На входной двери в церковь вырезан редкий, и потому привлекший моё внимание, образ: шесть змей грациозно оплетают верхнюю часть посоха.
Откуда пришло это изображение, что значит оно? Мне часто встречаются образы драконов в христианских церквах (они нередки в Греции, Хорватии, Черногории, Болгарии), образы змей и драконов традиционны на посохах иерархов. Шесть змей на посохе - я еще такого не встречала. Это красиво, таинственно и завораживает.
Откуда эти змеи на посох забрались? Их шесть в узоре двери в орнамент заплелись. Как древний символ стоек, никто не помнит смысл, а змейки выползают из тайников жилищ. Они - напоминание о мудрости былой, что родилась в начале, в начале тех времён…
Мудрость – вот один из смыслов символа змеи. Наверное, здесь, в Гладзоре, ему самое место.
Армения. Горы, простор. Восторг от природы, от того, что представляешь себе средневековый Гладзорский университет и жизнь в этих самых горах давным-давно…
От древнего научного центра (монастырь Танаат и университет Гладзор), что процветал в Армении в период её расцвета, остались две церкви (с виду это одна церковь, но она сдвоенная) и руины. Только применив фантазию, можно догадаться, что здесь раньше было. О Танааде упоминалось еще в 8 веке. А сохранившиеся церкви были построены в 13 в. На месте старой часовни. По иной версии, храмы родились на месте языческого капища.
Один из секретов строителей церковных куполов – туда встраивали большие карасы, чтобы облегчить тяжесть. Мудро. Карасы - глиняные кувшины, в них обычно хранили и хранят вино.
Тёмно-синий базальт – строительный материал монастыря Танаад. Танаад по-армянски значит, тот, кто даже тан не пьёт, этим подчёркивалось, что насельники были вегетарианцами. Этот комплекс (университет Гладзор, две церкви, кладбище) называли чёрным монастырём. Неподалеку в горах было еще два монастыря. «Переговаривались» с помощью огня – так передавали вести друг другу. Представляешь себе всю эту суровую жизнь и диву даёшься. А какие ветры и пронизывающий насквозь холод там, на вершине, зимой – это надо всё самому испытать, чтобы представить, каково жилось там в уединении монахам. Кругом камень, ветер, небо…
В университете преподавали нравственность наряду с другими предметами: грамматикой, риторикой, логикой, философией, богословием, экономикой, политикой, арифметикой, геометрией, астрологией, музыкой… Мудро. Подумать только! Вот время было, когда обучали нравственности. Большая библиотека хранила труды армянских и греческих ученых. Учились здесь 7 лет. И в год выпускали всего по 2-3 студента из стен этого храма науки – в данном случае не в переносном смысле, а в прямом, потому что это был монастырь. Воровство, лицемерие, леность, пустословие – основные пороки, с которыми беспощадно велась борьба в монастыре. Учение и воспитание. Эти цельные личности должны были цениться в миру особо. Известные художники-миниатюристы работали здесь же, в монастыре, где была школа армянской миниатюры.
И везде загадки, следы давних построек, хранилищ знаний… И призрачные образы монахов-учителей и их молодых немногочисленных учеников. Кажется, что и огонь не нужен был, они сами являлись светильниками. Озаряли всё вокруг сиянием духа. Возможно, мы теперь излишне поэтизируем тех ученых мужей… Хотелось бы видеть сейчас в университетах больше подобных носителей знаний и нравственности.
Не зря там остались символы мудрости…
***
Фото автора. Армения, январь 2014г.