Белорусский феномен- критика

Владимир Минский
===========================================================
Выдержки из Книги Сергея Лебедева и Григория Стельмашука "Белорусский феномен"
28.02.2007
 
Советские лидеры в 1920-1930 годы, руководствуясь лозунгом "Сломать хребет русскому великодержавному шовинизму", спешно раскалывали русскую нацию, создавая новые "нации" украинцев и белорусов. Следовательно, приходилось не только ускоренно создавать особый литературный язык, но также и сочинять "историю" новоявленных "наций". Соответственно, необходимо было "научно доказать" отдельность белорусов и украинцев. История Литовского княжества как нельзя лучше подходила для этого обоснования.

(Коммент: Отсюда и столько грамматических странностей, как то принципиальное отсутствие слов на букву О. "Двойные буквы" в алфавите ДЖ, ДЗ, что скорее может обозначать звуки , как то SH, CH, а буквой при этом должен называться именно сам знак S, H, C, Д, Ж, З. и т.п. Чувствуется, что грамматика создавалась в спешке и имела целью максимально удалиться от языка русского).
 
Чтобы не было подобных вопросов, условимся считать Белоруссию (Беларусь или Белая Русь) вместе с Великой Россией (или Великороссией) и Малой Русью (Украиной) частью исторической России. Литвой же будем называть территорию, которую занимало Великое княжество Литовское, средней частью которого была Белая Русь, и в которую входило Смоленское княжество и ряд земель западной части Великороссии, включая Брянск, Стародуб и Вязьму, и в котором нынешняя собственно Литва была лишь незначительной частью.
 Государственным языком в Литве даже после принятия Великим князем католичества оставался русский.

(Коммент: Если вообще уместно говорить о существовании в те времена такого юридического термина, как  "Государственный язык". Учитывая тот факт, что в Речи Посполитой в то время Все записи производились на латинском, а население (белоруссы) говорили на русском, имело смысл издавать законы для этого населения на понятном им языке) .

Он (русский в Речи Посполитой) несколько отличался от языка Московской Руси.

 ( Коммент: В современной Германии существует масса диалектов, в том числе "Баварский немецкий". В Италии- около 20-ти диалектов, где люди даже мало понимают друг друга, при этом у всех есть единый официальный язык! В Индии- около 200 языков, подобное и в Китае…!)

Постепенно в нем все больше появлялось полонизмов и латинизмов. В католических странах средневековой Европы письменным языком преподавания, науки и всех канцелярий была латынь. Но в Литве позиции русского языка были очень сильны. Даже канцелярия виленского католического епископа для ведения хозяйственных дел использовала русский язык. Русский язык был государственным языком Великого княжества Литовского

 (Коммент:: что не является 100% доказанным фактом и остаётся в разделе исторических гипотез, причём не очень логичной гипотезой)

, и это закреплял Литовский Статут 1588 года, то есть своего рода конституция государства. Так, Статут, составленный, естественно, на русском языке, определенно гласил: "Писар земский маеть по руску литерами и словы русскими вси листы выписы, и позвы писати, а не иншим езыком и словы". (Кто из современных русских и белорусов не поймет этот текст XVI века?) Правда, постепенно среди католиков все более широко стал распространяться польский язык, в дальнейшем ставший языком всей аристократии Белой Руси.

(Коммент: Собственно, 90% аристократии Речи Посполитой являлись либо Поляки, либо "ополяченные" представители других народов. Важно понимать психологию и политические традиции XVIII–XIX веков, когда решающее значение имела не национальность как таковая, а вероисповедание и подданство . Поэтому каждый, принявший польское подданство и вероисповедание, становился поляком. И наоборот....)
 
В 1569 г. Литва как государство самоликвидировалось в результате еще одной, Люблинской, унии, составив с Польшей новое государство - Речь Посполитую.
 
Но если паны издевались лишь над телами белорусов, то католическая церковь пыталась вытравить из народа Белой Руси его русскую душу. Каких только ухищрений не придумывали в Ватикане с целью окатоличевания белорусов!
 
Видя, что просвещенные и имущие слои в Белой Руси почти полностью стали ревностными католиками, а простой народ упорно держится за православную веру отцов, Ватикан и его знаменитый Орден Иезуитов решили окатоличить белорусов не мытьем, так катаньем. С этой целью была создана существующая и поныне на Западной Украине т.н. греко-римская, или же униатская церковь, сохранившая большинство православных обрядов, но подчинившаяся Римскому папе. Очередная, на сей раз церковная уния была провозглашена иерархами - вероотступниками на церковном соборе в Брест-Литовске в 1596 г.
 

Униатство так и не удалось сделать религией белорусов. Эту гибридную религию пытались навязать огнем и мечом два века подряд, но успехи польских панов были незначительными. Белорусы стойко сопротивлялись попытке "объуниатить" их. В 1623 году в Витебске в результате восстания горожан был убит чрезмерный поборник унии Иосафат Кунцевич. Впоследствии Ватикан канонизировал его как святого! В 1633 году в Полоцке было совершено покушение на ретивого архиерея униатов Семеву. Покушавшиеся были схвачены, но толпа горожан отбила их у стражников. Вот таким было отношение белорусов к унии! Впрочем, и южнее, на Украине, к униатам относились точно также. Запорожские казаки истребляли унию любыми способами. Надо быть слабым на голову или быть украинским самостийником из Галиции, чтобы после всего этого считать унию "национальной верой".

(Коммент: Поэтому русофобам сегодня выгодно представить казачество как шайку бандитов).
 
Основные боевые действия шли на территории Белоруссии. Первоначально русские войска имели значительные успехи, овладев практически всей Белоруссией и взяв Вильно. Православное население всюду поддерживало русских. Один из католиков в частном письме ужасался: "Мужики молят Бога, чтобы пришла Москва".

(Коммент. именно поляки уничтожали русских в лице предков современных белоруссов и украинцев, а не "москали", как хотят утверждать сегодняшние "ренегаты". Не будь России, сегодня бы ни украинцев, ни белоруссов не существовало бы!).
 
 
Для самой Белоруссии эпоха 1648-1667 гг. стала временем величайшей демографической катастрофы (В составе Речи Посполитой). Достаточно сказать, что население Белоруссии сократилось на 53 процента! Лишь к 1772 году население достигло прежней численности. Правда, часть сокращения населения Белоруссии пришла на массовое переселение в Россию. По некоторым подсчетам, в конце XVII века белорусы составляли до 20 процентов жителей города Москвы. Возможно, именно под влиянием белорусов московский говор великорусского языка обрел знаменитое "акание". Помимо Москвы, белорусские беженцы широко расселялись по всем пределам царства Московского.
 
Сам русский язык Великого княжества (или старобелорусский), на котором еще недавно существовала богатая художественная, научная литература и деловые записи, исчез из обращения, превратившись в крестьянские говоры, поскольку с 1697 года единственным государственным языком был объявлен польский. (Католическая церковь продолжала пользоваться латынью).
 
Чем хуже становились дела, тем с большим упорством ренегаты магнатского и шляхетского сословия преследовали православных. В 1720 году в годе Замостье состоялся собор униатской церкви, который провозгласил унию единственной законной церковью греческого обряда. Это означало, что Православие официально поставлено вне закона. Униаты, пользуясь поддержкой властей, захватили 128 церквей и монастырей, которые оставались верны вере предков. Далее, в 1733 году шляхтичи православного вероисповедания, были лишены права быть депутатами сейма и занимать все должности в Речи Посполитой. Это означало ликвидацию православного шляхетства как класс.

(Коммент: термин "шляхтич" является синонимом "католического рыцаря". Польского рыцаря. Исключение из общего правила, в лице "православных шляхтичей" может являться скорее недоразумением, нежели правилом, которое и было закономерно исправлено в последствии.  И вообще, Шляхтичи не были крестьянами, каковыми являлись руссины, проживающие на этой территории. Поэтому Шляхтичи не являются потомками современных белоруссов. Это и подтверждает дошедшая до наших дней белорусская культура.)

Последним православным шляхтичам оставалось или принять католицизм или превратиться в крестьян. Но упорные белорусские крестьяне сохраняли исконную веру.
  О советском периоде общероссийской истории можно сказать много и плохого, и хорошего. СССР вовсе не был раем на земле, и преступлений в его истории было множество.
После оккупации Польшей Белоруссии в 19-м году, для западных белорусов в 20-30 гг. словно повторились времена XVII в. с их ополячиванием и гонениями на Православие. В ревностно католической Польше в отношении православного духовенства и храмов творился не меньший (а может, и больший) произвол, чем в большевистской России. Во второй половине 30-х гг. польские власти начали варварское уничтожение православных церквей по всей стране.
 В столь часто упоминаемом демократами 1937 г. в Польше разом закрыты, частью уничтожены, частью переданы католикам 700 православных храмов. Был взорван собор Александра Невского в Варшаве.
Русский язык в Польше фактически был запрещен, его преподавали только в военных заведениях как язык потенциального противника, и издавали одну газету в Варшаве. Что касается белорусского языка, то на западной Белоруссии в отношении к нему проводилась сложная политика. Сначала, в 1919-1920 гг., пока шла война с советской Россией, польские власти (как, кстати, и большевики на востоке Белоруссии), открывали белорусские школы, разумеется, рассматривая "белорусизацию" как способ "дерусификации". Но как только война закончилась, польские правители тут же закрыли почти все белорусские школы, издательства и газеты. Немногие оставшиеся газеты и книги по-белорусски были переведены на латинский алфавит.

(Коммент. При таком сценарии Белорусы, как и Украинцы сегодня бы исчезли как недоразумение на полностью "ополяченной территории").
 


 См. Критика на работу А. Тараса «Анатомия ненависти. Русско-польские конфликты». http://www.proza.ru/2014/07/08/1074