Личность и психическое здоровье

Гадаев Алексей Вениаминович
Отличительная черта собственной жизни каждого человека – возможность развивать свою личность, решать свои личностные проблемы и обретать душевное равновесие в сложных кризисных ситуациях.
Доживай свою бесцельную, тусклую жизнь или изменись! Психологическая капитуляция - это предболезнь личности. Из глубокой древности известно, что часто болезни проистекают из неуверенности, негатива, злобы и ненависти. Результаты многих проведенных исследований показали, что свойства личности - важнейший фактор, влияющий и на физическое и психическое здоровье. Личностный развитие – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности.
Мы знаем, что личность - это саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений, действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения[В.Б.Шапарь].
Многие психологи рассматривают личность каждый под своим углом зрения и в основном теории личности относят к четырем подходам: биологическому, психодинамическому, социально-когнитивному(включая поведенческий)и гуманистическому.
Биологический подход напоминает нам об очевидном, но часто игнорируемом влияние к наследственности и наследственной предрасположенностью на личность. Такие черты как интеллект или общительность, имеют выраженную генетическую составляющую. Но даже эти характеристики (темперамента, наследственной нагруженности, влияния окружающей среды, воспитания) не одним каким-либо геном, а их сложной комбинацией, и это определяет существование широкого круга возможностей. Какую часть этих возможностей мы разовьем, будет в значительной степени зависеть от нашего взаимодействия с окружением.
Психодинамический - привлекает внимание к нашим бессознательным потребностям и конфликтам, а также влиянию раннего детства на нашу жизнь.
Социально-когнитивный подход подчеркивает важность научения и влияния внешней среды, а также практических стратегий, позволяющих изменить поведение людей.
Гуманистический - делает акцент на огромных возможностях, связанных со стремлением к свободе и личностному развитию, заложенных в каждом из нас, поощряя таким образом человека к идущему на протяжении всей жизни процессу самоосуществлению.

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Личностное развитие говорит о напряженности желания человека развиваться.
Многие люди задумываются о своём личностном развитии и хотят развиваться без ущерба для своего психического здоровья.
Психическое здоровье и личностное развитие это фактически синонимы, но между ними есть существенные различия. Психическое здоровье - это некое состояние при адекватном восприятии, мышлении, переживании, поведении в сфере личностной, творческой, социальной и разнообразной профессиональной деятельности. Личностное развитие - это процесс, который сопровождает личность на всем её жизненном пути. Можно быть психически здоровым и иметь "нездоровье личностное".
"Феномен «личностного нездоровья» - это, когда человек имея всё необходимое для психического здоровья не чувствует себя счастливым. Он не видит смысла своего существования, его ценности не позволяют ему быть гармоничным, полноценно функционирующим человеком, живущим в радости, в творчестве, в милосердии и человечности.
На личность можно влиять, и её можно формировать и развивать, но иногда личность нужно лечить. Для всего этого есть разные средства и формы: для себя - самостоятельное самосовершенствование, использование методов самоорганизации, личностные тренинги, для других - воспитание, перевоспитание, психотерапия, управление.
"Формирование качеств личности "с нуля", то перевоспитание - переделывание уже как-то воспитанной (сформированной) личности. Если в воспитании важную роль играет слово, то в перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового поведенческого опыта.
Процесс перевоспитания включает в себя общие методы воспитания (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальные, присущие только перевоспитанию ("взрыв", переключение, "реконструкция характера").
Процесс перевоспитания предполагает:
1. Установление ключевых причин отклонений в развитии личности.
2. Определение путей и средств, способных изменить сложившиеся стереотипы поведения.
3. Разработку системы требований и контроля, механизмов поощрения и
А.Н.Харитонов считает, что существуют "личностные трудности" обусловленные особенностями предшествующего развития, фиксированность человека на непреодолимой ограниченности жизненной самореализации, сопровождающая неудовлетворенностью и стремлением её разрешить.<..> Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.д.
Это все можно определить как трудности личностного развития.
ЕЕ.Сапогова полагает, что даже в случаях замедленного развития, невроза, культурной депривации, бедности, болезни, инвалидности, преклонного возраста возможно актуальное развитие личности за счёт психического ресурса.
