-23. Юбилейные медали, связанные с годовщинами ВС. 24-25. Медали за безупречную службу в ВС СССР.
26. От благодарного Афганского народа.
27. Юбилейная медаль «65 лет освобождения Республики Беларусь».
28. Юбилейная медаль «20 лет вывода войск из Афганистана».
29. Памятная медаль «70 лет 11 гв. Краснознаменной армии».
30. Медаль «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане».
31. Юбилейная медаль «70 лет освобождения Республики Беларусь».

Нагрудные знаки:

1. 25 лет победы в ВОВ.
2. Воину-интернационалисту (за Афганистан).
3. Участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
4. За образцовую эксплуатацию автомобильной техники. (От Минобороны РФ).
5. Фронтовик. (От Российского комитета ветеранов войн и ВС).
6. 80 лет Главному автобронетанковому управлению (ГАБТУ).
7. Знак ВСРФ «За отличие» (крест).

Почетные и памятные знаки:
       Имею 13 указанных знаков.
Ценные подарки:
1. Ружье охотничье - 2.
2. Транзисторные радиоприемники - 8.
3. Часы наручные, карманные, настенные - 15.



Грамоты:

За безупречную службу в ВС СССР; выполнение интернационального долга в ДРА; за успехи в боевой и политической подготовке, примерную дисциплину, качественное выполнение взятых (социалистических) обязательств; за высокое качество подготовки личного состава, техники и вооружения к парадам; за проявленную инициативу и усердие при подготовке и обеспечении сборов руководящего состава войск и военкоматов; за добросовестное отношение к службе и хорошую работу по обеспечению и повышению боевой готовности войск; за успешное и качественное восстановление автомобилей, возвратившихся с уборки урожая; за активное участие и достигнутые результаты в военно-научной работе; за активное участие в изобретательской и рационализаторской работе; за патриотическое воспитание молодежи и т.д. - вот за какие показатели в службе я был награжден следующими Почетными грамотами и грамотами:
1. Грамота   Президиума   Верховного    совета   СССР, воину интернационалисту - за выполнение интернационального долга в ДРА.
2. Благодарственная грамота Министра обороны СССР - за безупречную службу в ВС СССР.
3. Почетная грамота от Волгоградского ОК КПСС и Исполкома облсовета депутатов трудящихся - за уборку урожая.
4. Почетная грамота от Исполкома Алтайского краевого совета депутатов трудящихся - за уборку урожая.
5. Почетная   грамота   от   ЦК   ДОСААФ   Узбекской   ССР   за   военно-патриотическое воспитание молодежи и подготовку кадров для ВС СССР.
6. Почетные грамоты и грамоты от командующего войсками ПрибВО -5 грамот.
7. Грамота от командующего войсками ЗАКВО - 1 грамота.
8. Грамоты от командующего войсками ТуркВО -2 грамоты.
9. Грамоты от ЗКВ ТуркВО и начальника АС ПрибВО - по 3 грамоты.
10. Грамоты от Российского комитета ветеранов войны и военной службы (за
военно-патриотическую работу среди призывной молодежи и курсантов военных училищ) - 3 грамоты.


Благодарственные и поздравительные адреса, письма и телеграммы:

За годы службы в СА и уже в запасе и отставке по случаю государственных праздников, награждений государственными наградами, назначений на вышестоящие должности, присвоение воинских званий полковника и генерала, моих юбилейных дат и пр. - таких документов получил более сташестидесяти от:
- Президента РФ;
- Мэра г. Москвы;
- Председателя Российского комитета ветеранов войн и ВС;
- Префекта Западного административного округа г. Москвы;
- Министров обороны СССР и РФ, их первых заместителей и заместителей;
- Военных советов, командующих войсками и членов военных советов ПрибВО, ЗакВО, ТуркВО и 11 гв. армии;
- начальников военных автомобильных училищ, воинских коллективов, отдельных военнослужащих и граждан.



«   » май 2010 г.
 
Генерал-майор в отставке А.Драгун