Шимон Перес, портрет в пенсне

Михаил Маковецкий 3
Шимон Перес широко известен как человек, о котором трудно сказать что-то определенное. Но, в свои неполных 92 года, он сейчас самая завидная еврейская политическая невеста на выданье.
В израильской политике с момента возникновения этой страны существуют две взаимоисключающие основополагающие идеологические концепции. Одна из них гласит:
«С арабами можно жить дружно. Мирное сосуществование с ними можно и нужно купить». Другая фундаментальная идеологическая концепция утверждает, что перевоспитывать  никого не надо, а вот воспитывать надо. По мнению сторонников этой концепции: «С арабами мирного сосуществования не может быть в принципе. Тяга к террору у них в крови, как у скорпиона, жалящего жабу, которая перевозит его через реку».
Эти две концепции существуют с момента возникновения практического сионизма в конце 19-го века. Причем, что любопытно. Верящие в то, что с арабами можно договориться, в экономике всегда придерживаются социалистических воззрений той или иной степени радикальности.
Те же, которые считают арабов скорпионами, которых еврейская жаба везет через Иордан, всегда в экономике сторонники свободного рынка. Казалось бы, вопрос отношения с арабами и вопрос фундаментальных экономических воззрений — две совершенно несвязанных между вопроса. В реальности же они связаны в нерушимый блок и вот почему. Если исходить из того, что:
Евреи в принципе неспособны ни работать, ни воевать, потому еврейское государство существовать не может. Евреи способны занимать некую нишу в инородной среде, а потому с этой инородной властью им нужно договариваться. Такой инородной властью в нашем случае являются арабы. Поэтому мы должны искать их расположения любой ценой.
Поэтому же материальные ценности нужно распределять внерыночно. Евреи в принципе неспособны к физической работе, а потому в условиях свободной конкуренции себе на прожитьё заработать не смогут. Простой еврейский народ можно накормить-напоить только в результате внерыночного перераспределения материальных ресурсов в их пользу.
Если бы такую концепцию предложили применительно, к примеру, к русским, а не к евреям, то смеялись бы не только куры, но дико ржали бы и утконосы. История русских — это история русского государства. Их способность создать и жить в своем государстве сомнению не подлежит.
Евреи же жили рассеяно две тысячи лет. И их способность создать и жить в своем государстве вовсе не доказана. А способность существовать в рассеянии — доказана.
Да и духовно существуют евреи или в традиционной своей или в европейской культуре. А европейская культура антисемитизмом пронизана. Единственная причина антисемитизма — это реакция на беззащитность евреев. Подлинная или мнимая эта беззащитность — это уже совсем другой вопрос. Но глубокая убежденность в том, что евреи беспомощны по определению — постулат для европейца фундаментальный.
А восприятие традиционного европейского антисемитизма как учение верного, отражающее реальное положение вещей у еврейских европейцев точно такое же, как у европейцев нееврейских.
Еврейские сторонники оных воззрений придерживаются общеевропейской культуры и, соответственно, антисемитизма как один из фундаментальных постулатов этой культуры. Поэтому же евреи, придерживающиеся данные воззрения, всегда пламенные сторонники «европейских ценностей».
Сторонники же «С арабами мирного сосуществования не может быть в принципе» считают, что евреи от остального человечества радикально не отличаются. По крайней мере, в худшую сторону. Поэтому евреи, в том числе, способны и работать на любой работе и воевать. А значит и иметь собственное государство.
А государство, любое, по определению, со своими врагами, в том числе и с террористами не договаривается, оно с ними воюет. Для такого рода войн государства и создаются — именно в этом основная их функция. И, так как экономика, основанная на частном рынке, более эффективна — то никаких причин отказываться от нее в Израиле нет.
Так вот, сторонники концепции, которое считает евреев таким же народом, как и все остальные, на сегодняшний день политически представлены нынешним главой государства Беньямином Натаньягу. А партии, которые склоняются к такому подходу — это стоящая сегодня у власти в Израиле коалиция — Ликуд, Израэль бейтену, Еврейский Дом.
Сторонники же концепции того, что евреи — это особая общность людей, которые могут существовать только в инонациональной среде, работая в ней только головой и первичным половым органом но не руками, на сегодня признанного политического лидера не имеют. Хотя в политике влияние сторонников таких взглядов велико, но они разобщены в рамках различных партий (Авода, Мерец, Тнуа, Еш Атид).
Только одна фигура в израильской политике придерживающаяся этой идеологии сегодня имеет достаточный авторитет в настоящее время. Эта фигура — Шимон Перес. Даже присуждение ему Нобелевской премии за укрепление мира, которое обычно означает бесславный уход из политики, не выбил его из седла.
Впрочем, какими только званиями и наградами его не удостаивали. Включая самые анекдотические. Ему даже 11 мая 2010 года по решению Учёного совета МГИМО (У) МИД РФ присвоено звание «Почётный доктор МГИМО».
Его политическая карьера длиться уже 70 лет и продолжается оставаться на взлете. Иногда создается ощущение, что Шимон Перес интриговал еще во времена царя Давида. Шимон Перес — это своего рода злой рок и горькая судьба израильской политики за все годы существования этого государства.
Во время Войны за Независимость  Перес был помощником генерального директора министерства обороны Израиля и отвечал за закупки вооружений. Депутатом Кнессета впервые он стал в 1959 году и оставался им до 2006, пока его не избрали президентом в надежде, наконец, от него избавится — президент в Израиле должность сугубо представительская. Как хвост у павлина.