Представления о личностном развитии в зарубежной психологии.
В.В.Кузовкин в своей монографии "Пихотехника личностного роста" пишет:"Анализ теоретических воззрений З.Фрейда позволяет говорить о побудительном мотиве к личностному развитию и росту категорически им отрицалось. З.Фрейд считал, что стремление к самосовершенствованию проистекает из "нарциссических" желаний к самовозвеличиванию и превосходству над другими.
Э.Берн в своей книге "Введение в психиатрию и психоанализ для непросвященных" постулирует следующее: так как первичные стремления к созиданию и уничтожению в своей природе неизменны, то изменение человеческой личности состоит в изменении способов снятия этих напряжений. По мере роста человека на протяжении жизни его нервная система берет на себя управление всё новыми видами действий, что открывает новые пути для удовлетворения его Ид. Он переживает стадии наслаждения ртом, потом кишечником и мочевым пузырём, затем телом и далее половыми органами. Пока, наконец, не наступает возраст силы и зрелости, когда становятся достижимыми конечные цели - взрослая половая деятельность и агрессия. Т.е, говоря словами Э.Берна, "личность нормального человека растёт и меняется по мере того, как он учится новым методам удовлетворять своё либидо и мортидо, пользуясь новыми органами и способностями, которыми он научился управлять, и покидая прежние, менее эффективные пути. В этом росте ему содействует Принцип Реальности, помогая постоянно бороться навязываемыми ему менее эффективными, а подчас и опасными попытками искать удовлетворения на старых путях".
К.Юнг полагал, что развитие личности – это поступательный динамический процесс, как эволюция на протяжении всей жизни. Он считал, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенного к более совершенному. По К.Юнгу, человек постоянно приобретает новые мнения, достигает новые цели и реализует себя все более полно. По его мнению, конечная жизненная цель – это полная реализация «Я», т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. С точки зрения К.Юнга, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации или саморазвитию. Самореализация, по К.Юнгу, это – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, максимально полная, завершенная дифференциация, развитие, гармоничное сочетание и выражение всех аспектов целостной человеческой личности.
А.Адлер полагал, что жизнь невозможно представить без непрерывного движения в направлении роста и развития.
Он полагал, что "комплекс неполноценности", свойственен лицам с физическими недостатками, избалованными родителями, отверженным, являются источником всех устремлений к саморазвитию, росту и компетентности, и может вести либо к защите от жизни, либо к самоутверждению и самоосуществлению. Сильный "комплекс неполноценности" может затруднить позитивное развитие. Однако более умеренное чувство неполноценности может победить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям, "стремлению к превосходству". По А.Адлеру, "стремление к превосходству" является врожденным и человек никогда от него не освободиться, т.к. это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это стремление к превосходству надо воспитывать и развивать, если человек хочет реализовать свой потенциал. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, - она развивается в конструктивном здоровом направлении. Она принимает форму стремления к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство; они пытаются достичь ощущения превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. Борьбу за личное превосходство, А.Адлер характеризует как невротическое извращение, результат сильного "комплекса неполноценности" и отсутствия социального интереса, не приносящее признания и удовлетворения личности.
А.Адлер считал, что каждый индивидуум в жизни вырабатывает специфическую жизненную цель. которая формируется в раннем детстве и служит сосредоточением его стремлений и достижений. По А.Адлеру уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели - это стиль жизни, который включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые в совокупности определяют неповторимую картину существования индивидуума. А.Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса.
Многие социокультурные теории К.Хорни непосредственно связаны с личностным развитием человека. Каждый человек, с точки зрения К.Хорни, обладает собственным личным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. К.Хорни считает, что все люди содержат в себе конструктивное здоровое ядро, которое стремиться к самоосуществлению и способно противостоять враждебному и манипулирующему внешнему миру. Поэтому для её невроз - это особая форма самоотречения и отчуждения. Но и в этом случае человеческий потенциал остается сохранным и способен к развитию и к самореализации. Под самоосуществлением К.Хорни «понимает не только развитие каких-либо специальных способностей или талантов, которые у него возможно подавлены и никак не используются, но и, что еще важнее, развитие его потенциальных возможностей как сильного и целостного человеческого существа, свободного от калечащих внутренних побуждений [К.Хорни. Самоанализ. С.284].
