Храм Христа Спасителя

Юрий Жданов 2
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Проект Александра Витберга

Знаете ли вы, что за годы советской власти Москва лишилась многих своих памятников? Так, в 1917 году в границах теперешней Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) было 706 церквей. В последующие годы снесли 294 из них, так что всего осталось 412. Но сносили не только церкви… Потеряв многие памятники, Москва значительно утратила и свое историческое лицо.
Наши предки в своих творениях выразили себя и свое время, свои представления о красоте, величии, ценностях жизни. Уничтожение памятников делает людей манкуртами, не помнящими родства (страшную легенду о них рассказал Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день»). В судьбе Храма Христа Спасителя, созданного в память о победе в Великой Отечественной войне 1812 года и о павших в ней воинах, отразилась очень не простая наша история прошлого и нынешнего века. Поэтому мы и решили начать нашу новую рубрику «Памятники Москвы- памятники России» с рассказа о соборе, который был в прошлом и станет в будущем Главным Храмом России.

Рассказ первый
Храм Христа Спасителя сегодня

… 7 января 1995 года, праздник Рождества Христова. Телевидение ведет прямой репортаж с места торжественной закладки первого камня в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя. Он будет стоять на месте варварски взорванного 5 декабря 1931 года.
Еще совсем недавно казалось, что о воссоздании Храма не может быть и речи. Но вот и мэрия Москвы, и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви приняли решение. А в Указе Президента России «О создании фонда возрождения Москвы» (1992 год) первым пунктом стоит Храм Христа Спасителя. Разработана строительная документация и мероприятия по воссозданию Храма. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II издал постановление, согласно которому Храм будет Кафедральным собором Москвы.
Архиерейский Собор считает, что Храм станет местом поминовения не только героев 1812 года, но также воинов и всех наших соотечественников, погибших в войнах и лихолетьях XIX и  XX веков.
В этом году должна быть готова подхрамовая (так называемая стилобатная) часть высотой 14 метров, к 850-летию Москвы (1997 год) намечено возвести стены Храма (без куполов, отделочных работ и росписей), а к 2000 году Храм должен быть расписан, и в нем начнутся богослужения. Создан Общественный наблюдательный совет по контролю за воссозданием Храма под председательством Патриарха Московского и всея Руси. Учрежден Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма и налажена система сбора добровольных пожертвований. Храм будет строиться не на деньги из федерального бюджета (то есть не на деньги налогоплательщиков). По предварительным расчетам на воссоздание Храма потребуется около 300 миллионов долларов. Уже поступают средства от Русской Православной Церкви, отдельных граждан и коммерческих структур.
Надо сказать, что у решения о воссоздании Храма есть не только сторонники, но и противники. Доводы противники приводят самые различные. Одни говорят, что невозможно возродить полностью уничтоженный памятник: это, мол, будет не памятник, а «новодел». Но мировая практика знает много примеров восстановления полностью уничтоженных не только отдельных памятников, но и целых архитектурных комплексов и даже городов (Варшава, например). А так называемая Венецианская архитектурная хартия допускает применение новых технологий при восстановлении прежнего облика памятников. Кое-кто утверждает, что это, мол, будет очередной долгострой. Но сроки работ установлены. И если вы посетите действующий около стройки Музей воссоздания Храма Христа Спасителя, то сможете из его зала, являющегося и смотровой площадкой, увидеть всю панораму этой грандиозной стройки. Работа идет круглосуточно полным ходом. На строительной площадке- около тысячи строителей. Уже разобран бассейн «Москва», разобран и вывезен весь бетон бассейна, который лежал на фундаменте несостоявшегося Дворца Советов. Вывезти его потребовалось, так как основание воссоздаваемого Храма будет находиться на этом фундаменте. Создается опорный фундамент подхрамовой части и ведутся арматурные и бетонные работы по монтажу колонн каркаса всего подхрамового и околохрамового комплекса.
Противниками воссоздания Храма приводятся и другие доводы. Но, как говорится, у желания есть тысяча возможностей, а у нежелания есть тысяча причин.
Когда воссозданный Храм Христа Спасителя поднимется на свою прежнюю 103-метровую высоту (48 с половиной саженей), он органично (как и прежде) станет рядом с историческим и градостроительным центром Москвы- Кремлем.

Рассказ второй
С чего все началось?

Давайте же вспомним основные вехи истории Храма: неудавшаяся попытка создать Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах по проекту Александра Витберга (1787-1855); снос Алексеевского женского монастыря и создание на его месте Храма Христа Спасителя по проекту Константина Тона (1794-1881); уничтожение этого Храма взрывом 5 декабря 1931 года; неудавшаяся попытка строительства на его месте Дворца Советов; создание на месте несостоявшегося дворца плавательного бассейна «Москва»…
Так с чего же все началось?
На Руси давно существовала традиция отмечать военные победы закладкой церквей. Так было и с этим Храмом. Заканчивался тяжелый 1812 год. Последние остатки «непобедимой армии» Наполеона изгнаны из России. События этой войны сильно повлияли на императора Александра I. И до этого набожный, он стал настолько мистически настроенным, что даже в победе над неприятелем видел прежде всего промысел Божий, а не мужество народа российского.
Войска российские готовились к переходу границы: ведь впереди еще были бои с отступающим противником, но уже не на российской земле. Перед тем, как дать команду на переход границы, Александр I подписал манифест, в котором дал обещание создать Храм Христа Спасителя в благодарность за спасение России. Этот манифест он подписал в праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 года (6 января 1813 года по новому календарю), находясь в городе Вильно (нынешний Вильнюс). В манифесте, в частности, говорилось: «Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев их истребление есть явно излиянная на Россию благость Божия… В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, в верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа… Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем перед святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».
А саму идею такого манифеста подал императору его статс-секретарь по приему писем генерал Первой армии Петр Андреевич Кикин (1775-1834). Он был не только генералом, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года. Многим обязана ему русская культура. Он был знаком с Пушкиным, входил вместе с И.А. Крыловым и Г.Р. Державиным в литературное товарищество «Беседа любителей русского слова», возглавлял возникшее в 1820 году Общество поощрения художников. Это он добился поездки в Италию на учебу Карла Брюллова и Александра Иванова, ставших гордостью России. Именно Кикин крайне настойчиво убеждал и убедил: России нужен всенародный Храм-символ в честь великой Победы. В обстановке патриотического подъема, вызванного завершением войны, был объявлен в 1815 году «по высочайшей воле» конкурс на проект Храма.
В нем могли участвовать как отечественные, так и зарубежные архитекторы.     От российских зодчих поступило около двадцати проектов. В конкурсе приняли участие такие известные мастера, как О.И. Бове (1784-1834), Д. Кваренги (1744-1817), В.П. Стасов (1769-1848), Д.И. Жилярди (1785-1845), А.И. Мельников (1784-1854), А.Н. Воронихин (1759-1814)- он успел сделать проект до объявления конкурса.
А победителем оказался мало кому известный художник Александр Лаврентьевич Витберг (1787-1855). Он незадолго до конкурса окончил Академию художеств по классу исторической живописи.

