Не будите спящего ангела

Татьяна Матвеева
Генетика — наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов. Пожалуй, наибольший интерес представляют генетические исследования эволюции человека. Какими мы приходим в мир, с тем что вложила в нас природа, или же характер формируется в процессе взросления? Достоверно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Что помимо физических характеристик, он унаследует психические особенности родителей и предков. Так же научно доказано и то, что патология передаётся по наследству. Психозы родителей проявляются у детей в пятидесяти процентах случаев (чего, кстати, не скажешь о гениальности).
Наследственные признаки присущи каждому  —  это фенотип и генотип. Фенотип представляет собой совокупность факторов характеризующих данную особь, а генотип  —  наследственность. Генотип формируется в период развития зародыша. На фенотип же влияет окружающая среда. Возникает правомерный вопрос: можно ли скорректировать характер?

В названии рассказа "Не будите спящего ангела" заложен тот смысл, что ребёнок  —  это генетический пластилин, из которого можно слепить ангела, а можно и дьявола.
Спящий мальчик был ангелом. В нём преобладала светлая половина. Но стоило ему проснуться, как он тут же преображался.
С чем ребёнок пришёл в этот мир, с тем, что унаследовал генетически, или же зло проникло извне? Кто разбудил в его душе зверя?
А может, всё много проще, и нами правят гормоны, лидером которых является тестостерон?

***

—  Купи! Купи-и-и…
—  Солнышко, на машинку у бабушки не хватит денежек. Игрушка дорогая, а у меня до пенсии остались крохи.
—  А зачем тогда звала меня в гости?! Если ты такая жадная, я больше не приду! И мамке расскажу, что ты мне ничего не покупаешь.

Вам никогда не приходилось наблюдать подобных сцен? Мне да, и не раз. И это не худшее, что можно услышать от ребёнка.
Когда детка подрастёт, то будет клянчить уже не игрушечный, а настоящий автомобиль.
Хотя если приложить немного педагогических усилий, то проблема решаема.
Собственно, речь не о том.
Несколько лет назад мне довелось столкнуться с некоторыми странностями в поведении детей. До сих пор не пойму, чем были обусловлены их поступки? Следствие ли это воспитания, или генетическая предрасположенность.
Как-то раз, решив сократить путь к дому, я пошла дворами. Район был относительно знаком. Чуть в стороне от домов располагались редкие кустики. За одним из них я заметила ребёнка. На вид мальчику было лет шесть. Сидя на корточках, малец курил. Судя по тому, как ловко он выпускал дым, процесс был отработан до совершенства.
Картина выглядела не совсем обычно. В недоумении я остановилась. Ребёнок, не смущаясь и не меняя позы, продолжал затягиваться. Воспитывать чужое чадо и заниматься морализаторством не имело смысла. Весь облик сорванца говорил о том, что стоит мне открыть рот, как он тут же пошлёт меня подальше. Качнув головой, я пошла своей дорогой.
Остановил окрик.
—  Тётя.
В голосе мальчика не было ни злости, ни нервозности. Когда я увидела то, что находилось у него в руке, то невольно ускорила шаг. Он шёл за мной с палкой, причём внушительных размеров. В выражении лица было столько решительности и злости, что я не усомнилась ни на грамм, что если он меня догонит, то ударит. Разумеется, я не испугалась, но драться с чужим ребёнком было уж как-то совсем не комильфо. 
Кто его научил, или показал пример, как нужно себя вести с теми, кто не так посмотрел, не то сказал или подумал?
Вероятно, у него перед глазами регулярно происходили сцены домашнего насилия. Не может ребёнок из благополучной семьи, вот так запросто взять дрын и идти с ним на постороннего человека.
Стоит ли задавать сакраментальный вопрос, кто из него вырастет?
Но и этот инцидент не из разряда вон. То, что мне довелось наблюдать позже, останется в памяти пожизненно.
Случай по-настоящему заставил задуматься над тем: кто мы, откуда, и с чем пришли на землю?

