Библейский сюжет

Александр Внуков
Ватсон поднялся из гостиной на второй этаж по деревянной лестнице и остановился перед дверью в нерешительности. За дверью были слышны звуки скрипки.
По всей вероятности Холмс исполнял "каприс №9 ми мажор Паганини".
Неожиданно звуки смолкли, и за дверью раздался не громкий, но властный голос Холмса:
-Входите Ватсон, не стойте! Я жду вас!
Ватсон открыл дверь и вошёл внутрь, держа за спиной свёрток, перетянутый прочным шпагатом.
-Никак не могу привыкнуть Холмс к вашим чудесам. Я могу поклясться, что вы не могли меня видеть. Ведь в замочной скважине торчит ключ, а других отверстий в двери просто нет.
-Не надо никаких клятв, мой любезный друг. Если человека невозможно увидеть или услышать, то его поведение можно вычислить, предугадывая поступки.
Для этого необходимо просто построить образную модель человека, основанную на его определённых привычках.
В профессии сыщика это очень важная деталь. Если вовремя просчитать порядок действий интересующего вас человека и ход событий, то можно предотвратить преступление.
Стоя возле окна, я заметил, что вы вышли из кэба. Но при вас не было обычного медицинского саквояжа.
Значит, вы не ездили  к своим пациентам. По вознице и экипажу я предположил, что они с Rugby Street.
Судя по размеру свёртка это небольшой рисунок в рамке. Но куплен не в магазине. Там упаковывают иначе. С учётом вашей профессии, и присущей вам набожности, склоняюсь к мнению, что это карандашный рисунок с библейским сюжетом.
-Холмс, я получил от вас полное разъяснение, но, тем не менее, никоим образом не могу понять, как вы разглядели свёрток. Ведь он по-прежнему находится у меня в руке за спиной.
-Ах, Ватсон, вы тоже не перестаёте меня удивлять. Вы бывали в моей комнате не один раз. Но проявили опять завидную невнимательность. У меня за дверью висит маленькое зеркало. Согласитесь, весьма необходимая вещь, если посетитель что-либо прячет от вас за спиной.
Он подошёл и радушно обнял смущённого Ватсона. Взяв со стола нож для резки бумаги, Холмс вскрыл упаковку на свёртке. Внутри действительно оказался прелестный рисунок, выполненный карандашом, заключённый в рамку из бука.
-Самое начало грехопадения, - заметил Холмс, - яблоко уже сорвано, но ещё не надкушено.
-Я собираюсь повесить это произведение искусства возле рабочего стола.
Там слева от окна. Что вы думаете об этом, Холмс?
-Думаю, смотреться будет не плохо.
А вы знаете,  Ватсон, хоть картина и выполнена по всем канонам изобразительного искусства и человеком, хорошо знающим библейские сюжеты, но здесь мастером допущена  ошибка.
-Вот взгляните, - и Холмс передал рисунок в руки Ватсона.
-Право, Холмс, ничего странного нет.
-А нет ли у вас каких-нибудь внутренних сомнений по поводу плодов?
Ведь как мне помнится, в писании говорится весьма расплывчато о плодах с «древа познания добра и зла».
Древние эллины полагали, что плодоносящим деревом являлась айва. В Индии и Китае до сих пор считают, что это было апельсиновое дерево. Жители Европы уверены, что это яблоня.
-Если не секрет, вы сами, Холмс, какой теории придерживаетесь?
-Дело обстоит таким образом, что совсем не важно: каким был плод. Будь это даже гранат, кокос или инжир. Гораздо важней факт, повествующий о том, как с ним поступили.
-Но что может быть необычного, если его просто сорвали и надкусили.
-Не скажите мой друг. Обычно познание окружающего мира складывается из пассивного созерцания и активного его изучения. Пока «первые люди» просто осматривали райские кущи, ничего не происходило.
Но стоило им совершить малейшее действие и всё в их мире изменилось.
Уже сорвав плод с дерева, они тем самым вольно или невольно могли сделать для себя первое открытие: всё – есть часть целого.
Плод, как часть ветки, ветка – часть кроны, крона - часть дерева, дерево – часть сада.
Но главное откровение, я полагаю, они получили, когда надкусили плод: Мир – двойственен.
Ведь любой из этих плодов, включая яблоко, имеют внешнюю плотную оболочку – кожуру и нежную мякоть. Именно это могло открыть глаза Адаму и Еве на то, что они не одно целое и имеют различия.
-Холмс, извините, что я прерываю ваш рассказ. Но в чём всё же заключается ошибка художника? Мне невероятно интересно это узнать.
-Извините, мой друг, я несколько увлёкся изложением взглядов на древнюю историю.
И чуть было не упустил главного. Называться плодом с древа познания более всех остальных принадлежит яблоку.
Но не в том виде, как оно изображено на рисунке.
Современный художник не мог знать, как выглядело яблоко в эдемском саду.
Поэтому воссоздал его теперешний  вид. И эта ошибка копируется во всех произведениях.
-Не хотите ли вы сказать, Холмс, что при помощи своего дедуктивного метода, можете восстановить первозданный вид яблока из Рая?
-Чтобы открыть эту тайну, Ватсон, нет острой необходимости вскрывать пласты земли, будучи геологом, или вести раскопки древних захоронений, подобно Шлиману. Что для этого требуется: небольшое знание истории, географии и ботаники.
Какой цвет в природе, по-вашему, является знаком предупреждения об опасности?
-Мне сразу вспомнились мухоморы, но подобные примеры можно найти среди насекомых, животных и растений. Это красный цвет.
-Вот видите, Ватсон, вы сами ответили на один вопрос! Плоды с «запретного дерева» не могли быть ни жёлтыми, ни зелёными, никакими другими, только красными.
Когда люди говорят: «я ем яблоко», то это в корне не верно с точки зрения ботаники.
Мы едим не само яблоко чаще всего, а разросшийся околоплодник. Это результат селекции многих поколений.  Само яблоко – это небольшая часть внутри плода размером с семенную камеру. Именно такими и были первые яблоки в райском саду. Кисло-сладкие, с небольшой горчинкой, размером с вишню. Деревья с такими плодами ещё встречаются сейчас на Севере Китая. Поэтому этот вид яблони носит название «китайка». А десерт, приготовленный из её плодов, называют «вареньем из райских яблочек».