Рецензия на фильм Собачий рай, Россия, 2013

Максим Странник Петров
Мы строили социализм, а построили «собачий рай»?

Кино - это вид искусства, обращённый непосредственно к нашему подсознанию. Движущиеся картинки жизни на экране создают образы. А именно через образы формируется наше мировоззрение. Если мы верим тому, что видим, мы принимаем ту программу, ту идею, которая в фильме заложена. Не обязательно, что идея заложена авторами сознательно и целенаправленно. Она может быть заложена интуитивно в соответствии с мировоззрением режиссёра, сценариста, продюсера.
Вот посмотрел "Собачий рай". Сначала о том, что я увидел. Затем о скрытом смысле увиденного. И в заключении о том, что сами авторы заявляют об идее фильма.

1953 год. Лето. Москва. Проезд Серова (современный Лубянский проезд, Китай-город). Конкретно обозначен год и место. Значит, я готовлюсь воспринимать фильм как реальный исторический сюжет. Пусть и некий собирательный, обобщённый. 1953 год - год смерти Сталина. Летом была объявлена амнистия. Одна семья возвращается из магаданской ссылки в свою московскую квартиру. В ссылке они находились с 1939 по 1953 год.
Московский дворик. Дом с общим двором и общим балконом. Люди, которые здесь живут, принадлежат к разным социальным слоям. Здесь есть и лётчик-герой. И инвалид войны. И чиновник. И специалист по Китаю. И творческая интеллигенция (вернувшаяся семья). И простые люди без особых талантов и статуса. Т.е., двор - это в миниатюре модель советского общества. Со своими достоинствами и недостатками. Со своими радостями и печалями.

И есть главные персонажи: мальчик и девочка 11 лет. Он - из семьи бывших ссыльных. Она - из семьи высокопоставленных чиновников. Видимо, в этом и состоит понимание фильма как детского. Мы смотрим на мир их глазами. И что же мы видим?

Вокруг одни уроды. Не только физические, но и моральные. Все, начиная от семьи, вернувшейся из ссылки, и заканчивая героем-лётчиком.

После Победы прошло всего 8 лет. Только закончилось восстановление страны. Но кто победил в Великой Отечественной войне по этому фильму? И для кого была эта победа? Все персонажи картины - ещё не старые люди. (Кстати, нет ни одного старика или старушки). С трудом представляю себе, что вот эти озлобленные эгоистичные люди могли быть созидателями великой победы, спасшей такую огромную страну. И что именно эти люди были участниками затем великих достижений державы, которая во многих сферах смогла обогнать США, первой запустить спутник в космос, первого человека, создать мощную промышленность, оборонный комплекс. Противопоставить странам капитализма мощный лагерь социалистических стран. Добиться высоких достижений в науке, культуре, спорте и т.д.
В этом дворе, в этом советском обществе люди живут только своими животными инстинктами. Заняты накопительством, материальным благополучием, любовными утехами, карьерными заслугами. Герой-лётчик выбивает каждый день на своём балконе шкуру тигра, зажимает по углам свою жену. Специалист по Китаю постоянно лечится для профилактики и охраняет коллекцию термосов, которые каждый год ему дарят китайцы. У одной женщины без мужа - девочка с отставанием в развитии (дебилизм или олигофрения). Инвалид войны с остервенением пишет мемуары о том, как его спасали раненого. И довёл эти воспоминания до параноидального уровня.

В семье мальчика происходит каждодневный шизофренический спектакль: попытка воспроизвести с точностью до мелочей последнее празднование Нового года перед ссылкой.

Выясняется, что их сосед, бывший морской офицер, похожий на параноика, - это отец мальчика. Но от мальчика это скрывают. Ему рассказывают, что его отец - танкист, погиб во время войны. Мама якобы работает в экспедиции на Шпицбергене. А на самом деле фактически стала проституткой и пьяницей. И живёт где-то в Москве. И вообще, на самом деле, весь конфликт в семье произошёл от бурного романа между отцом и бабушкой мальчика. Такое трудно придумать.