Одним из важных постулатов теории К.Хорни является концепция идеализированного Я, которая концентрирует внимание на неких социальных амбиций, навязанных системой ценностей общественного устройства, отчуждающих индивида от своих внутренних устремлений и препятствующие процессу самореализации. Преодолеть эти негативные тенденции, по К.Хорни, можно путем раскрытия Актуального Я и развертывания тенденции к самоосуществлению. Личностное развитие начинается тогда, когда место Идеального Я занимает Реальное Я.
Создатель эпигенетической концепции развития личности Э.Эриксон также обращается к проблеме личностного развития в своей теории «идентичности Я» (эго-идентичности). Личностное развитие, по Э.Эриксону, осуществляется благодаря приобретению внутреннего единства, ощущения собственной идентичности после преодоления очередного кризиса на этапах развития. При этом каждый кризис Э.Эриксон рассматривает не как катастрофу или мучительный конфликт противоположных тенденций, а как поворотный момент в жизни, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых индивиду социальных требований.
Для Э.Фромма проблема развития личности связана с понятием свободы, рассматриваемая им в негативном («свобода от») и позитивном («свобода для») смысле. Э.Фромм утверждал, что увеличение «свободы от» ведёт к отчуждению, в результате которого человек «утрачивает свою самость», обретая свободу, лишается защищенности.
В отличие от негативной, позитивную свободу человек может приобрести, реализуя свою личность, будучи самим собой. При этом, существуя независимо, он не изолирован, но напротив, соединен с миром, людьми, природой. Позитивная свобода, по Э.Фромму, как реализация личности подразумевает безоговорочное признание уникальности индивида и предполагает. Что человек является центром и целью своей жизни; что развитие его индивидуальности, реализация его личности – это высшая цель, которая не сможет быть подчинена другим, якобы более достойным целям.
Создатель логотерапии и экзистенциального анализа В.Франкл, обращаясь к проблеме личностного развития, рассматривает стремление к поиску и реализацию собственного смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и личностного развития и личностного смысла. Однако, В.Франк утверждает, что люди внутри себя имеют много потенциальных возможностей, но их полная реализация возможна в процессе выхода из себя (самотрансценденции). При этом люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они посвящают себя осуществлению цели своей жизни. Самореализация не будет достигнута, если она становится самоцелью, но может быть лишь сопутствующим эффектом выхода из себя (самотрансценденции).
Поиск человеческого смысла и ценностей вызывает внутреннее напряжение, которое по В.Франку, является необходимым условием психологического здоровья.
В.Франкл полагает, «что душевное здоровье основывается на определенной степени напряжения между тем, что человек уже достиг, и тем, что он еще должен осуществить; или тем, что он есть и тем, чем он должен стать»(Франк В. Доктор и душа –СПб.: «Ювента. 1997.с.155).
Содержательной стороной личностного развития, по мнению Ф.Перлза, является достижение целостности личности путем интеграции. Личностное развитие рассматривается им как ритм формирования и завершения гештальтов, что характеризуется происходящими процессами возникновения и удовлетворения потребностей, обусловленных правильным взаимодействием «фигуры» и «фона»: возникшая у субъекта потребность осознается, становясь «фигурой», удовлетворяясь уходит в «фон». Создавая свои потребности и опрерируя ими, личность совершенствуется и становится способной к поддержанию здорового контакта со средой. Здоровый контакт сопровождается и обеспечивается свободным осознанием чувств, инициирующих контакт. «Находясь в здоровом контакте, люди уважают мнение другого, свой и чужой вкус, несут ответственность каждый за себя и оживляются пол поводу возникающих разногласий. Здоровый организм через противоречия и противоположности обогащается и развивается. Контакт ведёт к волнению, возбуждению, переходу на другой уровень общения, к развитию отношений и росту каждой личности»(Романенко О.К. Практическая гештальттерапия.-М.: Фолиум, 1995).