Рассказ третий
Первый проект

Узнав из манифеста о предстоящем создании Храма Христа Спасителя, Витберг горячо увлекся этой возвышенной задачей. Молодой, энергичный, темпераментный, романтически настроенный, он с большим энтузиазмом самостоятельно изучает архитектуру. Все его помыслы направлены на создание проекта, который достойно увековечит память о великой победе. И он успевает представить свой проект.
Все конкурсные проекты подавались под девизами и с поясняющими «записками». Император знакомился со всеми проектами и его мнение было решающим.
После ознакомления с проектом Витберга и пояснениями к нему, Александр I пожелал встретиться с автором. «Вы угадали мои мысли, мое желание, которое я тайно хранил в себе, не предполагая, чтобы архитекторы удовлетворили меня… Вы камнями говорите…»- сказал он Витбергу при встрече.
Так судьба конкурса была решена. Император утвердил этот проект, за который автор получил звание академика архитектуры. Что же представлял собою проект и чем он так увлек императора? Витберг предлагал создать на Воробьевых горах величественный архитектурный ансамбль (общей длиной около версты) с Пантеоном Славы, представлявшим композицию из трех храмов, как бы поставленных один на другой. Общая высота была 240 метров (сравним: высота самой высокой пирамиды- 147 метров, собора Святого Петра в Риме- 145 метров). Все три храма были объединены одной идеей триединства тела, души и духа. Именно эта идея оказалась особенно близкой умонастроению императора.
Нижний храм (автор называл его «телесным») был задуман как своеобразный огромный погребальный зал-усыпальница. Его мрачные катакомбы, высеченные в недрах горы, должны были стать братской могилой всех погибших воинов. Их прах должны были перенести сюда с полей сражений. А на внутренних стенах этого Храма должны были поместить имена всех павших от полководцев до рядовых, и дать хронику военных действий. По краям ансамбля должны были стоять 100-метровые обелиски, отлитые из трофейных пушек. От нижнего храма к набережной Москвы-реки должны были идти величественные спуски. Средний храм («душевный»), светлый Храм жизни, имел в плане форму Креста и внутри него предполагалось отразить всю евангельскую историю. Верхний («духовный») был задуман в форме круга, увенчанного огромным куполом (диаметр более 50 метров), на его стенах размещались барельефы, посвященные истории побед 1812 года, а также и манифесты. Все три храма соединялись между собою внутренними лестницами.
Были разные варианты размещения Храма. Император желал разместить его на Швивой горке (где ныне находится высотное здание на Котельнической набережной, недалеко от впадения Яузы в Москву-реку). А московский архиепископ Августин был уверен, что Храму стоять только в Кремле. И поторопился расчистить для него место: приказал снести древнюю церковь Николая Гостунского, стоявшую рядом с колокольней Ивана Великого. Церковь эта была построена после свержения золотоордынского ига на месте бывшего ханского подворья. В ней служил ранее дьяконом русский первопечатник Иван Федоров. Было и предложение разместить Храм на месте Симонова монастыря. Но Витберг убедил, что лучшее место-  на Воробьевых горах. «Кто хочет понять Россию, должен посмотреть отсюда на Москву».

Рассказ четвертый
Судьба «победителя»

