Две мысли в одном стакане

Виктор Камеристый
Винегрет (красота и здоровье)


….Самое оклеветанное – несомненно, красота. Сонм бдящих утверждает, что красота есть не что иное, как товар в их исключительном смысловом понимании. Красоты без явных признаков здоровья не бывает. Любой и каждый просит Бога о заступничестве и…здоровья для себя, родных и близких, и это слово наиболее верное.
     Человек готов плыть куда угодно, но быть здоровым, ибо хворь не дает возможности увидеть заветный берег. Одни верят в загробную жизнь, другие нет, но каждый хочет сегодня и завтра иметь здоровье и красоту. Потеря одного опасна для другого, а смирение не наступит, это невозможно. Кто оценит тщедушное создание, и кто обратит на него свое внимание. Без здоровья нет красоты, что легко объяснить и конечно, возникает вопрос, состоящий из противоречий. В недалеком прошлом щуплые и угловатые мужики, не могли считаться красавцами, но шли наперерез вражескому танку, а здоровые и красивые забивались в щель, спасая свои жизни…
        В сумасшедшем беге времени бесполезна ставка на союз красоты и здоровья, здесь,  мне кажется, только смысловой союз иррационального и рационального. Оттенки красоты и здоровья бывают разными - чувственными, эгоистичными, вызывающие отторжение или восхищение. Сколь часто можно услышать вопль: «Нет здоровья, ибо пропил всё». Сколько негатива и возмущения, зависти и лицемерия пролито теми, кто расценивает чьё-то здоровье и красоту через призму собственной ущербности. Главное - внутренняя красота! Но так ли это на самом деле?
Эти слова для тех, кто не знает психологии людей подобных на жуткий сон. Такие слова для тех, кто не знает деталей и смысла существования, обделенных судьбой. Труд тяжкий жить по уму и по совести с другими, более счастливыми. Хворающий и некрасивый более жесток, а месть его бывает страшной. Нет ничего, что бы ни использовало уродство для унижения красоты, это горькая правда. Уродство редко заменяется благородством сердца, а смирение заполняется яростью и безумством. Но всякий ли осилит пренебрежение и скроет гримасу, когда воочию увидит страдание? И каждому ли по силам принять добродетель вместо брезгливости, не пожелать скорейшего освобождения от присутствующей рядом ущербности?
          Внутренние противоречия и неприязнь разрешаются легко, а вот внешние, довольно трудно. И относишься с сочувствием, и не лицемеришь, и живые черточки на лице, но. Это «но» привязано к искусственности ситуации, будто сердце внемлет, а разум яростно отторгает. Всякая красота борется, либо позорно признает свое бессилие, что очевидно, останется таковой до скончания мира человеческого. Ненависть к красоте, которую беззастенчиво отображает общество, гибельна для всех, но речь не о собственной значимости или сомнении, а праве существования возвышенного. Бесцеремонное вторжение политикума и «народных» масс отображает лишь глубину, но не причину. Весьма затруднительно выразить что-либо, но выражают. Количество «мучеников» все возрастает, но здоровья не прибавляет, как и исходный момент почитания красоты и здоровья являющийся недоступной роскошью.
         Каждое новое поколение готово переделать мир, используя собственное представление (может, и не точное) о совершенстве. Каждое новое поколение определяет для себя меру красоты и показатель здоровья. В одно время человечество воспевает красоту, а в другое, готово отрешиться от радости в пользу жесткого аскетизма. Красота в заокеанских далях чаще рабство плоти, предмет торга, а там где это происходит, нет места ничему здоровому. В один период человечество наслаждается пышными формами, а в другой, уверено и категорично оценивает костлявость и ущербность тела. Каждое поколение чаще словом, реже делом, восхваляет достоинства дня сегодняшнего над прошлым. Трагедия нового поколения не только в незнании, но и в динамике бессилия. Человек, стареющий душой, ослабевающий здоровьем, это - что? Уставшая плоть или отступная перед природой? Подтекст таков: Свыше решено, что и в какой мере нужно человеку, а он, собственно, угождает, умоляя небеса. И тогда, и сейчас, чье-то уродство или неизлечимая хворь допущены небесами, а это значит…Им.
     Толпа, собравшаяся вокруг уродства, редко молчит, вернее сказать, чаще действует. Красота и здоровье в нас. Законы природы никто не отменял, а они довольно просты: умеренное питание, гармония духа и тела, отказ от вредных привычек. Все просто, потому что…довольно сложно. Красота и здоровье связаны воедино одной нитью, одним Сущим, как день и ночь, зима и лето, мужчина и женщина, любовь и ненависть, жизнь и смерть…Пренебрежение одним, убивает второе наповал. Только взглянуть пристальней дано не всем, а поднять гордо голову…как Дева, могут единицы.
    При всех наших ошибках и невольных заблуждениях, красота и здоровье побуждают нас жить, ещё чуток, год, три, десять и инстинктивно быть благодарными Ему за жизнь…Крохотный, совсем ничтожный отрезок пути - зовущий и влекущий, щедрый и отчетливо скупой. Можно смягчить или разбавить жизненные краски, но что чувствует чистая красота и открытое здоровье доподлинно не узнать, ибо связано это не узостью мышления и не мещанским подходом к теме.
   Универсальных истин нет, но знания о предмете рождаются во взгляде со стороны, чаще извне. Он может быть разным: бессмысленным, циничным, выражать гнев или восхищение, но он имеет право на существование…



