Империя великих моголов 22. 01. 2009

Ярослав Баранов
Искажённое на персидский лад слово «могол», означало богатого монгольского дворянина. В Средневековой Индии так называлась часть мусульманской военной знати.
С начала ХVI в Индию раздирали междоусобные войны. В 1526г правитель Кабула (Афганистан) Ферган Бабур, изгнанный из Самарканда (Узбекистан) вторгся с 20-тысячным войском в Индию, разбив армию делийского султана Ибрахима Лоди и  дружины раджпутских князей, одержал победу, на делийском престоле и стал основателем новой династии и империи на индийской земле. Это государство стало самым мощным и крупным в средневековой Индии. Распад Делийского султаната и раздоры между индусскими правителями облегчили Бабуру победу.
Бабур считал себя потомком двух великих завоевателей – Чингис-хана и Тимура. Он был не только способным полководцем, но и хорошим государственным деятелем и обладал незаурядным литературным талантом. Его стихи на фарси и на тюркском языке уступают, пожалуй, только стихам Алишера Навои, а его проза отличается ясностью и простотой стиля, несвойственной той эпохе.Кроме знаменитых автобиографических записей «Бабур-наме» н написал в 1521г в стихах тракта «Мубайин» т об управлении государством, где обобщён его среднеазиатский опыт. Законы и обычаи развитого феодального государства, взимавшего земельный налог с подданных, который доходил до половины урожая, и заботившегося о безопасности дорог и охране купцов, своих и иноземных, одинаково подходили к к условиям и Средней Азии и Индии.
За некоторые годы правления в Индии Бабур не успел внести какие-либо значительные изменения в систему управления страной. Его военачальники  — джагирдары, которым он щедро раздавал завоёванные земли, с помощью старых сборщиков налога собирали с крестьян столько, сколько полагалось по обычаю, если нельзя взять больше. Всеми хозяйственными делами новых джагирдаров ведали большей частью индусы, знавшие условия страны. Также став падишахом (императором), он положил конец феодальным распрям, покровительствовал торговле.
Перед смертью Бабур, следуя обычаям свой предков, разделил свои владения фактически на уделы между сыновьями, оставив Индию старшему –Хумаюну и прказав остальным, получившим Панджаб, Кабул и Кандагар, ему подчиняться.Он умер в 1530г от дизентерии.Его сыновья стали править в качестве независимых владетелей, не всегда поддерживая Хумаюна.
Постепенно в состав государства Великих Моголов вошла практически вся Индия, кроме ее южной оконечности, а также часть Афганистана.
Оказавшись во главе крупного государства, Хумаюн пытался ввести новую административную систему управления.Он разделил придворных на три группы, назначив главу каждой из них.В группу «государственных людей» (ахл-и даулат) попали его военачальники и сановники. Глава этой группы Хинду-бег определял оплату воинов, караулы во дворце и штат дворцовы служащих. Маулана Мухи-уд-дин Фаргхари, возглавивший «людей счастья» (ахл-и саадат), т е казиев, богословов и шейхов, ведал раздачей денежных пожалований им и земель мадад- и ма'аш (получивших позднее название «суюргал»).В третью группу — «людей желания» (ахл-и мурад) —входили певцы, танцоры, поэты и красивые молодые люди, развлекавшие Хумаюна. Каждой группе были отведены определённые дни для аудиенций и присвоены отличительные знаки. Специально для «людей счастья» Хумаюн строил неподалёку от Дели «большой и раскинувшийся город», названный «Динпанах» («Прибежище веры»), окруженный стеной с башнями и парапетами. В центре этого города, среди садов и рощ, воздвигался необычайно быстрыми темпами семиэтажный дворец. За десять месяцев, к маю 1534 г. , строительство было близко к завершению, но неизвестно, позволили ли события Хумаюну его закончить.
Вскоре он предпринял попытку расширить свои владения путём завоевания Гуджарата, части Раджпутаны и Бихара. Несмотря на первоначальный успех позиции Хумаюна были енпрочными в результате отсутствия военной поддержки его братьев, стемившихся отделиться от него и захватить Дели.В двух битвах с Шер-шахом (при Чауса и Канауджи) Хумаюн был разбит. Шер-шах принял титул шаха и занял Дели. Хумаюну пришлось бежать сначала в Сид, а затем, спасаясь от преследования братьев, дальше в Персию, бросив в лагере своего первенца младенца Акбкра, которого брат Хумаюна забрал к себе в Кабул.