Торжественная закладка Храма состоялась в пятую годовщину бегства неприятеля из Москвы.- 12 октября 1817 года. В Лужниках и на склонах Воробьевых гор собрались около 400 тысяч человек из Москвы, окрестных сел и деревень, а также из ближайших городов (больше, чем тогда было в Москве жителей). Когда Витбергу предложили стать руководителем строительства, он согласился. И это была его роковая ошибка. Дав согласие, он стал ответственным не только за технические и организационные вопросы, но и за финансовые. А в них-то он был малосведущ. Очень доверчивый, честный, увлеченный воплощением своего проекта, он оказался жертвой злоупотреблений и хищений окружавших его техников-строителей, подрядчиков, а также подлости завистников, ждавших возможности расправиться с ним. И такая возможность им представилась после смерти в 1825 году его покровителя- Александра I.
Рабочей силой стройки были тысячи специально купленных крепостных. Они выравнивали косогор, чтобы подготовить место для закладки фундамента. Работали здесь от 1500 до 4000 человек. Условия труда и жизни были ужасны. Начались повальные болезни, унесшие много жизней. Строительство дальше земельных работ не пошло, а ведь оно длилось восемь лет. Но были и другие неурядицы и проблемы. Не были своевременно укреплены склоны гор, подверженные оползням. Из-за плохого хранения сгнило много заготовленного лесного строительного материала, а доставка биржами нужного количества строительного камня не удалась, так как многие баржи застряли на мелях.
В многочисленных хищениях и злоупотреблениях обвинили Витберга. Восемь лет тянулось судебное разбирательство. И хотя никто (в том числе и сам император Николай I) не верил в то, что этот честный человек может быть казнокрадом, суд обвинил его в халатности и казнокрадстве. У него конфисковали все имущество и выслали в 1835 году вместе с семейством в Вятку. Здесь с ним и встретился А.И. Герцен, тоже сосланный сюда, но за революционную деятельность В «Былом и думах» он целую главу посвятил изложению судьбы Витберга и его проекта. Прожив четыре года в ссылке в страшной нищете, Витберг был «милостиво» возвращен в Петербург, где влачил жалкое существование до самой смерти (в 1855 году).
«Свинцовая рука царя,- писал Герцен,- не только задушила гениальное произведение в колыбели, не только уничтожила самое творчество художника… но она попыталась с последним куском хлеба вырвать у него честное имя, выдать его за взяточника, казнокрада».
А что же стало с начатой стройкой? В 1826 году по распоряжению Николая I она была прекращена. Основными официальными причинами прекращения строительства были выявившиеся несоответствия грунтов склона Воробьевых гор для реализации проекта Витберга и крайняя недостаточность заготовленных для строительства материалов.
Чтобы как-то использовать сделанные подсобные постройки (мастерские, казармы для рабочих, кузницы…), их приспособили для другого… разместили здесь пересыльную тюрьму. В 30- 40-е годы XIX века через тюрьму ежегодно проходило не менее шести тысяч ссыльных заключенных.
Но история Храма Христа Спасителя на этом не закончилась.
Николай I решил начать все сначала, но с другим архитектором и на другом месте. Но это- уже следующий рассказ.
                Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)    1995 г.
(Газета «Радость» № 2, 1995. Стр. 4-6)

Проект Константина Тона
               
                «Каждое время, каждое поколение имеет свои
                потребности и идеалы, которых предшественникам
                видеть и предугадать не дано».
                И.В. Цветаев

