расхождения

Маргарита Школьниксон-Смишко
В этом году Роза будет избегать поездок в Штуттгарт в семью Клары Цеткин. Она сочувствует Кларе в её конфликте с мужем, хочет ей помочь, но вне стен их дома. Поэтому такими поводами, как выступление перед членами партиии, в Штуттгарте ни Косте, ни Кларе не удастся её так просто туда заманить. В этом скажется и назревающая развязка в отношениях с Костей, также связанная с большой разницей в их возрасте. Хотя Роза и не хочет этого замечать.

22.02.1912

„...Что касается Штуттгарта, на этот раз я хочу остаться непослушной; не сердись,Юю, но я не могу! Уже одна моя экономическая работа стоит мне комом в горле, так что я решила, не смотря ни на что, на этот раз я выдержу, и сначала её закончу. Ты же тоже можешь понять, что для людей это важнее чем пара выступлений, которые я могу осуществить и позже. Мысль, не смочь довести работу до конца, меня просто душит, и нужно суметь остаться ко всему глухой и слепой, если хочешь чего-то добиться. ..
О программе я хочу вам написать*, но сначала должна довести до конца полемику о  выборах. Потом мне нужно подумать, как написать вам о программе. Мне пока не ясно — я имею в виду форму. Может быть ты немного подумаешь и мне посоветуешь..»

*о программе партии

В конце письма были поцелуи, но по содержанию оно чисто деловое, отличающееся от писем Лео только началом и концом. 21.02. было также написано чисто деловое письмо.

23.2.1912

Ниуниу, дорогуля, твои письма последнее время такие удручающие, мне это больно. Чего тебе не достаёт Юю? Тебе не нравится работа, но ты должен наряду с ней что-то читать для себя. Дорогуля, у меня есть для тебя идея: ты должен написать брошюру о Китае. У тебя она, конечно, получится лучше чем у мамы, у которой голова забита тысячью вещей..Она бы тоже была счастлива, если бы ты захотел о Китае это сделать...Подумай хорошенько, Юю...
С деньгами следующее. До 1.03. я напишу для «Лейпцигской народной газеты» ещё три статьи и одну для «Равенства», так что мне хватит*. Если будет не доставать, тогда попрошу у моего Ниуниу 30 марок, но пока мне хватает. Ты пишешь, что я м.б. не воспринимаю тебя в серьёз. О, Дуду, наоборот, но мне же нужно учесть, что тебе деньги достаются с трудом, и ты большую их часть отдаёшь маме, как же ещё я могу повиснуть на твоей шее? Дорогуля, поэтому я отправила их тебе обратно, потому что я боялась, что если приму, ты и в дальнейшем будешь посылать, я такого не хочу. Но если мне понадобится, я тебе напишу. Будь спокоен и поцелуй меня...
Ниуниу, ты хотел, чтобы я в апреле приехала в Штуттгарт (ко дню его рождения). Но разве ты больше не хочешь приехать сюда к нам весной? Я думала и про себя надеялась, что ты м.б. 14.4. (день рождения Кости) будешь здесь. Я также надеюсь, что поляки тогда уедут и нам никто не будет мешать. Ты бы такого не хотел? Хотя я знаю, что здесь в Берлине не особо много хорошего, а у вас и лес и поля лучше. Но я же хочу завершить свою работу Ты же тоже будешь рад, если она будет напечатана.
Буллмер спрашивает, не могла бы я приехать в конце мая, начале июня. Вчера я согласилась. Если Буллмер сам так написал, то и люди будут тоже довольны. И так, я в конце мая к вам приеду.
Не грусти, Ююка! Читай книгу о Китае. Мы обе посылаем тебе воскресный поцелуй.
                Н и М

* В этом году у Розы не было занятий в партийной школе (из-за выборов в рейхстаг партия не выделила средств), поэтому в экономическом плане у неё было напряжённое время.