                Альбер Камю

… Автор имел неосторожность сказать, что напишет короткое эссе (в который раз). «Вот возьму и напишу, а что такого?» Меня выслушали, пожали плечами, снисходительно похлопали по плечу… Не стану объяснять, почему это делаю. Нередко такой вот провинциальный литератор выдает нечто такое, что перестаёт удивлять. Но попробую, а там…
    
     При пристальном рассмотрении творчества Альбера Камю, понимаешь, что он жил в суете противоречий. Он жил в противостоянии не только к пафосному, но и к похожей на гуманизм мораль обывателя. Его работы наполнены не только удушающим пессимизмом, но и жаждой жизни, выразительной чертой человеческого оптимизма. Когда читаешь «Падение», понимаешь, что автор не просто пишет, он диктует свою неоспоримую философскую концепцию. Что это? Увлечение М.Прустом и Ф.Достоевским? Мысли о свободе и несвободе? Или всему «виной» позиция религиозного человека? Он говорит о Достоевском, как о великом знатоке человеческих душ, но сам способен нарисовать целую эпоху, особый духовный слой. Он честен, скромен и слишком учтив, но это не останавливает его борьбу со всем пагубным и бесчеловечным…Не заставляет застыть на дороге к Богу, к пониманию замысла Всего Сущего.
     В качестве иллюстрации («Падение») яркий пример: « Мы все - исключительные случаи. Все мы хотим апеллировать по тому или иному поводу. Каждый требует, чтобы его признали невиновным, во что бы то ни стало, даже если для этого надо обвинить весь род людской и небо».
Наивно полагаю, что Камю не просто журналист, писатель и сценарист - это уровень особо весомый, мировой. Это эволюция всего человеческого, особого, проникновенного. Альбер Камю - это целостный мир, вселенная рациональных мыслей и глубинных чувств. В его работах надежды, чаяния и сокровенные помыслы человеческие, иногда, зыбкие, часто, страшные.
        «Надо принять постыдное, ибо каждому надлежит сделать выбор между ненавистью к богу и любовью к нему. А кто осмелится избрать ненависть к богу?» (« Чума»)
Что он хотел этим сказать? То, что человек созрел для выбора? Что человек способен на бунт, одновременно оставаясь безразличным? Когда читаешь эссе «Диалог Бога со своей душой» испытываешь потрясение от изысканности слов.  «Миф о Сизифе»? Для многих и не только для меня, эта работа неразгаданная загадка, образ бесплодного суетливого бытия, вечного поиска и абсурда фатальности. Это похоже на пристальный взгляд, нечеловеческий, взирающий на меня из темноты. («Бесы»). Можно спастись, но не можешь двинуться с места («Замок»)…
           Что будет напоминать из прочитанного, станет мучить ночами? Сомнения. Да, именно сомнения, что в конечном итоге перерастут в память об этом человеке. Она не станет звать к возвеличиванию его имени, но не станет глуше. Судьба всегда благосклонна к созидающим. Не зря же Камю писал, что дорога человеческой жизни ведёт к Богу, а значит, есть выход (?). От рабства духа и плоти нужно бежать. От неуёмного аппетита, хамства, власти денег и действий, способствующих рождению паразитирующих идиотов. В конце концов, Камю это понял. Думаю, он понимал меру ответственности перед Богом, но, прежде всего, перед людьми.
      
