Капсула смерти. Глава 1

Татьяна Кутепова
Последние три года я прожил в небольшой индийской деревушке в долине Спити, погруженный с головой в изучение сокровищ монастыря Табо, чудом уцелевших после последнего масштабного землетрясения.
Стараясь спасти уникальные рукописи, мы работали, не считая времени.

Я жил у старосты деревни, в хороших по местным меркам условиях. У меня даже была отдельная комната с маленьким окном из настоящего стекла, что здесь было невиданной роскошью. Я пил чистую воду благодаря запасу угольных фильтров, оставшихся у хозяина от прошлой экспедиции и мог  мыть руки перед тем, как приниматься за обед.
Я даже мог пользоваться туалетной бумагой. Ее, как и зубную пасту, нам раз в месяц привозили из Дханкара. И эти маленькие прелести цивилизации, такие привычные дома, в затерянном в горах Спити казались вершиной удобств.

А сейчас я сидел в просторной гостиной на кожаном диване, жуя кусочки отрубей, больше похожие на ошметки соевого мяса, которые казались мне совершенно безвкусными после индийской кухни. Дмитрий стоял у сияющей белизной стены справа от камина и ожесточенно размахивал руками.
 - Избушка, избушка, повернись ко мне личиком — сказал я младшему брату, - Я не затем тыщи миль отмахал, чтобы на твой затылок любоваться.
Дмитрий вздохнул, опустил руки и плюхнулся рядом со мной на диван.
 - Как тебе наши снеки?  - спросил он, не без удовольствия жуя серые хрустящие кусочки. - Последнее изобретение диетологов. Ешь и  худеешь. Вкусно?
 - Да как-то не понял еще — смущенно ответил я. У меня еще индийские специи в горле стоят.
 - Да они же острые как не знаю что. Специально для тебя выбирал. - Он запил очередной серо-бурый ошметок большим глотком кофе и снова уставился на стену.
 - А что ты делаешь? - не без интереса спросил я его.
 - Да опять настройки сбились, достал уже этот смарт-вижн. - Он махнул рукой в сторону белой стены.
 - Кто тебя достал? - Спросил я и оглянулся в поисках неизвестного устройства.
 - Да это что-то вроде телека, интегрированного с компом и с прочей домашней техникой! - Дима вытянул руку, указывая на стену и замер. Я тоже замер, потому что стена вдруг пошла рябью и прямо из нее выплыли в воздух значки меню.
 - О!!! - Заорал брат и вскочил с дивана.  - Неужели?! - продолжал радостно вопить он и снова принялся делать странные пассы руками. На этот раз значки зашевелились, как в фантастических фильмах моей юности и выстроились перед ним. Он просто рычал от удовольствия, стоя перед вихрем из иконок, фотографий и обрывков фраз.
В кухне что-то зашипело, ваза из матового стекла, стоящая до сих пор в углу, вдруг осветилась нежно-морковным светом и принялась шнырять из угла в угол, оставляя за собой влажный широкий след. Свет в комнате погас, в камине вспыхнул огонь, а занавески на окнах поползли в стороны.
Мне вдруг показалось, что я сижу не в гостиной, а в кинотеатре и все, что происходит — всего лишь фантазия очередного голливудского гения.
 - Рот закрой — кишки простудишь, — вдруг раздался над моим ухом звонкий и веселый, как в детстве, Димин голос.
 - Это... Это что такое?
 - Сейчас поймешь, на, надевай, - и он сунул мне в руки темные очки.
 - Ты еще фонарик дай, - попробовал пошутить я, но выполнил просьбу.
Все летающее порождение электронного мира стали еще реальнее. Теперь они не были выстроены вдоль стены, а перемещались в пространстве.
 - Ты можешь просто посмотреть куда тебе нравиться, на любой объект, и он приблизиться. Один раз моргнешь — развернется страница, которую ты выбрал.
 - А если я просто моргну, глаза же сами моргают?
 - Эта хитрая штука, Саш, она понимает, когда ты моргаешь специально. Но это вообще вариант для ленивых. Мне больше нравиться ручное управление — и разминка, и работа, ну или отдых — что выберешь. - Он снял очки и сел рядом.
Сквозь странное стекло хитрых очков его лицо казалось нарисованным, неестественным, как будто он был  здесь придуманным, а все остальное — настоящим.