В предыдущем выпуске газеты мы рассказали о неудавшейся попытке построить Храм Христа Спасителя по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Витберга (1787-1855). В 1826 году по распоряжению императора Николая I строительство Храма Христа Спасителя было прекращено. Но история Храма на этом не закончилась.
Николай I был твердо намерен выполнить обещание своего старшего брата Александра I и построить Храм. Проект Храма он хотел иметь другой. Поэтому в июле 1829 года объявили новый конкурс. В нем приняли участие самые известные отечественные зодчие: Е.Д. Тюрин (1792-1849), В.П. Стасов (1769-1848), А.А. Михайлов (1773-1849), А.И. Мельников (1784-1854), И.И. Шарлемань (1782-1861), А.П. Брюллов (1798-1871).
А в феврале 1830 года впервые упоминается и имя Константина Андреевича Тона (1794-1881). Он обязался представить проект в самый короткий срок- пять месяцев, а В.П. Стасов, например, собирался выполнить эту работу за год! Авторы проектов выбирали и новые места для размещения Храма, поближе к центру Москвы, хотя официально предписывалось проектировать Храм на верхней площадке Воробьевых гор.
Вот, например, некоторые из этих предложений: 1) на острове между Москвой-рекой и водоотводным каналом, напротив Кремля, между Большим Каменным и Москворецким мостами; 2) на Тверской улице между Триумфальной аркой и Садовым кольцом. Триумфальная арка была сооружена в 1814 году к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над Наполеоном. Она стояла на Тверской площади, располагавшейся около нынешнего Белорусского вокзала; 3) за Воспитательным домом, расположенным на Москворецкой набережной, где церковь Никиты мученика на Кресте, над Москвой-рекой. 4) на Тверской улице на месте Страстного монастыря, стоявшего там, где ныне Пушкинская площадь;     5) недалеко от Большого Каменного моста на месте Алексеевского женского монастыря.
Последние три места предложил Константин Тон. Из всех предлагавшихся мест император Воробьевым горам решил предпочесть то место, на котором стоял Алексеевский монастырь. И его ничуть не смутило, что это был древнейший монастырь. Возможно, он выбрал это место потому, что оно было и достаточно близко к Кремлю, чтобы создать с ним единый ансамбль, и в то же время, достаточно отдаленно, чтобы Кремль не подавлялся грандиозным Храмом.
Из всех представленных проектов Николай I выбрал работу архитектора Тона. И вот по вызову императора совсем еще молодой Константин Тон едет скорым дилижансом из Петербурга в Москву. Спешит, чтобы создать главный Храм России. Кто же он, архитектор Тон, которому доверили такую ответственную работу? Он еще не создал Большой Кремлевский дворец (1839-1849), Оружейную палату (1844-1851) и многие другие свои произведения. Наибольшую славу ему принесет Храм Христа Спасителя.
Недавно отмечалось 200-летие со дня рождения К.А. Тона. Родился он в 1794 году в Петербурге, в семье ювелира. Отец сам определил профессию своим трем сыновьям: все они впоследствии стали академиками архитектуры. Девятилетний Константин поступил в Академию художеств. Проучившись 12 лет, он окончил ее с золотой медалью и получил право бесплатной заграничной поездки для совершенствования профессионального мастерства. Побывал в Риме, Неаполе, Париже, где изучал творчество древних зодчих, занимался историко-археологическими исследованиями, готовил проекты реставрации и реконструкции античных памятников. За высокое качество работ он получил звание профессора Флорентийской академии художеств, члена-корреспондента Римской археологической академии, члена Академии святого Луки. С этими званиями он вернулся в 1828 году в Петербург, и петербургская Академия художеств тоже присвоила ему в 1830 году звание академика- за проекты реставрации античных памятников, а в 1831 году- звание профессора по классу архитектуры.
А как случилось, что всем проектам Храма Христа Спасителя Николай I предпочел проект Тона? В 1827 году архитектор Тон создал проект церкви Святой Екатерины у Калинкина моста на Фонтанке в Петербурге. Этот проект получил одобрение Николая I и запомнился ему. В 1831 году он создал проект знаменитой пристани со сфинксами на набережной Невы перед Академией художеств. В этом же году он предстал перед  Николаем I для утверждения проекта церкви в «русском старинном вкусе» для Царского села. Архитектура этой церкви, выполненной в стиле русских культовых построек XVII века, была непосредственной предшественницей архитектуры Храма Христа Спасителя.
Москва для Тона была средоточием русских исторических традиций, духовности, национальной культуры и архитектуры. И строить он стремился, исходя из этого видения Москвы. В 1837 году его назначили главным архитектором Храма Христа Спасителя, а в 1838 году- главным архитектором Большого Кремлевского дворца в Москве. Одновременно с Храмом Христа Спасителя он строит в 1839 году в Симоновом монастыре одну из самых высоких колоколен Москвы, а одновременно с завершением Большого Кремлевского дворца создавал парные комплексы вокзалов в Москве и в Петербурге для открытой в 1851 году железной дороги между этими столицами.
Видимо, Николай I потому и выбрал его проект Храма Христа Спасителя, что увидел в нем стиль (говоря словами Николая Васильевича Гоголя) «… наиболее приличный сущности дела». А «сущностью дела» для этого храма было то, что он не просто храм, а Храм-памятник победы в Отечественной войне. Поэтому и наиболее «приличный» стиль для него тот, который впитал в себя национальные традиции, то есть традиции древнерусской архитектуры.
Непосредственными прототипами Храма Христа Спасителя Тон выбрал древнерусские храмы-памятники: Успенский собор-усыпальницу патриархов и митрополитов (самое древнее ныне строение в Москве); Архангельский собор-усыпальницу великих князей и царей; Большой собор Донского монастыря и церковь Вознесения в Коломенском- памятники многовековой борьбы с крымскими татарами.
Каков же был внешний облик Храма Христа Спасителя?
Это пятиглавый храм-композиция, наиболее характерная для русского храмового зодчества- увенчанный шлемовидными куполами из позолоченной меди. Его план (вид сверху) сходен с планами Большого собора Донского монастыря и церкви Вознесения в Коломенском. В их основе- равноконечный крест как символ спасения. К нему примыкают угловые пилоны (выступы). Если соединить линиями углы этих пилонов, получится квадрат, наложенный на крест. На внешний облик Храма повлиял также Исаакиевский собор. Это проявляется в том, что угловые главы Храма используются как колокольни. Фасад Храма одинаков со всех четырех сторон. Двенадцать больших дверей (по три с каждой стороны) ведут внутрь Храма, способного вместить около десяти тысяч человек. Высота Храма- 48 с половиной саженей, то есть 103 метра. Все здание освещено 60 окнами. По всему периметру Храма снаружи на уровне дверных арок расположены скульптурные композиции. Они посвящены защитникам Отечества, молитвенникам за Русскую землю, князьям, боровшимся за целостность Руси.                Между колокольнями находилась смотровая площадка, окруженная бронзовой балюстрадой. Отсюда открывался чудесный панорамный вид города. С этой площадки позже будет сделана фотопанорама.
А каким был интерьер (внутреннее пространство) Храма?  Мы знаем, что снаружи Храм был огромен. А внутри он казался еще больше. Многие выдающиеся здания изнутри кажутся значительнее, чем снаружи. Но и без этого эффекта внутреннее пространство было столь грандиозно, что могло вместить колокольню Ивана Великого.
В Храме было огромное количество художественных произведений. Так как Храм был и памятником Отечественной войны, на его внутренних стенах находилось 177 мраморных плит, посвященных истории этой войны. В хронологической последовательности на плитах описывались все сражения, указывалось время и место сражений, главнокомандующие, войска и орудия, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена особо отличившихся, а также награжденных орденом Святого Георгия. Были даны и тексты высочайших приказов армиям, манифестов и воззваний. Среди манифестов был и манифест о построении церкви во имя Спасителя Христа в Москве. Над манифестом был рисунок Храма Христа Спасителя по проекту Тона, а ниже его- Храма по проекту Витберга.
Над росписью стен и сводов трудилось около тридцати живописцев. Среди них:          И.В. Суриков (1846-1916), И.М. Прянишников (1840-1894), Г.И. Семирадский (1843-1902), А.И. Корзухин (1835-1894), Ф.А. Бруни (1799-1875), В.П. Верещагин (1835-1909).
При выборе сюжетов для росписи комиссия по построению Храма руководствовалась пожеланием Николая I, чтобы живопись в этом Храме напоминала о всех милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также целями сооружения Храма-памятника.
Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)
 (Газета «Радость» № 3-4, 1995. Стр. 4-5)

Продолжение следует:

Живописные работы начались с изображения Господа Саваофа на своде главного купола.
Николай I полагал строить Храм «лучшими материалами и работою, без передачи в ценах и без потеряния времени». Была создана комиссия для построения Храма, а при комиссии- совет, в который вошли не участвующие в строительстве известные художники и опытные чиновники. Деньги на строительство включались в общую смету государственных расходов. Были и денежные средства от пожертвований, но они составляли незначительную часть общих расходов на строительство.
Константин Тон как архитектор отличался умением экономить средства. Для первоначальных работ он назвал сумму меньше, чем намечали выделить.
С 1835 года начали скупать частные строения, расположенные на месте будущего строительства Храма. В 1838 году после высочайшего решения о сносе Алексеевского монастыря начинается его ломка и закладка фундамента Храма.     Торжественная закладка Храма состоялась 10 сентября 1839 года. Она была менее пышной, чем та, которая свершилась 22 года назад, то есть в 1817 году при закладке Храма по проекту Витберга на Воробьевых горах.
Приступили к сооружению основных стен и несущих пилонов. Хотя от закладки Храма до его освящения 26 мая 1883 года прошло 44 года- это не был «долгострой». Работа шла непрерывно, темп ее определялся выделявшимися средствами. Кирпичные и каменные работы (уложено 30 миллионов кирпичей) продолжались более десяти лет. К 1849 году закончили кладку свода большого купола- самого крупного купола в России. В 1850 году завершили кладку стен и своды малых куполов. В 1853 году закончили внешнюю облицовку Храма и начали устанавливать металлические крыши и главы. В 1856 году к Храму пристроили с четырех сторон крыльца из темно-красного гранита. В 1859 году начали внутреннюю отделку, продолжавшуюся три года. В 1860-м завершили все наружные отделочные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил всю свою грандиозность и величие. В 1862 году на крыше устроили балюстраду. В первоначальном проекте она отсутствовала. В 1864-м сделали колоннаду у окон главного купола.
В 1866 году, 17 апреля, несмотря на то, что еще не были завершены внутренние отделочные работы (а до освящения Храма оставалось еще 17 лет), в Храме при большом стечении народа отслужили благодарственный молебен «за спасение драгоценной жизни Его Величества». Это произошло в связи с тем, что за две недели до этого Александр I I уцелел при покушении на него революционера Дмитрия Каракозова. В этот же день и около Храма прошло народное молебствие.
В 1875 году начали делать главный алтарь- мраморную шатровую часовню внутри Храма.
С 1876 года работы ускорились, так как в феврале 1880 года хотели освятить Храм в честь 25-летия (1855-1880) царствования императора Александра I I. Но завершить все работы не успели. А в марте 1881 года император был убит народовольческой бомбой. В 1881 году завершили работы по отделке площади-террасы вокруг Храма, одели в камень набережную Москвы-реки, установили электрические фонари в Новом сквере.
Все было готово для освящения Храма, которое хотели провести во время коронации Александра I I I. Но император, находясь под сильным впечатлением от покушения, затягивал коронацию. И вот, наконец, он решился возложить на себя корону.
26 мая 1883 года, в день Вознесения Господня и во время коронационных торжеств, Храм был освящен. Храм Христа Спасителя создавался при четырех императорах: Александре I (1777-1825)- по проекту Витберга; Николае I (1796-1855)- по проекту Витберга, а затем по проекту Тона; Александре I I (1818-1881) и Александре I I I (1845-1894)- по проекту Тона.
Этот факт хотели увековечить установкой памятников всем четырем императорам, но установили лишь Александру I I I. Этот памятник работы скульптора А.М. Опекушина (1838-1923) и архитектора А.Н. Померанцева (1848-1918) установили в 1912 году, к 100-летию Отечественной войны. А в 1918 году он был разрушен.
Итак, Храм был освящен. Но автор его- Константин Андреевич Тон совсем немного не дожил до дня освящения, он умер в 1881 году. А за год до смерти, весной 1880 года его принесли на носилках к подножию Храма. Он очень хотел самостоятельно подняться по ступеням в Храм, но сил, увы, уже не  было. Глазами, полными слез, он смотрел на главное свое творение, которому посвятил пятьдесят лет жизни. Огромнейший труд зодчих, скульпторов, каменщиков, художников, позолотчиков, литейщиков и простых рабочих проделан за эти полвека, пока сверкающие золотом купола и кресты поднялись на 103-метровую высоту Храма- главного Храма России.
Его главное богатство- духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти? Живы умершие, пока их помнят…
С момента освящения Храм стал самым чтимым в России. Богослужения совершались в нем ежедневно. Службы проводились московскими первосвятителями (митрополитами). Лишь особо торжественные службы они проводили в кремлевских Успенском соборе и Чудовом монастыре. Красный звон колоколов Храма разносился по Москве. Ежегодно дважды в год (в праздник Рождества и в октябре) совершались крестные ходы в память 1812 года. В 1897 году специальная комиссия рассмотрела состояние росписей Храма. Из-за несовершенной системы отопления и вентиляции многие росписи начали разрушаться. Намеревались провести капитальный ремонт здания и даже заменить некоторые росписи мозаикой. Работы по устройству нового отопления и вентиляции начались лишь в 1911 году. Но помешала первая мировая война. Лишь позже удалось выполнить некоторые работы по техническому переоснащению и сделать электрическое (вместо свечей) освещение. В 1912 году, к 100-летию изгнания Наполеона из России, около Храма намечали открыть музей 1812 года. Но и без этого музея Храм был крупнейшим воинским мемориалом России. При богослужениях в нем поминали не только воинов 1812 года, но и погибших в русско-японской войне и в первой мировой войне. Внутри Храма рядом с памятными досками, посвященными войне 1812 года, стали появляться имена погибших в первой мировой. И никто этому не препятствовал.