Ф.Перлз различает понятия самореализации и реализации своего образа как концепции того, каким человек должен быть. Внешний идеал, по мнению Ф.Перлза, является источником внутренних и внешних конфликтов, препятствующих здоровому развитию человека. А быть самим собою, осуществлять свое Я, реализовать свои потребности, наклонности, способности – это путь гармоничной, здоровой личности(Перлз Ф. Гештальт-Подход и Свидетель и Терапии; Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия до-словно).
Р.Ассаджиоли в рамках своей концепции психосинтеза понимает проблему личностного развития в терминах «самореализации», характеризуя её как повышения сознательности и расширения сознания. Он предлагает различать две её разновидности: самоосуществление и самодостижение. Самоосуществление рассматривается им как психологический рост и созревание. Говоря же о самопостижении рассматривает его как отражение подлинного Я, проекцию духовного Я на поле личности. Духовное развитие Я, Р.Ассаджоли относит к радикальному преобразованию «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также в новую внутреннюю направленность деятельности (Ассаджиоли. Психосинтез).
По мнению Я.Морено, личностное развитие происходит через принятие и изменение ролей, в которых человек вступает в отношения с другими людьми и миром, самоактуализируется.
Тем самым, именно роли являются «непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я».
Психодрама Я.Морены основана на том, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами, то есть любой поступок или действие индивида рассматривается во многом через призму принятой им роли. Фундаментальным качеством человека Я.Морено определял способностью творить, а её необходимым условием считал спонтанность как некую форму энергии, которая познаётся только через ощущения и которую нельзя накапливать и сохранять т.к. она поглощается в единый миг творения, уступая последующему проявлению спонтанности. Отсутствие спонтанности для него означало эмоциональное нездоровье, а, следовательно, целью человеческого развития становится «научение спонтанности» с помощью разнообразных психодраматических техник.
Э.Берн имел позитивный взгляд на человеческую природу, полагая, что в каждом ребенке скрывается «принц» или «принцесса». Однако действовать ниже своих реальных возможностей вынуждают сообщения, содержащие пренебрежение, получаемые от близких людей (родителей, сиблингов и родственников) уже в самом начале жизни. Такая запрограммированность «ранними депривациями» являются препятствиями личностному развитию. Поэтому главной задачей реконструкции личностного развития, по Э.Берну, вовремя обнаруживать и удалять преграды депривации, менять негативные сценарии - на позитивные сценарии жизни.
Г.Олпорт, создатель диспозиционнного направления в теории личности, стремился к выявлению таких аспектов человека, как потенциал в личностном развитии путем преодоления себя, самореализации в перспективе её будущих возможностей. Он предположил, что характеристика личности не ограничивается набором диспозиций (индивидуальных черт-мотивов человеческого поведения), а существует единый принцип организации установок, оценок, мотивов, ощущений, склонности индивида. Г.Олпорт определяет набор индивидуальные диспозиции (черт-мотивы человеческого поведения) как проприум, который представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, то есть это не что иное, как самость. Он считал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни. Исходя из этой идеи , Г.Олпорт, что реализация стремления к самосовершенствованию требует обобщенного чувства самости, которое приходит лишь в зрелости, когда все аспекты «Я» уже сформировались [Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСМ+2; СПб. 1998].
В работах Ш.Бюллер. такие понятия как самоактуализация и самоосуществление принципиально сходны по смыслу, она все-таки разводит их, отмечая некоторые различия. Самоосуществление, в её понимании, - это не только различия личностного потенциала, своеобразного рода итог человеческой деятельности, направленный на выявление своей индивидуальности, но еще и процесс развития, который в разные периоды жизни человека выступает по разному. Одним из условий самоосуществления, Ш.Бюллер, считает наличие адекватных жизненных целей. При этом человек достаточно хорошо знает себя, свои возможности, чтобы поставить перед собой трудные, возвышенные, но реалистичные цели [Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь. М.: Наука.1978].
