Великий мир 1840

Григорий Коротков
               
 /между шайенами-арапахо и команчами, кайова и кайова-апачами/
   
 Mногие десятилетия девятнадцатого века, исследователи, искатели приключений, охотники и следопыты преодолевали Великие равнины, Скалистые горы и проникали за их пределы. Большое количество этих первопроходцев женилось на женщинах из различных племен, и с помощью такого брака, процветали в своих начинаниях. Некоторые открывали торговые форты. Возможно, самым известным из них был Уильям Бент, который присоединился к шайенам, женился на дочери вождя и создал свой знаменитый форт возле тропы Санта-Фе.
    В 1840 году на совете рядом с фортом команчи заключили мир с шайеннами. Западная миграция достигла равнин. Техасские рейнджеры сильно ослабили южных команчей, а северные группы обнаружили перемещавшихся граждан Соединенных Штатов и грозные племена противников, которым очень хотелось, расширить свои владения на равнинах. Все участники знали о мощной силе Соединенных Штатов. Шесть лет спустя, армия Соединенных Штатов заняла Форт-Бент.

    В книге, Старый Запад и индейцы, Бенджамин Каппс описывает Великий Мир:    
 Команчи не хотели вести войну на два фронта. Долгое время они были владыками юга равнины, они приняли решение и предложили  своим друзьям кайова попытаться прощупать возможность мира с лидерами шайенно-арапахского альянса. Команчи поручили кайовам провести большую часть церемонии, а сами решили только отправить достаточное число  эмиссаров и подарки, чтобы показать свое согласие на разбирательство.
 
    В нации кайовa одно подразделение, называемое кайова-апачи, отмечалось тем, что было дружественным и мирным. Они послали делегацию в лагерь арапахо во главе с вождём БЫКОМ, и Бык сказал, что южные племена были готовы рассмотреть заключение мира. В походе они встретились с отрядом шайенов и те остановились в их лагере. Они не стали курить с кайова. Как простые воины, они не имели права совершать этот формальный символ мирных обязательств. Но они ушли с рейда, и сразу же повернули обратно чтобы доставить сообщение вождям шайеннов. В течение нескольких дней люди шайеннов согласились устроить предварительную конференцию на реке Арканзас примерно в семидесяти милях к востоку от Форта-Бент.
 
     На выбранное место пришли вожди шайеннов и арапахо  во главе с ВЫСОКО ОПИРАЮЩИМСЯ ВОЛКОМ.  Старый боец и дипломат шайеннов, провел консультации с наиболее важными воинами своего племени и ему были даны полномочия заключать мир. Два дня спустя прибыли представители южного альянса: вожди кайова МАЛЕНЬКАЯ СКАЛА(ДОХАСАН), СИДЯЩИЙ МЕДВЕДЬ(САТАНК), ОРЛИНОЕ ПЕРО и другие. Все лидеры с обеих сторон сели в одну линию и пронесли зажженную трубку. Каждый человек торжественно затянулся. Церемония означала, что их сердца и умы  едины, а намерения не противоречат друг другу.

     Следующий пункт повестки дня касался таинственного пучка, завернутого в навахское одеяло. Он был доставлен на конференцию кайовами. Как  можно тактичнее, вождь Перо Орла показал, что в нем скальпы погибших воинов Тетива Лука*(*Подробно описанное  Гриннелем в «Сражающихся Шайеннах» событие 1837 года). Он предложил вернуть их обратно шайеннам. Высоко Опирающийся Волк рассмотрел этот вопрос, и сказал: «Друг, если все эти вещи показать и рассказать о них другим, это только вызовет плохое чувство, не будем их показывать и говорить про них».
     Лидеры с юга также привели с собой мальчика, сына вождя. Теперь, в благодарность за эту инициативу, с другой стороны, шайенны предложили в качестве подарков одеяла и положили их на землю вокруг мальчика, пока среди кучи подарков не осталась видна только его голова. Потом все они пировали и запланировали большой совет для окончательного установления мира.
 
     Kайова Маленькая Скала попросил другую сторону, выбрать место для большого совещания, уточнив, что это должно быть широкое место для большого лагеря со множеством лошадей. Шайенны выбрали место вверх по течению реки Арканзас, примерно в шести милях ниже Форта Бент, где они часто торговали. Лидеры обеих сторон оставили эту предварительную конференцию с уверенностью, что хороший мир может быть достигнут. В течение следующих двух недель, посланники поехали на юг и в центральные равнины, чтобы проинформировать различные группы о времени и месте большого совета.

      Четыре основных племена участники говорили на пяти различных языках. Понимание друг друга было затруднено, но вовсе не невозможно. Почти каждый лидер говорил на нескольких языках. От захваченных пленных и от смешанных браков в предыдущие мирные времена они имели  множество компетентных переводчиков. Кроме того они знали язык жестов, в котором все племена равнин были опытными. Из нескольких сотен знаков, со многими различными смыслами в зависимости от контекста, и через гениальную комбинацию из этих символов, индеец мог выразить тысячи мыслей от простого указывания на себя "Я" или "я" к сложным выражением глагола "быть".

      Основной совет собрали  в широкой пойме реки, и вся оставшаяся напряженность в большом лагере исчезла после того, как руководители южных пировали в специальном доме. Руководители вместе курили, выступавшие хвалили друг друга за достоинство и мужество, и пировали. Шайены соблюдали протокол и следили за тем чтобы кайовам не подавали мясо медведя, поскольку это было для них табу, ни одну собаку не подали команчам, для них есть собак, это как есть собственную бабушку.
      Кульминация встречи вождей произошла, когда кайова Маленькая Скала поднялся и произнёс долгожданное приглашение: "Теперь, друзья мои, завтра утром я хочу, чтобы вы все, даже женщины и дети, перешли в наш лагерь и сели в длинный ряд. Пусть приходят пешком, потому что все они будут возвращаться на конях".