Тучи над Храмом стали сгущаться после выхода в начале 1918 года Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Храму было полностью отказано в помощи от органов власти. Тогда под покровительством святейшего Патриарха Московского и Всея Руси было создано «Братство Храма Христа Спасителя». Оно выпустило обращение «К русским людям». В нем, в частности, говорилось: «Русские люди! Храм Христа Спасителя- краса Москвы, гордость России, радость Православной церкви- обречен на медленное разрушение. Ему, этому славному памятнику великих подвигов русских богатырей, положивших душу свою за родную землю и святую веру православную, отказано в государственной поддержке… Отзовитесь, боголюбцы! Отзовитесь все, как один! Встаньте на страже своих святынь! Щедрые жертвы богатых да сплетутся в добром порыве с драгоценными грошиками верующей бедноты. Сердце России, Москва! Сбереги свою святыню, свой Храм Спасителя златоглавый!...»
Этот горячий призыв вызвал сердечный отклик у многих людей. Но собранных средств было недостаточно.
В годы гражданской войны и после нее жизнь Храма, его духовенства и прихожан была тяжкой. Репрессии против священнослужителей, высылка в концлагеря                «до окончательной победы мировой революции», расстрелы…
Приближался и роковой день 5 декабря 1931 года- день взрыва Храма Христа Спасителя.
Некоторые исследователи истории Храма утверждают, что его уничтожение было предопределено уже за десять лет до взрыва.
… 30 декабря 1922 года. Большой театр. В нем проходит Первый Всесоюзный съезд Советов, провозгласивший создание Союза Советских Социалистических Республик.              На трибуне появляется Сергей Миронович Киров. Со свойственной ему эмоциональностью, он говорит: «Я думаю, что не пройдет много времени, как нам станет тесно в этом прекрасном блестящем здании. Я думаю, что скоро потребуется для наших собраний, для наших исключительных парламентов более просторное, более широкое помещение… Поэтому от имени рабочих я бы предложил нашему Союзному ЦИКу в ближайшее время заняться постройкой такого памятника, в котором смогли бы собираться представители труда в достаточном количестве. В этом здании, в том дворце, который, по-моему, должен быть выстроен в столице Союза, на самой красивой и лучшей площади, там рабочий и крестьянин должен найти все, что требуется для того, чтобы расширить свой горизонт. Я думаю, что вместе с тем, это здание должно являться эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на западе».            И предложение это было принято. А при чем тут Храм Христа Спасителя, о нем ведь в постановлении- ни слова?
Но осуществление этого постановления пересеклось с жизнью Храма Христа Спасителя и в конце концов привело к взрыву 5 декабря 1931 года.
Практические шаги по осуществлению постановления съезда о строительстве Дома Союза (его назвали позже Дворцом Советов) начались лишь в 1931 году. Но особый интерес к месту, на котором стоял Храм Христа Спасителя, появился уже в 1924 году, после смерти В.И. Ленина. Тогда возникла идея создать грандиозный памятник Ленину.
Руководитель новаторского объединения Ассоциации новой архитектуры (АСНОВА)                В.А. Балихин в своей записке предлагал: «О памятнике Ленина. Лучший памятник Ленина- Дом его имени, который в то же время будет и памятником образования Союза ССР и памятником Коминтерну. Дом интернациональных конференций, съездов партии, Советов- штаб мировой революции. Москва, Красная столица Мирового Союза ССР, сердце Коминтерна, Дом Ленина- мозг мировой революции. Для него- лучшее место Москвы- площадь, где стоит храм Христа Спасителя. Как исторический и художественный памятник Храм не представляет никакой ценности… Снос Храма в Охотном ряду в связи с проектом Дворца Труда- предрешен. Снос храма Христа Спасителя не представляет принципиальной разницы. Указанное место по своему положению является лучшим в Москве. Дворец Ленина будет виден за десять верст с окрестностей Москвы, главенствуя над всеми окружающими сооружениями. Со всех районов Москвы- то же самое. Но особенно прекрасная перспектива в ракурсе. Мертвое место- станет центром Нового Ленинского города».
Даже в то время «дерзких» архитектурных «новшеств», рожденных Пролеткультом (пролетарской культурой) идея показалась слишком смелой, забегающей вперед, и осталась лишь высказанной. Хотя особых возражений против нее высказано не было. Лишь старейший и крупнейший знаток Москвы художник Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) публично выступил в защиту Храма Христа Спасителя. Он предложил строить Дворец Советов на Воробьевых горах, в том месте, где был заложен (но не осуществлен) Храм Христа Спасителя по проекту архитектора Витберга.
Но мнение «старорежимного» мастера, доживающего свой век, никого не интересовало.
А мысль о сносе Храма Христа Спасителя окончательно созрела для практического осуществления в 1931 году, когда вплотную приступили к проектированию Дворца Советов- «главного здания» страны. В сохранившемся черновике воспоминаний архитектора Б.М. Иофана записано: «1931. Тов. Сталин вместе с советом строительства Дворца Советов, во главе с его председателем тов. Молотовым посетил предполагавшееся место постройки- на участке храма Христа Спасителя. Большая группа московских архитекторов присутствовала при осмотре. В этот день место строительства Дворца Советов было выбрано. Как мне кажется, тов. Сталина привлекло красивое расположение участка, его близость к Кремлю, его положение в центре города и у Москвы-реки…»
Вот как повторяется история! Ровно сто лет назад Николаю I тоже понравилось это место, на котором тогда стоял Алексеевский монастырь.
Совет строительства Дворца Советов объявил в газете «Известия» 13 июля 1931 года программу Всесоюзного открытого конкурса на создание проекта дворца.
Эта публикация в «Известиях» и явилась официальным приговором Храму Христа Спасителя.
Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)   1995 г.
(Газета «Радость» № 5-6, 1995. Стр. 4-6)