Глава мусульманской ортодоксии шейх-ул-ислам (ислам-шах) Махдум-ул-Мулк стремился привести к полной покорности своих афганских феодалов и с этой целью стал отнимать джагирдары у влиятельных афганских военачальников и раздавать их молодым придворным, всем ему обязанным.Это вызвало большое недовольство феодальных кругов, и после смерти Ислам-шаха в 1554 г различные группы феодалов выставили своих претендентов на престол, и борьба между этими претендентами привела к развалу государства. Этим воспользовался Хумаюн, разбивший войска Сикандр-шаха Сура III и занявший Дели в июне 1555 г.
Хумаюн не возобновил своей прежней системы деления на разряды и ведомства, но пытался укрепить управление государством, разделив его на шесть областей: Лахор, Дели, Агру, Канаудж, Джаунпур и Манду (Малва). Его внезапная смерть (он разбился, упав с лестницы) не внесла, однако, замешательства в государственные дела: Байрам хан поспешил возвести на трон своего воспитанника Акбара, сына Хумаюна, прямо в военном лагере в Калаунаре.
В ХVI в. сложились основные социально-политические устои индо-мусульманского общества средневековой Индии. Хозяйственной организацией оставалась сельская община, представлявшая собой сложный социальный организм и состоявшая из больших патриархальных семей. Община включала в себя полноправных, лично свободных, принадлежавших к земледельческим кастам общинников, часть которых вообще не занималась лично крестьянским трудом, а получала доходы от обработки своей земли другими категориями арендаторов и издольщиков, а также ремесленников, обслуживавших крестьян за долю урожая, жрецов, должностных лиц. В отличие от других феодальных обществ индийское не знало крепостного права. Но каста, определявшая статус и наследственное занятие человека, гораздо крепче удерживала одних на вершине общественной иерархии, а других, как например общинных ремесленников и слуг, на положении полурабов. Хозяйственная жизнь общин базировалась на натуральных отношениях, и они обязаны были выплачивать налоги феодалам-ленникам и государству. Нормальная ставка налога составляла около 1/3 урожая.
Города средневековой Индии были центрами ремесленного производства и торговли. Далеко за пределами Индостана славились гуджаратские и бенгальские ткани, особенно муслин, шелк, парча, ситец (изобретение набойки тканей – одно из достижений средневековых индийских мастеров, а русское «ситец», через голландское chintz, восходит к слову хинди chint, означающему набивную ткань). Южноиндийская сталь вывозилась арабами в Испанию. К этому следует добавить пряности, натуральные красители, ювелирные изделия. К ХV в. индийцы познакомились с огнестрельным оружием и научились его изготавливать. Городские ремесленники были организованы в профессиональные касты, частично выполнявшие функции цехов. Большинство ремесленников работало на рынок или по заказу, часто на скупщика. Правители покровительствовали развитию торговли и ремесел, укрепляли и отстраивали города, но вместе с тем ремесленники и торговцы подвергались жестокой налоговой эксплуатации. Индия входила в систему международной торговли: индийские товары шли морем и караванными путями в другие страны.
К высшей прослойке индийского общества относилась мусульманская феодальная знать – джагирдары, получавшие земли в лен на условиях военной или гражданской службы. На следующей ступеньке стояли местные индусские феодалы – заминдары. Некоторые индусские князья, служившие могольским императорам, также становились джагирдарами. Низшую ступень занимала верхушка  сельской общины, одновременно составлявшая низшее звено административно-налоговой системы. Государство жаловало земельные наделы на содержание мечетей, медресе, суфийских обителей и гробниц мусульманских святых, а также индусских храмов и святынь.
