Легенда возвращает прописку. Новое о Чапаеве

Юрий Каргин
Наш земляк, герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев, несмотря на то, что о нём немало написано книг и снято документальных фильмов, остаётся одной из самых загадочных личностей. Даже его точное место жительства в Балакове до сих пор не было известно, хотя у нас и есть чапаевский дом-музей. Но теперь мы смело можем поставить точку над «i».

Не по адресу

Сомнения в том, что в доме, который бережно сохранили балаковцы, Чапаев никогда не жил, впервые были высказаны в начале 90-х гг. прошлого века, когда всё советское ломали через коленку. Сколько тогда идолов коммунистического прошлого было сброшено с пьедесталов, и не сосчитать. Досталось и Чапаеву.
У музейных работников точных сведений не было. Даже дочь Василия Ивановича не могла с уверенностью утверждать, в этом ли доме вырос её отец. Клавдия Васильевна помнила только, что после его гибели она жила здесь с бабушкой и дедушкой: в книге «Василий Иванович Чапаев» (1979 г.), написанной ей совместно с братом Александром и писателем Яковом Володихиным, указывается, что Чапаевы приобрели половину шатрового дома.
«Это была основательная покупка, выдававшая и характер самого покупателя, - отмечал в другой книге о Чапаеве саратовский краевед Виктор Бирюлин.- Крепкие ворота, аккуратная калитка, удобная плотницкая мастерская в углу двора и рядом с ней погреб. Чапаевская часть дома выходила на улицу тремя окнами. В меньшей его части, в два окна, жила другая семья. С крыльца гость попадал в холодные сени, где хранились различная домашняя утварь и припасы. Из сеней дверь вела в комнату, из неё в другую, самую большую, а там и в третью, маленькую. Все три комнаты отапливались одной большой русской печью-кормилицей. Обстановка - самая необходимая: кровати, столы, скамьи...» И там же давалась сноска: «В гражданскую войну Иван Степанович продал свою часть дома под шатровой крышей и построил для себя и жены поблизости небольшой дом в одну комнату с сенями. В нём сейчас находится Балаковский дом-музей».
Такая неразбериха позволила «пересТРОЕЧНИКАМ» с лёгкостью отдать под центр связи «Хемикомп» мемориал, который был построен по соседству как раз под музей Чапаева. Причём некоторые горячие головы с пеной у рта требовали вообще снести деревянный домик, неожиданно потерявший всякую «мемориальность».
Однако балаковскую «святыню», к которой ежегодно со всего Советского Союза приезжали десятки тысяч туристов, удалось отстоять: ну, не жил здесь, и что? – пусть как память останется.
К дому, как к памяти о Чапаеве, относятся и сегодня. На сайте Саратовского областного музея краеведения о нём написано:
«Музей располагается в небольшом деревянном доме в бывшей Сиротской слободе - Бодровке, где жили грузчики, ломовые извозчики, пристанская беднота города Балаково. В этом доме, общей площадью 35 квадратных метров, с 1919 по 1922 годы жили родители В.И. Чапаева». И — на всякий случай: «Здесь прошли детские и юношеские годы будущего полководца».
Признаюсь, мне тоже с трудом верилось, что в этой маленькой избе жила такая большая семья (в разное время 6-7 человек). И всегда хотелось докопаться до истины.
Такая возможность представилась, когда, работая в самарском архиве, я обнаружил паспорта почти на все балаковские дома, составленные в 1912 году для расчёта налога на недвижимое имущество. Сначала плотно занимался каменными домами, и, наконец, на днях руки дошли и до Сиротской слободы.

Нашёл!

С какой тревогой я просматривал страницу за страницей: неужели не найду то, что хочу?!...
И вот он – паспорт на дом Ивана Степановича ЧЕпаева (фамилия написана с буквой «е»). В том самом квартальчике, с одной стороны которого – Линёвка, с другой овраг (теперь по нему проходит ул. Свердлова).
В первую очередь смотрю строчку, когда куплен…
Да! Да! Да!.. Дом («флигель») куплен «12 лет назад за 80 рублей», т.е. в 1900 году, когда Василию было всего 13 лет! Значит, он здесь жил! он здесь вырос! Значит, с этим домом связана почти половина его жизни, самой активной её части!
Отсюда в 1908-м Василий Иванович уходил в армию, здесь в 1909-м играли его свадьбу, здесь родились его первые дети: Александр – в 1910-м, Клавдия – в 1912-м, здесь он прощался со своим братом Григорием, убитым во время мятежа в марте 1918 года.
На плане – то же самое расположение чапаевского дворика: в правом нижнем углу – дом, в левом верхнем – сарай. По паспорту в доме – три комнаты, две внутренние двери и пять окон. На первый взгляд, не сходится: экскурсанты видят только одну комнату, одну дверь и три окна. Но, по всей видимости,  при оценке ещё учитывались сени и так называемая подловка, где хранилось сено, перегородка для молодых и два чердачных окна. А, возможно, после смерти родителей Чапаева дом просто был немного перестроен.
Реальность этого памятного места подтверждается и другой записью: жилое помещение в здании одно. Смотрю размеры. Они указаны в саженях. Навскидку перевожу в метры: длина – около пяти метров, ширина – около четырёх, высота – два с небольшим. Всё, как сейчас. На этой скромной «территории» в 1912 году жило 6 человек.
Всё. Можно ставить точку и возвращать герою прежнюю прописку. Только на мемориальной табличке, установленной на доме 9 февраля 1969 года, следует заменить первую дату: 1897 на 1900.

Пора расставлять приоритеты

Недавно Президент России Владимир Путин подарил на 70-летие лидеру КПРФ Геннадию Зюганову чугунного Чапаева на лихом коне и с шашкой наголо.
«Хочу Вас поздравить с юбилеем, с днём рождения, и такую вот замечательную фигурку нашего с Вами любимого героя - Василия Ивановича Чапаева - преподнести Вам», - сказал Путин, вручая подарок.
Вот так. В то время, как глава государства, несмотря на свои некоммунистические взгляды, по-прежнему с почтением относится к такой легендарной личности, как Чапаев, балаковские власти о знаменитом земляке почти забыли. Вместо того, чтобы хранить память о реальных героях и привлекать внимание туристов именно к ним, чиновники отдают предпочтение клубничке и бурлакам, направляя патриотический вектор и бюджетные средства в сторону развлекаловки.

На фото: дом-музей Чапаева в Балакове