 - А знаешь, на Земле еще есть места, где за такое вот шоу тебя могут сжечь на костре ну или просто убить.
 - Да ну? Врешь! - засмеялся он.
 - Серьезно. Вот в Тибете...
 - Саш, ты в этом Тибете пропадал два года неизвестно где со своими экспериментами, потом еще в Индию на три года умчался. Ты даже в Сосити не выходил. - в его голосе слышалась давняя обида.
 - Куда?
 - В социальную сеть.
 - А она у вас одна теперь?
 - Не совсем. - Дима запнулся, помолчал, и повернувшись ко мне спросил: - А ты каким Интернет помнишь?
Я разглядывал комнату сквозь очки. Значки, переливаясь, то приближались, то удалялись. Некоторые, как сказочные эльфы, оставляли после себя искрящуюся дорожку.
 - Да я им последние три года вообще не пользовался, а до этого изредка получалось писать заметки в ЖЖ, когда бывал в городах побольше, где есть цивилизация... Помнится, много было соцсетей. Фейсбук, Гугл плюс, Одноклассники... Даже эта, в которую можно только фото с телефона загружать.
 - Инстаграмм?
 - Вроде. Я ее так и не освоил.
 - Ну, у тебя еще есть шанс. - Брат загадочно улыбался.
Вдруг чья-то мягкая лапа легко, но решительно постучала мне по ноге. От неожиданности я вздрогнул и отодвинулся подальше. На полу стояла та самая ваза, переливаясь уже оранжевым цветом.
 - Э... а... Чего она хочет?!
 - Кто?
 - Да эта...кастрюля... этот твой робот.
 - А, да это пылесос. Он по умолчанию включается. Наверное, хотел чтобы ты ногу убрал.
Я уселся по-турецки на диване, но пылесос вдруг замигал красным и умчался в кладовку.
 - Чего это с ним? Обиделся?
 - Зарядка, наверное, кончилась - на базу рванул. Ты правда какой-то дикий стал. Роботы-пылесосы еще в 2011 году продаваться стали. Забыл?
 - Вообще-то они были либо пылесосами, либо поломойками, а у тебя гибрид какой-то. Да и я как-то без них обходился всегда. А у тебя только он по умолчанию включается?
 - Блииин! - Дима шлепнул себя по лбу и побежал на кухню, откуда раздавались шипение и гул. Я снял очки и пошел за ним.
На черном прямоугольнике варочной поверхности догорала пицца, а над ней, включенная на полную мощность, ревела вытяжка. Дима выхватил у меня из рук очки,быстро надел и посмотрел на остатки пиццы.
 - Нет, уже нельзя есть, - сказал он задумчиво.
 - Да уж. Это и невооруженным глазом видно, - съехидничал я.
 Брат как-то странно посмотрел на меня, снял очки, протер их футболкой, надел, посмотрел, поднял, опустил, потом водрузил на себе на макушку и прищурился.
 - У тебя рубашка самодельная что ли?
 - Н-да, наверное... Я ее в Дханкаре купил. Представляешь, они там сами ткут, и одежду сами делают.
 - Понятно почему на ней никакой инфы.
 - В смысле?
 - Ну нет на ней меток. Интересно, как ее машинка стирать будет.
 - Дим, я, конечно, понимаю что ты программист, продвинутый и все такое. Но объясни ты мне толком, что это за метки, что за очки, что вообще у тебя тут твориться. - Я начинал раздражаться.
Дима еще раз грустно взглянул на пиццу и вздохнул.
 - Давай пойдем куда-нибудь, поедим?
Я кивнул.
 - И не называй меня программистом.
 - А что? Это теперь обидно?
 - Да нет, почему. Просто я уже не только программист. Я оптимизатор.
 - Это как?
 - Смотри. - Дима надел шлепанцы и вышел на площадку подъезда. Я пошел за ним. Как только я переступил порог, дверь за моей спиной закрылась, у нее внутри что-то щелкнуло.
 - Смотри, - продолжал Дима, идя по зеркальному полу лестничной площадки и ничуть не заботясь о том, чтобы проверить, закрыл ли он квартиру. - Есть люди, которые придумывают концепт.
 - Вроде писателей фантастов? - спросил я, сбегая вслед за ним по сияющей гранитной лестнице.
 - Точно. Потом за дело берутся изобретатели. Их сфера — ровно в том месте, где мечта превращается в реальность. Они работают на грани возможного и еще невозможного.
 - Да понял я, чего ты мне разъясняешь.
 - Извини, просто ты такой отсталый, - хихикнул братец и у меня зачесались руки дать ему по затылку. Однако любопытство пересилило.

