Часть 21. лето 2001

Юрий Стеклов 2
……8МАЯ.  В 11ч я поехала к Ане посмотреть на мою вторую правнучку. Сегодня ей 7 дней. Когда я приехала она спала. Маленький, беспомощный человечек. Пришла Аня (покупала коляску) и кормила её грудью. Лида очень заботится  о малышке. Малышка-крохотулька- прелесть. Дай Бог ей счастья и здоровья. Подарила Анечке энциклопедию ухода за детьми и книжку ……?.... «Книга о детях для умных родителей». Инночка была в школе. В 14.30 я уже была дома. Позвонила Иде(?). Подошёл её сын. Рассказал, что она в онкологической больнице на химиотерапии по поводу саркомы языка уже три недели. Болезни- трагедия старости… Позвонила Зина Кессен. Жалуется на недомогание, одиночество.
Позвонил Володя Дворкин, поздравил с днём Победы. Да, именно сегодня, 8 мая, отмечается там, в г.Заган, день Победы в 1945году. Палили из орудий оставшимися снарядами. Небо пылало! Сегодня в совете ветеранов отмечают этот праздник: застолье в тесном помещении. Я это не приемлю.
9МАЯ.2001г. Среда. ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
Прошло 56 лет. И каждый год вспоминается этот день, день большой радости. Казалось, что если закончится война, неимоверные испытания, потери близких, то наступит счастливый период жизни для всех. Увы…
Сегодня утром решила пойти погулять. Пошла по ул.Герцог, увидела бабу Люду и упала. Испугалась. Слава Богу, травма невелика: ссадины, гематома. Пришлось вернуться домой. Обработала ссадины. Юра напился пивом. Одел пиджак Лёни с орденами и балагурил. (?) Ушёл с Лизой в банк. Пришёл навеселе, уснул.
Телефонные звонки, поздравления. Цветы от Лизы; зашла Яна, принесла букет роз. Звонила Анечка, Анна Евсеевна, Ирина Львовна, Рая Кузнецова, Клара, Рахель, Михаил с Римой. Я зашла к Кларе и Фире-соседкам старушкам и поздравила их. Вечером позвонил Илюша, приглашает в Беэр Шеву. Позвонила Галя- приглашает в Кармиэль.
11/05 Вчера утром отправила поздравительную открытку Сидни Коэну, мужу моей двоюродной сестры, Эделин. Юра написал по английски. А в 11ч он поехал на кладбище (40 дней после смерти Инги). В 14 часов я ему позвонила на пелефон,(мобильник) он был в нетрезвом состоянии на Нордау. Пришёл в 15час пьяный, от Галины, матери Инги. Я его накормила и уложила спать. Что будет вечером и ночью? Ведь у него нет дома пива. Пятница, всё закрыто!
21.05. !7-го, в четверг, Юра уехал в Тивон, в банк, за карточкой для каспомата. Зашёл к Саше Кузнецову и, как обычно при подобных посещениях, выпил. 17,18,19-го—запой. Он алкоголик астенического типа. Вялый, безвольный. «Виноваты все, особенно близкие-т.е. мама». Раздражает любой шум. Ругается, кричит, выбрасывает внутреннее раздражение. 20-го он пришёл в норму.
20-го днём я поехала к Ане, т.к. 21-го уезжает Лида, и надо было с ней попрощаться. Инночка была в школе. Малышка—Лера-кроха, ей 20 дней, но улыбается и охотно хватает грудь… Посидела у них час и поехала домой. В автобусе споткнулась и чуть не упала. Обошлось. Вслед за мной вскоре приехал Юра. За прошедшие 3 дня –хозяйственные дела (описывает-ю.с.).
