Прометеизм как борьба против русского империализма

Олег Гуцуляк
1. Прометеизм как движение

Одной из важных вех борьбы порабощенных народов был Прометеизм (Prometeizm) — политическое, культурное и интеллектуально движение в Европе, направленное сначала против царской России, затем – коммунистического СССР. Его целью было ослабление и расчленение Российской империи и, впоследствии, Советского Союза с помощью поддержки национально-освободительных движений основных нерусских народов, живших в пределах России и СССР. Россия должна была быть сведена до территории XVI в., а сфера политического и экономического влияния Польши на востоке должна быть расширена путем создания Речи Посполитой Народов (Rzeczpospolita Narodow) – конфедерации «Междуморье» (Miedzymorze) из государств-лимитрофов: Финляндии, Балтийских государств, Белоруссии, Украины, Крымского и Казаческого государств, союза государств Кавказа.
Лозунгом движения было «За нашу и вашу свободу!».
Краткая история прометеизма была опубликована в Париже в феврале 1940 года Эдмундом Харашкевичем (Edmund Charaszkiewicz), офицером польской военной разведки, в обязанностях которого с 1927 года до начала второй мировой войны была координация «прометеевской программы».
Образ греческого титана Прометея, несущего огонь доисторическим людям, служил идеалистическим воплощением польской политики, которая «несла огонь свободы» народам Восточной Европы (миссию чего воспели Адам Мицкевич и Анджей Товянский). Одновременно Прометей является символом непокоренности в культурах Украины (Т. Шевченко, «Кавказ») и Грузии (мифологический герой Амирани).
Идею созиданния прометеевского движения сформулировал будущий маршал и президент Польши Юзеф Пилсудский в меморандуме от 1904 года к японскому правительству, где указывал на необходимость использовать в борьбе с Россией многочисленные нерусские народы на берегах Балтийского, Чёрного и Каспийского морей, и обращал внимание на польскую нацию, которая, благодаря своей истории, любви к свободе и бескомпромиссному отношению к трём разделившим Польшу империям, без сомнения, займёт лидирующее положение и поможет освобождению других угнетённых Россией народов.
В сентябре 1919 г. Е. Сапега предпринял попытку воздействовать на лорда Керзона в направлении признания им плана Польши по объединению Латвии, Литвы, а возможно и Белоруссии и Украины вокруг Польши. В начале января 1920 г. в Хельсинки состоялась Балтийская конференция, во время которой Польша предприняла попытку объединить под своим руководством страны-участницы: Финляндию, Эстонию, Латвию и Литву. Посол Польши в Финляндии Л. Василевский заявил на конференции, что его страна не считает себя лимитрофом, поскольку поляки никогда не признавали юридических прав России на «земли, захваченные ею». На конференции был принят проект совместного военного сотрудничества, согласно которому в случае неспровоцированного нападения на страну-участницу, ей оказывалась бы военная помощь.
В 1921 г. польский дипломат Тадеуш Голувко, соратник Ю. Пилсудского, заявил: «… Независимость Польши немыслима без независимости Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Украины и Беларуси. Независимость Польши – одно из проявлений того глубокого процесса, который сегодня происходит в Европе, – освобождения народов от политического порабощения. Если Польша останется в одиночестве, если другие государства, возникшие на руинах России не смогут удержаться, – ее ждет печальное будущее».
После вступления польской армии на территорию Белоруссии в «Декларации» за подписью Польской Народной Рады Белоруссии (земли Минская, Могилевская, Витебская и Польская Лифляндия) и Комитета защиты Восточных земель и Стражи Кресовой от 12 сентября 1920 г. говорилось: «... Лозунг возрожденной Польши – вместе с обеспечением и утверждением завоеванной собственной независимости – подавать руку братской помощи народам Восточной Европы... Непременным условием, от которого нам нельзя отказаться, является отказ России от претензий на земли, лежащие к востоку от границы 1772 г., которые совершенно не имеют русского населения... Белорусские земли только в единении с Речьпосполитой получат возможность национального и культурного развития …» («Варшавское слово», 15.1Х. 1920, № 208).
В апреле 1920 г., когда польская армия вела успешное наступление на Киев, лидер татарского (крымского) народа, председатель Курултая Крыма, Джафер Сейдамет, предложил Ю. Пилсудскому принять мандат на владение Крымом. В ноябре 1920 г. состоялась встреча Сейдамета с Пилсудским в Варшаве, во время которой лидер крымского татарского народа сообщил о желании народа Крыма образовать самостоятельную татарскую республику по образцу Эстонии и Латвии, а также то, что население Крыма мечтает об изгнании Врангеля и неприемлемости для крымчан большевистских лозунгов. С этой встречи началось активное сотрудничество польского Генштаба со всей татарской эмиграцией, лидером, которой спустя несколько лет стал Сейдамет.
