Часть20 смерть и рождение. и просто жизнь

Юрий Стеклов 2
  (Для меня тот апрель отмечен двумя смертями; смерти были и раньше, и будут ещё. Я бы писал по-другому, но это-не мой дневник.)
3 Апреля-2001 В стране напряжённое положение. На территориях перестрелки. На дорогах опасно. Террор не прекращается. Сегодня погиб ещё один парень- военный 20 лет.
Днём обычные дела- банк, базар. Вечером зашла Анечка с Инночкой. Аня, как обычно (??), улеглась у Юры на диване.- хочется побыть с папой. Инночка бледная. Как обычно- у телевизора, смотрит мультики. Ушли в 19час домой.
В 22:30 позвонила Галина Михайловна, мать Инги(подружки Ани по ульпану)и сообщила,что Инга внезапно УМЕРЛА. Юра вызвал скорую и пошёл к ним. Инга- мать Оли, которой 6 лет (см. предыдущую часть). Сейчас девочка в интернате. Инга страдала алкоголизмом. Врачи скорой и спецбригада не смогли её спасти. Там же была полиция. Юра был у них до 4 утра. (ю.с.- М.б. мне надо было быть попроворнее, и СНАЧАЛА прибежать к ним и делать массаж сердца Инге, и параллельно вызвать скорую. Что-то внутри меня задержало; я позвонил ещё раз Галине, и сказал, что вызвал помощь, и вот тогда она сказала, что Инга, кажется, умерла. Я делал массаж, пока не приехала бригада. Ингина мать сказала, что ей было плохо весь день, но от вызова скорой Инга категорически отказалась, боясь, «что отберут ребёнка»). Ингу увезли на вскрытие,( т.к. полицейским показалось что-то неладное).
Аня очень расстроена, что опасно в её положении.(Она была у них дома, но на похороны не пошла). Я до часу ночи не спала. Сегодня повышено давление… Пришла Света, убирает. Жизнь продолжается своим чередом.
4.04  Сегодня похороны Инги. Юра с Лизой поехали на похороны. Я утром пошла на рынок.
Поднялась на 3й этаж к Кларе. Больная, постоянно стонущая женщина с ревматоидным полиартритом. Сегодня ей 80 лет. Поздравила с днём рождения, подарила цветы, конфеты, печенье.
8 Апреля, Воскресенье. Праздник Песах. На иврите –Пасах- «миновал». Ангел Смерти миновал еврейские дома, где были еврейские младенцы-первенцы, и уничтожал египетских первенцев. Это- 10я казнь египетская. В ночь с 7 на 8-е по всему Израилю евреи(и даже не особо верующие-ю.с.) празднуют Песах. В общем, Исход из Египта и освобождение от рабства.  (см. Исход в Библии)……..Я была одна дома. Приготовила торт из мацы. В 10 вечера, как обычно, легла спать. Перед тем позвонила всем знакомым старушкам, поздравила с праздником. Мне тоже позвонили, поздравили.… Юра у Лизы. Дома тишина.
9 Апреля. День солнечный,+21. Наступила весна.
Сердечко капризничает., хотя А/Д нормальное. Видимо, его не устраивают изменения в крови. Ему хочется питаться нормально- ан нет! Болит левое бедро, постоянный источник отрицательных флюидов. Надо терпеть. Ведь мне уже через месяц 80 лет! Терпенье, терпенье всю жизнь. Оно помогает выжить. Только не жаловаться. Да и некому! Склероз остановись!
10.04. Утром прошлась до почты, заплатила за воду. Сегодня на рынке был взрыв (видела Света). На праздновании Песах это не отражается. В 20.30 позвонила Галина Михайловна. Видимо, на поминки по Инге (9 дней). Я, как обычно, в таких случаях ужасно волнуюсь. Повысилось давление. Не могу уснуть. В 23часа не выдержала, позвонила. Надо мною дамоклов меч возможного очередного запоя Юры. Ведь он сейчас принимает лекарства, при которых нельзя пить алкогольные напитки…… Вернулся домой Юра во втором часу ночи. Немного выпивши. Я не спала, ждала и волновалась.
