Хасан Исраилов - имя победы!

Ахьмад Хьачароевский
«Эти люди, пережившие на своей шкуре 24 года
коммунистического счастья, уже в 1941 знали то,
чего не знал еще никто в мире: что на всей планете
и во всей истории не было режима более злого,
кровавого и вместе с тем более лукаво-изворотливого,
чем большевистский, самоназвавшийся "советским".
Что ни по числу замученных, ни по вкоренчивости
на долготу лет, ни по дальности замысла, ни сквозной
унифицированной тоталитарностью не может
сравниться с ним никакой другой земной режим,
ни даже ученический гитлеровский, к тому времени
затмивший Западу все глаза. И вот - пришла пора,
оружие давалось этим людям в руки, - и неужели они
должны были смирить себя, дать большевизму
пережить свой смертельный час, снова укрепиться
в жестоком угнетении - и только тогда начинать с
ним борьбу (и посегодня не начатую почти нигде в мире)?
Нет, естественно было повторить прием самого
большевизма: как он сам вгрызся в тело России,
ослабленное Первой мировой войной, так и бить его
в подобный же момент во Второй!»

               
                Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»


Сталин депортировал в годы Второй мировой войны целиком и также отчасти представителей свыше шестидесяти национальностей, не говоря даже о самом государственном строе, тотально подавлявшем подвластные народы, коснувшись всех. Однако, несмотря на это, российская пропаганда до сих пор, искажая историю, преподносит причиной депортаций народов тех времен так называемые «бандгруппы», поднимавшие восстания против правящего режима. Если следовать этой логике до конца, то Сталин во главе советского государства должен бы был депортировать в первую очередь русский народ, который в числе до миллиона человек переходил на сторону немецкой армии. Поэтому прежде чем говорить о бандеровцах, надо бы напомнить самим себе и о власовцах. И если даже, вопреки истории, никаких массовых переходов на сторону немцев тогда не было, а все это-де следствие войны, то зачем нужно было своих же расстреливать и прогонять через лагеря миллионами? Разве не было тогда само это правительство предательским? Так как мы можем эту данность определить победой?    

Гитлер использовал схожие методы правления с вождем большевиков и недаром Сталин так восхищался Германией, оказывая ей материальную помощь и посылая Гитлеру поздравительные телеграммы. И кто знает, не напади Гитлер на Советский Союз или Сталин на Германию, трудно было бы и вообразить такое единомыслие в средствах и целях. Однако перед Сталиным Гитлер оказался всего лишь мальчиком, потому что до подобных высот первого последнему подняться было не по зубам. Тем более что Гитлер подвергал репрессиям другие народы, но не свой немецкий, а Сталин как раз собственные народы и в первую очередь русский. Если бы не удалось чьей-то умелой рукой рассорить Гитлера и Сталина, попросту долженствовавших стать закономерными союзниками, то затем предателями были бы уже те, кто шел бы и против Гитлера, потому что виноват всегда проигравший.

Российская пропаганда до сих пор определяет сопротивленцев тому советскому тираническому режиму как бандитов, предателей, коллаборационистов и т.д. Излюбленный же прием идеологических заправил Кремля, когда собственные оккупации ими преподносятся как патриотизм, а освободительные процессы в этой борьбе как национализм. Поистине у двойных стандартов нет границ. Сталин обвинил в коллаборационизме депортированные им народы, тогда как сама же Советская власть утвердилась, используя изощренным образом тогдашнюю ситуацию, когда Россия была ослаблена в Первой мировой войне. Так почему же другим нельзя применять те же методы?

Во Вторую мировую финны, слаженно организовавшись под угрозой военно-политической обстановки, дав жару советским войскам, защитились от большевистской России. Но почему-то до сих пор никто в мире не говорит о них как о предателях! Вот поэтому выход из-под опеки России и есть настоящее избавление от «предательства». И пусть такие, как Сталин, поднимают тосты за храбрых финнов, а не гноят их и всех, депортируя, в ссылках, да еще и обливая грязью, несмотря на участие в войне на стороне Советского Союза. Тогда в войне, как пишут историки, советские войска-освободители, начиная с маршала Жукова и его окружения, награбили добра в Германии и вывезли в Советский Союз, к себе домой. Потому как сказано, не вызывает удивления и то, что их наследники затем разграбили собственную страну. Поистине народ и армия – едины.