Польша признала Грузинскую республику почти сразу после ее создания в 1920 г. Тогда же Е. Гегечкори и К. Чхеидзе прибыли в Варшаву с визитом, встретились с Пилсудским. После эмиграции грузинского правительства в Париж был установлен регулярный обмен информацией между правительствами и военными структурами эмигрантского правительства Грузии и правительства Польши. Затем в Польше начал действовать Грузинский комитет (далее – Грузинский национальный центр), а около сотни грузинских военнослужащих приняты на службу по конкракту, находясь в подчинении генерала А. Захариадзе, командующего грузинскими вооруженными силами эмигрантского правительства. В январе 1920 г.Головной Отаман УНР Симон Петлюра обратился к находящемуся в Варшаве военному атташе грузинской дипломатической миссии в Киеве капитану Александру Сванидзе с просьбой обратиться с ходатайством к правительству Грузии относительно предоставления в его распоряжение нескольких сот грузинских офицеров, необходимых для формирования будущей Украинской армии в преддверии польско-украинского антибольшевистского весеннего наступления 1920 г. Правительство Демократической Грузии удовлетворило просьбу С. Петлюры, послав в Польшу, при посредничестве французской военной и польской дипломатической миссии на Кавказе, около 300 грузинских офицеров, впоследствии принявших участие в боевых действиях. А в апреле 1925 г., при технической помощи польской разведки, в Грузию, через территорию Украины, была послана разведывательная экспедиция под руководством Анджапаридзе, которая, если верить советским данным, с успехом действовала на Украине и на Кавказе в течение двух лет, создавая местные ячейки. Экспедиции удалось собрать сведения о частях Красной армии и реорганизовать подпольные организации в Грузии, завязав необходимые связи в Киеве и Тбилиси. Однако весной 1927 г., при попытке достичь украино-польской границы, члены экспедиции были арестованы.
26 июля 1925 г. представители Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа подписали в Париже декларацию, относительно необходимости всемерного укрепления и развития кавказско-украинских связей. «… Принимая во внимание оккупацию территорий Украины, Азербайджана, Северного Кавказа и Грузии советско-русскими войсками, представители упомянутых республик пришли к заключению о необходимости оказания друг другу постоянной взаимной поддержки в политической и экономической сфере, для защиты независимости их государств, и объединения усилий их наций в борьбе за полное освобождение их территорий. В тоже время, представители упомянутых республик выражают свою уверенность в том, что по освобождении их республик от чужеземного ига, их правительства еще более тесно сблизят свои народы целым рядом договоров и конвенций, способных еще более эффективным образом содействовать процветанию и величию их наций в свободной семье народов», – подчеркивалось в документе.
Согласно проекту социал-демократ Ю. Пилсудского, в будущей Конфедерации важнейшее место отводилось именно Украине, независимой и демократической. 22 апреля 1920 г. Начальник Польского государства заключил договор с социал-демократом С. Петлюрой, по которому Восточная Галиция, уже на то время захваченная поляками, переходила к Польше. 22 апреля с Украинской Народной республикой (УHP) была подписана военная конвенция, 1 мая – торговое соглашение. Так, проект Временного экономического соглашения включал пункт о сдаче в аренду Польше рудников на территории Украины и пристаней в Херсоне, Одессе, Николаеве сроком на 99 лет. Польша предпринимала попытки способствовать признанию УНР Финляндией, США, Ватиканом.
Также идею «союза окраинных государств», образовавшихся на территории бывшей Российской империи, и совместной их борьбы с большевизмом до полного его уничтожения поддержали находящиеся под руководством эсера Б. Савинкова ЦК НСЗРС (Народного союза защиты родины и свободы) и Российский Политический Комитет (РПК; затем – Российский Эвакуационный Комитет, РЭК; Попечительский комитет; Российский Национальній Комитет, РНК). В октябре 1920 г. были подписаны соглашения о их политическом и военном сотрудничестве с Белорусской народной республикой (БНР) и Украинской народной республикой (УНР). В декабре 1920 г. РПК представил французскому правительству «Меморандум» об отношении к государственным новообразованиям на территории бывшей Российской империи, в январе 1921 г. – докладную записку военному министерству Франции с сообщениями о работе РПК. В феврале и марте 1921 г. РПК разработал проект соглашения с УНР о совместном представительстве при союзных державах и совместной борьбе с большевизмом. Тогда же были подписаны протокол о международно-правовом объединении РПК с УНР и соглашение с Белорусской и Кубанской республиками.
Уже в начале 20-х гг. была создана газета «Пшимежэ» («Przymierzе» – «Попробуй»), в которой пропагандировались идеи освобождения порабощенных народов России. Внешне сохранялась видимость ее независимости, однако в 1920-1921 гг. она регулярно издавалась в типографии газеты «Курьер поранны», которая принадлежала сторонникам Ю. Пилсудского. Во вступительной статье первого номера главный редактор В. Вакар заявил, что газета должна служить идее политического сближения «новых народов». К ним относились финны, эстонцы, литовцы, белорусы, украинцы, крымские татары, кубанские казаки, грузины, азербайджанцы, горцы Северного Кавказа (Wakar, W. Przymierze // «Przymierze», 1920, № 1, 15 sierpnia). В начале 1921 г. редакторы газеты «Пшимежэ» официально заявили о создании политической организации «Союз сближения возрожденных народов» (СЗВН; Zwiazek Zblizenia Narodуw Odrodzonych), объединившей представителей антисоветской эмиграции «новых народов».
Бежавший в конце 1919 г. в Польшу русский писатель-философ Дм. Мережковский провозглашал, что после катастрофы Октябрьского переворота в России, Польша стала страной «потенциальной всеобщности», страной мессианства, которая может положить конец вражде разъединенных наций. Преодолев долголетнюю взаимную ненависть, Польша и Россия перед лицом общей опасности большевизма должны создать союз братских народов, объединенных любовью ко всему человечеству. Мережковский, Гиппиус и Философов написали воззвание к русской эмиграции и к русским в России, объясняющее войну в союзе с Польшей и призывающее присоединиться к этим силам.

