Понятие сущности и структуры интеллекта

Лидия Кашуро
intellektus - разумение, понимание, постижение - относительно устойчивая структура умственных способностей
      Мышление и интеллект — близкие по содержанию термины. Родство их стано­вится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индиви­дуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с воз­растом развивается», — этим передается проблематика развития интеллекта.
      Терми­ну «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наде­ленный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления.         

       Трактовки
- способность к мышлению
- способность к обучению (познанию, решению проблем), которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе других способностей
- система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представлений, мышления, воображения
- способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме", как общая умственная способность, обобщающая поведенческие характеристики, связанные с успешной адаптацией к новым жизненным задачам
     Возможны синтетические формулировки
     Интеллект - система умственных операций, стиль, стратегия решения проблем.
     Интеллект - эффективный индивидуальный подход к ситуации, что требует познавательной активности и когнитивного стиля.
     С психологической точки зрения назначение интеллекта - СОЗДАВАТЬ ПОРЯДОК из ХАОСА на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.
     Человек может вести себя разумно независимо от ситуации только если имеет полное, адекватное представление этой ситуации.
     Но полное представление о ситуации имеет скорее государство, чем отдельный человек. Поэтому даже нехотя система государства вынуждает умных становиться или хотя бы казаться ближе к некому среднему, к норме, чем есть на самом деле. Но инакомыслие раз это наведение СВОЕГО ПОРЯДКА может оказаться разрушительным для государства. Поэтому можно понять государство, сторонящееся инакомыслящих.
     Р.Стенберг развивает имплицитные - "обыденные"- теории интеллекта.
     Три формы интеллектуального поведения
1. вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)
2. способность решать проблемы
3. практический интеллект (умение добиваться поставленных целей)

Начало 20 века - интеллект - степень сформированности познавательных функций, как уровень усвоения знаний, умений и навыков
Сейчас - диспозиционная трактовка - предрасположенность рационально действовать в новой ситуации
       - операциональная трактовка - интеллект - "то, что измеряют тесты ", формулировка от Бине
     Интеллект изучают общая, возрастная. инженерная, педагогическая, дифференциаьная, клиническая, нейропсихология, а также психогенетика и др.
      Научные подходы к изучению интеллекта и его развития следующие
1. Структурно-генетический Ж.Пиаже
интеллект - высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Четыре типа взаимодействия:
- формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма
- целостные формы, образуемые навыком и восприятием
- целостные необратимые ормы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением
- мобильные, обратимые формы, способные группироваться в разные сложные комплексы, образуемые "операциональным" интеллектом
2. Когнитивный подход Брунер, Тихомиров....
интеллект - структура, специфика которой определяется опытом индивида
3. Факторно-аналитический Ч.Спирмен
интеллект - "умственная энергия", уровень которого -фактор g - определяет успешность выполнения любых тестов. Такие модели по биполярным признака делят в зависимости от того, что было источником модели: умозрение - опыт; как строилась модель: от целого к части или наоборот и т.д.
     Наибольшее влияние фактор g оказывает при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений. Л.Терстоун построил мультифакторную модель, где существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей.
     Общие идеологические посылки факторного подхода:
- интеллект подразумевается латентным, "открывается" исследователю через косвенные проявления при решении жизненных задач
- интеллект - латентное свойство некой психологичекой стрктуры (функциональных систем) и моет измеряться, т.е. интеллект - линейное свойство, хотя есть вероятность, что и многомерное
- можно придумать много задач ждя проверки (обнаружения) лишь одного свойства, т.е. множество поведенческих проявлений интеллекта больше множества его свойств
- интеллектуальные задачи объективно отличаются уровнем трудности
- решение задачи может быть правильным и нет
- за бесконечное время можно решить правильно любую задачу
    
4. Подход, основанный на иерархических моделях
Наиболее известные
Р.Кеттэла
Интеллект подразделяется на "текучий" и "кристаллический". Первый решает задачи на приспособление к новым ситуациям и снижается к 40-50 годам. Генетически обусловлен. Второй решает задачи с обращением к прошлому опыту, может быть повышен тренировкой, зависит от культуры
Дж.Гилфорда
трехмерная кубическая модель, в которой интеллектуальный фактор разложен по трём составляющим - операции, проводимые в уме, получаемый интеллектуальный продукт и особенности материала с которым проходят умственные операции (этот же материал используется в тестах на проверку)
Гилфорд выделяет особенно некоторые виды интеллекта, в зависимости составляющих по трём перечисленным осям в модели. Например, выделяется "социальный интеллект" - когда человек хорошо даёт оценку другим, прогнозирует и понимает их поведение. Оперирует "человеческим" материалом для рассуждений.
Выделяет также дивергентное мышление, как способность к оригинальным и нестандартным решениям и конвергентное - способность применять усвоенные алгоритмы решений
и другие модели...

     В Российской психологии 20 века исследования интеллекта развивались в направлениях
- изучения психофизиологических задатков общих умственных способностей (Теплов, Небылицын, Голубева, Русалов)
- эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (Тихомиров)
- когнитивных стилей (Холодная)
- "способности действовать "в уме" (Пономарев)