12.04.2001. Ночью с работы пришла Лиза (у кассиров универсамов есть и такие смены; их подвозят). Ночевала. Днём зашла Рая из поликлиники. Приблизительно между часом и двумя Лиза вышла с Раей. Юра за ней дверь не закрыл (ю.с.-всё вроде тихо, и вернуться д.б. минут через 20.). Около 2ч дня Юра спохватился, что на вешалке в прихожей нет его безрукавки, в карманах которой ключи и документы. Видимо, пока Лизы не было, заглянул вор и унёс безрукавку. Пришлось мне пойти в мастерскую. Вечером приехал мастер и заменил цилиндр замка. Стоило это мне 326 шекелей.(Я тоже отменил карточку, и потраченные деньги страховка вернула; кажется, и удостоверение личности пришлось менять). Юра сидит у компьютера, также смотрит телевизор и пьёт пиво.
13.Апреля 2001г.- Утром почти 3 часа гуляла в парке, около мэрии. Солнечный день, не жарко. Очень мало людей. Хорошо отдохнула.
В 22:30 телефонный звонок. Юра подошёл к телефону. Звонила Вера из Москвы . Последняя(2я) гражданская жена Жени. Сообщила, что Женя УМЕР (в возрасте 50 лет). Женя- это друг Юры ещё со школьных лет.         (Инга, кстати, умерла на 31году)
15.04, Воскресенье.-    Утром была у врача Гроссман. Она поменяла лекарства, но мне новое не подходит…. В 2 часа дня пришёл Юра под хмелем (пивным). Ничего не ел и убежал к Галине Михайловне. Там с малознакомыми мужиками (Работавшими когда-то с Вадиком, Аниным приятелем) напился. Привела его в 7-м часу вечера Галина Михайловна, совершенно пьяного. Я его раздела, уложила. Он уснул. В 22.30 проснулся, бегал по квартире, искал фаршмак, который прежде съел, возбуждён, ругался отборным матом…….тряс за руки. Кричал-умирают люди в 30 лет, а ты ещё живёшь!... Типичный психопатический взрыв алкоголика. Нужно уезжать, пока не покалечил. Однако, нет сил поднять всё. В 24часа пришла с работы Лиза. Ждала её, чтобы открыть (наружную)дверь на лестнице.
18.04. Юра в нервозном состоянии, что обычно предвещает срыв. Вчера утром проспал визит к врачу . Днём А/Д=188/100. Сегодня, в 11ч ушёл в мисрад (=контора; здесь-МВД) получить удостоверение вместо утерянного. Переживает Анины неурядицы, смерть Жени. Звонил в Петербург…
Женя—школьный товарищ Юры. Дружили с детства. В детстве у Жени была травма (на фоне сильной близорукости) и произошла отслойка сетчатки, и зрение резко снизилось с угрозой слепоты. После школы Женя успешно окончил филфак ЛГУ, работал в Институте Истории СССР, (?- защитил диссертацию), женился, уехал в Москву к жене. Произвёл троих детей, работал по специальности. Но смолоду был алкоголиком. Это заболевание-несчастье кроме общих интересов, также сблизило Юру и Женю. Последние годы Женя опустился, развелся с женой, жил с другой женщиной. Его мать и сестра с мужем и детьми живут в Петербурге. Погубил Женю алкоголизм в 50 лет. (Он умер от разрыва аорты; его жена, Вера- погибла под электричкой в сентябре 2005).
На прошлой неделе закончила читать «Всё впереди» Ажара (Ромен Гари). Понравилась его манера изложения- высокохудожественная, ненавязчивая. Иными художественными средствами писатель перекликается с В.Гюго и с Достоевским- «Униженные и оскорблённые». Сейчас читаю Проспера Мериме.