2. Организационое оформление движения прометеистов

Прометеевское движение окончательно оформилось благодаря деятельности Правительства Украинской Народной Республики (УНР) в Эмиграции, находившегося с 1921 г. в Варшаве, а затем – в Париже. В апреле 1921 г. в Варшаве был создан Украинский комитет во главе с М. Ковалевским. Комитет занимался поисками и распределением материальной помощи среди украинцев – эмигрантов, в его обязанности входила и защита их прав. Наиболее высокопоставленным функционером «прометеизма» в среде украинской эмиграции был министр иностранных дел УНР Олександр Шульгин. Активно сотрудничали также министры Андрей Левицкий и Микола Ковалевский, послы Роман Смаль-Стоцкий (Берлин, Лондон, Прага, Варшава) и Максим Славинский (Прага), секретарь УНР, руководитель Украинской общины в Швейцарии и редактор бюллетеня «O'Finor» Михаил Еремиев (Женева), близкий к Симону Петлюре священник Павел Яхно, в 1924 г. арестованный в Чите за контрреволюционную деятельность и высланный с рядом других украинских националистов в Харбин (Манчжурия).
В 1926 г. в Париже была официально основана организация «Прометей» («Prometeusz»), в состав которой вошли представители эмигрантских правительств и кругов Азербайджана, Донских казаков, Грузии, Идель-Урала, Ингрии, Карелии, Коми, Крыма, Кубани, Северного Кавказа, Туркестана и Украины (однако, не упоминается Беларусь). Представительства прометеевского движения были открыты в Париже, Варшаве, Праге, Стамбуле, Берлине, Хельсинки, Тегеране и Харбине. В Хельсингское отделение наряду с прочими нацменьшинствами, входили представители карелов, коми, удмуртов, мордвы и марийцев.
При движении были созданы женская и молодежная секции, и работа начала включать в себя культурологические мероприятия, конференции и концерты.
Издавало движение два журнала: «Promethee» (1926-1938) и «La Revue de Promethee» (1938-1940). В качестве издателя значилась «Лига угнетенных Россией народов: Азербайдждана, Дона, Карелии, Грузии, Идель-Урала, Ингрии, Крыма, Коми, Кубани, Северного Кавказа, Туркестана и Украины». Несмотря на возражение Хосров-бека Султанова, одного из лидеров азербайджанской партии «Иттихад», считавшего подчеркиваемую в названии журнала связь Кавказа с Украиной искусственной (он не знал о наличие множественных примеров использования образа Прометея в украинской литературе), и потому, малосерьезной, Ной Рамишвили, бывший министр внутренних дел Грузии, подписавший от имени грузин кавказско-украинскую декларацию 1925 г., и Сеид-бек Шамиль, руководитель Народной партии горцев Кавказа, настояли на таком названии журнала. Одним из основных аргументов, приведенных ими в связи с этим вопросом, было то, что создание санитарного кордона вокруг красной империи невозможно без создания независимого украинского государства.
Сам журнал «Прометей», с юридической точки зрения, являлся органом Комитета независимости Кавказа (КНК), – верховного органа кавказских национальных организаций, входящих в движение «Прометей», его редакционная коллегия состояла из трех редакторов-кавказцев, назначаемых по принципу одного представителя из каждой национальной секции комитета. Входивший в состав редакции представитель Украины Олександр Шульгин обладал более низким уровнем редактора-советника. Тем не менее, это различие носило чисто формальный характер и сотрудничество украинцев с кавказцами в журнале, в целом проходило гладко. В мае 1938 г., по настоянию Варшавы, был полностью обновлен состав редакции и изменен формат журнала «Прометей», а место главного редактора журнала было занято О. Шульгиным, сменившим на этом посту грузинского национал-демократа Георгия Гвазава.
В 1926 г., по приказу председателя грузинского ОГПУ Лаврентия Берия, в Стамбул, с целью физической ликвидации Симона Мдивани, представителя в Турции правительства Грузии в изгнании и одного из активнейших членов движения «Прометей», был послан чекист и профессиональный убийца Шалва Церетели, впоследствии министр внутренних дел Грузинской ССР. Церетели удалось провести все подготовительные мероприятия. Операция была отменена в самый последний момент, по приказу Москвы. Вероятно, большевики опасались ухудшения отношений с западными странами и турками, после убийства в мае 1926 г. в Париже агентом ОГПУ С. Петлюры, одного из наиболее известных руководителей движения «Прометей».
Видными деятелями движения в Париже были: Вячеслав Прокопович, Володимир Сальський, Олександр Шульгин, Ян Карашевич-Токаржевский, М. Шумицкий, М. Ковальский, И. Косенко, Тымиш Олесиюк, Л. Чикаленко, Р. Шульгин, Ной Жордания, Николай Чхеидзе, Гиоргий Накашидзе, Александр Асатиани, Евгений Гегечкори, Али Мардан Бей-Топчибаши, Мир-Якуб Мехтиев, Али Акбер Бей-Топчибаши, Мухаммад Саид Шамиль, Мухаммед Ияз Айяз Ишаки, Ибрагим Чуликов, Мустафа Чокай, Джафар Сайдамет, Г. Казбек, Бало Билатти, В. Глазков, Михаил Фролов.
В Варшаве движение прометеизма представляли: Роман Смаль-Стоцкий (Roman Smal-Stocki) как многолетний руководитель организации «Prometeusz»), Владимир Сальский (Wolodymyr Salskyj) как представитель украинской секции, П. Сулятицький (P. Suliatyckyj), Павло Шандрук (Pawlo Szandruk), Всеволод Змиенко, Л. Чикаленко, Тымиш Олесиюк, Г. Казбек, Георгий Накашидзе, Членкели, Бало Билатти, К. Сонат, В. Глазков, Михаил Фролов (Michail Fro;ow), И. Билый, Джафар Сайдамет, Мухаммед Айяз Ишаки (Muhammed Ayaz Ishaki), Влодзимеж Бончковский (ум. 2003 г.).
В том же 1926 г. в Париже была основана и масонская ложа с названием «Прометей», членами которой стали в основном выходцы с Кавказа и из Закавказья. Ложа действовала «в союзе с Великой Ложей Франции под номером 558 по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу», являясь дочерной ложей от возобновленного 15 ноября 1921 г. русского розенкрейцеровского Капитула «Астрея» в Париже (высокую степень в этой ложе имел Б. Савинков). Ее основатели – такие эмигрантские лидеры, как Гайдар Баммат, Мурзала Куриев, Таусултан Шакманов (радиирован ложей «Астрея» в ноябре 1929 года). Из «Астреи» в «Прометей» был направлен и русский промышленник Павел Штейнгель. Руководителем-основателем ложи «Прометей» был досточтимый Мастер Семен Зильберштейн, а в 192-1929 гг. – сын деникинского генерала Г.К. Хагандоков.
На движение прометеизма собственно работали Восточный институт в Варшаве (Instytut Wschodni w Warszawie), Украинський научный институт в Варшаве и Научно-исследовательский институт Восточной Европы в Вильно. По их представлению польское государство оплачивало научные стипендии для студентов-«прометеистов», обучающихся в Польше или в странах Западной Европы. Также действовал Востоковедческий кружок молодёжи (Orientalistyczne Kolo Mlodych), выпускавший ряд специализированных изданий по прометейскому вопросу: «Восток –Ориент», «Польско-украинский бюллетень», «Проблемы Восточной Европы», «Польская мысль».
Движение постоянно обращалось с заявлениями и меморандумами к Лиге Наций, информационных агенств и периодических изданий.
Также под эгидой Прометеевского движения с 1926 г. существовал в Варшаве подпольный Украинский военно-повстанческий штаб во главе с генералом Павлом Шандруком.
Кроме того, прометеевцы курировали обучение военному делу представителей прометеевских народов (грузинов, украинцев, азербайджанцев и кавказских горцев). Многие из них сумели реализовать полученные знания и умения в польско-германской войне 1939 г.
После 1945 г. польские «прометеевцы» постоянно подверглись репрессиям, представители национальных меньшинств (грузины, азербайджанцы, горцы Кавказа и др.) подвергались люстрации и прессингу, а сама агентура прометеевцев перешла в ведение Министерства общественной безопасности и Главного информационного управления Войска Польского, затем данные о них были переданы в 1951 г. в МГБ СССР. В 1955-1965 гг. Комитет общественной безопасности под криптонимом «Fala-1» разрабатывал бывших представителей движения, но затем закрыл делопроизводство.
Часть «прометеистов» эмигрировали в Англию, где открылся Восточный институт «Редута» – духовный наследник варшавского Восточного института.
Во Франции, в Париже, в среде польской эмиграции продолжил преемственность от идей прометеевского движения Ежи Гедройц, издававший на протяжении 30 лет журнал «Культура». В данном случае прометеизм приобрел второе дыхание.
Также идеи прометеизма о необходимости свободы для народов Восточной Европы и СССР были провозглашены в «Pos;anie do ludzi pracy Europy Wschodniej» на I съезде «Солидарности» в 1981 г.
В 2010 г. был основан журнал «Новый Прометей» («Nowy Prometeusz»), посвященный изучению истории и настоящего т.н постсоветского пространства. Издание также является платформой для обмена мнениями по вопросам, связанным с восточной политикой Польши. В частности, следствием научных изысканий авторов журнала стала публикация прометеевских архивных материалов, документов, в том числе из Института Йозефа Пилсудского в Нью-Йорке.


3.Организации-«спутники» прометеизма

Дочерными организациями Прометеевского движения были:

1) Комитет дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины (Le Comite d’Amitie des Peuples du Caucase, du Turkestan et de l’Ukraine), образованый 10 мая 1934 г. в Париже, по инициативе бывших министров иностранных дел Грузии и Украинской Народной Республики Евгения Гегечкори и Олександра Шульгина. Комитет избрал руководящее бюро в составе Олександра Шульгина (председатель) и Аббас Атам Алибекова (секретаря). Членами комитета являлись Мир Якуб Мехтиев и А. Алибеков от Азербайджана, Акакий Чхенкели от Грузии, Ибрагим Чулик от Северного Кавказа, Мустафа Чокай от Туркестана, О. Шульгин и И. Косенко от Украины. Состав бюро должен был обновляться через каждые два года. Два года спустя Комитет дружбы народов получил от Варшавы право выступать перед иностранными державами и Лигой Наций с дипломатическими демаршами, «обязуясь защищать также в этих демаршах дело стран-членов клуба «Прометей», не входящих в Комитет дружбы». В декабре 1936 г., было избран новый состав руководящего бюро Комитета дружбы. Председателем комитета стал А. Чхенкели, бывший посланник Грузии во Франции. Должность секретаря занял И. Косенко, а вице-председателя – М. Чокай, представитель Туркестана и бывший председатель правительства временной автономии Коканда. Деятельность комитета в особенности активизировалась с 1937 г., в период принятия в СССР т. н. сталинской конституции и кровавых репрессий 1937-1939 гг. В это время руководством комитета был проведен целый ряд конференций в Париже, посвященных проблемам порабощенных наций Советского Союза, а также внутриполитической ситуации в СССР. В 1938 г., тексты этих докладов были изданы отдельными брошюрами. Конференции собрали большую аудиторию, что свидетельствовало об интересе французского общественного мнения к проблеме национального вопроса в СССР.
Например, 17 мая 1937 г., известный украинский политический и общественный деятель, бывший представитель Украинской Центраальной Рады при Временном правительстве России, и председатель комиссии по выработке проекта преобразования Российской империи в федерацию, журналист, поэт-переводчик, бывший в 1918 г. представителем Украинской державы на Дону, в 1919 г. был главой дипломатической миссии КНР в Праге, проф. Максим Славинский (1868-1945) выступил в Парижском географическом обществе с докладом о национально-государственных проблемах в СССР. Затем доклад был издан отдельной книгой «Национально-государственная проблема в СССР» (Париж, 1938). Доклад, на котором по данным советской разведки присутствовало около 200 человек, содержал положения, которые, думается, никоим образом не утратили свою актуальность сегодня, когда двадцать лет спустя после распада Советского Союза, нынешнее руководство России вновь стремится подорвать государственную независимость наций, возникших на обломках красной империи. М. Славинский подчеркивал, что принимая во внимание исторические условия формирования русской империи и русского самосознания, было бы наивно рассчитывать на то, что правители России добровольно откажутся от своих имперских амбиций и дадут свободу нерусским народам, хотя это решение и было бы самым благоразумным выходом из создавшегося положения. Единственной альтернативой для порабощенных наций является вооруженная борьба, с полным сознанием того, что в этой борьбе им придется понести отнюдь немалые жертвы: «… Мы имеем дело с великороссами, – народом, который и был командной нацией, и в эту роль окончательно не вошел; вкусил он чувства имперского господства и властвованием не насладился. Такой народ неспособен на благоразумный отказ от своих претензий на властвование. И особенно не могут сделать это его командные слои, бывшие и настоящие, ибо эти претензии стали органической частью в составе их национального мироощущения, а то или иное изменение этого мироощущения, требует, как известно, весьма длительного времени. Нет, империалистические тенденции, раз просочившись в национальное сознание народа, изживаются не легко. Долго их еще будут изживать и великороссы, все равно, по какому пути пойдет их политическое развитие. Подчиненным нациям на этот счет не годиться создавать никаких иллюзий. Борьбой и кровью окрашен их отрыв от императорской России, в той же атмосфере произойдет и их освобождение от СССР. Других путей к разрешению национально-государственной проблемы на Востоке Европы история не знает, а современная действительность не указывает».
2) Общество «France-Orient», возглавляемо князем Яном (Иваном-Мария-Степаном) Токары Карашевичем-Токаржевским (Jan Stefan Maria de Tokary Tokarzewski-Karasziewicz, 1885-1954), украинским историком, геральдистом и дипломатом, послом Украины (гетманской, затем – УНР) в Австро-Венгрии и Турции и министром иностранных дел УНР, рыцарем Мальтийского Ордена.
3) 6 января 1939 г. в Париже был также основан «Клуб культуры «Прометей» во Франции» (Club culturel «Promethee» en France), который управлялся руководящим комитетом, состоящим из председателя, – грузинского национал-демократа Александра Асатиани, вице-председателя – украинца Николая Ковальского, секретаря – северокавказца Абу Чермоева и казначея – азербайджанца Мамеда Магеррамова. 5 марта 1939 г., во время официального открытия клуба, была проведена конференция, посвященная украинской проблеме. Докладчиком являлся вице-председатель парижского клуба «Прометей» Н. Ковальский.


3. Русский прометеизм

Идеологию русского прометеизма и место русского народа в общем движении «прометеизма» сформулировал Петр Боранецкий (1900 – после 1965), бежавший в 1930 г. из СССР во Францию, где издавал журнал «Третья Россия». Первые два номера журнала вышли в 1932 г., а девятый и последний – в 1939 г. Позиция журнала определялась собственно как «титаническое или героическое мировоззрение». Но, поскольку, этот титанизм характеризуется фиксацией на будущем и готовностью к самопожертвованию, он называл его именно прометеизмом, по имени титана («бога второго поколения») Прометея.
Своё видение П.С. Боранецкий изложил в изданной в Париже 1650-ти страничной четырехтомной монографии «Религия, материализм и прометеизм: основания синтетического миросозерцания» (без указания года издания, вероятно, написана в 30-е гг., издана в 50-е гг., и издательства).
В нем обновляются тенденции ренессансного «титанизма» и проповедуется, что наделенный «творческим величием» человек имеет призванием и сверхзадачей присвоить себе господство над космосом в качестве его центра, подобно тому как когда-то Прометей, похититель огня, присвоил нечто более высокое ради свое-мерно-земных интересов. Вся Вселенная объявляется всего лишь материалом и фоном для самоутверждения начала собственно человеческого, сугубо человеческого. Свобода рассматривается как «подчинённая необходимость» (в отличие от «осознанной необходимости»), она есть организованная необходимость, и в таком её понимании предстаёт как могущество человека («Третья Россия», №1, с.62). Она отличается от двух других понятий свободы – свободы формальной как свободы выбора и свободы христианско-буддистсткой как свободы отрешённости. Если формальная свобода релятивистична, христианско-буддистская нигилистична, то вновь обретаемая свобода конструктивна, идеалистически исторична, «путь её осуществления – путь творчества, путь организации мира, путь Истории, и в ней становящегося Абсолюта – Бога» («Третья Россия», №1, с.64-65). В свою очередь в мировой Истории выковывается победа над временем. Эта победа происходит не под знаком Сущего Бога, а под знаком Становящегося Бога. «В существенном смысле, – читаем мы в текстах автора, – Становление Бога и есть его Пришествие; в мире Становящийся Бог и в мир Грядущий Бог суть синонимы» («Третья Россия», №2, 1932, с.59).
Один из важнейших пунктов в мировоззрении прометеизма П. Боранецкого состоит в особой трактовке национализма. Есть народы, для которых необходимое условие существования и развития состоит в том, что освещая перед собой дорогу в будущее, они вместе с тем должны светить и другим. Отнимите у такого народа данную функцию – функцию «всечеловечности», по выражению Достоевского, – и этот народ погибнет. Именно таким Просветителем-Прометем, в представлении П. Боранецкого, является русский народ. В то время как каждый народ, утверждает автор, обретает своё национальное самосознание прежде, чем общечеловеческое, если он вообще способен подняться до такого состояния, то русский народ производит такое впечатление, что он общечеловеческое сознание обрёл прежде, чем национальное. «… Ибо можно сказать, что универсализм есть сущность русского национализма. И в этом его высокое и духовно знаменательное преимущество: он как бы в самом себе несёт своё высшее творческое преодоление… Великие народы всегда в той или иной мере – универсалистичны. Потому-то и истинно великий Русский народ есть народ универсалистический по существу. А на его вселенскости, всечеловечности сходились все его характеристики, как друзей, так даже и врагов» (Боранецкий П. К идее нового человечества // «Третья Россия», 1939, №9, с.97). Прометеизм, в интерпретации П. Боранецкого, есть естественно заданная Идея-идеал русского народа (Боранецкий П. Смысл былин о богатырях и призвание русского народа // «Третья Россия», 1938, №8, с.55).