Помимо нас с приятельницей, в купе ехала бабушка с пятилетним внуком. Вполне самостоятельный, симпатичный, с хорошо поставленной дикцией, ребёнок вызывал умиление. Но стоило встретиться с ним взглядом, как появлялось ощущение, будто в его глазах таится знание. Словно он постиг нечто такое, что недоступно остальным. Лукавая улыбка добавляла интриги. Это был очаровательный малыш.
Утром, проснувшись раньше остальных, я лежала и любовалась пейзажем за окном. Мелькали деревья, поля, редкие деревушки. Мерный стук колёс убаюкивал. Ребёнок спал на нижней полке. Глядя на его сонный лик, я представляла, что так мог бы выглядеть спящий ангел. Вьющиеся волосы и белая кожа дополняли сходство. Природа умеет быть совершенной. Хотелось прикоснуться и осторожно погладить мягкие завитки.   
Сутки в пути, это не так уж и мало. Мы успели выспаться, попить чаю, поговорить. Маленький сосед, завершив вагонный экскурс, играл сам с собой. Весело прыгая с одной полки на другую, он издавал воинственные крики, имитируя мультяшных героев. Мы молчали, что поделаешь  —  ребёнок. О том, чтобы почитать, не могло быть и речи. Видимо, бабушкина нервная система имела серьёзный процент износа. Она строго прикрикнула на внука. То, что за этим последовало, мягко говоря, обескуражило.
—  Ты что на меня орёшь, сука?!
У меня чуть книга не выпала. Подумалось, что я ослышалась.
—  Закрой рот. Убью!
Черты лица изменились до неузнаваемости. Это было уже не личико, это была маска ненависти. Кривились губы, трепетали ноздри. Особенно поразил взгляд. Глаза ребёнка стали непроницаемо чёрными. От него шла мощная энергия разрушения.
Смущённо замолчав, бабушка отвернулась к окну. Она не возмутилась, не удивилась. Судя по всему, подобное происходило не впервые. Мы молчали. Нахмурив брови, внук ждал продолжения. Ему непременно хотелось сатисфакции. Во взгляде читались досада и разочарование. Видимо, он не ожидал, что бабушка так быстро капитулирует. Шоу не состоялось.
Атмосфера становилась осязаемо зловещей. Не выдержав, приятельница отложила журнал и вышла в коридор. Мальчик последовал за ней.
—  Тебя как зовут?
—  Тётя Лена.
—  Тётя Лена, вот вырасту, и тебя убью.
Малыш смотрел на неё тяжёлым вязким взглядом и улыбался. И, знаете, как ни странно, ни я, ни моя знакомая, ни на минуту не усомнились, что он отдаёт отчёт словам.