       Камю всегда разный: мотивы декаданса, злое проникновение в душу, но неожиданно он другой - взвешенный, чуточку консервативный,отчетливо застенчивый. Камю моралист и, по сути, и по характеру мышления. Зримая цепочка: от робеющего ученика к умному учителю. Камю описывает вполне реальные сцены, по-настоящему живыми красками.Рисует портреты тех, кто жиреет от неуемного аппетита.Они жрут,пьют,плодят себе подобных и убивают. Он художник, не склонный к послушанию, абсолютно свободный. Противоречия, это только способ изменить общество несправедливости и нищеты (что происходит ныне). Это то, что сможет изменить будущее и даже судьбу всего человечества. Человеческого протеста нет, как впрочем, идиллии на земле не существует, и никогда не было. Жизнь всегда адски трудна, безмерно многолика, но не каждому позволено в ней просто быть.
      Кто лучше смог оценить и передать глубину мысли современного человека?  Только Камю, об этом свидетельствует его работы, как ранние, так и изданные позже.Все его работы это серьезный повод для размышлений:принять или отвергнуть. Он может позволить себе выявить и дать прочесть уродливые желания и мысли человека. Он пытается найти в человеке что-то важное и… терпит поражение. Это же так просто сказать: «Клянусь Богом!» Типичные? Да, типичные лица вьющиеся вокруг своих интересов, рабы денег, обстоятельств. Религия переходит в бизнес, а тот, в свою очередь, в политику. Эгоизм и показная добродетель, фальшивый патриотизм и тупое самодовольство человеческой личности, типичный набор сегодняшней действительности, не так ли? Возможно,это переформатированный миф о Пинеле? Способ избавления от от безумства и страсти? Абсурдность человеческого величия в том, что человек пытается познать Истину. Много «пастырей» произрастающих на обмане и лжи во имя Истины, а что если все произошло случайно? Что если мы отшельники в круговерти загадочного мира?
   
        Все, что насыщает жизнь яркими красками уходит, исчезает вкус к жизни. Исчезает вера, возникает пустота, а эпилогом жизни являются сожжённые мосты. «Великая мука нашей жизни - любить и ненавидеть Бога в себе». Хотя, дело не столько в этом, а в том, как Камю это трактует. Наслаждение сменяется угрюмостью, а созидание - разрушением… Власть - ради власти, ради приобретения несравнимо большего?
     Что делать, но и паразит должен «совершенствоваться», постоянно проявлять верх своего «совершенства». Конфликт? А что делать, если человек вступил в противоречие не только с природой, но и с собой. Судьбы человеческие разбитые на осколки, и их не слепить, не исправить ошибки, не повернуть назад.  Противоречия, революции, капитализм и войны - это и есть бессилие нашей действительности. Исход? Да, он существует. Перед лицом смерти, каждый должен сделать свой выбор.
      Нам свойственно ошибаться, рыдать, сожалеть, и может быть, это и есть то, ради чего мы живем? Строим собственными руками счастье, чтобы через годы разрушить. Судьба выдавая нам вексель предупреждает, но проявление благоразумия не для нас. Расплата? Так, наверное, угодно Ему, ничем иным это не объяснить.
   «Мученикам, дорогой друг, надо выбирать между забвением, насмешками или использованием их смерти в каких-нибудь целях. А чтобы их поняли?.. Да никогда!»
(«Падение»)
Красиво и мудро сказано, не так ли?