***

Межвоенные Берлин и Мюнхен были переполнены лицами правых взглядов: русскими, балтийскими немцами, украинцами, многие из которых воевали с составе Белых Армий или под знаменами Добровольческого корпуса генерала фон дер Гольца в Прибалтике. Некоторые из этих эмигрантов оказали существенное влияние на Адольфа Гитлера, несколько человек заняли ответственные посты в Третьем Рейхе.
В 1919-23 гг. балтийские немцы образовали очень прочное связующее звено между правым флангом русской диаспоры и Национал-социалистической немецкой рабочей партией. Мак Эрвин фон Шойбнер-Рихтер, которого очень многие наши националисты очень любят называть «русским патриотом» (впрочем, не так уж и беспочвенно), был самым горячим сторонником Германо-русского союза. В конце 1920 г. он организовал Народный фронт «Aufbau» («Возрождение»), где объединил немецкий и русских правых. Ряд членов «Autbau» впоследствии служили Третьему рейху: балтийцы Альфред Розенберг и Арно Шикедани, русские Василий Бескупский и Петр Шабельский-Борк, казацкий украинский полковник Иван Полтавец-Остраница. Мечтой Шойбнер-Рихтера было объединение правого крыла русской диаспоры вокруг идей национал-социализма. С этой целью весной 1921 года он, заручившись поддержкой немецких деловых людей, созвал под эгидой «Aufbau» съезд русских националистов в Бад-Рейхенхалле, баварском курортном городке.
В Германском Рейхе существовали три организации, связывающие русских эмигрантов и НСДАП: основанное 22 февраля Российское Национал-социалистическое движение (РОНД, РНСД), Бюро русских беженцев (Vertauenstelle fur Russische Fluchtlinge), возглавлявшееся генералом В. Бискупским, и русская газета «Новое слово» (редактор В. Деспотули). Все три организации были независимыми друг от друга, но действовали, конечно, сообща.
Инициаторами создания РОНД (РНСД) стали Н.П. Дмитриев, Щербина и несколько балтийских немцев во главе с Ф. Лихингером. Председателем РОНД был поначалу 28-летний русский немец Александр Светозаров-Пельхау (затем его сменил Петр Бермондт-Авалов), а генеральным секретарем А. В. Мелер-Закомельский. В течении нескольких лет РОНД открыло свои отделения в Париже, Праге, Лондоне и других городах Европы, и к 1939 году численность участников движения составила около двадцати тысяч человек. С 1934 года начали выходить газета «Пробуждение России» и бюллетень «Голос РОНДа», были основаны Украинский и Белорусский секторы Движения, открыто спортивное общество, налажены контакты со многими зарубежными фракциями Российского фашизма: Всероссийской Национал-революционной Партией А.Восняцкого (США), Русской Фашистской партией К. Родзаевского (Манчьжурия), Союзом Малороссов А.Казембека, Русским Национальным Союзом Н.Мельникова (США). Все эти организации вошли в состав Антикоммунистического Фронта, ставшего целью своей деятельности ликвидацию в России большевистского режима и установление национал-социалистической диктатуры.


