Литературный конкурс Росмэн

Анна Поршнева
В этом году известное издательство детской литературы проводит уже 5-й конкурс. В настоящее время проходит третий, последний этап. Из 3877 первоначальных заявок в шорт-лист попало всего 48: по 10 в литературных номинациях и 8 - в анимационной.
Надо заметить, в этом году устроители конкурса расщедрились и заявили целых 4 литературных номинации:
- Детские сказки и рассказы (для детей не старше 8-ми лет);
- Воспитание чувств (для подростков);
- Рассказы о животных;
- Нон-фикшн (развивающая и научно-популярная литература).

Почти все номинации (кроме рассказов о животных) будут доступны для прочтения до 15 августа. В эти же сроки проводится и читательское голосование. Хотя основные призы будет, конечно же, распределять жюри.

Я потратила время и прочитала всю беллетристику, поинтересовалась нон-фикшном и сунула нос в анимацию.
Новой Астрид Линдгрен или, на худой конец, Чарской я там не обнаружила. Не поймите меня ложно, представлено должное количество талантливых работ, интересных сюжетов, исполненных проработанным стилем. Просто я сомневаюсь, что эти произведения смогут увлечь детей и подростков.
Все время, как я читала сказки, рассказы и повести, я не могла отделаться от мысли, что с тем же успехом и лишь с небольшими изменениями в антураже, но без всяких изъятий из фабул, без иной прорисовки характеров все эти сказки, рассказы и повести могли бы быть написаны и двадцать, и пятьдесят, и семьдесят лет назад.
Это объяснимо. Каждое новое поколение сталкивается в процессе взросления с одними и теми же трудностями и преодолевает их примерно одинаково успешно или безуспешно. Можно сказать, ничего нового не происходит. Для нас, взрослых, смотрящих на все это со стороны. Но не для подростков и детей! И мне бы хотелось, чтобы хоть одна работа была написана так, как переживает события подросток: ново, свежо, ярко, страстно. Как будто бы это случилось впервые и больше никогда не повторится.
Да, я искала новые "Страдания юного Вертера", новую "Повесть о первой любви", новую "Когда же пойдет снег?", когда читала номинантов в рубрике "Воспитание чувств". Я хотела прочитать сказку, от которой бы было не оторваться ни взрослому, ни ребенку.
Но этого не произошло.

Что касается научно-популярных произведений, то, на мой взгляд, большинство из них представляет собой дурно замаскированный учебник и способно только оттолкнуть читателя от такого рода литературы. О вечно живой магистр рассеянных наук! Не скоро кто-либо придет тебе на смену.

Об анимационной номинации судить не буду. Удручило только, что почти никто из авторов не удосужился представить истории в формате сценария. А без этого совершенно невозможно представить более-менее определенный визуальный ряд.

Не желала бы я быть на месте жюри. Издательство, прежде всего, должно думать о коммерческой стороне вопроса. А это значит, учитывать взгляды родителей на то, какой должна быть детская литература. Взгляды же эти, по большей части, косны и пристрастны. Но ведь успех предприятия, в конце концов, определяется тем, будет ли открыто новое имя, автор, книги которого будут интересны детям настолько, что прочитав первую, они потребуют еще и купят вторую, третью и т.д.

Буду с интересом ждать, кто же выиграет на этот раз. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы выиграли дети.