Продолжение следует:

                Все возвращается на круги своя…
                Библия

… Итак, окончательный приговор Храму Христа Спасителя был вынесен 13 июля 1931 года, когда газета «Известия» опубликовала программу Всесоюзного открытого конкурса на лучший проект Дворца Советов на месте Храма. Дворец Советов предполагалось открыть уже в конце 1933 года. Для составления плана-эскиза дворца  были даны заказы  известным иностранным архитекторам. Один из них, французский архитектор Ле Корбюзье трижды побывал в нашей стране в 1920-е годы и, наверное, поэтому считал возможным заявить, что «в Москве все нужно переделать, предварительно все разрушив». Ну а пока архитекторы трудились над эскизами. Храм обнесли забором.  И началось его хищническое разграбление. Храм превратился в бесплатную каменоломню, в склад строительного материала для строек «новой Москвы». С иконостасов и кровель сдирали драгоценный металл, растаскивали плиты итальянского мрамора, церковную утварь, мебель. Продали за рубеж алтарь и некоторые предметы интерьера, часть росписей Храма. А часть горельефа (скульптурные украшения) и росписей перевезли в Музей архитектора А.В. Щусева- он тогда располагался в Донском монастыре.
«Ломать- не строить». Храм решили не разбирать, а взорвать, так как это больше соответствовало «ударным темпам» первых пятилеток. Подпилили основание креста, установленного на центральном куполе Храма. Закрепили на кресте трос, зацепили конец троса к автомобилю. Разогнавшись, автомобиль после нескольких попыток сломал крест. Он тяжело рухнул на землю.
В стенах Храма заложили взрывчатку. Жителей окрестных домов пришлось эвакуировать.
Наступил последний день жизни Храма- 5 декабря 1931 года. По иронии судьбы этот день станет праздничным для советского народа: после принятия 5 декабря 1936 года Конституции, этот день станет днем «сталинской Конституции».
Взрыв Храма назначили на 12 часов дня. На набережной против Храма собралось несколько тысяч москвичей. Прогремело три мощных взрыва, и Храм- краса и гордость Москвы, превратился в руины. Кинооператору было дано задание запечатлеть это варварство на пленку. Для архива? Для потомков?..
Через 10 дней после взрыва Храма- 15 декабря 1931 года писатель М.М. Пришвин сделал такую запись в своем дневнике: «… Храм Христа Спасителя взорвали, и остались груды камней, а на прежней высоте креста в воздухе вьется много птиц, бывших жителей Храма, и как будто все надеются, что явится опять их насиженное место. На этом месте должно возникнуть величайшее по красоте здание Совета».
На несколько лет растянулась расчистка от руин площади, предназначенной для строительства Дворца Советов. Что же представлял собой проект этого Дворца, ради которого взорвали Храм?  Облик Дворца сложился не сразу. Потребовалось четыре конкурса проектов. Уже на первый Всесоюзный конкурс в июле 1931 года было представлено 160 проектов, из них 24- зарубежных. Каких только не было здесь предложений… Одни предлагали построить Дворец в форме пятиконечной звезды или серпа и молота, в форме земного шара, доменной печи, трактора… Другие подражали уже имевшимся шедеврам- Акрополю, Колизею… Корбюзье дал проект здания-машины… Кому-то Дворец виделся подобием американских небоскребов…
Три первых премии присудили Жолтовскому И.В. (1867-1959), Иофану Б.М. (1891-1976) и американскому архитектору Гамильтону Г.О. Однако ни один из этих проектов не был принят к строительству. Был объявлен еще один конкурс, потом еще один и лишь после четвертого конкурса, в мае 1933 года Советом строительства был принят проект архитектора Иофана Б.М. По проекту сооружение должно было быть самым высоким в мире, всем зданиям здание, своеобразная эмблема торжества коммунизма. Появился даже лозунг: «Даешь самый лучший в мире пролетарский Дворец Советов!»
По грандиозности замысла Дворец должен был превзойти не только самые высокие сооружения в мире, но и семь чудес света. Предполагалось, что высота дворца будет 260 метров, а на крыше его будет стоять 18-метровая скульптура «Освобожденного пролетария». Но постепенно росла проектная высота Дворца, изменился и проект скульптуры. Место «освобожденного пролетария» должна была занять 100-метровая скульптура Ленина. Для каркаса Дворца разработали специальную нержавеющую сталь и специальный бетон. Им присвоили марки «ДС»- «Дворец Советов».
Во Дворце должно было быть два зала. Самый большой в мире купольный зал высотой 100 метров на 22 тысячи человек и малый зал высотой 30 метров на 6 тысяч человек. Диаметр большого зала по проекту был равен 160 метрам- в нем мог бы разместиться Храм Христа Спасителя. Главный фасад здания был обращен к Кремлю. Между Дворцом и Кремлем предполагали сделать огромную площадь-эспланаду, ну а 150 зданий, расположенных на этом месте, просто снести. Двадцать более счастливых, в том числе и Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, должны были быть передвинуты.
По генеральному плану Москвы, принятому в 1935 году, Дворец считался новым центром Москвы, ее вертикальной осью. Высота всех других зданий столицы должна была соразмеряться с высотой Дворца, постепенно уменьшаясь к окраинам. Хотя Дворец так и не был построен, но всем высотным зданиям Москвы выбрали высоту, исходя из этой идеи вертикальной оси столицы.
100-метровая скульптура Ленина, по высоте в три раза превосходящая статую. Свободы, была бы видна в ясные дни за 70 километров! Размеры скульптуры поражали воображение: один только палец Ильича был длиной 6 метров, а голова по объему почти равнялась Колонному залу Дома союзов. Весила скульптура 6000 тонн. Интересно, какой высоты решили бы сделать Дворец, если бы в то время уже была построена Останкинская телебашня (540 метров)?
Котлован под Дворец Советов начали рыть в январе 1935 года, заложили фундамент 20-метровой глубины, а в 1937 году началось строительство здания. К лету 1940 года стальной каркас Дворца достигал уже высоты нескольких десятков метров. Довольно быстро шла кладка первых этажей. Но из-за начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войны строительство Дворца остановилось. В 1942 году разобрали стальные конструкции каркаса. Их использовали для  сооружения прифронтовых железнодорожных мостов и противотанковых заграждений. Со временем в углублении кольцевого фундамента недостроенного Дворца образовалось небольшое болотце.
После окончания войны было решено создать другой проект здания Дворца Советов, более соответствовавший новым градостроительным идеям. И снова был объявлен конкурс. Проектов было более чем достаточно, но жюри не сочло возможным  присвоить первое место ни одному из них. А со временем и вовсе отказались от замысла создать Дворец Советов. На месте фундамента несостоявшегося дворца в 1960 году построили открытый бассейн «Москва». И заплескались в его водах москвичи и гости столицы.
Долгие годы нереально было воплотить в жизнь идею воссоздания Храма Христа Спасителя. Не та была атмосфера в стране. Но дорогу себе эта идея пробивала.
И вот, наконец, 29 сентября 1989 года газета «Литературная Россия» сообщила, что создан фонд восстановления Храма Христа Спасителя. Мэрия Москвы и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви приняли решение о воссоздании Храма. Произошло это в год 150-летия с момента закладки Храма.
Сейчас строительство Храма идет круглосуточно и такими темпами, что за то время, в течение которого были опубликованы в нашей газете четыре статьи об истории Храма, возведены его стены, купола и создан огромный комплекс околохрамовых и подхрамовых сооружений. Этот комплекс включает в себя храм Преображения (под основным Храмом), зал заседаний Священного Синода, зал церковных соборов, Патриарший домовый Храм, покои Патриарха, воскресную церковную школу, Надвратную церковь, реставрационные мастерские, выставочные залы, трапезную, зимний сад, гаражи…
В дальнейшем напротив Храма предполагается построить мост через Москву-реку.
Пожелаем же успешного завершения всех работ в намеченные сроки.
Юрий Жданов     1995 г.
(Газета «Радость» № 11-12, 1995. Стр. 4-5)