4. Прометеизм и гитлеровский Рейх

В 1938 г. произошел раскол в Прометеевском движении, между украинцами и грузинами. Он был инспирирован польскими шовинистическими кругами в связи с созданием независимого государства Карпатская Украина из части бывшей Чехословакии, и это был опасный прtцедент для «восточных кресов» (Галиции и Волыни), в отношении которых подмандатное (от Лиги Наций) действие Польши приближалось к своему 20-летнему завершению. Грузинский национальный центр заявил 12 декабря 1938 г., что «украинский вопрос есть проблема сов[етской] Украины, где живет 35 мил[лионов] украинцев и занимает обширную и богатую территорию. Эта страна, под игом Москвы переживает неслыханное страдание и рабство, чего никогда не переживали украинцы других стран. Поэтому в порядке дня стоит освобождение именно этой порабощенной Украины. И все попытки заслонить эту ясную позицию выдвиганием вопросов украинцев, проживающих в Галиции или в других странах, является разрывом Прометеевского фронта и спуском воды на мельницу Москвы. Освобожденная Украина, лежащая между Россией и Польшей, не может удержаться, если она не будет в дружеских отношениях с Польшей, чьи государственные интересы безусловно требуют создания надежной стены, для обеспечения своих восточных границ. Сильная Польша – прямой интерес свободной Украины. И вопрос галицийских украинцев, сравнительно с этой главной проблемой является мелочью, что легко могут разрешить свободная Украина и дружественная Польша путем мирных переговоров и соглашений».
В 1935 г. эмиссар Грузинского национального центра и редактор журнала «Прометей» Георг Гвазава отправился в Берлин, где установил контакт с доктором философии Георгом Лейббрандтом (1899-1982). Тот был уроженцем Одессы, в 1919 г. – офицером в частях для немцев в белогвардейской Западной добровольческой армии, эмигрировал в Германию, где в Берлине изучал философию, историю и право, стажировался в 20-х гг. в СССР и США. Он был руководителем восточного отделения управления внешней политики НСДАП, затем в 1941-1943 гг. был руководителем Главного управления политики в Имперском Министерстве оккупированных восточных территорий (Reichsministerium fur die besetzten Ostgebiete, RMfdbO), а с 1940 г. – профессором университета Фридриха-Вильгельма. В 30-х гг. он издал книги «Большевизм», «Чума в России», «Марш Москвы против Европы», где сформулировал концепцию «расспада нордических черт у народов России», «варварства русской души», «азиатских кочевнических орд», и «миссии Германии как дозора европейской культуры на их пути». В 1941 г. специально для вермахта написал книгу о будущем противнике «СССР». Отвечая за связи с эмигрантскими кругами русских, украинцев, грузин, армян, горских народов Кавказа и татар, вместе со своим шефом и личным другом рейхсляйтером Альфредом Розенбергом и итальянским доктором Энрико Инсобато (1878-1963 гг.; был консильере (советник) фашистского режима по исламским вопросам, главный редактор итало-арабского про-суфийского (акбаритского) фашистского журнала «Ан-Нади» / «Il Convito», выходил в Каире с 1904 по 1913 гг., представитель Фашистской Партии в масонских ложах, правый анархист и традиционалист) Георг Лейббрандт разработал и предоставил 9 мая 1941 г. план дальнейшего обустройства территории СССР в качестве независимых национальных государств, союзных Третьему Рейху.
Но он был отвергнут А. Гитлером: «Ни о каком русском антибольшевистском правительстве не может быть и речи; Россия будет немецкой колонией и будет управляться немцами».
Борис Бажанов (1900-1982), бежавший на Запад бывший личный секретарь Л. Кагановича, а затем – И. Сталина (1923-1928 гг.), вспоминает о встречах с Г. Лейббрандтом: «… Вдруг меня вызывает Лейббрандт. Он опять меня спрашивает: немецкая армия быстро идет вперед от победы к победе, пленных уже несколько миллионов, население встречает немцев колокольным звоном, настаиваю ли я на своих прогнозах. Я отвечаю, что больше чем когда бы то ни было. Население встречает колокольным звоном, солдаты сдаются; через два-три месяца по всей России станет известно, что пленных вы морите голодом, что население рассматриваете как скот. Тогда перестанут сдаваться, станут драться, а население – стрелять вам в спину. И тогда война пойдет иначе. Лейббрандт сообщает мне, что он меня вызвал, чтобы предложить мне руководить политической работой среди пленных – я эту работу с таким успехом проводил в Финляндии (как представитель русских эмигрантских организаций по приглашению маршала Маннергейма, для формирования из пленных красноармейцев антибольшевистской Русской Народной Армии и первые части этой армии успели поучаствовать в боевых действиях на стороне Финляндии, но были расформированы сразу после заключения мирного договора с СССР, – О.Г.). Я наотрез отказываюсь. О какой политической работе может идти речь? Что может сказать пленным тот, кто придет к ним? Что немцы хотят превратить Россию в колонию и русских в рабов и что этому надо помогать? Да пленные пошлют такого агитатора к ..., и будут правы. Лейббрандт наконец теряет терпение: «Вы в конце концов бесштатный эмигрант, а разговариваете как посол великой державы». – «Я и есть представитель великой державы – русского народа; так как я – единственный русский, с которым ваше правительство разговаривает, моя обязанность вам все это сказать… Доктор Лейббрандт, вы ошибаетесь. Вы действительно можете меня расстрелять или послать в лагерь колоть камни, но заставить меня проводить вашу политику вы не можете». Реакция Лейббрандта неожиданна. Он подымается и жмет мне руку. «Мы потому с вами и разговариваем, что считаем вас настоящим человеком». Мы опять спорим о перспективах, о немецкой политике, говоря о которой я не очень выбираю термины, объясняя, что на том этаже политики, на котором мы говорим, можно называть вещи своими именами. Но Лейббрандт возражает все более вяло. Наконец, сделав над собой усилие, он говорит: «Я питаю к вам полное доверие; и скажу вам вещь, которую мне очень опасно говорить: я считаю, что вы во всем правы». Я вскакиваю: «А Розенберг?» – «Розенберг думает то же, что и я». – «Но почему Розенберг не пытается убедить Гитлера в полной гибельности его политики?» – «Вот здесь, – говорит Лейббрандт, – вы совершенно не в курсе дела. Гитлера вообще ни в чем невозможно убедить. Прежде всего, только он говорит, никому ничего не дает сказать и никого не слушает. А если бы Розенберг попробовал его убедить, то результат был бы только такой: Розенберг был бы немедленно снят со своего поста как неспособный понять и проводить мысли и решения фюрера, и отправлен солдатом на Восточный фронт. Вот и все». – «Но если вы убеждены в бессмысленности политики Гитлера, как вы можете ей следовать?» – «Это гораздо сложнее, чем вы думаете, – говорит Лейббрандт, – и это не только моя проблема, но и проблема всех руководителей нашего движения. Когда Гитлер начал принимать свои решения, казавшиеся нам безумными, – оккупация Рура, нарушение Версальского договора, вооружение Германии, оккупация Австрии, оккупация Чехословакии, – каждый раз мы ждали провала и гибели. Каждый раз он выигрывал. Постепенно у нас создалось впечатление, что этот человек, может быть, видит и понимает то, чего мы не видим и не понимаем, и нам ничего не остается, как следовать за ним. Так же было и с Польшей, и с Францией, и с Норвегией, а теперь в России мы идем вперед и скоро будем в