Старые фотографии

Елена Полякова 2
Эти фотографии я знаю с детства… 

Первая сделана очень давно, в 1939 году. Маленькой я любила рассматривать мамин девичий альбом  с фотографиями, не особенно интересуясь, кто там на фото. Это были просто картинки, незнакомые мне люди.

Как-то раз в школе нам задали сочинение. Нужно было написать о подвиге на войне. Приближалось двадцатилетие Победы и те, кого мы теперь называем ветеранами, были ещё очень молодыми. Сколько им было? Тем, кто ушёл на фронт в сорок первом восемнадцатилетними, было чуть за сорок.

Можно было взять известные примеры из литературы, но наша учительница просила порасспрашивать домашних.  Ведь  у многих отцы воевали.  Мама посоветовала:
- А ты напиши о Толике Ситникове…
- А кто это? – спросила я.
- Мой друг. Лётчик. Он сбил фашистский самолёт, но сам погиб… Мы с Толиком родились и жили в Грозном, на улице Первомайской. Дворик наш был маленьким, но очень уютным. Прямо со двора на второй этаж, на веранду, вела деревянная лестница. И вот там, рядом, были наши квартиры.

Мы с Толиком были не только соседями, но и друзьями. Учились в одном классе, нам даже учебники выдавали один комплект на двоих. Тогда с учебниками было плохо. Когда нужен был какой-то учебник, мы перестукивались через стенку, переборка была тонкой. До революции это был дом какого-то чиновника и квартира была одна, потом из неё сделали две…

Он очень рвался в небо. С парашютом прыгал с вышки, в какой-то аэроклуб ходил… Это его мечта была – стать лётчиком. Вот и поступил в военную авиационную школу. Он летал на истребителях, Толик. Кто же знал, что война уже  рядом… Из училища он прислал мне фотографию, вот она…

…На фотографии лицо простого, симпатичного русского парнишки.  Через четыре года он совершит подвиг, который будет вписан в историю Великой Отечественной войны.

- Он служил под Ленинградом, - продолжила мама.- В  мае сорок третьего  совершил таран. Спасся. А через несколько дней – второй… И погиб. Его матери девушка-штурман прислала листовку. Там было написано: «Балтиец! Отомсти за Анатолия Ситникова!»  Он был совсем молоденьким – двадцать три года…

… На второй фотографии, сделанной профессиональным фотографом,  в полупрофиль тот же паренек, только в лётном шлеме. Глаза устремлены вверх, видимо, в небо… А на обратной стороне надпись маминой рукой : «25 мая 1943 года Толик Ситников погиб».

На военных сайтах я нашла скупые строчки: « Ситников Анатолий Викторович. Родился в 1920 году в городе Грозном. Русский. Окончил военную авиационную школу пилотов.
Лётчик 71-го истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) комсомолец старший сержант Ситников А.В. 21 мая 1943 года на подступах к Ленинграду на самолёте И-153 таранил истребитель противника. Приземлился на парашюте.
25 мая 1943 года в воздушном бою в районе острова Лавенсаари в лобовой атаке тараном уничтожил истребитель Me-109 и при этом погиб. Посмертно награждён орденом Красного Знамени»

Иногда  мне кажется, что Великая Отечественная – это очень далеко. На самом деле – она рядом…




На фото - Анатолий Викторович Ситников (1920-25 мая 1943), кавалер ордена Красного Знамени (посмертно). Фото из архива Банновой (Рогозинской) Тамары Николаевны, друга  детства и юности  Анатолия.


Никогда не забудут грозненцы имя бесстрашного летчика Анатолия Ситникова. Анатолий Ситников, находясь на переподготовке в Ейской школе, в письме студентке Грозненского нефтяного института Тамаре Рогозинской, с которой он учился в средней школе № 2 г. Грозного, писал; «Трудно передать, как люблю я свой родной город и всю нашу советскую землю. Если бы для Родины понадобилась моя жизнь, я бы отдал се с восторгом»(газета «Грозненский рабочий» 1944, 4 февраля). Получив квалификацию летчика-истребителя, Ситников был направлен в Балтийский флот. В боях он сбил немало вражеских самолетов. В одном из многих сражений у Ситникова кончился боезапас, но он не вышел из боя, хотя навстречу Ситникову стремительно шел немецкий самолет, рассчитывая на то, что советский истребитель свернет с курса. Враг просчитался. Твердой рукой Ситников продолжал вести свой «ястребок» прямо на врага. Он шел па верную смерть, но ни одной секунды не колебался. Когда Ситников приблизился, фашист трусливо метнулся в сторону. Ситников уверенным маневром не дал ему ускользнуть: таранил его. Советский летчик, уничтожив врага, погиб и сам.
В специальной листовке политического управления Краснознаменного Балтийского флота, посвященной памяти Ситникова, говорилось: «Балтиец, гордись подвигом летчика Ситникова и отомсти за его гибель, он погиб за то, чтобы не дать восторжествовать презренному врагу над свободным советским человеком. Он погиб как герой, обессмертив свое имя! Советские люди, потомки наши теплым словом помянут героя, жизни споей не пощадившего в борьбе с самым заклятым врагом нашего Отечества...»  (газета «Грозненский рабочий» 1943, октябрь)