В подсознании каждого живёт Зверь. Древнее чудовище может всю жизнь дремать, а может неожиданно проснуться.
Что провоцирует пробуждение? По Фрейду, стремление к разрушению заложено в человеческой природе. Карл Юнг пошёл дальше, утверждая, что архетип коллективного бессознательного агрессивен. Наследственная память за прошедшие тысячелетия наработала такой багаж образов и неосознаваемых символов, что немотивированный негатив  может спровоцировать что угодно.
Астрологи утверждают, что человек рождается с готовой натальной картой. Можно с этим утверждением соглашаться, можно опровергать. Но вот странность  —  в одной семье, при одинаковых условиях и воспитании, судьбы и характеры детей складываются по-разному. Народный фольклор и сказки зачастую начинаются так: "Было у отца три сына…" Дальше можно не продолжать. Также справедлива и пословица "В семье не без урода".
Откуда в наш мир приходит Зло? Что тому причина: расстановка звёзд, воспитание, социум или повреждение ядер гипоталамуса? Может, тому виной врождённые дефекты мозга, или одна из разновидностей психопатии?
Идеальных нет, все мы имеем те или иные акцентуации. Один ревнив, другой злобен, третий чрезмерно болтлив. Как правило, эти качества находятся в пределах нормы. Редко кто способен на немотивированную агрессию.
Но что же происходит с иными? Если исключить врождённое эпилептоидное заболевание психики, то как определить, что провоцирует всплеск злобы?
Психологи, исследуя биографию серийных маньяков, пришли к выводу, что главная причина агрессии – нелюбовь близких.
Как правило, в их семьях сексуальное и физическое насилие совершалось на глазах детей. Зачастую родители не скупились и на тумаки собственным детям.
В неполных семьях, где позиция матери деструктивна, вполне может сформироваться психически неполноценная личность.
Детская психика не в состоянии оградить себя от стресса. Со временем взаимосвязь разных уровней сознания нарушается, ослабляя психику и провоцируя отклонения. Однажды, представления о добре и зле ломаются, и психическая энергия обретает неконтролируемую мощь. Ребёнок переходит грань, за которой всё наоборот. "Час Х" знаменует необратимые последствия. Во главу угла ставятся: садизм, ненависть, желание отомстить. Всё равно, на кого будет спроецирована агрессия. Вначале ими могут оказаться жучки-паучки, затем, собаки и кошки, а потом...
Утверждение, что все мы родом из детства, имеет под собой серьёзную основу.

В двадцать первом веке, мировые психологи и правоохранительные органы столкнулись с серьёзной проблемой.
Социологи пришли к выводу, что индустрия развлечений провоцирует рост противоправных действий.
Особое беспокойство вызывают так называемые компьютерные "стрелялки". Однако не всё так просто. Учёные из института психологии РАН склонны считать, что увлечение не несёт вреда психическому здоровью подростка. Они полагают, что игры позволяют ребёнку лучше адаптироваться в среде сверстников: делают его менее уязвимым психологически, тренируют и закаляют инстинкт. Подростку, обладающему навыками выживания, легче стать лидером. "Стрелялки" учат планомерно рассчитывать ходы и принимать верные решения.
Военный психолог Дейвид Гроссман придерживается прямо противоположного мнения. Он считает, что механизм игр схож с боевой подготовкой.
Японские учёные университета "Тохоку", проведя многочисленные исследования, пришли к выводу, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки, которые отвечают за зрение и движение. Лобные доли, отвечающие за память, поведение, эмоции, во время игры практически бездействуют. Экспериментальным путём учёными подтверждено: пассивность лобного участка головного мозга приводит к умственной и нравственной деградации. Проводимая ранее лоботомия показала, что человек становится либо апатичным и расторможенным, либо неуправляемым и импульсивным.
Психиатр-криминалист Михаил Виноградов полагает, что ребёнок, выросший на виртуальных убийствах, вряд ли будет знать, что такое сострадание.
Особенно "стрелялки" чреваты для детей с неустойчивой психикой. Сегодня для них это уровни в игре, а завтра, может статься,  —  программа реальных убийств. Именно на стадии агрессивных компьютерных игр может сформироваться извращённое представление о моральных ценностях. К тому же девиантные ощущения имеют свойство запоминаться.
В результате очередной "победы", мозг выбрасывает мощный гормон эндорфин. И если взрослый в состоянии адекватно оценить ощущения и отличить игру от реальности, то у подростков границы несколько размыты.
И кто знает, не захочется ли ему повторить "подвиг" в реале?
Со временем чувство напряжения и тревоги будут требовать всё большей эмоциональной разрядки.
Следует иметь в виду, что негативные эмоции также провоцируют и аномальную сексуальную активность.
Зло умеет ждать. Что или кто окажется мишенью в следующий раз? "Тётя Лена, вот вырасту, и тебя тоже убью".
Не будите спящего ангела. Оберегайте и храните его сон. Кто знает, что вас ждёт, когда он проснётся.

Если вам интересен научный подход, то можете пройти по ссылке http://www.proza.ru/2014/04/30/880