Главной опорой могольского режима была армия, вопросами формирования и содержания которой занималось военное ведомство. Главный интендант и казначей (мир-и бахши) контролировали выдачу пожалований и выполнение джагирдарами своих обязанностей. В основном войско состояло из отдельных отрядов иррегулярной конницы. Были и регулярные части наемников (артиллерия, гвардия падишаха и т. д.). В военных действиях участвовали отряды союзных княжеств и племен. Огромная масса слуг, рабов, наложниц обслуживали войско в походе, и европейские наблюдатели отмечали низкий уровень его дисциплины и боеспособности.
Другим важнейшим ведомством государства было финансовое, возглавляемое диваном, проводившее централизованный сбор налогов по всей стране. Ведомство по религиозным делам (садарат) контролировало религиозную жизнь, назначало судей по уголовным и гражданским делам мусульман. В деревнях и городских кварталах судебные функции на основе индусского традиционного права осуществляли местные панчаяты и панчаяты каст.
Управление могольским государством осуществлялось на централизованной основе. Территория страны делилась на области и округа. В дальнейшем правители крупных областей получили пышные феодальные титулы (низам, наваб и т. д.), устроили свои собственные военные и гражданские ведомства. Отдельные территории входили в состав Могольской империи на условиях военного союза. На вершине феодальной пирамиды стоял падишах, обладавший верховной исполнительной, законодательной и судебной властью. При дворе императора в Дели постоянно шла борьба феодальных клик за контроль над правительством (известны иранская, среднеазиатская, афганская и местная мусульманская группировки).
Расцвет средневековой Индии справедливо относится историками на годы правления падишаха Акбара (1556–1605 гг.). Он окружил себя талантливыми, высокообразованными людьми. Среди них особо выделялись поэт Файзи и его брат Абу-л Фазл Аллами, ставший главным идеологом реформ Акбара. Политика правительства была направлена на создание сильного централизованного государства. С этой целью была предпринята попытка заменить земельные пожалования феодалам денежным содержанием в зависимости от титула. Были введены единая для всего государства система мер и весов, календарь, основанный на новейших достижениях астрономической науки и не связанный ни с одной религиозной системой Индии. Отмена многочисленных внутренних торговых пошлин, а также налога на индусов-паломников (1563 г.), а затем и налога на немусульман (джизия), обеспечила поддержку политики Акбара большинством населения, особенно со стороны торговой прослойки.
Самый большой интерес представляет религиозная политика Акбара. Опираясь на выводы бхакти и суфизма о единобожии, он объявил все религии равноправными и запретил какую-либо дискриминацию по религиозному признаку. Падишах  пытался создать государство, в рамках которого на пользу всего общества сосуществовали бы различные религии. Эта политика встретила бешеное сопротивление ортодоксального мусульманского духовенства, объявившего падишаха еретиком. Феодальные клики не раз устраивали на этой почве бунты. Несмотря на трудности, Акбару удалось укрепить устои сильного централизованного государства, включить в него богатейшие области Гуджарата, Бенгалии, Кашмира, заключить династические союзы с воинственными раджпутскими князьями. Фундаментом развития индийской цивилизации в целом стало взаимодействие индусской и мусульманской культур.
Противники политики Акбара были весьма сильны. На их стороне был наследный принц Салим, который организовал убийство главного идеолога реформ Абу-л Фазла Аллами. Это была личная непоправимая утрата для императора Акбара. Но, сменив отца, Салим (тронное имя Джахангир) не смог полностью отказаться от его политических принципов, хотя его религиозные воззрения были более традиционными. Джахангир (гг. правления 1605-1627) продолжил завоевания, но успех имел только на юге Индостана, где удалось подчинить богатое государство Ахмаднагар (часть современной Махараштры). В последние годы правления Джахангира власть фактически перешла в руки его главной жены, талантливой и властной Нур Джахан, которая даже чеканила монету со своим именем.
В 1627 г. могольский трон унаследовал сын Джахангира Шах Джахан. При нем слава и роскошь Моголов достигла зенита, был построен всемирно известный Тадж Махал. Но несмотря на то, что вся Индия признавала власть могольских императоров, громадное государство обнаруживало признаки глубокого кризиса и распада. Правители областей все чаще объявляли себя независимыми владыками, и всей военной мощи Моголов не хватало для обуздания сепаратизма. В различных провинциях вспыхнули мощные антимогольские движения.