Мы подошли к кованой решетке лифта, стилизованного под старину. Я ожидал что замок сейчас сам собой откроется, но Дима шел дальше, куда-то в угол помещения. Через секунду мы оказались на узкой лестнице, по которой он снова бодро побежал вниз.
 - А почему не на лифте? - спросил я, догоняя.
 - Да ну его, скучно! Так вот, - продолжал Дима на бегу, выкрикивая фразы, - когда изобретение готово, его испытывают. Раньше, да и сейчас, продукт проходил тестирование внутри компании, а потом поступал на рынок. Но некоторые модели устройств пользуются спросом, а некоторые — нет. Так вот чтобы не тратить деньги на то, что не нужно, и нужны оптимизаторы.
 - То есть ты тестировщик?
Дима оглянулся на секунду и снова побежал вниз.
 - Не совсем. Я ведь их и дорабатываю. Не один, конечно, с группой из компании-производителя и другими оптимизаторами.
 - И как, все модели приживаются в обществе?
 - Абсолютно. Компании экономят колоссальные средства. Ну и мне тоже неплохо живется.

Мы вышли на улицу. Вчера, когда брат встречал меня в аэропорту, был ливень и я не обратил внимание на его машину. Разве что заметил ее странный дизайн. Все, что мне по настоящему хотелось — это сходить в душ и вытянуть ноги. Желательно в горизонтальном положении. Но сегодня все было иначе. На парковке стояло, вернее, лежало прямо брюхом на земле, нечто, напоминающее большую каплю ртути в оправе из ребристого железа.
 - Это что, Ториум?! - я не поверил своим глазам.
 - Не совсем. Ториум не прошел оптимизацию. Люди побоялись ездить с реактором под носом. Все предпочитают проверенный бензин, он хоть и дорогой, зато привычный.
Вообще, такие новинки приживаются не сразу.
Пока в мире есть нефть, у Ториума мало шансов пойти в массы. А это Нокиус. Прототип как бы... Но уже довольно умный. - Дима погладил машину по гладкому боку. Та тихонько зажужжала и поднялась над асфальтом на четыре тонкие лапки. Потом из-под ее брюха показались четыре колеса, и, щелкнув, встали на свои места. На безупречно гладком боку появилась тонкая полоска, которая расширилась, открыв вход в удобный салон.

 - Садись! - весело позвал брат.
Я оглянулся. Рядом на парковке стояли несколько внедорожников обычного вида, еще парочка спортивных машин, низких, с агрессивными мордами, и одна, похожая на космический шатл, тоже лежала на брюхе.
 - Может, пешком пройдемся? Погода хорошая, - начал было возражать я, но Дмитрий уверенно настоял на своем.

