Иван Купала

Василий Чечель
«Ой на святого 
Ой на Купалу 
Девки гадали 
Венки кидали 
Кидали в воду 
В воду быструю" 


      Сегодня Ивана Купала, день, перед которым вечер и ночь молодёжь во многих местах России, да и не только у нас, устраивает массовые гулянья. Правда, в своём предвоенном детстве я совсем не помню, чтобы у нас тогда были такие гулянья. Думаю, что я тогда даже не слышал о таком дне, как Ивана Купала. За свою, смело могу сказать, не короткую жизнь я только один раз и побывал на таком вечернем гулянье, да и то, не участником, не прыгающим через костёр, а случайным зрителем. Было это тогда, когда я ещё ходил на работу, а мой старший брат вышел на пенсию и переехал жить в деревню.

      В конце июня я взял отпуск и поехал к брату помочь ему в устройстве жизни на новом месте. Мой брат переехал в деревню основательно, купил небольшую усадьбу с огородом и садом, тогда это было доступно не только для зажиточных граждан.

      В том году шестое июля припало на субботу. Мы с братом и его супругой знали, что местная молодёжь собирается устроить вечернее гулянье на берегу реки. Нам, конечно, было не до гулянья, тем более, молодёжного, весь день работали. Однако, кода после ужина мы услышали музыку и весёлые голоса, которые напомнили нам и свою молодость, брат мой сказал:
      - А давайте пройдёмся, посмотрим, как молодёжь нынче гуляет, успеем ещё поспать, завтра воскресенье, работать не будем.

     На берег пришли мы как раз в то время, когда гулянье было на интересном месте, когда вышедшую с воды вместе с «водяным» «русалку» уговаривали выбрать себе жениха. Гулянье, действительно, было организовано с размахом. До берега был протянут провод с освещением, на лужайке расположилось несколько торговых точек с напитками,  сладкими и горькими, ларьки с пирожками, конфетами и разной кулинарией.

     - Посмотри, красавица, - говорил молодой человек с микрофоном в руках, - какие у нас женихи, не простые, заморские. Рядом с говорившим парнем стояли четыре «жениха», у каждого на фуражке красовался цветок.
      И тут произошло то самое, что и заставило меня написать этот рассказ. К парню с микрофоном подошёл небольшого роста мужичок, можно даже сказать, старичок и, протягивая руку к микрофону, что-то говорил. Нам не слышны были его слова, но было понятно, что он просит микрофон, хочет что-то сказать веселящейся молодёжи.

        - Сейчас дед Степан повеселит нас своими прибаутками, - услышали мы слова стоявшей не далеко от нас женщины. А микрофон, действительно, перекочевал к деду Степану, видно, все здесь знали его талант относительно прибауток, знали, что этот человек скажет что-то весёлое. В это время вокруг воцарилась тишина, даже гармонист, всё время игравший потихоньку, снял с плеча свою гармошку.

      - Послушай меня, красавица, - обратился дед Степан к «русалке», -  женихи, конечно, хорошие. И по их нарядам и по тому, как они уверенно улыбаются, предвкушая заранее, как у себя дома будут красоваться вместе с тобой. Только вот что я тебе хочу сказать. Бывал я не раз в этих заморских странах, и видел, как там живут привезенные с наших краёв невесты. А живут они, прямо тебе скажу, очень плохо, плачут и проклинают тот день, когда поверили такому вот жениху.

      Говоря это, дед Степан указывал на женихов, а ведущему сказал потихоньку, но все услышали, так как микрофон держал возле рта: «Я кратенько». «Да пусть поговорит», раздались вокруг возгласы. И дед, чувствуя поддержку публики, заговорил ещё уверенней:
      - Сначала, конечно, всё будет прекрасно. Роскошная свадьба, дорогие подарки, это они умеют. А вот потом, когда все твои родственники уедут домой, а ты там останешься одна-одинёшенька с этим женихом в окружении многочисленной его родни, странно улыбающейся при взгляде на тебя, вот тогда и поймёшь, куда ты попала.

      Сказав эти слова, дед даже сделал шаг в сторону от «женихов», как бы говоря этим движением, что даже стоять рядом с такими «заморскими женихами» опасно. Голос у деда Степана был совсем не старческий, и говорил он складно, как настоящий артист. «Невеста-русалка» уже была в окружении подруг, её вытерли полотенцем, помогли одеться, а на её голове уже красовался огромный венок из маков, ромашек и  других разных цветов. На головах её подруг тоже были венки, да и у всех девушек, даже у - пока подрастающих и совсем ещё детского возраста, были венки, у одних - на голове, у других – в руках. А дед Степан продолжал говорить:

      - Потом ты, наша дорогая, увидишь, что в доме того, кого ты будешь называть мужем, станет часто появляться какой-то старичок, и его откровенно нахальные взгляды будут тебя пугать. А вскоре ты узнаешь, что и дом, в котором живёшь, и всё, что в доме, и всё, что тебе подарил муж, и слуги, которые всегда готовы исполнить любое твоё желание, тоже это всё принадлежит тому старику. Да и сама ты будешь принадлежать тому старцу уже с того момента, как только согласишься выйти за заморского жениха.

      В это время деда Степана окружили девушки, среди которых была и «русалка», наряженная, с венком на голове. Исполнительница роли русалки с улыбкой подошла к деду Степану и попросила у  него микрофон. Раздались аплодисменты. Девушка оказалась с юмором:
      - Спасибо, дедушка, за заботу, так и быть, не пойду я за заморского. Только, раз уж вы отговорили меня от чужого, то посоветуйте мне  нашего, местного, не оставаться же мне без жениха. А, может быть, вы меня отговорили, чтобы самому жениться, вы ведь у нас холостяк, а ну скажите уважаемой публике, - и девушка вручила микрофон деду Степану.
       
      «Молодец наша Валя», послышались вокруг возгласы.  Однако, и дед не растерялся, принял игру девушки, а голос его стал ещё бодрее:
        - А что, я жених выгодный, экономный. Вот недавно снова мясо подорожало, а я его не потребляю. Правда, не потому, что не люблю, а потому, что жевать нечем.

      Под общий хохот дед Степан отдал микрофон ведущему, а девушки уже бежали к гармонисту, который тут же растянул меха своей гармошки. Девушки стали петь песни об Иване Купале. К гармонисту присоединились ещё двое, один с бубном, другой с гитарой. Парни в это время уже готовили костёр.
      А мы отправились туда, где шла  оживлённая торговля, взяли бутылку коньяка, чтобы не уходить с пустыми руками, да и пошли себе домой.
       
     Иллюстрация с Интернета.

      7.07.2014