Экзистенциально-гуманистический подход Дж.Бьюдженталя. Дж.Бьюдженталь считает, что фундаментальным условием личностного развития является осуществление человеком внутреннего поиска и переживания своего существования, на основе чего и возможно конструирование собственной личностной идентичности. Он считает, что люди стремятся актуализировать свой потенциал, «чтобы дать действительную жизнь тому, что в противном случае останется в бездействии[Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.:Изд. СПб, 2001,с.217]. В ходе личностного развития важнейшей силой является интенциональность человека. Дж.Бьюдженталь вводит также понятие «заботы» как внутреннего ориентира, задающего направление и содержание. Содержательную сторону личностного развития процесса личностного развития Дж.Бьюдженталь понимает как движение от «объективации» внутреннего опыта, то есть отстранение от себя, к субъективности. Погружение в субъективность и расширение самоосознания является, по его мнению, главным путем движения к подлинности, экзистенциальной идентичности, становлению человека таким, каков он на самом деле есть.
Взгляд одного из основателей и ведущих психологов гуманистического направления в психологии А.Маслоу н самоактуализацию личности очень подробно рассмотрел
Д.А.Леонтьев. Д.А.
Леонтьев в своем подходе к исследованию творчества А.Маслова выделил пять аспектов изучения самоактулизации, которые дают также полное представление о проблеме личностного развития. Они следующие: а) исследование самоактуализирующихся личностей; б) теория человеческой мотивации; в) самоатуализация как механизм и процесс развития личности; г) предельное переживания как эпизоды самоактуализации; д) по ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей Бытия. А.Маслоу подчеркивает, что личностное развитие, осуществляется посредством работы самоактулизации. Самоактулизация подразумевает длительную, постоянную вовлеченность в работу по развитию и росту способностей до максимальной возможного, и включает выбор достойных творческих задач. В своих рассуждениях в книге «Новые рубежи человеческой природы» он вообще приходит к мысли о том, что понятие креативности (творческой способности человека) и понятие здоровой, самоактуализирующей, полностью человечной личности могут оказаться одним и тем же.
А.Маслоу описывает восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться в терминах реального поведения и реальной процедуры.
1. Прежде всего, А.Маслоу считает, что самоактуалтизация означает раскрытие своей человеческой сущности, предлагающей то, что «человек отдается переживаниям полностью, живо, самозабвенно, целиком сосредотачиваясь на них», то есть это моменты повышенного осознавания и интенсивного интереса. Эти моменты А.Маслоу называет моментами самоактуализации.
2. Исходя из рассуждений А.Маслоу, если жизнь человека рассматривать как процесс различных выборов как прогрессивных (выбор развития), так и регрессивных (выбор защит, безопасности, боязни), то самоактулизация означает решение в пользу личностного развития в каждом конкретном выборе.
3. А.Маслоу говорит о том, что смысл разговора о самоактуализации возникает тогда, когда существует «та самость, которая актуализируется». Под самостью он понимает сердцевину, или экзистенцианальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Прислушаться к голосу внутренних импульсов означает дать проявиться этой самости, она независима от мнений и точек зрения других.
4. Крупным шагом на пути к самоактулизации, по мнению А.Маслоу, - является честность и принятие ответственности за свои действия. Он рекомендует «смотреть внутрь себя в поисках многих ответов», что предполагает принятия ответственности на себя. Принимая ответственность на себя, человек «активизирует себя».
5. А.Маслоу рассматривает самоактуализацию не только как конечное состояние индивида, а также как постоянный как можно более полный процесс актуализации своих потенций. Это означает использование своих способностей и разума настолько, насколько человек может: «Самоактуализация требует работы, направленной на то, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать».
6. Обозначенные А.Маслоу первые пять шагов к самоактуализации обеспечивают «лучший жизненный выбор». Человек, осуществляющий эти шаги, обнаруживает, что эти выборы наиболее органичены для него. Человек научается верить своим суждениям и инстинктам, и действовать с ними во всех сферах жизни – как в таких серьезных проблемах жизни, как брак и профессия, так и в области искусства. Музыки, пище и т.д.
