Авиация. Русские идут на таран!

Дмитрий Ятокин
Автомобилисты меня поймут! Едем себе спокойненько по главной дороге, никому не мешаем. Загородное шоссе, скорость километров девяносто, обзор прекрасный. Справа, на боковой дороге, появляется КАМАЗ. Мы спокойны, грузовик по всем правилам должен нам уступить. КАМАЗ перегазовывает и внаглую начинает выезжать на шоссе. Расстояние до КАМАЗа метров сто, до столкновения секунд пять. КАМАЗ, как и положено по закону подлости – глохнет! Что делать? Тормозить? Успеем? Уходить вправо, на обочину? Не перевернёмся? Или всё же выезжать на встречку с объездом грузовика? А что нас ждёт там, на встречке? Ещё один КАМАЗ?

Какое отношение автомобильная тема имеет к авиации? Оказывается, самое прямое! КАМАЗы возникают и на лётном поле!

Самолёт БОИНГ-767 российской авиакомпании Ютейр заходил на посадку в испанском аэропорту Барселона. Видимость прекрасная, ветер допустимый, самолёт стабилизирован, шасси выпущены – к посадке готовы!

До полосы остаётся тысяча метров, высота полёта примерно шестьдесят метров. Второй пилот докладывает: «Высота принятия решения».

Садиться или уходить на второй круг? Вопрос риторический, все системы работают исправно, экипаж и пассажиры к посадке готовы! Но командир берёт паузу. Ровно на одну секунду!

Что можно успеть проанализировать за одну секунду? Если верить психологам, перед смертью вся жизнь может пролететь перед глазами за одну секунду!
А командиру Боинга в глаза лезет… Нет, конечно же, не КАМАЗ, а даже то, что похуже – Эйрбас А-340, четырёхмоторный, широкофюзеляжный самолёт массой под триста тонн!

Многотонный кит начинает «переплывать» взлётно посадочную полосу, на которую через 15 секунд должен приземлиться российский лайнер. Вот на полосе голова, вот - толстенное брюхо и задранный хвост. Эйрбас перегородил собой всю полосу. До посадки – десять секунд!

Если бы командир самолёта был математиком Перельманом, то он смог бы за одну секунду вычислить, что Эйрбасу потребуется всего три секунды на освобождение полосы, а оставшихся семи секунд хватит на совершение  захода на посадку. Но Перельман считает на земле, а командир – в воздухе, управляя стотонной махиной, в которой спокойно ждут посадки двести пассажиров, не мечтающих о смерти. Всё же Барселона – это не Париж!

За секунду капитан оценивает ситуацию и отдаёт команду второму пилоту: «Уходим!». Второй пилот мгновенно нажимает кнопочку TO/GA (взлёт/уход на второй круг). Автопилот выводит двигатели на максимальный режим, самолёт прекращает снижение и начинает набирать высоту. Уборка шасси, уборка закрылков. Доклад диспетчерам аэропорта ЭльПрат Барселона: «На полосе препятствие, уходим на второй круг». Диспетчеры разрешают.

Через несколько минут российский самолёт совершает мягкую посадку на «чистой» полосе. Самолёт не повреждён, пассажиры живы и здоровы. Браво русским пилотам? Пассажиры, хотя и не поняли о причинах ухода на второй круг, именно так и прокричали.

А вот испанские диспетчеры не пожелали поздравить российский экипаж с благополучной посадкой. Местные диспетчеры заняли позицию: «наша диспетчерская вышка с краю, нам видно плохо, мы ничего не знаем». Официально никому не предъявлено никаких претензий. У диспетчеров почему-то нет претензий к экипажу аргентинского «Эйрбаса», который не мог не видеть заходящий на посадку самолёт и должен был пересекать ВПП, только убедившись в безопасности своего манёвра.

Руководство полётов аэропорта Эль Прат сообщило о наказании диспетчера и заверило, что впредь такое не повторится? Казалось бы, инцидент исчерпан? Как бы не так!

Диспетчерская служба аэропорта Барселоны и не подумала о наказании своего диспетчера. Напротив, через скандальные интернет-газетёнки диспетчеры начали  обливать российский экипаж грязью и обвинять чуть ли не в трусости.

Дескать, русские уже не те асы, что были прежде. Они даже самолёт посадить с первого раза не могут.  А выезд «Эйрбаса» на полосу в опасной близости от заходящего на посадку самолёта? Так по словам диспетчеров, у них это – обычное дело! И никто, кроме русских, на второй круг не уходит!

Вот, значит, как? Ну что ж, господа диспетчерА из Барселоны! Вы сами напросились! "Атансьён, атансьён!Русские асы идут на таран!" Кто высунулся на полосу – мы не виноваты!

Итак, русские асы заходят на посадку! Разрешение диспетчера получено. Командир видит, как Эйрбас переползает через ВПП, но продолжает хладнокровный заход. Касание, визг покрышек и через 10 секунд крыло Боинга проносится в метре от хвостового оперения Эйрбаса. Филигранная точность! Пассажиры, глотнув корвалол, рукоплещут российскому экипажу!

Вы думаете, в этом случае испанские диспетчеры зааплодировали бы бесстрашным русским асам вместе с пассажирами? О-ля-ля! Чёрта с два! Диспетчер на чистом испанском накатал бы «заяву» руководителю полётов, что «русские заходят на посадку, не замечая препятствий и создают угрозу безопасности полётов».
А через «жёлтые» интернет-газетёнки облил бы российский экипаж разноцветной грязью. Вот тут журналюги подняли бы истеричный вой!

«Русские совсем обнаглели! Летают как хотят и плюют на правила! Как там у них говорят: медленно запускают, но быстро летают? Да они просто безбашенные! Глядите, он ведь пошёл на таран! Это что, война???»
Но всего этого, слава Богу, не случилось!

А что же действия командира российского лайнера? Как он должен был «правильно» поступить в такой ситуации? Полагаться на разрешение диспетчера или принимать собственное решение?

Действовать командир должен строго в рамках регламента. Федеральные авиационные правила гласят следующее: необходимо уйти на второй круг, если на ВПП появилось препятствие. Препятствие в виде огромного Эйрбаса появилось!

Всё остальное – на профессиональной совести испанских диспетчеров. Деликатно не станем взвешивать ни профессионализм, ни совесть барселонских управителей воздушным движением.

К сожалению, в отличие от экипажей, погибших в авиакатастрофе, мы не знаем имён тех пилотов, кто смог предотвратить развитие этой самой авиакатастрофы. Российские журналисты просили руководство авиакомпании Ютейр назвать фамилии членов экипажа Боинга-767, но в просьбе было отказано. Якобы корпоративная этика.

Может быть, это и к лучшему? Какой пилот самый лучший? Да вот такой, Профессионал Неизвестный! Но с большой буквы! Благодарность пассажиров именно им – Неизвестным Пилотам, честно выполняющим свою работу! Безопасных полётов пилотам и пассажирам!

Фото из интернета.