 Мечты, мечты, где ваша сладость. На каких только постах он не отметился в прошлом. За всю свою бесконечную политическую карьеру он неожиданно проигрывал практически все выборы, в которых участвовал. У народа, для которого он так много сделал, популярностью он никогда не пользовался.
Именно он в 50-ые годы организовывал закупки вооружений Израилем, и именно он был тем человеком, который организовал поставку ядерных технологий из Франции в Израиль. Фактически, для ядерного проекта Израиля он был тем же, чем был Берия для ядерного проекта СССР. Ядерные реакторы в Димоне и Сореке — это его рук и головы дело. Тогда Перес во Франции проводил больше времени, чем в библейской глубинке в Израиле…
В те года (с 1954 по 1961) Франция вела войну в Алжире. Это был вполне себе серьезный военный конфликт. Мыши плакали, давились, но ели кактус. Полтора миллиона убитых. Фактически по результатам этого конфликта три миллиона жителей Алжира, детишки самых разных народов, бежали во Францию.
Что представлял собой Алжир до этой войны? Алжир не был французской колонией, как врала потом советская пропаганда. Еще в середине 19 века Франция воссоединила Алжир, сделав его частью территории Франции. Любая арабская страна многонациональна, и Алжир в том числе. А после присоединения к Франции туда хлынул поток переселенцев из метрополии. В столице страны говорили сугубо по-французски. А арабов было меньшинство населения. Как в советском Ташкенте или Баку.
Франция за Алжир держалась до последнего. У де Голля на случай поражения Франции в той войне были очень плохие предчувствия. По его мнению, в случае поражения Франция потеряет глаз, руку, ногу, правое яйцо и будет прикована к инвалидной коляске на двух колесах. А потому в ходе той войны он не считался ни с чем. А ярость, как известно — лучший советчик.
Тогда подъем арабского национализма носил бурный характер во всем арабском мире и был направлен как против Франции в Алжире, так и против Израиля. Поднятый вверх палец, символ единобожия (Аллах Ахбар), взметнулся тогда вверх на всем пространстве от Марокко до Ирака.
Арабы вдруг ощутили, что Аллах един, милостив, милосерден и именно Мухаммед пророк его. А переубедить их в этом сил у послевоенных Англии и Франции не было. Израиль тогда вообще рассматривался как мелкий быстро проходящий феномен. Своего рода подростковые прыщ на носу бурно растущего подростка-араба.
Враг твоего врага твой друг, считал де Голь, в результате чего поток самого современного французского оружия в 50-х годах прошлого века лился в Израиль рекой.
До 1959 года основным человеком, который технически осуществлял этот поток со стороны Израиля был Шимон Перес. А с 1959 и по 1965 годы, будучи замминистра обороны ответственным за оборонную промышленность, Перес создает в Израиле ВПК. Мощнейший.
Что позволило еврейским шахтерам и сталеварам в 1967 году взяться за оружие и разнести арабов в пух и прах за шесть дней. Перекроив за неделю (с отдыхом  в шабат, естественно) карту Ближнего Востока до неузнаваемости. Прыщ на носу взрослеющего арабского подростка, который всем миром собрались было выдавить, оказался как минимум запущенной раковой опухолью.
Главой государства Шимон Перс был дважды. Министром он был почти всего, от министра внутренних дел и до министра по делам религий. В свободное от политических баталий время он опубликовал свои литературные творения под общим названием «Из дневника женщины». Так он конспирировал свое авторство, причем успешно. Много лет никому и в голову не приходило, что этот непоколебимый государственный муж и несгибаемый бабник…
Впрочем, у него вполне благополучная семья, трое детей, внуки.
Кстати, голливудская звезда Лорен Бэколл (Бетти Джоан Перский) — его двоюродная сестра. 12 августа 2014 года в возрасте 89 лет она скончалась.  Пик ее популярности пришелся на 40-50-х годы XX века. Она, наряду с Мерлин Монро, была признанной первой красавицей Голливуда. Ее кинематографическая карьера была долгой. В частности, она играла с Мэрилин Монро в фильме "Как выйти замуж за миллионера" (1953). А на склоне лет, В 1993 году, она и Грегори Пек сыграли пожилых любовников в телефильме "Портрет". А вместе с Николь Кидман она сыграла в фильмах "Догвилль" (2003) и "Рождение" (2004). Ее отец – Уильям Перски был родной брат отца Шимона Переса.
Злые языки утверждают, что именно близкое родство с голливудской звездой первой величины и было тем мощным толчком, которое дало начало политической карьере Шимона Переса.
Родом Шимон Перес, как и все главы государств Израиля — из Белоруссии. Впрочем, последние четыре израильских премьера, Рабин, Шарон, Ольмерт и Натаньягу — родились уже в Израиле, но в семьях выходцев из Белоруссии. Но почему-то в Израиле считается политкорректным утверждать, что все они выходцы из Польши.
Мать Переса по профессии была преподавателем русского языка. И соответственно, помимо английского, французского, идиша и иврита Перес свободно говорит по-русски.
Шимон Перес, сделавший для становления израильской военной машины больше, чем кто бы то ни было, всегда имел репутацию человека, готового отдать арабам все взамен пустых обещаний. Но авторитет его в обществе очень велик.
Сейчас он заканчивает президентскую каденцию и ищет применение своим политическим амбициям. И все понимают, что на ближайших выборах реальные шансы выиграть выборы у Натаньягу имеет только Шимон Перес.
Сторонник покупки у арабов мира в обмен на уступки Израиля.