7. Одним из аспектов саимоактулизации, по А.Маслоу, являются пиковые переживания. Это состояния, которые вызваны интенсивными, вдохновляющими событиями, например, чувством любви, когда человек функционирует наиболее полно, более свободен от внутренних конфликтов и способен конструктивно использовать свою энергию. Для среднего человека пиковое переживание – это как бы мимолётная самоактулизация.
8. Дальнейший шаг самоактуализации предполагает выявление своих «защит» и отказ от них. К традиционному психоаналитическому перечню А.Маслоу добавляет ещё два типа защит: десакрализацию и «компекс Ионы». Десакрализация – это обеднение своей собственной жизни посредством отказа относится к чему-нибудь с глубокой серьёзностью и вовлеченностью. «Комплекс Ионы» - это склонность человека сомневаться в своих способностях и отказ от попыток реализации своего потенциала.
Основатель клиентцентрированной психотерапии и психологического консультирования К.Рождерс внес своими работами значительный вклад в психологию развития личности.
Основными концепциями личностного развития К.Роджерса являются: положение об определяющей роли опыта в существовании личности; положение об изначально позитивной, социализированной, рациональной. Реалистичной природе человека и стремлении к актуализации этой природы; понятия внутриличностных образований, таких как «Я-концепция», «Я-идеальное» и др. и представления о взаимодействии между ними (конгруэнтность, процесс организмической оценки). Обобщая можно определить сущность представлений о личностном развитии, К.Роджерса, как процесс становления человека «всё более собой» (более полноценно функционирующей личностью, «своим организмом»), идущий по направлению от возможной внутренней разброшенности со своим внутренним опытом , «организмическое» восприятие которого затруднено искажающим влиянием «Я концепции», к «конгруэнтности» - состоянию, когда потенциально любой внутренний опыт свободно осознается как собственное «Я» и человек полноценно переживает подлинность своего индивидуального бытия как процесса самоактулизации.
Родоначальники НЛП – Д.Гриндер, Р.Бэндлер, Л.Камерон-Бэндлер, Д.Делозьер на основе поведения людей, создали эффективные способы мышления, поведения и коммуникации, что приводит к успешному результату в любой деятельности, а тем самым, к активизации личностного развития. В рамках НЛП, Л.Камерон-Бэндлер, Д.Гордон и Лебо создали уникальную технологию и руководство эмпринт метод.
Личностный развитие в понимании представителей НЛП заключается в расширении карты мира, то есть в расширении способностей и возможностей, способов поведения и действий по более эффективному разрешению той или иной проблемы, достижению той или иной цели.
Когнитивные психологи (когнитивисты) утверждают что личностное развитие обусловлено когнициями и когнитивными процессами в процессе научения.
Сущность познания (cognition) и научения связана с процессом переработки информации, которая включает ряд функций (избирательное внимание, сбор информации, память и мотивацию)
Эти процессы включают:
а) способы оценки и организации информации о себе и окружающей среде;
б) способы переработки информации для приспособления в жизни и решения проблем;
в) способы предсказания и оценки будущих событий.
Уолтер Митчел (Walter Mischel) полагает, что пять основополагающих типов когнитивных переменных, определяют личностное развитие:
1. Компетентность. Каждый из нас обладает собственным набором способностей и навыков, определяющих возможный ответ на те или иные события.
2. Стратегии кодирования. Каждый обладает собственными способами восприятия и упорядочения (категоризации) опыта, которое определяют ответы на него.
3. Ожидания. Опыт научения формируют у каждого из нс различные ожидания, помогающие определить нашу реакцию на те или иные события.
4. Личностные ценности. Решения и действия также формируются нашим представлением о приоритетах (о том, что мы предпочитаем) и ценностях.
5. Системы саморегуляции. Мы также формируем планы цели и стратегии, влияющие на наши действия.

Описанные подходы предполагают своё понимание препятствий личностного развития. Биологический подход напоминает нам о важности наследственности и изменчивости; психодинамический подход подчёркивает значение бессознательных конфликтов и фиксаций; теория социального обучения подчеркивает значение неправильных образцов, среды и плохо приспособленного поведения; а гуманистический подход выделяет значение ограничений Я-концепции и самоосуществления.