Утром сдала ан. крови на калий. Была на рынке, притащила овощи. Юра ушёл в 11час. Пришёл в 17час, пьяный. Уснул. Проснулся в 20ч, ругается матом, проклинает, желает смерти. Мне страшно в комнате.
19 Апреля. Боли в поясничном отделе позвоночника и в правой подвздошной кости. Юра всю ночь пил и спал с перерывами. Пил коньяк.
Я пошла на базар. Купила продукты. Была на почте. Заплатила за телефон. Несколько раз останавливалась из-за аритмии. Еле пришла. Юра пьёт.
Вечером, в 7 часов пришла Ирина Львовна. Принесла старые вещи для новорожденной. Посидела до 22час. Тогда же, около 8 час. К Юре приехал знакомый из Тивона с грузином, лет 60. Они уговаривали Юру прописать грузина в квартиру. Я вошла в комнату. Юра, заплетающимся языком, совершенно пьяный, сказал: -мама, надо помочь людям…. Я пристыдила пришельцев, сказав, что преступление- склонять пьяного, больного человека к прописке, стыдно использовать его. Я категорически против!- сказала несколько раз. Они, после моего резкого тона, ушли.
20.04. Утром- сильные боли в пояснице. Приняла обезболивающее. Вышла на улицу, но идти не смогла: плохо с сердцем, боли в пояснице. Вернулась домой. Начало прыгать давление, аритмия. Напринималась всего, что было возможно. Легла. Юра проснулся, бегает, требует денег. Побежал за пивом. (в любом случае, в таком состоянии- не бегает, требует, побежал- а ходит, просит, пошёл-ю.с.). В 17час. Пришла Лиза. Лежу.
23.04 Три дня не выхожу на улицу. Сегодня боли в спине меньше. Проснулась в 4ч, не могла уснуть. Поднялась в шестом часу. Стушила баклажаны. Юра утром был трезвым. Накануне выпил много пива. Утром ушёл в поликлинику. Сдал кровь на анализ, сделал ЭКГ. Был в банке. Снял всё, что было у него насчету- 400 шекелей. Принёс домой спиртное. Напился. Я лежала в своей комнате, но слышала его ругань по телефону-признак опьянения. Нахожусь в состоянии постоянного стресса….. Приехала Лида. Нам не позвонила.
24.04- Вечером сирена по всей стране. День памяти погибших в войнах Израиля и в терактах. Соотв. передачи по телевидению.
26.04.2001- День Независимости (по еврейскому календарю). По обычному- 14 Мая. Праздновался очень торжественно. Накануне вечером- салют. Концерт транслировался по радио и телевидению. Очень патриотично и впечатляюще.
Сегодня утром, с 11 до 14.30 была на море с знакомой женщиной из Москвы. Погода чудесная, +22+23град. Народу очень много. Семьями приехали на машинах, с палатками, столами, шашлычницами. Семейные пикники…. Море сегодня особенно красивое: бирюзово-сине-фиолетовое с белыми гребешками волн. Купальщиков немного.
Сима- 75-летняя дама с «корзиной» болячек, болтлива; кончала училище Макарова в Ленинграде. Живёт одна. Сын в Москве, 56 лет…     Юра провёл день у Лизы.
27 Апреля2001г  День рождения Анечки. Ей сегодня 27 лет. (ю.с.-и мявкнуть не успели, а уже 40!).
Родилась она в Институте Акушерства и Гинекологии им. Отта, в Ленинграде. Лида приехала рожать в Ленинград из г.Сокола, Вологодской области, где они с Юрой работали после окончания института. Юра ещё остался дорабатывать. Помню Анечку в разных возрастах. Ей пришлось расти в неблагополучной семье, т.к. брак Юры и Лиды распался. Юра не бросал её, и как мог помогал. Теперь она уже второй год в Израиле! Одна с дочкой 7 лет- Инночкой, и скоро должна родить ещё дочку. Судьба её пока не балует. Дай ей Бог здоровья и счастья!
