Начало повести:http://www.proza.ru/2014/05/26/835
- Хиппи любят жить в необычных местах и путешествовать автостопом, - сказал Эдик.
- Не все девушки-автостопщицы и осевшие здесь люди придерживаются идеологии хиппи, хотя и таких не мало, - сказал Алексей Викторович. - Утриш привлекает хиппи своей свободой, они, пожалуй, преобладают среди всех утришских неформалов. Но особенно часто хиппи останавливаются в районе четвёртой, Базовой щели. Это их место, которое они почему-то переименовали, назвав по-своему Сухой щелью. Летом, при хорошей погоде, молодые хиппи тусуются на пляже. Некоторые даже ночуют здесь же, у моря, забравшись в спальник или накрывшись одеялами. Поэтому ночью нужно ходить осторожно, с фонариком, иначе можно споткнуться о какое-нибудь из развалившихся сонных тел, которых много здесь, особенно в предрассветные часы.
- Да, я видел: многие спят прямо на пляже, - подтвердил Эдик.
- Счастливые ребята - эти хиппи. Часто обросшие, не бритые, иногда задрипанные с виду, они вполне миролюбивые, неагрессивные люди. С ними довольно интересно пообщаться. У них своеобразное, отличное от общепринятого мировоззрение, своя философия и собственная модель поведения. Они придерживаются идеологии свободы без агрессии и отказались от гонки за потребление, выражая этим социальный протест против власти большинства. Как мало нужно им для счастья! Посидят у костра под звёздным небом, побарабанят, посмотрят как симпатичные девушки и ребята крутят файера и тут же завалятся спать, абсолютно довольные жизнью.
- Им можно позавидовать, - сказал Эдик.
- Хиппи предпочитают останавливаться в четвёртой щели, а обычные отдыхающие в первой и во второй щелях, а к нам, в район третьей щели, стекается наиболее пестрая публика, самые разные неформалы. Меньше, чем в четвёртой щели хиппи, зато можно понаблюдать за сектантами, пообщаться с панками или кришнаитами.
- Тоже интересная публика? – спросил Эдик.
- Конечно, - ответил Алексей Викторович. - Сижу я как-то на пляже, отдыхаю. Подходит вежливый молодой парень. Разговорились. Оказалось, парень кришнаит, только что приехал сюда автостопом из Москвы. Кто-то сказал ему, что на Утрише можно жить совсем без денег: найти своих и стоять с ними, пока не надоест. Пожалел я голодного паренька. Оставалось у меня немного хлеба и пара пакетиков вермишели быстрого приготовления. Я предложил их пареньку. Он сердечно поблагодарил и отошел на место под деревьями, где оставил свои вещи. Сижу я, думаю, что у парня, скорее всего, нет даже воды, чтобы поставить отварить себе вермишель, да и очаг нужно делать, сухие ветки и щепки для костра собирать. Решил подойти к кришнаиту. «Пойдём, - говорю, - отварим твою вермишель». «А я её уже съел», - отвечает. Хотя прошло всего-то не более двух минут. Можно, оказывается, живать сухую вермишель и быть довольным жизнью. Рассказываю эту историю обычным отдыхающим - смеются над голодным кришнаитом, рассказываю зимовщикам или местным «аборигенам» - сочувствуют голодному пареньку, понимают, как сильно он проголодался. Кришнаит этот познакомился здесь со своими, близкими ему по духу людьми и беззаботно жил с ними пару месяцев. Как и хиппи, кришнаитам легко жить с их философией: Бог дал хорошо, а не дал значит, не положено: либо не заслужил, либо всевышний посылает тебе очередное испытание.
- Интересная у них философия, - задумчиво сказал Эдик.
- Я бы сказал - позитивная, - продолжил Алексей Викторович. - И хиппи, и кришнаиты, да и многие сектанты умеют позитивно воспринимать мир и радоваться жизни. В этом их громадное преимущество. Ведь для счастья человеку нужно совсем немного, если, конечно, он умеет радоваться самым простым вещам.
- Так вы всё же считаете, что стоит примкнуть к неформалам, чтобы радоваться жизни и стать счастливей? – поинтересовался Эдик.
- Вовсе нет. Чтобы получать удовольствие от жизни, совсем необязательно становиться неформалом или, тем более, уходить в секту. Лучше всё же иметь стержень: крепкую семью, хорошее жилище и работу. А позитивно воспринимать мир можно научиться и самостоятельно.
Эдик с интересом слушал Алексея Викторовича, но решил немного поменять тему разговора:
- Ко мне подходил тут какой-то парень кучерявый. Ходит голым, вперёд животом. Вина просил. Он тоже неформал?
- Ах, этот! Знаем мы его. Ромой зовут. Это спившийся халявщик. Живёт здесь всё лето не первый уже год. Обходит стоянки, знакомится с отдыхающими и живёт за их счёт. Его и покормят, и выпить дадут. Он и некоторые другие постоянные жители Утриша научились жить на халяву, за счёт отдыхающих.
- Как это? – спросил Эдик.
- Я уже немного рассказывал тебе про Сашу. Но есть и более откровенные халявщики. Это общительные ребята, преимущественно молодёжь, как парни, так и девушки, их подружки. Особенно любезны халявщики с гостеприимными, щедрыми людьми, которые и покормят их, и стаканчик нальют. Увидев прибывающих отдыхающих, особенно если те везут с собой большое количество продуктов и спиртного, халявщики подходят к ним, знакомятся. Помогают иногда вновь прибывшим подобрать место для стоянки, донести вещи, рассказывают им об Утрише и его достопримечательностях, могут сводить на экскурсию по заказнику или предложить пресной воды. В общем, стараются произвести благоприятное впечатление. Отдыхающие чаще всего охотно общаются с новыми знакомыми, приглашают их к столу, выпивают с ними, одаривают «ништяками». «Ништяком» здесь называют продуктовый набор, который оставляют отъезжающие домой люди. Отдыхающие частенько привозят с собой больше продуктов, чем могут употребить во время отдыха и излишки отдают знакомым.
- Сами халявщики, как правило, ребята безобидные, - продолжил свой рассказ Алексей Викторович после небольшой паузы, - откровенно не требуют, чтобы их накормили, напоили и оставили им продукты. Если видят, что не хотят с ними общаться, не хотят их кормить не пристают и не настаивают, но стараются «внедриться» в компанию, если видят, что намечается хорошее застолье. Просто подходят к садящимся кушать людям с самыми разными вопросами, предложениями или пожеланиями и остаются, если их не просят уйти. Голодные халявщики могут, конечно, попросить кусочек хлеба, огурчик или тарелку супа, намекнуть, что не ели несколько дней, но чаще покушать им предлагают сами отдыхающие. Так и живут здесь халявщики всё лето без денег и без забот. И даже запасы делать умудряются. Подходят к собирающимся отъезжать людям и спрашивают, не остались ли у них ненужные продукты. Частенько продукты остаются и их дарят халявщикам. Заполучив очередной «ништяк», часть крупы и некоторые консервы халявщики могут приберечь до трудных времен, когда уедут добрые отдыхающие и некому будет их покормить.
- Так халявщики к зиме готовятся, – сказал Эдик.
- В зимнее время многие халявщики уезжают всё же отсюда в надежде переждать холода. Некоторые едут на родину, на побывку домой, а некоторые предпочитают «путешествовать». Не имеющие денег халявщики ездят обычно автостопом. При этом «путешественники» даже и не думают работать. Они научились и в своих поездках жить за счёт утришских отдыхающих. Отдыхающие частенько оставляют своим новым, общительным знакомым телефоны и адреса. И вдруг зимой раздаётся звонок: «Здравствуй, Лёша! Помнишь, летом мы с тобой познакомились на Утрише? Мы как раз в твоём городе. Можно к тебе зайти?» Кто же не пригласит в гости, кто же не захочет вспомнить счастливые летние денёчки? И пригласят, и покормят, и пожить разрешат, если, конечно, условия позволяют. Так и живут бродяги, пока не начинают надоедать хозяевам. Потом, конечно, утришских бездельников вежливо просят удалиться, но они не возражают. Едут автостопом, иногда на перекладных электричках дальше, «по списку», в другой город, к очередным знакомым. У «путешественников» всегда есть несколько адресов про запас. А уже в апреле, когда солнышко начинает припекать, когда появляются первые отдыхающие пора возвращаться домой, на Утриш. Здесь уже тепло, можно загорать, купаться, ходить без одежды.
- Такая жизнь халявщиков вполне устраивает, - философски заметил Эдик.
- Конечно, - сказал Алексей Викторович. - У этой публики нет желания остепениться, найти работу, завести семью. Они наслаждаются своей свободой и независимостью. Таким вот образом реализуя глубочайшую потребность человека быть полностью свободным. Свободным от работы, семьи, каких-то обязательств.
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/07/09/512