успех и его последствия

Маргарита Школьниксон-Смишко
Агитация Розы и её соратников оказалось успешной: немецкие социал-демократы набрали в 1912 году на выборах в рейхстаг  4,2 млн голосов, получили 110 мандатов и стали самой сильной фракцией. Но теплее в квартире Розы от этого не стало:

«13.1.1912
Дорогуля, вчера вечером ходила в газету «Вперёд» и в город, чтобы узнать результаты выборов. Домой вернулась пол-второго ночью. В спальне было так холодно, что вода в кувшине превратилась в лёд. Утром проснулась пол-седьмого,  потому что ноги замёрзли и вообще я вся замёрзла.

Между 15. и 19. январём 1912:

«...Я по-прежнему принимаю с удовольствием холодный душ, но самое ужасное: мою квартиру не протопить. Топлю дважды в день, а в комнате только 8 градусов. Это мне при работе мешает...
Забавно наблюдать, как хорошим людям мандаты в рейхстаг кружат голову, например, Червячок* теперь на высоком коне и верит в свою божественность. Наблюдать такое у других будет досадно.

* у одного социал-демократа была фамилия Вурм = Червяк

Время идёт вперёд, Костя мужает, всё развивается в направлении, которое Роза матери Кости предсказывала:

«22.01.1912

Дорогуля, Дуду, твоё письмецо сегодня меня очень порадовало, потому что в нём были высказаны хорошие мысли. Юю, вот я и спрашиваю: почему бы тебе эти мысли не использовать? Так, как они изложены в письме, они готовы к печати, совершенно ясно и чётко сформулировано. Тебе нужно только сделать из них социалистические выводы и написать небольшое вступление! Слай это, пожалуйста! Мама будет так рада и я тоже! Поэтому, хотя и с неохотой посылаю твоё письмецо обратно, чтобы ты это место переписал (Но, пожалуйста, письмо верни!), иначе у тебя будет отговорка, что ты уже забыл, что написал.
И так поскорее ответь, что ты это сделаешь.»

Роза теперь может подробнее делиться с Костей своими политическими заботами
(позднее 22.01.):

«Вчера и сегодня была удручена нашей «победой», начинается плохое время, и деревья «Большого блока» пойдут в рост. Нужно с самого начала энерично от этого защищаться.
Статья мамы о выборах была замечательной, тогда как  К. Каутский, Ледебург и газета «Вперёд» из-за мандатной жадности потеряли всякую честь.»

26.1.:

«Ты прав, нужно теперь систематически работать против парламентарного кретинизма, мне сначала нужно продумать,  как это сформулировать. Прежде всего мне кажется нужно агитировать за нашу программу акций. Иначе наши радикалы и «Лейпцигская народная газета» только и повторяют: мы останемся такими, какими были, мы не изменим тактики. Это вечный дефенсив против оппортунизма, который знает только фразу о «старой проверенной тактике»  как панацеи от всех бед. Я думаю, что сейчас наоборот, нам нужно энергичноидти вперёд, требовать нападения и действий....»

на фото Роза агитирует в 1907 году, тогда они получили 3,2 млн голосов и 43 мандата,аналогичного фото от 1912 года не нашла