Приоритеты и резервы - газета Строитель

Вячеслав Ледовский
О настоящем и будущем Красноярска: депутат городского совета, один из самых неординарных представителей строительной отрасли региона Александр Коропачинский.


Генплан и приоритеты

- Александр Игоревич, на днях градостроительный совет провел очередное промежуточное обсуждение проекта нового генплана столицы края. Ваше мнение в отношение основных параметров этого базового для развития Красноярска документа?

- На мой взгляд, проект генплана опирается на несколько концептуальных положений, одно из которых можно принять только с очень важной оговоркой. С прочими же полностью согласен. К примеру, с тезисом, что город должен «выйти на воду». Ранее долгие годы берега отдавались  предприятиям и причалам, практически отрезая от Енисея жилые кварталы, социальные объекты и рекреационные зоны. Что особенно заметно при взгляде на правобережье. Но это несправедливо и неправильно. Современный город должен принадлежать жителям, а не промышленности, которую следует выносить на окраины.

- Однако она у нас и так в «загоне». А если ее еще и на выселки отправить - что тогда от городского промпроизводства останется?

- Так ведь речь идет либо об экологически грязных предприятиях, которым в любом случае по всем санитарным нормам в городе не место. Либо об объектах, уже отработавших свой технологический цикл и умирающих «естественной» смертью. К примеру, первичную лесопереработку у нас реанимировать экономически бессмыслено. Вместо того, чтобы за сотни километров «таскать» сюда бревна из отдаленных районов, лучше перерабатывать их там. А здесь, скажем, локализовать производство современной мебели, потому что под нее в миллионом городе всегда есть спрос. По оценкам разработчиков генплана, более трети промышленных зон по своему основному назначению уже не работают десяток и более лет. Однако мы с коллегами-застройщиками, хорошо зная город, уверены - таких площадок не менее 40%. Технологичнее и проще их занять под жилые, общественные, сервисные, рекреационные пространства. А новые автоматизированные и роботизированные производства, требующие малого числа высоквалифицированных работников, но ориентированные на местные возможности, спрос, сырье вынести за черту города.

- А это не вызовет дополнительные проблемы с пробками и заторами? Ныне это одна из самых больных тем, которой наша газета посвятила целый цикл статей под общей шапкой «транспортный коллапс...»

- Основной постулат новой теории урбанизма - человек должен жить, работать и отдыхать в одном месте. Чтобы рядом и школа, и детсад, и торгово-развлекательный центр с кинотеатром, и спортивные сооружения и т.д. Только тогда отсутствуют сумасшедшие ежедневные потоки - утром туда, вечером обратно. Это все достигается разумной градостроительной идеологией и политикой, которая в генплане просматривается.  Да и в части развития дорожно-транспортной инфраструктуры, включающей и «широтные» магистрали, и «кольца» вокруг города, и преференции  общественному транспорту у меня возражений нет.

- Тогда с каким тезисом генплана вы не согласны? То есть «принимаете его с важной оговоркой»?

- Основным географическим направлением развития города выбрано северо-западное...

 - Ну да, как заявил главный архитектор ОАО «Гипрогор»Константин Неустроев, там предполагается поселить до ста пятидесяти тысяч новых жителей, то есть половину планируемого в течение двух ближайших десятков лет прироста...

- Однако, на мой взгляд, приоритетной и наиболее насущной задачей сейчас является не расширение границ мегаполиса, а реновация занимающих сотни гектаров бывших промзон. Ныне они в лучшем случае используются случае как коммунально-складские и гаражные территории, в худшем - полностью заброшены. Но в любом случае постепенно деградируют, превращаясь в развалины зачастую в самом центре города. Их нужно немедленно переводить в зоны жилой и общественно-деловой застройки.  Тогда  инвесторы смогут выкупить у нынешних собственников эту недвижимость и преобразовать ее в достойные кварталы и микрорайоны.