Врата Храма по самолетной технологии

Ярко сверкают на мартовском солнце позолоченные купола Храма Христа Спасителя. Сейчас идет наружная облицовка Храма, начаты отделочные работы. Уже действует расположенный под основным Храмом храм Преображения. А вот торжественной красотой металлической громады- будущими Вратами Храма- могут пока любоваться лишь мастера старейшего в России авиационного завода- того самого, который выпускает легендарные истребители МиГ-29. Удивительно? Пожалуй. Но лишь на первый взгляд. Ведь какие только работы не выполняло МАПО «МиГ»! Помимо основной- самолетостроительной деятельности, мастера его участвовали в изготовлении звезд Кремля и Останкинской телебашни, Дворца съездов и Нового московского цирка, Оружейной палаты и Белого дома. Список этот можно продолжать и продолжать. И вот теперь- Врата Храма Христа Спасителя. Изготовление и установка Врат Храма- работа очень сложная. Первые Врата простояли всего 18 лет- подвело железо, не хватило прочности, покорежился каркас под тяжестью литых плит. А нынешние Врата, уверяют мастера, простоят лет триста, не меньше. Они будут сделаны из особой нержавеющей стали- самые современные истребители делают из нее. Да и новейшие самолетные технологии, которыми в совершенстве владеют мастера завода (МАПО «МиГ»), позволят им очень точно решить сложные инженерные задачи.  Врата не должны иметь никаких перекосов, щелей и, хотя они имеют огромные размеры и вес (прежние Врата весили больше 13 тонн, а в высоту достигали почти 10 метров!), открываться они должны так легко, чтобы даже ребенок мог справиться с ними.
Всего в Храме должно быть 14 Врат- 12 для наружного Храма и 2- для нижнего.  Врата- это уникальное художественное произведение. По церковным традициям Врата- не просто двери для входа и выхода. Им придается особое религиозное значение, связанное с христианским учением.  Поэтому и пишется слово Врата с большой буквы.
На первом Храме- том, который был взорван 5 декабря 1931 года, Врата украшали рельефные изображения, выполненные по модели вице-президента императорской Академии художеств графа Федора Петровича Толстого (1783-1873). За прекрасно выполненное художественное оформление входных Врат Храма Христа Спасителя он получил звание профессора скульптуры. К сожалению, они не сохранились, но специалистам удалось с помощью компьютера воспроизвести пропорции и рисунок прежних Врат по фотографиям. Нынешние Врата по размерам будут повторять прежние. Их конструкцию разработали московские инженеры из мастерской с очень скромным названием- Моспроект-2, а художественное руководство по изготовлению Врат возложено на скульптора Зураба Церетели. Бронзовое литье, выполненное на мотивы библейских сюжетов, привезли в Москву из Санкт-Петербурга. В устройство всех 14 многотонных Врат входят механизмы, которые обеспечат легкость их открывания и закрывания.
Не так уж долго осталось ждать, когда Врата займут свое место в Храме.
Юрий Жданов    1997 г.
(Газета «Радость» № 3-4, 1997. Стр. 8)

Рассказ Юрия Жданова «Храм Христа Спасителя» опубликован:
1. Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Храм Христа Спасителя.
Газета «Радость» № 2, 1995. Стр. 4-6)
2. Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Храм Христа Спасителя.
Газета «Радость» № 3-4, 1995. Стр. 4-5)
3. Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Храм Христа Спасителя.
Газета «Радость» № 5-6, 1995. Стр. 4-6)
4. Юрий Жданов. Храм Христа Спасителя.
Газета «Радость» № 11-12, 1995. Стр. 4-5)
5. Юрий Жданов. Врата Храма.по самолетной технологии.
Газета «Радость» № 3-4, 1997. Стр. 8)

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).