У Юры денег нет. Сегодня Юра заказал для Лиды маршрутное такси в аэропорт. Взял у меня 45шекелей и повёз к Ане, чтобы Лида заплатила за такси. У Ани, как правило, опять нет денег! Пока тянут с меня, считая, что это в порядке вещей. (Юра брал редко и всегда отдавал-ю.с.) Юра, когда пьёт, покупает коньяк (бренди) или пиво в значительных количествах и всякую ерундовую, но дорогую закуску. 21-го Лида уехала домой, в Питер. Теперь Аня одна с 2-мя детьми.
25.05, Пятница. Третий день Юра в форме. Соответственно в моей душе праздник.
Вчера вечером была на море с Анной Евсеевной. Море чудесное; небольшая зыбь и золотистый отсвет от солнца. Ветерок, и нет изнуряющей дневной жары. Людей мало. Рабочий день. После такой прогулки улучшается настроение и самочувствие. Сегодня я даже более трудоспособна в домашних делах. Вечером позвонила Любовь Савельевне! У неё день рождения. Получила поздравительные письма из Питера- от Любовь Савельевны и от Оли Нечёсовой. Нечёсовы стареют. Тоже около 80. Ольга сломала ногу, болеет. Внуки получили образование, работают. Так что одиночества нет (?). Любовь Савельевна с мужем Леней в конце года уезжают на постоянное жительство в Сан-Франциско…. Приближается праздник Шавуот, праздник дарования Торы. В этом году  совпадает с моим Днём Рождения. Мне 80 лет!
26-27.05 –Прогулка на море с Анной Евсеевной, Ириной Львовной……День забот и хозяйственных дел. Покупала, готовила …. Вечером заходили Дворкины, подарили красивую настольную лампу с регулятором.
28 МАЯ 2001г.- Сегодня праздник Шавуот и день моего рождения. Мне 80 лет!
День нерабочий. Магазины закрыты.Жара+34, хамсин. Утром Юра поздравил, пожелал здоровья. Вчера принёс букет розовых гвоздик. Позвонила Клара, соседка с 3-го этажа. Поздравила, побеседовали.Сказала,что зайдёт завтра. Ей тоже 80 лет и она совсем одинокая и больная.
В день моего рождения устроила обед. Сделала блинчики, бульон. Пообедала вместе с Юрой и Лизой. Затем они ушли гулять и к Анечке.
Ко мне зашла Соня- общественница из совета ветеранов с букетом цветов и пачкой сока. Сидела почти час и рассказывала об ужасной старости больных ветеранов, которых она посещает. Таким образом она «развлекала» меня в день моего рождения. Вечер я осталась одна. Читала… Дети бывают разные и по разному относятся к своим  родителям. Излишняя забота и опека вызывают отрицательную реакцию. (?!?). Сегодня звонили, поздравляли меня……
2 ИЮНЯ 2001. Суббота.  (После жуткого теракта в Т.А. Дельфинарии-ю.с.). Хамсин. Жара+34
Израиль- страна ежедневных похорон вследствие террористических актов. Вчера вечером, в Тель Авиве, в клубе, где собралась молодёжь, произошёл теракт. Араб-самоубийца затесался в гущу ребят (в очередь) и взорвался. Погибло 17 человек- 5 мальчиков и 12 девушек, и 120 чел. ранено. Несколько человек в тяжёлом состоянии…. Ребята- школьники старших классов элитарной школы. Все выходцы из СНГ. (В итоге оказалось погибших 21 человек). Палестинцы срывают возможность мирных переговоров…. Правительство закрыло въезд палестинцев в Израиль. (скорее- блокада территорий).
В мае месяце произошла трагедия. Во время свадьбы провалился пол в ресторане, в Иерусалиме. Погибло 22 человека и более 200 было ранено.
Продолжаются теракты в разных районах страны. Удивительно, что при столь напряжённой (военной) обстановке в стране народ живёт как обычно: посещают театры, рестораны, экскурсии. Пляжи сегодня переполнены. В квартире душно. Потею. Утром дошла до нижнего парка, посидела час и вернулась. В 14.30 пришла Ирина Львовна. Посидели,перекусили, поговорили. В 17.30 она уехала на море. В 17ч звонил Юра. У него где-то, видимо на Нордау, встреча с приятелем!
6.06.2001,среда. Ещё 3-го звонила Инна Александровна. Настоятельно хочет отметить день  моего рождения (который уже прошёл 28.05!), и в ресторане! Она назначила 6.06. Вот, сегодня, мы с ней поехали на море в 9 утра. Море бурное, ветерок, +27. Воздух чудесный. Людей очень мало. Доехали автобусом до конца. Погуляли часик, посидели на берегу, а в 11ч зашли в ресторан на берегу моря, в конце набережной. Посидели там полтора часа, взяли порцию кефали на двоих. Это большая рыба, запечённая, а к ней гарнир на отдельном блюде (рис, картошка, зелень, кукуруза); ещё салат овощной, два соуса в соусницах; два бокала сухого вина; кувшин коктейля (мороженое с йогуртом с бананами). Эту одну порцию мы еле осилили на двоих. Затем ещё погуляли, ожидая автобуса. Обратно доехали до Нордау. Инна меня фотографировала. Домой я приехала в 14часов.
Скорее зажарила рыбу. В 15ч пришли Юра с Инночкой со школы. Юра в состоянии умеренного опьянения. Пил пиво…. Поел. В 17ч уехал с Инночкой. Он хочет выполнять функцию отца и дедушки, но у него не хватает сил и энергии. Устаёт, нарушается привычный режим и происходит срыв. ….. Часик я передохнула и сходила на базар.
На днях просмотрела книжку Нурковой «Автобиографическая память». Некоторые главы я прочитала. Нуркова- научный сотрудник МГУ……. Считаю, что написание дневника в моём возрасте оправдано.  Есть с кем пообщаться, выговориться. (я купил, а маме пригодилось-ю.с.)
9 Июня, Суббота. Израильтяне отдыхают. На улицах пусто. Вышла в 9.40, поехала на море, Бат-Галим. +27, погода прекрасная. Гуляла по набережной, отдыхала в тени под навесом. Вернулась домой в 13ч. Юры дома нет. Уехал к Лизе. Позвонила ему. Настроение у него скверное. Конфликтует с собой и окружающим миром. Я для него не авторитет, чтобы помочь ему разобраться в себе, оторваться от депрессивных мыслей, порождающих необоснованный страх и тревогу. Вечер. Одна. Ещё день позади.
10.06- утром плохое самочувствие, повышенное А/Д 150/100. Приняла лекарство… Пошла в аптеку на Нордау, в магазин. В 11ч пришла Инна Александровна, принесла фотографии, которые сделала 6.06. Посидели. Я её покормила обедом. Ушла она в полвторого. Вскоре пришёл Юра. Пообедали. Уснул. Проснувшись, шумел (?)- плохое самочувствие. Отменил поездку к Лизе, остался дома. Прошёл час, и он передумал. Поехал к Лизе.
20часов. Я одна. Ужин, и вечер кончается. Во время ужина сломался зуб, на котором держался протез верхней челюсти. «Сюрприз», меняющий некоторые планы и задумки.
11.06- Была у зубного;  зуб удалил вместе с корнем (стоматологические подробности опускаю). Пришла домой. Позвонил Юра; голос бодрый. Через полчаса позвонила Анна Евсеевна. Она любит общение, даже телефонное. Минут двадцать я шепелявила. Разговор был вполне содержательный. Анна Евсеевна выговорилась, пообщалась…. Болят ранки. Жду и надеюсь. Посмотрела в зеркало. Беспротезная старуха. «Факты- упрямая вещь»- когда-то сказал вождь, друг и враг народа Иосиф Сталин.
Около 19ч. Пришёл Юра пьяный. Возбуждён. Ругался матом, кричал. Поссорился с Лизой. Пришёл домой.