- А разве одно другому противоречит? Почему освоение бывших промзон не может осуществляться одновременно с расширением города в направлении Октябрьского района?

- Как строитель и предприниматель, я хорошо понимаю - если на северо-запад будут проведены дороги, инженерные сети, начнут возводиться социальные объекты, то инвесторы и покупатели пойдут именно туда. А  огромные территории промзон внутри города продолжат разрушаться, обрекаясь на «трущобизацию» и «детроизацию». Потому сохранение данной этапности - сначала реконструкция промзон, и только лишь потом северо-запад, очень важно. Давайте для начала хотя бы сформируем в полном объеме набережную реки. По обеим берегам и на всем протяжении городского русла Енисея!

- Ну да, нормальный хозяин, перед тем, как «расстраивать» свой дом, ремонтирует имеющиеся комнаты, чердаки и подвалы.

- Конечно.  В первоочередном порядке нужно «чистить» город, приводить в порядок все, что уже есть, и лишь потом идти «вовне». Кроме того, такой подход сэкономит и значительные бюджетные деньги, поскольку промзоны уже обеспечены достаточно серьезной инженерной инфраструктурой, на которую не надо тратиться. А прочие расходы на себя возьмут инвесторы.


Резервы и упущения


- Приходилось слышать нелестные оценки о нынешнем состоянии градостроительной «базы» краевого центра.

- Долгие годы общей идеологии развития города - стратегической, архитектурной, какой угодно, просто не было. Красноярск развивался хаотично,  застройщики получали землю где могли и возводили там, что  хотели, и как получалось договориться с властями. Тем более практически никаких действий не предпринималось для мотивации инвесторов через строительство инженерной и дорожной инфраструктур, социальных объектов и так далее. Все это шло вторым порядком. Иногда сначала рос микрорайон, и лишь потом к нему строили нормальную дорогу. Инвестор собирается осваивать участок - значит, своими силами и за свой счет тянет к нему сети. Десятилетия власть не имела концепта развития города и не регулировала должным образом строительство.


- Что имеется в виду под регулированием? Мне кажется,  бизнес у нас и так забюрократизирован настолько, что дальше некуда ...
 
- Речь идет не о мелочном администрировании, а о своде базовых правил, которыми смогут и должны руководствоваться инвесторы и  застройщики, архитекторы и проектировщики. В частности, реалистичных и действенных для нашего города, климата, ситуации  нормативах градостроительного проектирования. В соответствие с которыми считается баланс территории, затем формируются проекты планировок и так далее. Теоретически в Красноярске они есть, но по сути это пока фиктивно-демонстрационный продукт, пользоваться которым невозможно. Что все прекрасно понимают.

- Если это так, то ситуация в градостроительной сфере действительно очень запущенная.

- А как иначе оценивать то, что на сегодня утвержденными и должным образом согласованными проектами планировок обеспечена всего шестая часть Красноярска? 
Конечно, с приходом нынешнего главы города, который сразу объявил, что градостроительная идеология - это его приоритет, ситуация начала меняться. Разрабатывается новый генплан. Главный архитектор реализует заявления и намерения мэра в конкретные дела и наработки, перечень мероприятий, программ, документов. Однако очень хочется, чтобы все это делалось динамичнее.

- Ну вот, мы добрались и до пожеланий.

- Очень нужно, чтобы в Красноярске наконец-то появились разумные и понятные правила поведения по всем аспектам общественной и экономической жизни, включая строительно-архитектурную сферу. Причем, чтобы власть и сама их соблюдала, и требовала того же от других. Без этого ничего хорошего у нас не получится. Широко известна фраза, приписываемая П. Вяземскому, к слову, ставшему со временем главным цензором Российской Империи. В оригинале она звучит так: «В России от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение: дурное исполнение» . Но очень хочется, чтобы у нас и законы стали совершенными, и исполнялись они неукоснительно. И тогда мы - все - строить и ездить, ходить, дышать и жить станем на совсем другом уровне!