Москве. Может быть, опять мы не правы, а он прав?» – «Доктор Лейббрандт, мне тут нечего делать, я хочу вернуться в Париж. – «Но поскольку вы против нашей политики, вы е будете работать против нас». – «Увы, я могу вам обещать, что я ни за кого и ни против кого работать не буду. С большевиками я работать не могу – я враг коммунизма; с вами не могу – я не разделяю ни вашей идеологии, ни вашей политики; с союзниками тоже не могу – они предают западную цивилизацию, заключив преступный союз с коммунизмом. Мне остается заключить, что западная цивилизация решила покончить самоубийством и что во всем этом для меня нет места. Я буду заниматься наукой и техникой». Лейббрандт соглашается. Перед отъездом на квартире Ларионова рассказываю о своих переговорах с Розенбергом и Лейббрандтом руководителям организации солидаристов (Поремскому, Рождественскому и другим). Они просочились в Берлин, желая проникнуть в Россию вслед за немецкой армией. Я им говорю, что это совершенно безнадежно – население скоро будет все против немцев; быть с ними – значит, вступить в партизанщину против немцев; для чего? Чтобы помогать большевикам снова подчинить население своей власти? Ничего сделать нельзя. Но солидаристы хотят все же что-то попробовать. Скоро они убедятся, что положение безнадежно. Вернувшись в Париж, я делаю также доклад представителям русских организаций. Выводы доклада крайне неутешительные. Среди присутствующих есть информаторы гестапо. Один из них задает мне провокационный вопрос: «Так, по вашему, нужно или не нужно сотрудничать с немцами?» Я отвечаю, что не нужно – в этом сотрудничестве нет никакого смысла. Конечно, это дойдет, до гестапо. К чести немцев должен сказать, что до конца войны я буду спокойно жить в Париже, заниматься физикой и техникой, и немцы никогда меня не тронут пальцем».
Из воспоминаний В. Штрик-Штрикфельдта (ближайший немецкий друг и соратник генерала Власова), принимавшего участие в допросе Якова Джугашвили, сына Сталина, попавшего в плен в первые дни войны:
«– Вы сказали, что не верите в победу Германии? – спросил один из нас. Джугашвили помедлил с ответом.
– Нет! – сказал он. – Неужели вы думаете занять всю огромную страну?
По тому, как он это сказал, мы поняли, что Сталин и его клика боятся не оккупации страны чужими армиями, а “внутреннего врага”, революции масс по мере продвижения немцев. Так был затронут политический вопрос, который Шмидт и я считали исключительно важным, и мы спрашивали дальше:
– Значит, Сталин и его товарищи боятся национальной революции или национальной контрреволюции, по вашей терминологии?
Джугашвили снова помедлил, а потом кивнул, соглашаясь.
– Это было бы опасно, – сказал он.
По его словам, он на эту тему никогда не говорил с отцом, но среди офицеров Красной армии не раз велись разговоры в этой и подобных плоскостях.
Это было то, что и мы со Шмидтом думали. Теперь открывалась возможность довести эти мысли до высшего руководства. Ведь с тем, что говорили мы, – не считались! Но взгляды сына Сталина Верховное командование вооруженных сил, генерал-фельдмаршал фон Браухич и даже Ставка фюрера могли принять во внимание.
Герсдорф, понимавший больше нас в этих делах, согласился с нами.
“Сталин, по мнению Якова Джугашвили, сына Сталина, боится русского национального движения. Создание оппозиционного Сталину национального русского правительства могло бы подготовить путь к скорой победе» – такова была основная мысль нашего доклада, который фельдмаршал фон Бок переслал в Ставку фюрера”…» (Штрик-Штрикфельдт В., «Против Сталина и Гитлера», 1993, изд-во «Посев»).
Естественно, прав Иван Ильин: «… Еще грубее была ошибка Гитлера – пытаться бороться сразу и с коммунистами и с русским народом. Произошло это от сочетания невежества самомнения, психологии торопливого выскочки, расистского презрения к другим народам и прямого политико-психологического бессмыслия». Но добавить, к этим словам нужно не только русский народ, но и все другие народы Восточной Европы. Увы, И. Ильин, из-за извечного русского шовинизма, страдал «слепотой» относительно других наций.
В связи с несогласием относительно нацистской политики на оккупированных землях и из-за «про-украинской позиции», Г.Лейббрандт летом 1943 г. ушёл с государственной службы, добровольно вступил в армию, направлен в Кригсмарине, где служил на подводной лодке (ранее, в 1934 г. также из-за несогласия с нацистской политикой вышел из членов НСДАП, но в 1938 г. вернулся по настоянию А. Розенберга). В 1945-1949 гг. находился в заключении, но был признан невиновным в преступлениях и в мае 1949 г освобожден, но в 1950 г. опять находился под следствием за геноцид евреев, но вновь оправдан. После войны начал заниматься изучением истории немцев в России, сотрудничая с Ассоциацией немецких земляцтв и Американским институтом культуры в Мюнхене.
В феврале 1943 г. именно Г. Лейббрандт представил «Меморандум» о русском Национальном комитете и Русской Освободительной армии, легший в основу деятельности созданного в 14 ноября 1944 г. генералом А. Власовым Комитета освобождения народов России и его т.н. «Пражского Манифеста Освободительного движения народов России». Политическим руководящим органом КОНРа стал возглавляемый Власовым Президиум КОНР в составе генерал-майоров Ф. И. Трухина и В. Ф. Малышкина, генерал-майора профессора Д. Е. Закутного (от Русского национального совета), генерал-лейтенанта Г. Н. Жиленкова и Е. И. Балабина, профессоров Ф. П. Богатырчука (1892-1984; от Украинского национального совета), Н. Н. Будзиловича (от Белорусского национального совета) и С. М. Руднева. При КОНР был образован Научный Совет. 28 января 1945 года Русская Освободительная Армия (РОА) как Вооружённые Силы КОНР (численностью до 125 тыс человек) получила статус вооруженных сил союзной к странам Оси державы, сохраняющей нейтралитет по отношению к США и Великобритании. Были встречи А. Власова с адмиралом Деницем и многими другими немецкими военными начальниками. Встречался, естественно, с рейхсминистром пропаганды доктором Й. Геббельсом и рейхсфюрером СС Г. Гиммлером. Сегодня подтверждено, что А. Власов имел контакты с заговорщиками против фюрера (1944). Пытался связаться и объединить казацкие части в Италии, посылал к ним своего человека. Имел контакты с испанским каудильо Ф. Франко, который в апреле 1945 г. предложил генералу А. Власову политическое убежище в Испании и самолёт для доставки. Но А. Власов тогда пытался спасти части КОНР, успел вывести их, причём сохранились свидетельства об организованном отходе и о корректном отношении с населением, в отличие от немецких и советских солдат. В той ситуации генерал А. Власов опять не посчитал возможным оставить вверенные ему войска. Всё это показывает серьёзность намерений и организаторский талант Андрея Власова. Сохранились и опубликованы пересказы обсуждения с ним будущего России. Он не собирался быть диктатором, а считал, что его дело, как военного, сбросить иго сталинизма, а там должны будут найтись профессиональные политики и деятели, которые смогут восстановить человеческий порядок в стране.
Также действовала на территории Белоруссии Русская национальная народная армия (РННА). Сначала был сформирован «Русский батальон специального назначения»: период с марта (150 человек) до августа (1500 человек) 1942 г. К началу декабря 1942 г. в РННА входило 5 батальонов – по образцу вермахта, общая численность достигала 4000 человек.