12.06. Проснулась в 3 часа. Боли внизу живота. Юра не спит. Накричал на меня. Уснуть не могу. Вот, уже и птицы проснулись. Вышла на балкон. Красота! Из-за гор медленно поднимается Солнце. Тишина. Прохладно…. Боли в животе держатся.
Перегорела лампа дневного света на кухне. Перегорела лампочка в моей комнате. Болеть нельзя. Надо искать мастера; надо готовить пищу. Надеяться не на кого. Юра спит.
13.06. Хамсин,+31. Утром вызвала по телефону электрика и техника из кабельного телевидения. Сделала уборку в комнате. В 15 час пришёл электрик. За 10 минут поставил лампу дневного света на кухне. Выписал квитанцию. Взял 70 шекелей!! Завтра придёт проводить проводку к розетке холодильника (40шек!). Утром отдала хозяину дома 90 шекелей за 3 месяца.(уборка территории). Территория вокруг нашего дома- помойка! Не зная иврита, не могу объясниться с хозяином. Юра ни во что не вникает. Не платит. Говорит, что у него нет денег. Чувствует себя плохо. Сегодня Лизы нет. Он трезвый. Читает. В комнате, как обычно, беспорядок…. Поужинала, приняла душ. Спать не могу. Завтра утром придёт электрик, а после 12- техник телевизионщик. В 15час, после школы придёт Инночка. Завтра хамсин опять.  (В это время уже не бывает хамсинов. Просто лето- жарко-ю.с.).
14.06,четверг. Ночью плохо спала из-за болей в области удалённого зуба. Утром позвонила, отменила вызов телевизионного техника. Пошла к зубному, Михаилу, удалявшего у меня зуб. Он всё проверил, сделал рентген . Осложнений нет. Выписал антибиотик на 5 дней.
Дома вскоре пришёл электрик, провёл проводку к холодильнику. Взял ещё 60 шек.
Юра ушёл в 2ч гулять с Валерочкой. Аня (в это время)ушла к зубному. В это время пришла со школы Инночка, и сразу к телевизору- смотреть мультики. В квартире духота. Вентилятор перегоняет горячий воздух. Сонливость. Апатия.
15-17.06. (С пятницы на Субботу). Вечером прогулка с Симой Исааковной и Яной. Проводили Яну до дома… Яна опекает Симу. Знакомство у них давнее, здесь, в Израиле.
Ночевала у нас Лиза. Утром пригласили меня поехать на Кармель, на панораму. Поехали Юра, Лиза и я. По дороге прихватили Инночку. Гуляли с 9 утра до 13! Устала, но и отдохнула одновременно. Припухлость зуба уменьшилась. Читаю Адлера- «Наука жить» - психологические изыскания. Рынок; С Ириной Львовной на море.
18.06.2001 С 1 Июля, школа, где учится Инночка отправляет детей в летний лагерь на 3 недели. Это- дневной лагерь- с 8 до 13час ежедневно. Когда мы были на прогулке, на Кармели, я спросила у Инночки, что она хотела бы получить в день рождения? Она сказала, что очень хочет поехать в лагерь, но у мамы до 28-го нет денег. Я обещала, что дам ей денег, и это будет подарок ко дню рождения (2Июля). Сегодня я написала поздравительную открытку, вложила в конверт 200 шек. Купила виноград и поехала к ним домой. Инночка была в школе. Полюбовалась Лерочкой. Она уже улыбается, гугукает, очень внимательно следит за разговором Ани.
В 14:30 приехала домой. Позвонила мастеру, Семену. Он пришёл, посмотрел кресло. Позвонит завтра.    Юра у Лизы. Звонила Анна Евсеевна, приглашала на море. Увы, я не в состоянии…. Звонила Сима, выговорила свои проблемы…. В 21ч  Соломон (?) принёс готовое после починки кресло. Выглядит как новое. Он же склеил стул. Всё за 50 шек.
23.Июня, Суббота. Прошедшая неделя- праздник для меня. Юра трезвый. Дома спокойствие. Для меня—это праздник. Дай Бог, чтобы таких дней было побольше.
Дни проходили однообразно, в хозяйственных делах, прогулках. Сегодня проснулась в 5 утра. Поют птицы, прохладно. С утра, до полпервого были с Ириной Л. на море. Не купались. Море бурное. Сидели, дышали, беседовали в тени. Любовь Савельевна (в письме) нервничает из-за предстоящего отъезда.
25.06 – День посвящён борьбе с тараканами. Освободила все шкафчики на кухне, перетащила всё в свою комнату. Опрыскала всё К-300. Юра вечером уехал к Лизе. –Запах.
26.06, вторник. Генеральная уборка на кухне. Устала. Пришёл Соломон, ремонтирует диван у Юры. В 12ч должна прийти Светлана, мыть полы…. К 14ч …Итог: 1)Тараканы исчезли 2)Квартира убрана;3)Диван починен. Ура!!
В 14:25 позвонила женщина с сладко-заискивающим голосом. Сказала, что она из Тель Авива, занимается социологическим исследованием. Мне надо бы повесить трубку, но из чувства вежливости я отвечала на дурацкие вопросы: (типа) какие соки я пью (я сказала- воду)…. В общем, дурила мне голову, и, наконец спросила ск. мне лет, с кем живу (я не ответила), как меня зовут… Я не догадалась спросить её фамилию, телефон и фирму. По вопросам это не соцопрос, а нечто?...
Иду к Гроссман за рецептами и на рынок…. Вечер, полседьмого. Одна. Юра у Лизы. Позвонила Инне Александровне и Розе, одинокой старой женщине, инвалиду. Разговоры о болезнях. Увы…..
28.06. Утром, с 9 до 10:30 прогулялась, посидела в сквере. В 13час пришла Инночка из школы. Ничего не кушает. Бледная. Отказывается от любой пищи кроме сладкого. Выпила сок с вафлями. Три часа сидела на диване, смотрела мультики. Аня не обращает на неё внимание. Девочка не ухожена.
В 16ч пришёл Юра. Слегка выпил (видимо, пиво). В 16:30 они с Инночкой ушли на детский праздник, по поводу окончания занятий. Вернулся Юра в 19.30, пьяный, и сразу же ушёл к Галине Михайловне вместе с Инночкой. Уже темнело. Я звонила Юре, чтобы он немедленно отвёз Инночку домой. Пришёл с Инной в полдевятого и повёз Инночку, будучи пьяным. Я позвонила Ане, но она никак не реагирует.  Нервы напряжены. Юра пришёл около полуночи, в подпитии (пиво). Долго не могла уснуть.
29-30.06, Пятница. С 8 до 11 –с Ириной Львовной были на море. Купались.
Вечером пришла Лиза с работы.  Я ушла на прогулку с Симой.
Лиза, как обычно, проводит день на диване, с книжкой или с учебником иврита. Юра пьёт пиво или спит (снотворное). (там больше негде прилечь, почитать или отдохнуть-ю.с.). Я ушла в парк. Встретила Зину. Погуляли, поговорили. Дала ей несколько советов. Пришла домой около 12-ти. Картина прежняя. Оба спят.
1 Июля 2001. Утро.  Слабость, тупые боли в области печени, сонливость. Присела на балконе и уснула. Юра тоже спал. Проснулся он в 13часов и пошёл в сквер у Театрона сидеть с коляской- с Лерочкой: Аня идёт покупать подарок и к косметичке !
Юра ушёл трезвый «работать дедушкой». Сказал на час. В 15ч я позвонила ему на пелефон. Язык у него заплетался. Позвонила Ане, чтобы она его отпустила. Дальше- я звонила каждый час. Юра оказался на базаре, где пил пиво с незнакомыми людьми. Дальше он оказался на остановке, около Синагоги. Позже он оказался в Тивоне. Нервы мои на пределе. Остался ночевать у Саши в Тивоне….