Я сел и вытянул ноги. Кресло подо мной зашевелилось, принимая форму под стать моему телу. Я заметил, что у машины на месте руля — приборная панель с маленькими рычажками.
 - И много по городу таких ездит? - спросил я брата.
Пока их только пять во всем мире. И все принадлежат одной корпорации. - Он быстро нажимал на какие-то кнопки и переключатели.

 - Да я смотрю, тут надо на курсы пилотов походить прежде чем на такой ездить.
 - Нет. Для частного использования достаточно будет ткнуть пальцем в карту, показать картинку или просто назвать адрес. У меня тут другая система поставлена, чтоб никто не разобрался.  А то мало ли... Ну вот и все. Поехали.

Машина плавно тронулась и неожиданно резво понеслась по дороге.
 - Дим, ты за дорогой-то следи! - я вцепился в обшивку своего сидения и стал шарить в поисках ремня безопасности.
Дима демонстративно повернулся ко мне, надел свои темные очки , зевнул и спросил, устраиваясь поудобней:
 - Ты на завтрак что предпочитаешь? - мне показалось, он из всех сил сдерживается, чтобы не захохотать.

Мы уже летели по шоссе, в крайнем левом ряду, обгоняя жавшиеся вправо машины.
 - Дим, правда не смешно. Мы тут как в капсуле смерти.  - Я почувствовал, как потеют ладони, а где-то в груди замирает холодок. Ощущение было не из приятных, и это злило. Еще больше злило довольная ухмылка брата.
 - Тут вполне надежно, я проверял. Так что ты хочешь на завтрак?  - Спросил он сдерживая смех.

 - Твою печень, идиот! Неужели эта махина сама рулит?!
 - Еще как! Лучше, чем я — это точно. А завтракать тебе, я вижу, уже перехотелось...

Я молча смотрел на дорогу, прикидывая, как бы лучше ему врезать. Но вдруг мы съехали в сторону и оказались на какой-то тихой улочке. Машина подъехала к маленькому ресторанчику, скользнула на задний двор и замерла, медленно опускаясь на брюхо. Брат как ни в чем не бывало снял свои очки и  с улыбкой посмотрел на меня. Я отвернулся. Машина опустилась на асфальт и плавно открыла выходы. Как только проем стал достаточно широк, я выпрыгнул наружу и всей грудью вдохнул свежий, словно после дождя, воздух.
 - Нам сюда! - Дима уже стоял рядом.
Я развернулся и  расхохотался вместе с ним.

В ресторанчике мы сели за свободный столик в углу у окна, выходившего на улицу. Я стал смотреть на поток машин, ища что-то необычное. Но почти все было по-старому. Разве что внедорожников и старых отечественных авто стало меньше, а вместо них появились небольшие двухместные автомобильчики, почти все  раскрашенные в яркие веселые цвета, словно недавно с детской карусели.

Подошел официант, принес Диме пиццу и стакан молока. Я недоуменно посмотрел на брата. Пицца была точь-в-точь как та, что сгорела на кухне. Только эта выглядела куда аппетитней.
 - А тебе я заказал сырники, - хитро улыбнулся он.  - Ты ведь их все еще любишь, я надеюсь?

Тут же подошел другой официант и поставил передо мной тарелку с сырниками, большую, кружку капучино, тост с шоколадной пастой и сметану в маленькой чашечке.
 - Чудеса... Ты когда успел?
 - Ну, с пиццей все просто, - сказал он, беря кусок с деревянной плоской тарелки, - я просто скопировал ее «им», а вот сырники пришлось вручную...

 - Стоп. Погоди. Кому — им — ты скопировал, и как ты ее скопировал и при чем тут  этот ресторан?
 - Ладно... Начну с начала...  - Он с сожалением положил кусок пиццы обратно.  - Утром я включил свой... кхм... большой телевизор, и все, что  включается вместе с ним.
 - Пылесос, духовку, холодильник...
 - Нет, холодильник пока автономный. Не перебивай. Потом я дал тебе очки. Что ты видел, когда их надел?