Мы не будем подробно рассматривать здесь биографию одного из тогдашних лидеров сопротивления Чечни Хасана Исраилова, известного и как Хасан Терлоев, что можно почерпнуть из других источников. Наша же задача - выявить сам смысл позыва сердца этого сына Кавказа. Упомянем вкратце, что Исраилов родился в 1911 году в селении Никарой Галанчожского района Чечни. По окончании средней школы в городе Ростов-на-Дону, имея призвание к писательскому ремеслу, он вскоре стал корреспондентом московской «Крестьянской газеты». Затем, продолжив образование, окончил в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина. Работал адвокатом в Шатоевском районе Чечни. Дважды был судим за контрреволюционную пропаганду. Наконец, в январе 1940-го, - за полтора года до нападения Гитлера на Советский Союз!, - подняв восстание, создал свою организацию. В год же депортации или «убийства чечено-ингушского народа» в феврале 1944-го, как назвал свою книгу Абдурахман Авторханов, Исраилов был убит на своей родине в декабре того же года чекистами во главе с Берией.

Некоторые так называемые чеченские историки, в попытках переиначить историю, с достоинством пишут о том, и небезосновательно, что чеченцы никогда не посягали на другие земли в своем историческом прошлом. Но вот участие в войне чеченцев на стороне России они расписывают в героических образах. Как будто это не входит в вопиющее противоречие с их же аргументацией этой войны как захватнической, да еще и в пользу завоевавшего чеченцев же государства. Есть также псевдоисторическая тенденция в попытках противопоставить движение сопротивления под руководством Исраилова чеченским устазам или религиозным братствам, что не имеет под собой почвы, так как подобного противоречия, а тем более противостояния, не наблюдалось в чеченской истории. Поддержка же некоторыми чеченскими шейхами и их последователями представителей властей в данной ситуации происходила вследствие обреченности высылки чечено-ингушского народа со своей родины и бессмысленности противления этому. Но можем ли мы тогда оправдывать Хасана Исраилова и его соратников? Да, можем, кто-то должен был противостоять режиму, если даже это противостояние было обречено. Так или иначе, но не стоит искать здесь противоречия, так как каждый исполнял свою миссию, где одни оказывают сопротивление, а другие непротивлением пытаются спасти народ.

На наш взгляд, для тех самых религиозных авторитетов, которые, кстати, восставали и против советского режима, новая власть немецкого государства, в принципе, существенно не отличалась от власти государства российского. Вот почему они не испытывали особой симпатии к Германии. Реальность же была такова, что сохранение своего народа виделось им через нейтралитет, не сквозь сопротивление, а посредством непротивления, но, естественно, не с целью окончательного смирения, а вследствие кровной необходимости сохранения терпения до наступления новых времен, т.е. обретения полной независимости.

По примеру подобного же «противоречия» в последние времена пытаются уже по-новому переиначить эту историю всего лишь семидесятилетней давности. Хасан Исраилов был-де сотрудником созданной в рамках СС немецкой организации «Анэнербе», которая, в свою очередь, сотрудничала с НКВД. В местном отделении НКВД Исраилову, мол, сказали заняться сбором информации для работавших на Кавказе немецких ученых, и в результате отказа он отсидел в тюрьме, откуда якобы был освобожден по просьбе организации «Анэнербе». Затем Исраилов, получается, волей или неволей, работая на двух господ спецслужб-союзников, начал поиск пещеры с ценностями и артефактов пребывания Пророка Аарона (Харона) на Кавказе и впоследствии, выходит, он неблагодарным образом ликвидирует сотрудников «Анэнербе», нашедших эту пещеру. Причина же его последующей повстанческой борьбы с властями вытекает из этой истории, куда невольно втягиваются и некоторые чеченцы, что послужило поводом почему-то исключительно одному Берии депортировать их всех. Исраилов же собирался через упомянутую «Пещеру Аарона» отправиться по следам в мистическую Шамбалу!         
   