***

В 1938 р. эмигрантский Народный союз нового поколения (НСНП) закрыл своё отделение в Германии, чтобы избежать сотрудничества с национал-социалистским режимом. В 1940-41 гг. 15 членов НСНП подверглись арестам и допросам гестапо в Праге и других городах. Когда немцы в 1941 г. создали из русских эмигрантов в Югославии «Охранный корпус», НСНП решительно запретил своим членам в него вступать. Но с началом интервенции Германии и её союзников в СССР, НСНП направил своих сотрудиков для работы во вспомогательных учреждениях германской администрации (как переводчиков, секретарей и учителей), но с запретом службы в любых карательных органах (полиции и др.).


5. Украинский прометеизм в войне

Один из членов руководства Движения «Прометей», генерал-полковник Украинской Национальной Армии (бывшей 14-й гренадерской дивизии Ваффен-СС «Галициен»), генерал-хорунжий УНР и выпускник Академии Генштаба Польши Павло Шандрук (1889-1979) инициировал создание 17 марта 1945 г. в Веймаре Украинского национального комитета (УНК) и возглавил его. Заместителями стали проф. Владимир Кубийович и бургомистр Харькова Александр Семененко. Предполагалось, что он станет правопреемником Украинского центрального комитета (органа самоуправления украинской общины в Генерал-губернаторстве) и включит в себя ряд других украинских национальных организаций. В 1965 г. П. Шандрук был награждён генералом В. Андерсом (как главой польского правительства в изгнании) польским орденом «Virtuti Militari».
В Манифесте Организации украинских националистов (ОУН) за декабрь 1940 г. говорится: «…Призываем все народы, порабощенные Москвой, восстать к борьбе за свою свободу и самостоятельность. Лишь полное отделение от Москвы и полная государственная самостийность порабощенных Москвой народов Европы и Азии и свободное сотрудничество между ними приведет их к всестороннему развитию». Лидер революционной фракии ОУН Степан Бандера писал: «… Полной и наивысшей победой украинского национализма будет состояние, когда российская империя перестанет существовать и все народы, ею порабощенные, достигнут национально государственную волю. Без того полной победы Украина иметь не может, или эта победа будет частичной и сомнительной».
В обращении члена Украинской Главной Освободительной Рады (УГВР; предпарламента Украины) Петра Федуна-Полтавы говорилось: «… Порабощенные народы Советского Союза! Поднимайтесь на освободительную борьбу против большевистских угнетателей за перестройку СССР по принципу независимых национальных государств всех советских народов! Русские! Боритесь за низвержение большевистской диктатуры, за уничтожение эксплуататорской системы – за демократическую Россию, за подлинное социальное равенство и справедливость! Да здравствует революционная борьба трудящихся СССР за социальное равенство и справедливость, за подлинно бесклассовое общество!».


6. Послевоенный прометеизм. Новый прометеизм

После распада СССР идея Междуморья как возрождения Речи Посполитой от Балтийского до Черного морей вновь возникла в некоторых политических кругах Восточной Европы. Этот факт неоднократно отмечался в печати. Российские политические издания, как правило, оценивают данные идеи критически или враждебно. Собственно предлагался многоязычный проект «Новая Речь Посполитая», посвященный возрождению Речи Посполитой (Европейской Сарматии), в которую могут войти Беларусь, Латвия, Литва, Польша и Украина. Внутри его существует монархический проект, считающий за целесообразное пригласить на престол представительницу древнейшей монархической династии на Земле – японской династии Ямато.
Белорусский Народный Фронт и Народный рух Украины в конце 80-х и начале 90-х годов ХХ в. активно разрабатывали идею Балто-Черноморского Содружества (БЧС; название предложил Зенон Пазняк). В настоящее время эта идея поддерживается многими украинскими националистическими партиями и организациями.
2 ноября 2007 г. президент Грузии Михаил Саакашвили открыл в Тбилиси статую персонажа древнегреческой мифологии Прометея.Мероприятие было сплошь пронизано символами, начиная с выбора момента его проведения (День Святого Георгия, небесного покровителя Грузии, и четвертой годовщины «Революции роз»), места установки монумента (у моста царицы Тамары, которая в XII в. изгнала из Грузии русского мужа, Юрия Боголюбского) и заканчивая более очевидными политическими аллюзиями: приглашением в качестве почетного гостя президента Польши Леха Качинского и награждением его Орденом Победы имени Святого Георгия, который вручается «за особый вклад в победы, достигнутые для Грузии». Обладателями этой награды также в разные годы были президент США Джордж Буш-младший, американский сенатор Джон Маккейн, президент Литвы Валдас Адамкус, а в 2009 году – и президент Украины Виктор Ющенко. М. Саакашвили пояснил происходящее так: «Прометей – символ страданий, испытаний и великой победы грузинской нации, ее духовной силы. То же самое для грузин воплощает в себе Святой Георгий. Поэтому я награждаю орденом Победы … величайшего борца за свободу и справедливость в Европе президента Польши Леха Качинского, и благодарю его за все», а в его лице – и весь польский народ, который неоднократно восставал на борьбу с большевизмом и нес свет свободы народам, чьи территории были оккупированы большевиками, и содействовал их организации, которая получила название Лига ”Прометей”. В свою очередь, Лех Качинский, перебрасывая мостик от прошлого к настоящему, заявил, что с благодарностью принимает орден страны, «которая долгое время боролась против большевиков и стремилась к независимости. И хотя грузины добились независимости, эта борьба не должна прекращаться или ослабевать, даже если ее цель достигнута».
Президент Польши Лех Качиньский воспринимался как адвокат народов Восточной Европы – тех народов, у которых исторические проблемы с Россией. Он был принят как продолжатель традиций прометеизма.


7. Отказы от прометеизма и его обновление

Правда, не все в Польше разделяют идеи прометеизма. Один из агентов влияния Москвы, редактор польского журнала «Новая Восточная Европа» Анджей Бжезецкий заявил: «Прометеизм – это идеология прошлого века, чтобы разрушить Советский Союз. Но Советского Союза уже не существует, так что прометеизм исчерпан».  То же пишет Доминик Скорупа: «… Концепция прометейского движения потерпела поражение как там, где она зародилась, так и в тех кругах, к которым была направлена. Во-первых, сами поляки признали предприятие слишком дорогостоящим и, в конце концов, отступились от него». Ставит крест на устремлениях Л. Качиньского  и Бартош Святловский: «… Леху Качиньскому не удалось создать прочный идейно-экспертский круг, который выходил бы за рамки группы идеологических союзников, позволяя в то же время реставрировать прометейскую идею как рудимент польской внешней политики».
Все  это было сказано в условиях возрождения российского импер-шовинизма и гегемонизма, оккупации Россией части территории Грузии, репрессивных действий в отношении народов Кавказа, газового шантажа Украины,  оккупации Крыма и части Донбасса, военного присутствия России в Приднестровье, Таджикистане, Казахстане и Крыму…
Также в 2010-2013 гг. правящие круги Польши, пришедшие к власти после т.н. «смоленской катастрофы», пытались проводить политику «погребения идей Ежи Гедройца» и теснее сотрудничать с российскими властями,  откровенно демонстрируя при этом свою незаинтересованность в вопросах Украины, Белоруссии, Грузии, Кавказа и Прибалтики…
Но, как видим, новые геополитические реалии в Восточной Европе, вызванные революцией достоинства в Украине (2013-2014 гг.) и украино-российским вооруженным конфликтом, демонстрируют, что прометеизм как движение народов Евразии за свободу и демократию не только не исчерпан, а наоборот – переходит на новый, более качественный этап борьбы с русским имперским реваншизмом.
В апреле 2011 г. провозгласила идею «обновленного прометеизма» главной для выживания человечества в условиях всевозрастающего имперско-шовинистического инферно Международная Ассоциация «Мезоевразия», действующая и через свой интернет-портал «Центр Востока и Запада – Огонь Прометея» (http://www.mesoeurasia.org), с 2020 г. – Международная метаполитическая ассоциация «Мезоевразия Интертрадиционал» (http://mesoeurasia.blogspot.com).