      На следующий день северные индейцы хлынули через ручей и сели в длинные ряды, беременных усадили впереди, а также женщин и  детей. Событие было важной традицией. Это была форма показной демонстрации богатства и последующее выражение своего  небрежного презрения к собственности, но также являлось реальной щедростью и желанием проявить добрую волю и показывало понимание человеческой психологии. У людей иногда случаются разногласия, которые не могут быть урегулированы путем разумного диалога или аргументов, но если одна из сторон преподносит ценный и необходимый подарок, противоречия могут быть уничтожены, как по мановению волшебной палочки.

      Для того, чтобы совершить торжественную церемонию в точности,  южане принесли небольшие палочки, как счетчик для тех, кто сидел в длинных рядах. Первым подошёл стройный военный вождь кайова Сидящий Медведь, держа в левой руке большой пучок хвороста, его черные волосы и длинные висячие усы были намазаны жиром. Четыре раза в ранней молодости он танцевал изнурительный Танец Солнца своего племени. С тех пор он остался в глазах своего народа  благодатным и достойным человеком, и теперь он также стал их самым надежным военным лидером. Он передал свою охапку палочек, потом пошел в кусты и поверг всех в обморок, на всех он дал из своего стада двести пятьдесят лошадей.

    Во время распределения палочек кайова и команчи послали в горы своих мальчиков и мексиканских рабов, чтобы привести лошадей к месту, где стояли лагеря. Возвращаясь они ехали на лошадях всех мастей и цветов, некоторые дикие, некоторые послушные, животные заполнили пространство среди типи и тополей, пастухи кричали, загоняя их. Северные индейцы стекались к дарителям, которые отдали им эти «счётные палочки» и  свои конкретные подарки обозначенные ими. Каждый достаточно старый, чтобы ездить получил одну лошадь, а некоторые получили шесть и более.
 
     Высоко Опирающийся Волк затем пригласил всех южан,  придти на следующий день на его сторону реки. Там, внутри большого лагерного круга шайены вынесли  свои экзотические продукты, купленные в форте по этому случаю: парящие котлы с рисом и горшки сушеных яблок приготовленных с тушеным мясом и костным мозгом, соус, лепёшки из кукурузной муки, и чтобы подсластить пищу, новоорлеанскую патоку.

    Когда они поели, Высоко Опирающийся Волк крикнул своим людям принести подарки. Они принесли латунные чайники, бусы, одеяла, бязь, оружие. Высоко Опирающийся Волк предупредил своих гостей, что его воины хотят выстрелить из ружей в воздух, прежде чем подарить их. На какое-то время в лагере было много шума, когда шайеннские воины выстрелили, а затем они подарили еще теплые и дымящиеся ружья своим посетителям.
   Таким образом, они помирились. Некоторые группы оставались на месте несколько дней, переходя вброд реку туда и обратно, заводили новых друзей, играли и продолжали соревноваться в других видах спорта и игр. Старое горе и ненависть были уничтожены. Стороны поехал вверх по течению торговать в саманном форте. Бент был рад новым клиентам, но отказался предоставить им виски, потому что вместе собрались многие бывшие враги.

     Четыре племени никогда не нарушали мира заключённого на Arrowpoint, согласились составить большой пакт о ненападении, и создали организованную коалицию против сил, которые будут им всем угрожать. В следующем октябре, урегулировав свои проблемы войны на два фронта, команчи провели крупнейший рейд из когда-либо совершённых в Техасе.*(примечание - рейд был в августе) *Они дошли в своей атаке через белые поселения вплоть до Линвилля на побережье Мексиканского залива, а испуганные белые вышли на лодках в море, чтобы спастись. Этот рейд был значительным, собрано много коней и награбленного имущества. Но когда мародеры отступили на запад, белые организовали погоню, и милиция Техаса нанесла сокрушительный удар по захватчикам в битве Плам Крик. Остаётся спорным вопросом, кто вышел победителем, но ясный урок в том, что команчи не устрашили техасцев.
 
     Мир 1840 года между индейцами южной и центральной равнины был очень гуманным событием в сложившейся ситуации, но индейцам каждого племени в будущем грозили более серьёзные проблемы, чем те с которыми они столкнулись в этот день. Судьба Сидящего Медведя, благородного дикаря,  из когда-либо существовавших, олицетворяла то, что происходило. Он умрет в плену кавалерии США тридцать один год спустя. В западной истории своей смертью он безмолвно свидетельствовал о неспособности индейцев вести долгое сопротивление, но здесь, на Arrowpoint он уже вошел в историю своего народа. Видя его на летнем солнце идущего по речному песку стройного индейца, торжественного, изящного, полубога со вшами. Он убил много врагов, а теперь  подарил им двести пятьдесят своих драгоценных лошадей.

    Суровая анти-индейская политика президента Б. Мирабо Ламара и мексиканские усилия по ослаблению Республики Техас, перемешивались с индейскими военными действиями. Ненависть к белым возросла после борьбы в Доме Совета, в Сан-Антонио, поэтому заключённый Великий Мир подготовил почву для битвы Плам-Крик.
*(точная дата и месяц заключения Великого Мира историкам неизвестна)*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО*