Истоки агрессивного сознания

Оксана Кукол
Речь пойдёт о национальной катастрофе, которая на наших глазах разворачивается на просторах такой любимой и многострадальной Украины, и, в более широком смысле – об истоках агрессии в человеческой популяции. Тема не нова, агрессия в психологии изучается давно. Ещё в первой половине ХХ века Эдвард Чейз Толмен, профессор Калифорнийского Университета, описал одну из схем возникновения агрессии.

Познакомимся с исследованиями Э.Ч.Толмена (1886 – 1959), американского учёного-психолога,  признанного классика когнитивной психологии. Когнитивная психология, если кратко — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики, внимание, память, логическое мышление, способность к принятию решений. В статье 1948 года «Когнитивные карты у крыс и у человека» Толмен сделал важное заключение об образовании агрессии в группе, и о перемещении агрессии на другие группы. Изучая поведение крыс, Толмен открыл, что в процессе освоения среды у них образуются когнитивные карты, то есть общие представления об окружающем пространстве и своей схеме действий в нём. Когнитивные карты могут быть широкими - тогда используется много сложных эффективных стратегий;  или узкими - используется малое число неэффективных действий. Узость когнитивных карт является результатом слишком сильной мотивации (страсти к чему-либо), или слишком сильной фрустрации (стойкого негативного эмоционального состояния, в том числе депрессии). Одним из результатов этого является «перемещение агрессии на другие группы».
 
Вот как об этом пишет Толмен: «Приверженность к собственной группе – тенденция, свойственная приматам. Мы находим её у шимпанзе и других обезьян, а также у человека. Мы также являемся приматами, действующими в условиях группового существования. Каждый индивид в такой группе имеет тенденцию идентифицировать себя со всей группой в том смысле, что цели группы становятся его целями, жизнь и смерть группы – его жизнью и смертью. Более того, каждый индивид вскоре усваивает, что, находясь в состоянии фрустрации, он не должен выносить свою агрессию на членов своей группы. Он научается перемещать свою агрессию на другие группы. Такое перемещение агрессии есть не что иное, как сужение, ограничение когнитивной карты».

Актуальные выводы Толмена ярко иллюстрируются поведенческими клише участников Майдана: «Кто не скачет, тот москаль!», «Москаляку на гиляку!» и т.д. Мотивация вступления в Евросоюз доводится до болезненной страсти, до полной неспособности объективно оценить последствия такого шага, а нарастающее раздражение от фактически провальных действий своего правительства удобно переформатируется в агрессию на другую группу – любых несогласных. Список несогласных настолько широк, что давно перестал вмещаться в рамки «ватник-колорад-сепаратист»… Узкая когнитивная карта не позволяет называть геноцид жителей Юго-Востока своим именем, вместо этого используется благозвучный термин «антитеррорестическая операция», а все жертвы списываются на происки ополченцев-«террористов». Авианалёты, разрушения? Да сами террористы себя поубывалы!.. Жертвы среди мирного населения, более 40 погибших детей? Личинок колорадов не жалко!.. Беженцы, 140 тысяч по данным ООН? Поехали навестить бабушку!... Про «шашлыки» в Одессе 2 мая даже говорить не хочется, настолько неадекватная оценка звучит из уст европейских украинцев, граничащая с полным одичанием сознания…

Вернёмся к статье Толмена. Что же нам предлагает учёный? Цитирую: «Мой ответ состоит в том, чтобы проповедовать снова силы разума, т.е. широкие когнитивные карты. Учителя могут сделать детей разумными (т.е. образовать у них широкие карты), если при этом они позаботятся о том, чтобы ни один ребёнок не был бы избыточно мотивирован или слишком раздражён. Только тогда дети смогут научиться смотреть вокруг, научиться видеть, что часто существуют обходные и более осторожные пути к нашим целям, научатся понимать, что все люди взаимно связаны друг с другом.»

Носитель более широкой когнитивной структуры учится на чужом опыте, в то время как носитель узкой структуры добровольно сужает свой интеллект до полного отрицания чужого опыта, до уничтожения носителей этого опыта… Не отсюда ли постоянные примеры жестокого геноцида и этнических чисток (по признаку вероисповедания), которыми полнится древняя и новейшая мировая история?

Исходя из вышеизложенного, совсем по иному воспринимаются  расхожие определения – узкий кругозор, недальновидная политика, ограниченный человек… Политика украинизации в образовательном процессе сыграла решающую  роль в сужении критического мышления граждан Украины.  Критическое мышление подменяется пропагандой. Переписывание учебников истории 23 года назад, запрет на ввоз книг из России сегодня… Чего ждать завтра – повторения костров «великого Рейха», на которых сжигались произведения классиков? «Читайте книги, не дайте себя одурачить!», - призывает проповедник о.Андрей Ткачёв, после известных событий вынужденный покинуть дорогой его сердцу Киев. Читайте книги, думайте, контролируйте себя, не поддавайтесь страстям, не позволяйте собой манипулировать!..


07.07.2014