Я уже сказал, что в этом московском дворе нет стариков. Но нет здесь и других детей. Только двое героев и полудурок-девочка. Все остальные семьи - бездетные. Понятие семья можно применить только к семье мальчика. Но там всё тоже в разврате, упадке и пошлости. И мальчик живёт своей, отдельной от этой семьи жизни.

Но чем занимаются мальчик с девочкой в этом летнем дворе?

Они воруют у соседей имущество для обустройства дома для собаки. Именно с этим связано название фильма. Рай для собаки. В ссылке у мальчика была собака. Её не смогли забрать в Москву. И мальчику объясняют это как невозможность обустроить ей место для жизни. И вот мечта мальчика, а за ним и девочки - сделать такое место, где собаке будет хорошо. И они добиваются этого. Соседи вызывают милицию для поиска пропавших вещей. Приходит собака-ищейка и попадает в этот "собачий рай". И она оценила это место. Признала его раем. И не выдала детей.

Но счастье детей всё же омрачено, разрушено. Отец девочки получает назначение послом во Францию. Но в этот рай могут поехать (почему-то) только взрослые. А для детей таких чиновников есть специнтернат. Судя по служителям этого интерната (женщины, похожие на злобную мисс Эндрю из фильма "Мэри Поппинс, до свидания!"), это настоящая тюрьма для малолетних детей.
Да, чуть не забыл. Единственный нормальный взрослый в этом дворе - экономка семьи девочки. Видимо, именно она прививает высокие душевные качества в огромной пустой квартире номенклатурных работников. Но после отъезда девочки она остаётся у разбитого корыта.

В чём же скрытый смысл этого фильма?

Всё, что было в нашем советском прошлом - это "мерзость и запустение". Это пошлость, мещанство, разврат. Нас плавно подводят к тому, что вот она истинная причина разрушения Советского Союза. Так сегодня записывают и в концепцию нового единого учебника истории. Весь послевоенный период до 90-х годов назван как "апогей и кризис советского государства". Сумасшедший дом, тюрьма народов - вот что получилось у авторов фильма. Исходя из такой ленты, лучше было проиграть войну, а не выиграть. А дети, родившиеся во время войны, вообще не имеют отношения к своим семьям. Они уже отделили себя от своих родственников, от этого упаднического общества (вот она ювенальная юстиция в действии). И всё, что смог построить СССР по этому фильму, это рай для собак. Метафора. Но какая!

Но послушаем авторов фильма. (Первоначально фильм назывался «Проезд Серова»)

«Это удивительная история про детей и о взрослых, глазами этих же детей, — рассказывает режиссер-постановщик фильма «Проезд Серова» Анна Чернакова. – Вся история наполнена теплыми ощущениями, которые мы испытываем в детские годы. Здесь светит солнце и всегда хорошая погода, здесь происходят чудеса и какие-то не совсем реальные вещи, а ты потом думаешь: было это или нет. Взрослые уверены, например, что никаких чудес не было, а дети до конца убеждены, что наоборот».

«Это история о взрослении и в то же время о детской дружбе, которую мы проносим с собой всю жизнь, теми неповторимыми ощущениями, которые все время ищем уже во взрослом возрасте, — говорит генеральный директор кинокомпании «Всемирные Русские Студии», продюсер фильма „Проезд Серова“ Юрий Сапронов. – Нам важно, чтобы этот фильм посмотрели школьники, чтобы они по-другому взглянули на историю нашей страны и на тех детей, которые жили в другую эпоху, в другое время. В этой картине много смешного и забавного, так что фильм понравится и взрослым, которые придут со своими детьми в кинотеатры».

Забавного в этом фильме я увидел только на уровне современных сериалов: "Воронины", "Универ" и т.д., в которых как раз герои - идиоты. Но вот то, что продюсер серьёзно говорит, чтобы современный школьник по-другому взглянул на историю, это правда. После этого фильма неискушённый зритель может посмотреть на свою историю с ненавистью и сарказмом. Но вот тёплых ощущений я в фильме не увидел. Этот фильм похож на пособие по выживанию в сумасшедшем доме.