Сегодня утром я пошла на базар, купила цветы, сладости. В 12.30 поехала к Ане. Гостей ещё не было. Попили втроём с Аней и Лидой чай, поговорили. Лида не раскована (как обычно). Вернулась домой уже около 4х. Юры уже не было. Он уехал поздравлять Аню. Вечером там собирались две подруги Ани с мужьями и Анин Вадик. Я ездила днём, т.к. транспорт в Пятницу ездит до 16 час. Да и не хотелось мешать «молодёжи».
28 Апреля. Лиза здесь. Старается не оставлять Юру. Утром ушли на прогулку с Симой. Дошли до парка у МВД. Присели на скамейку у здания суда. Подсел знакомый (Симы)старик. Он слепой на один глаз. Ходит в клуб слепых. Напротив, на скамейке сидели три женщины. Внезапно одна потеряла сознание. Я подошла. Она была бледна, пульс не прощупывался. Дала корвалол, подняла ей ноги вверх, уложив на скамейку. Обморок прошёл. У неё кардиостимулятор. Сегодня хамсин!.... Мы с Симой ушли, ещё погуляли, зашли Макдональдс, поели мороженое- и домой.
1 Мая 2001г. Вторник. Вчера –хамсин, +36. Ветер несёт из пустыни раскалённый песок (здесь-пыль-юс).Дышать трудно. Ходила по хозяйственным делам. Вечером позвонила Сима и вытащила меня на прогулку. Дома +31,а на улице, всё же ветер. Пришла вся мокрая от пота. Принимала душ. Юра у Лизы.
Сегодня проснулась от крика. Юра кричал на любителей модерной музыки в соседнем доме. Его всегда раздражала громкая музыка…(как же я мог быть тогда дома? Впрочем, не важно).
Оказывается, Юре ночью позвонила Аня. Появились боли в животе. Она решила- схватки. Он от Лизы приехал к Ане и отвёз её в больницу Ротшильда. Я туда звонила в 9ч- схваток не было. Лежит в родильном отделении. Я сходила на рынок. Пришла и уснула.
В 16:20 я позвонила в больницу. Анечка РОДИЛА в 14:15. Роды прошли благополучно. Её переводят в общую палату. (Ночью я ходил туда сюда- из больницы до Аниного дома. Потом меня выгнали из отделения, и я привёл Лиду. Она уже оставалась там, а я был с Инночкой).
2 мая- была у Ирины Львовны. Притащили очень много вещей для ребёнка (со склада, у знакомой). А вечером все эти вещи и старую коляску (подбросила баба Люда) увёз на машине Вадик. (в этот же день) день рождения Фимы. Я ему позвонила. Он был очень обрадован. (младший брат той самой Ани Глускиной и Фиры/Иры Соколинской. Все они математики, способные с детства. А Фима- ещё и профессор Т.А. Университета, религиозная семья. По количеству детей он выполнил норму за всех троих-ю.с.).
3 мая- Аню привезли из роддома с малышкой. Встречали Юра и Вадик.
Вечером я пошла к Симе, приятельницей из Москвы, с которой случайно познакомилась в аптеке. Она живёт недалеко, в паре кварталов. Квартира у неё однокомнатная, с балконом, просторная, с видом на залив. Посидели. Обратно она меня проводила до дома. Мне плохо с сердцем.
4.05- Утром –тяжесть за грудиной, неприятные ощущения… Самочувствие неважное. Никуда не иду. Юрочка сегодня в нормальном состоянии. Это тоже хорошее лекарство.
5.05. Сегодня утром поехала на море с Ириной Львовной. Пробыли там 2ч. Хорошо отдохнула. Вечером позвонила Сима. Посидели на балконе. Затем я пошла её провожать. Около её дома скопилась толпа детишек школьного возраста. Им очень хотелось пообщаться, но языковой барьер между нами! Кое как «поговорили». Я зашла к Симе. В квартире развал, беспорядок. Видимо, ей тяжеловато. Я присела на диван (со свалки. Вскоре ушла.) Когда пришла домой, то появился зуд на голенях и предплечьях. Приняла душ.