Представления о личностном развитии а отечественной психологии
Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев и другие отечественные психологи в большей или меньшей степени затрагивали проблематику личностного развития. Марксиское представление о личности как особом качестве, которое индивид приобретает в системе общественных и производственных отношений.
Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выгодского, природные свойства индивида являются лишь предпосылками, условиями формирования личности, человек же становится человеком в собственном смысле слова благодаря присвоению общественно-исторического опыта, зафиксированного в языке и выработанных обществом формах социального поведения. Источником развития личности, Л.С.Выготский считал социальную среду. В которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека, а среда эта определяется конкретно исторической ситуацией и в целом историей развития человечества. «Личность – это современница эпохи и сверстница поколения»[].
А.Н.Леонтьев утверждал, что развитие личности происходит посредством деятельности. Он считал, что человек в процессе деятельности развивает себя в плане приобщения к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приемы общения с орудиями труда. Деятельность является основанием для формирования и развития психики, а значит и развития личности как психического образования. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов , побуждающих человека к деятельности. У зрелой личности формируется иерархия, в которой главенствуют социально значимые мотивы, соответствующие интересам и ценностям данного общества. Естественно, что процесс развития личности непосредственно связан с развитием стремления к деятельности, так как только в деятельности возможна трансформация мотивационной сферы.
Проблема развития личности в советской психологии пересекалась с проблемами педагогики и воспитания. Существовавший государственный подход, ставивший своей целью формирование «нового человека», образ которого выступал для развивающейся личности в качестве воспитания «идеального человека-строителя коммунистического общества». Понятие личность и её развитие в российской психологии разъяснялось через положения марксиской философии с идеологическим налетом, приписывающий ей функцию универсального и единственно верного учения. Всё это говорило о вмешательстве политики в психологию. Считалось, что психика человека должна развиваться только в системе объективных обстоятельств, в коллективе и общественной ситуации. Все остальное считалось не верно и ненаучно, за исключением диалектических и гуманистических концепций в психологии. Наиболее близкой современным отечественным психологам оказалась экзистенциально-гуманистическая психология, которая отстаивает точку зрения о неадаптивном характере развития человека, о том, что направление его развития определяется исключительно выборами, которые делает он сам. Ключевой момент теории – отсутствие предзаданности в развитии человека – это утверждает позицию личности как субъекта своего собственного развития. Гуманизация подходов к личности послужила причиной введения в обращение среди психологов понятие стремление к самореализации как одно из ведущих движущих сил развития личности. Самореализация заключается в раскрытии и развитии своих способностей и своей сущности.
Д.А.Леонтьев ввел понятие сущностных сил человека как «его универсально-деятельные способности, содержательно определенные и наполненные конкретно-историческим содержанием или, что то же самое, этол конкретно-исторические общественные отношения, облеченные в форму деятельных способностей людей, реализующие эти отношения». Сущностные силы формируются в процессе деятельного. Практического освоения мира субъектом, на основе природных или родовых сил – задатков. Опредмечивание своих сущностных сил (способностей) личности и её социальной деятельности, полагая себя в продуктах своей деятельности и в личностных вкладах в других людей, по мнению Д.А.Леонтьва, и есть процесс самореализации. В соей индивидуальной жизни человек может творчески подходить к решению жизненных задач – способом, позволяющим в полной мере раскрыть, говоря словами Д.А.Леонтьева, «свои сущностные силы, подлинно человеческие способности и внести свой оригинальный, индивидуальный вклад в ценности общества, в совершентсвование общественных и межличностных отношений, в обогащение духовного мира человека»(Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997).
Понимание личностного развития применимо к достигшей определенного уровня. Саморазвитие и самосовершентсвование способствует достижению зрелости личности, когда она способна осознанно регулировать процесс своего развития в соответствии с собственными интересами, ценностями, мотивами. Однако этот процесс не обязательно осознается, человек может изменяться опосредованно, через своё окружение, а значит, через формирование собственной среды развития.


Литература:
1. Кузовкин В.В.Психотехника личностного роста. М.:ИИУ МГОУ, 2014.