Я с удивлением обнаружил, что сырники не кажутся мне такими уж пресными и принялся их уничтожать, окуная в сметану и запивая горячим кофе.
 - Значки летающие увидел и закладки, как в книге на всем твоем барахле. - нехотя отозвался я, не переставая жевать.

 - Вооот, - протянул брат, эти закладки, если их открыть — и есть «им», сокращенно от английского «образ». В них указаны все данные продукта. В случае с пиццей — там ее состав, срок годности, производитель и инструкции по приготовлению.

 - Что же твоя умная духовка их не прочитала?
 - Потому что я утром кофе варю сам. Это как ритуал, понимаешь? Варочная панель включается по умолчанию, как только датчик движения в спальне дает сигнал смарт-вижену, что я уже встал. Потом я иду в душ, там уже вода нужной температуры и сухое полотенце...
 - Я в душ ходил утром — воду самому включать пришлось.
Потому что у меня не было времени все настроить и под тебя тоже. Пришлось на ночь все выключить. Но мы ушли от темы.

 - Да, точно, - отозвался я, покончив с сырниками и принимаясь за тост. Как пицца оказалась на плите?
 - Я просто забыл ее там вчера вечером. Так вот, я скопировал образ пиццы и отправил сюда.

 - Куда — в ресторан?
 - Ну да. А тебе сырники заказал уже по дороге.
 - И это все через очки? - удивился я,-  это как гугл-гласс?
 - Не совсем. Очки — это своеобразное устройство ввода-вывода. Они связывают пользователя с устройством хранящим или обрабатывающим данные. Дома они улучшали визуализацию, а здесь — в некотором роде создают ее, расшифровывая «им»-ы.

Я взял из рук брата очки и еще раз надел их. Мир тут же изменился. На одежде других посетителей, на скатерти, на салфетках появились небольшие светящиеся закладки. Причем некоторые были больше, а некоторые  - совсем крошечные. Я посмотрел на закладку скатерти на столе и моргнул. Она развернулась в нечто, напоминающее ярлык на одежде, со значками стирки и составом ткани.

Потом я посмотрел на официанта, на переднике которого тоже была метка, и моргнул. Ничего не произошло. Я попробовал еще раз — с тем же результатом.

 - Дим, а почему одни метки открываются, а другие — нет.
 - Некоторые дезактивируют их после покупки. Это как срывать ярлычок с новой футболки. Стиралка может распознать, а через очки уже не увидишь. Ну, если нет специальной ломалки, конечно...

Я снял очки и положил перед братом, уплетающим свою долгожданную пиццу.
 - Получается, ты подключаешься к сайту ресторана, отправляешь им заказ через эти очки?
 - Н.. нням... не совсем.
 - То есть нужен комп.
 - Комп... нмн... понятие устаревшее.
 - А как тогда все это работает?
 - Через Интернет, вестимо... И данные тоже там обрабатываются.
 - То есть очки все же связаны с Нетом?
 - Нет. Очки связываются с ближайшим раздатчиком Нета, потом, идентифицируя тебя по радужке, заходят в твое личное пространство в Сосити.

 - Главное ударение на второй слог не ставить, - улыбнулся я.
 - Да уж. Вообще, Сосайти, от «общество», но по-русски как-то неблагозвучно получалось, поэтому назвали Сосити. Сосити — своеобразное сквозное интернет пространство. Изначально это был сайт, объединивший в себе все соцсети. Людям надоело иметь тридцать три аккаунта по разным соцсетям. Можно было, например, транслировать записи из  Контакта в Твиттер, но чтобы увидеть новости, скажем, В Контакте, приходилось заходить туда. Сосити собирал все новости в одном месте и умел транслировать посты сразу везде. Ну и сейчас умеет, разумеется. Соцсети, как были, так и остались, они же принадлежат разным людям и организациям, но практически весь трафик в них — из Сосити.
Еще одним новшеством стало свое защищенное пространство. Что-то вроде твоей виртуальной квартиры. Новости на журнальном столике, книги в шкафу...  плюс к этому у тебя есть набор выбранных или созданных тобой сайтов, где ты автоматически определяешься, как только наденешь очки. В моем пространстве есть этот ресторан. Он один из немногих, кто освоил новые возможности обслуживания. Я просто копирую «им» пиццы, и как бы кладу его на свободный столик. Когда мы сели в Нокиус, его электронные мозги определили активное действие в моем пространстве, просчитали путь и отправили туда же ожидаемое время нашего прибытия. И — вуаля.  - Дима засунул в рот очередной кусок пиццы.

 - Дим, это все теперь так живут?
 - Нет конечно. Кто-то до сих пор с третьим айфоном ходит. Кстати, - он понизил голос и наклонился через стол ко мне, -  ты обратил внимание, что вокруг стало много косоглазых девушек?

 - Н-нет... Я пока тут ни одной не видел.
 - А официантка? - он хитро прищурился.
 - Нет, не заметил.
 - Так вот, - продолжал Дима заговорщическим шепотом. С тех пор, как гугл-гласс стали доступными и в некотором роде даже необходимыми, к нам пришла мода на косоглазие!  - Он откинулся назад и с интересом уставился на меня.
 - Да ну! - сказал я с сарказмом, - Прям как у древних ацтеков что ли?
 - Ну да! Поколение, буквально выросшее в соцсетях, в частности, В Контакте, крепко сидит на виртуальном мире. Помнишь, раньше дудл был такой — парочка сидит на скамейке рядышком, вроде на свидании, у каждого в руках смартфон и переписываются? Так это теперь реальность. Только теперь общение визуализировано в личном пространстве в Сосити. И Гугл-гласс в этом смысле незаменимы. То есть они теперь сидят на лавочке с остекленевшим взглядом и дружно смотрят в пустоту. Некоторые даже за руки держатся. - Дима на секунду задумался.  - А это,  — он легонько постучал пальцем по своим темным очкам, - уже даже не последнее поколение.
 - Что, уже есть новые разработки? Линзы наверное какие-нибудь?
 - Линзы, причем мягкие, есть, да. Но не всем понравилось их носить. Есть люди с чувствительными глазами.
 - Значит, все-таки, чипы?
 - Да... Помнишь все эти страшилки про чипизацию?
 - Ну и?
 - Так вот у нас теперь обозначилась новая, вполне реальная проблема. Интернет-зависимость становится необратимой.
 - То есть чип назад не вытащить?
 - Его и так не вытащить. Его можно отключить. Но люди не отключают. А если это сделаешь за них —  умирают.
 - Депрессия?
 - Непонятно. Вернее, в каждом случае разная болезнь. Но всегда с летальным финалом. Есть версия что весь мозг подстраивается под работу электроники и без нее перестает нормально функционировать. Не исправляет ошибки в работе внутренних органов, например.

И тут меня осенило.

 - Дима, так ты ведь оптимизатор... Значит...
 - Да, у меня тоже вживлен чип, - сказал он так просто, как будто речь шла о повседневных вещах.
 - Тогда зачем тебе очки?
 - Чип включиться после того, как я закончу с Нокиусом.
 - Когда?
 - Думаю, через пару месяцев.
 - Зачем ты?..
 - Так, давай без этих сантиментов. Если мне удастся понять в чем дело, мир перейдет на новую ступень развития.

Я посмотрел на брата. Он был спокойным и даже довольным.
 - Поехали. Хочу тебе еще кое-что показать, - сказал он и мы вышли из ресторана.
 - А платить не нужно?
 - Все уже оплачено. К личному пространству можно привязать банковский счет, - Дима похлопал меня по плечу и мы направились к «Капсуле смерти».