Особенной силы центростремительные процессы достигли при сыне Шах Джахана Аурангзебе (1658–1707 гг.). Воцарению предшествовала кровопролитная борьба между сыновьями Шах Джахана, при этом Аурангзеб не остановился перед пролитием родной крови. Им был в 1659 г. казнен старший брат Дара Шукох, талантливыйученый (он перевел на персидский язык один из древнейших памятников индусской религиозной мысли – упанишады; с этого перевода был впоследствии сделан латинский, который впервые познакомил Европу с духовными исканиями древней Индии), в политике отстаивавший линию Акбара и осуждавший любые проявления религиозного фанатизма. Взойдя на престол, Аурангзеб построил свою политику на прямо противоположных началах. Он жестоко преследовал индусов и еретиков. По указу падишаха разрушались индусские храмы. Правительство восстановило унизительный налог на немусульман и увеличенную для индусов ставку других налогов. Падишах преследовал любое вольномыслие, при дворе были запрещены танцы, музыка, даже состязания поэтов, прекращено летописание. Однако все это не могло остановить распад государства, развитие массовых народных движений. Огромная империя превратилась в тормоз для экономического, политического, этнокультурного развития населявших ее народов.
Наиболее мощные освободительные движения развернулись в Махараштре и Пенджабе. У маратхов освободительную борьбу возглавил талантливый полководец и политик Шиваджи Бхонсле (1630–1680). В 1674 г., после долгой и кровопролитной войны, Шиваджи короновался в качестве правителя независимого маратхского государства, которое в дальнейшем приняло форму конфедерации пяти маратхских княжеств с центром в Пуне. Маратхи претендовали на верховенство над другими частями Индостана и над Дели. Их государство играло важную роль во внутрииндийской политике.
В Пенджабе сикхи, изначально мирная секта, взялись за оружие и выступили против власти Великих Моголов. Под их знамена стекались десятки тысяч крестьян, ремесленников, торговцев. Десятый гуру (духовный вождь) сикхов Гобинд (1660–1708 гг.) сделал основой политической организации своих последователей общину (хальсу). Все ее члены становились воинами, между которыми не признавались кастовые различия. Вооруженная борьба против поработителей родины объявлялась главным религиозным долгом сикхов. Одновременно Гобинд ввел особые ритуалы и различия во внешнем виде и одежде членов хальсы, что выделяло сикхов среди других религиозных течений Индии. Например, каждому посвященному добавлялся к личному имени титул – «сингх» (лев), который обычно входил в титулатуру знатных раджпутов. Женщинам стали давать мужские имена с добавлением слова «каур» – львица. Сикхизм и хальса стали основой консолидации пенджабской народности. Потерпев поражение от могольских войск, Гобинд продолжил партизанскую войну против карателей и пал от руки наемного убийцы. Его преемником стал крестьянин Банда Бахадур. Моголам удалось нанести поражение и ему. Банда был казнен, но движение продолжалось. На протяжении всего XVIII в. сикхи оставались хозяевами Пенджаба, героически сражались против могольских армий, афганцев и других чужеземных завоевателей. В Пенджабе образовалось несколько сикхских княжеств, которые в самом конце XVIII в. были объединены Ранджит Сингхом в сильное феодальное государство.
После смерти Аурангзеба распад Могольской державы ускорился. Одна провинция за другой объявляли себя независимыми княжествами. Агонию могольской власти ускорили чужеземные вторжения. В 1739 г. иранский шах Надир захватил Дели и разграбил дворцы и сокровищницы могольских падишахов. Афганский правитель Ахмад-шах Дуррани претендовал на контроль над Северной Индией, не раз вторгался в индийские пределы и то, что еще оставалось от империи Моголов.
На обломках империи Моголов образовался ряд самостоятельных государств. Эти княжества вели между собой постоянные кровопролитные войны за контроль над территориями, верховенство над Дели. В результате этих войн обширные цветущие земли превращались в пепелища. Одним из самых реальных претендентов на доминирующую роль в Индии была маратхская конфедерация. В 1761 г. маратхская конница вступила в битву с афганскими войсками при Панипате. Маратхи потерпели сокрушительное поражение и оставили надежду на установление своего контроля над северной Индией. Но на юге маратхи оставались мощным военно-политическим фактором и вели борьбу с Хайдарабадом, Карнатиком, даже захватили Бенгалию. Быстро набирал силу в результате реформ энергичного правителя Хайдара Али Майсур. В середине XVIII века Великие Моголы полностью потеряли власть, но оставались своеобразным символом общеиндийского начала. К тому времени на индийской политической арене крупнейшими игроками стали европейские торговые компании.