Теперь же взглянем на эту чекистскую ересь здравым взором. Как известно даже поверхностно знающим историю Чечни тех времен, в сентябре 1942 года состоялась встреча Хасана Исраилова с заброшенными в горы Чечни командирами немецкого десанта полковником Губе Османом и обер-лейтенантом Ланге, где произошла попытка рассмотреть вопросы совместного сопротивления и послевоенного обустройства Кавказа, и которая ни к чему не привела. И здесь заключается самый главный вывод. Вопреки предумышленным домыслам некоторых российских историков, Исраилов, исходя из сказанного выше, ибо нет смысла разведчику ослушаться своего же командования и тем более встречаться с его представителями, убивая своих же, не мог и не являлся ни сотрудником, ни кем-либо другим в иерархии германского Вермахта, а тем более и советского Кремля. Отказался же Исраилов от обоих предложений потому, что ему виделся Кавказ, и это совершенно очевидно, независимым от господства чьей-либо державы. Это также подтверждает и то, что путь, видевшийся религиозным подвижникам и повстанцам сопротивления Чечни, – один и тот же.   

В повстанческом движении Северного Кавказа тех лет было немало достойных имен, как, к примеру, Майрбек Шерипов, брат известного революционера Асланбека Шерипова, погибшего в бою с деникинцами. Однако имя Хасана Исраилова все-таки занимает ведущее место в этом почетном ряду. Он – герой Кавказа, его доблесть и слава. Мы даже можем определить Хасана Исраилова именем нашей победы, павшим от рук чекистской хунты, врага человечества. Придет время, рухнет строй, наследник режима сталинского, и обнажится правда. Мы же не должны дать ее затмить сейчас, потому что каждый проблеск истины расчищает нам скрывающую ее завесу. Верим, вернется к нам вновь имя Хасана Исраилова, как былое имя самой длинной улицы города Грозного в Старопромысловском районе. Захоронен же наш герой на кладбище чеченского селения Алхазурово; и в заключение приведем благородные строки стихотворения «Къонах», о цене доблести и мужества, принадлежащие народному поэту и фольклористу Ахмаду Сулейманову, уроженцу данного селения:

Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена?
И я сказал тебе в ответ под гул торжественного пира,
Что къонах – это славный муж, чья жизнь другим посвящена,
Что къонах – это тот, на ком покоятся устои мира.

Ретив и ловок конь в горах, пока подкован крепко он,
Подковы стерты, – станет конь хромым, беспомощным и вялым.
Пока есть къонахи средь нас, – незыблем доблести закон,
И можем смело мы идти по самым трудным перевалам.

Да, къонах – это богатырь, чье сердце бьется для людей,
Что служит правде и добру во имя Родины любимой.
В ком нервы – лука тетива, в ком разум – ярче ста огней,
Чья, словно сталь, душа тверда и к подлости непримирима.

Бахвальство презирает он, достойно ценит удальство,
И мудрость знаний для него дороже всех богатств несметных.
Когда вы сходитесь на пир, оставьте место для него:
Кто в битве за Отчизну пал, — тот вечно жив в строю бессмертных.

Они всегда среди живых – герои, витязи, борцы,
Кто справедливость утверждал, чья кровь – на пламенных знаменах.
Чья жизнь прекрасна и чиста, как гор заоблачных венцы,
Кого народная молва почтила гордым званьем – къонах!

Мы тост в их честь провозгласим, и роги, полные вина,
Осушим в память храбрецов, в трудах и битвах непреклонных.
Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена?
Народа стойкость, верность, ум и славу воплощает къонах!

               
         Май 2014 г.                Ахьмад Хьачароевский