В 1600 г в Индии образаваль английская Ост-Индская торговая кампания. Власть кампании постоянно увеличивалась и распространялась на территории Империи: в 1618 г кампания получила особые торговые привилегии за согласие защищать торговые пути от португальцев, а в 1690 г падишах предоставил землю для строительства центральной Ост-Индской фактории. Англичане проводили политику «подарков», получая за подношения императору земли и власть.
В 1757 г англичане захватили Бенгалию. Власть кампании возросла настолько, что она могла уже  в-открытую совершать нападения на индийские земли. Армия кампании состояла из местных наёмных солдат — «сипаев» и английских офицеров. К началу XIX в в руках Ост-Индской кампании была почти вся Индия. Вся Индия оказалась поделена на две части: 1 часть принадлежала Ост-Индской кампании (Британская Индия, управление осуществлялось чиновниками кампании);2 часть формально управлялась местными князьями (всего в Индии насчитывалось около 550 княжеств), а контроль на князьями осуществлялся англичанами.
В 1857 г началось Великое восстание за независимость. Индийцы уже давно были недовольны, а поводом восстанию послужила новая система смазки ружей.
Началом Национального восстания в Индии 1857–1859 гг. явилось вооруженное выступление в мае 1857 г. трех сипайских полков и горожан в Мируте. Сипаи двинулись на Дели. С их приходом началось восстание местных сипаев. Овладев городом, они провозгласили восстановление империи Великих Моголов во главе с последним представителем этой династии – Бахадур-шахом. В восстании объединились и индусы, и мусульмане. Захват Дели послужил сигналом для восстания в других городах. Основным его районом стала Центральная Индия – по среднему течению Джамны и Ганга. Главной его целью было освобождение от иноземного господства. Это объединило крестьян, ремесленников, солдат и часть феодалов. Образовалось три центра восстания – Дели, Канпур и Лакхнау. Правительство Бахадур-шаха в Дели оказалось безынициативным, оно не использовало десятки тысяч сипаев для наступления на колонизаторов. Те же, удержав в повиновении Мадрасскую и Бомбейскую армии, разгромили восставшие в Пенджабе бенгальские полки, затем создали новые из сикхов и пуштунов, вернули части, направленные против Китая,  и из Ирана, перебросили крупные силы из Англии. В июне они подошли к Дели, разбили сипаев на его подступах. В городе был создан совет (джалса) во главе с сипайским офицером Бахт-ханом, пытавшимся энергично изменить ход событий. Несмотря на это, делийские войска потерпели поражение в бою неподалеку от столицы.
В сентябре англичане начали штурм города, затем пять дней шли уличные бои. Бахадур-шах сдался, Бахт-хан с остатками сипаев ушел в Рохилкханд. В городе победители учинили кровавую расправу и грабеж. В Канпуре восставших сипаев и народ возглавил приемный сын последнего пешвы маратхов Нана Сахиб. Правительство Наны Сахиба, объявившего себя пешвой, пыталось, укрепив порядок в своем лагере, поднять маратхских феодалов, но медлило с наступлением. Между тем английские войска заняли Бенарес, Аллахабад, разбили канпурские войска Тикха Сингха и в июле подошли к Канпуру. На подступах к нему Нана Сахиб дал два сражения войскам под командованием Г. Хэвлока.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

История Индии в средние века / Отв. ред. Л.Б.Алаев и др. – М., 1968.
Новая история Индии / Отв. ред. К.А.Антонова и др. – М., 1961.
Bamber Gascoigne. A Brief History of the Great Moguls. – New York, 2002.
Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь. – М., 2003.
Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание / Под ред. Р.Б.Рыбакова, Т.Л.Шаумян и др. – М., 2005.