О фрактальной структуре системы ведических текстов

Дмитрий Михайлович Николаев
О ФРАКТАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СИСТЕМЫ ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. ТРЕТИЧНЫЙ ПУТЬ


С полной версией книги и текста можно ознакомиться на Яндексе по ссылке:






В основе осевой структуры Вед лежит трайя-видья, тройственное знание, которое учитывает как основные тексты три Веды (Риг-веда \Само-веда \Яджур-веда)… Многие ведологи считают, что Атхарва-веда (веда заклинаний) была написана  уже после окончательного формирования основных вед для брахманов-магов, появление которых было обусловлено ассимиляцией местных племен и их более примитивных магических религий. Подключение их к доминирующей ведической религии (не случайно, и в наше время жрецы-маги, знахари распространены, в основном, только среди сельских общин)… Поэтому, в настоящей главе, при анализе структуры системы ведической литературы мы пока отложим эту часть текстов.

В настоящей работе при классификации  основных религиозных текстов и религиозной литературы и построении фрактально-структурированной догматической системы мы остановимся на модели третичного пути (или трайя-видья).  Метод предполагает иерархичность текстовых структур, их трехчастную дробимость при переходе от более высокого уровни текстов на более низкие. На каждом уровне возникают циклически-организованные структуры (начало и конец совпадают, различаясь каким-то приобретенным качеством). Такая непрерывная дробимость каждого сегменты структуры на части, подобные исходной называется фрактальностью и характеризуется определенными математическими параметрами (например, дробной размерностью данного фрактального пространства). Для определения особенностей фрактальной модели необходимо построить соответствующее геометрическую (или графическую) структуру, моделирующую изучаемое множество.

Нужно отметить, что цикличность и фрактальность – это специфическая особенность всех сложных иерархически-организованных органических структур. От кораллов и их колоний, грибов или водорослей до высших растений. Посмотрите на листья деревьев, и вы сразу увидите: ствол, расщепляется на крупные ветви, те  дробятся на ветки помельче, затем на веточки, затем на стебли, а структура волокон листьев во многом повторяют структуру предыдущих членений. Вот это и называют фрактальностью.

Другая особенность живых, саморазвивающихся открытых систем в цикличности функционирования всех составляющих её компонент. Так листья, опадая с деревьев, гниют, разлагаются, подпитывают  дерево и становятся основой для формирования новой корневой системы и ствола. Возникает цикл, начало и конец совпадают. Такая цикличность формируется на всех уровнях каждой иерархически организованной живой, развивающейся по принципу (зарождение \сохранение \умирание) системы. 

С другой стороны, любая устойчивая, тысячи лет существующая культурная традиция, сформировавшаяся в отдельных климатических регионах с четко различающимися годовыми климатическими сезонами, в результате чего обществу приходится периодически перестраиваться (в результате чего накапливаются неконтролируемые изменения, рассогласования, которые накапливаясь, приводят в очередному кризису), может рассматриваться как «организм», также проходящий три основные стадии развития, когда после каждого цивилизационного цикла ему приходится перерождаться. Однако исходные кодовые структуры, парадигмы должны оставаться неизменными, соответствующими  структурам тех внешних условий, в котором он развивается… В ином случае, традиция умирает или перерождается…

При изучении особенностей индуистской традиции возникает чувство раздвоенности. Изначально третичная ведическая модель на определенном этапе была переструктуирована в модель четверичную (этап внедрения Архававеды). Отсюда в ведической литературе классического периода появляются произведения и философские трактаты с четверками, шестерками, восьмерками основных богов, героев, с иной, чем в самхитах и в шрути, члененностью сюжета, текста… И теперь разобраться постороннему адепту индуистской традиции во всей этой мешанине довольно трудно. Однако исходная, заложенная в неё триадная парадигма все время проявляется как в ритуально-обрядовой практике, так и в догматике. Поэтому рассмотрим оба варианта системной классификации всей совокупности ведических (и связанной с  с ними религиозной литературы) текстов: как третичный, так и четверичный путь.

Однако эта раздвоенность обусловлена особенностью ведической религии, где отражена и единичность и множественность, и частность и всеобщность, и целостность с структурность, расчлененностью. В ней произносимое слово, акт сознания и ритуальное действие должны совпадать и происходит одновременно («ритуальный символизм»).  Поэтому структура ритуального текста полностью подчинена структуре ритуала.
Во многом, третичный путь проявляется и в системе  основных божеств, фигурирующих в Ведах. Так, космогоническую триаду, отвечающую за создание мира и за сохранением риты (космического порядка), составляют: (Митра: восток,  весна, свет \Варуна, запад, осень, небо \Сома: северо-восток, зима, начало пробуждения земли и растений, жизненный сок Вселенной). Девять космологических божеств также группируются в отдельные триады: (Агни, Сурья, Ушас \Индра, Вишну, Ашвины \Ваю, Рудра, Маруты).

Из этой первичной системы богов впоследствии сформировались две четверки богов-локапал (богов-покровителей восьми сторон света).
Она проявляется и в структуре ведического акта творения  : (некто \ почему-то, из чего-то, как-то сотворил \что-то)

Та же 3-х частность проявляется и в структуре ведической взаимосвязи человека и мира: (человек: брахман, кшатрий,      вайшья \слово; ритуальное действо; священные дары \боги космоса; боги ритуала; боги покровители).
Третичный путь проявляется и в структуре самого АУМ -  верховного духа Вед, как проявления его полноты через актуализацию в бытии трех его атрибутов, основных качеств. В структурно-историческом аспекте он может быть представлен формулой трансформации представлений о Едином и высшем через его аватары:  (А\У\М) = (Брахман \Бог-отец \Индра-сын) = (Брахман, творение, юго-восток \Вишна, сохранение, запад \Шива, разрушение, северо-восток).

Выше мы уже обсуждали связь климатических особенностей (наличие трех основных сезонов: муссонов \зимы \засухи) в регионе Северной Индии с религиозной и культурной структурной парадигмой индуизма. Это структурная парадигма определяет как порядок действий в основных ритуалах и обрядах, так и, как мы увидим ниже, формирует и структуру догматических текстов (вед \структуру языка санскрита \структуру ведического эпоса)…

***
Индологи выделяют три основных периода формирования ведической литературы:
- ведический период (1500 -600 гг. до н.э.) формирования основных книг: (Ригведы \Самоведы \Яджурведы) и комментариев к ним  (брахманы \араньяки \упанишады).
- эпический период (600 -200 гг. до н.э.) письменной записи Вед (Панини), формирования философско-осмысленных комментариев к ведам, создания основных эпических произведений, описывающих деяния богов, брахманов-царей и героев. 
- классический период (после 200 г. до н.э.) появление критической обработки  древней философии, формирование языка санскрита, системы кратких изречений – сутр и письменной литературы.
Во многом, эти этапы развития ведической литературы отражают и основные структурные части самой этой литературы. Так, три основные Веды (самхиты) были окончательно сформированы около 9 в.до н.э. Около 6 в. до н.э. были созданы комментарии   (шрути) к основным догматам ведизма (брахманы – толкования высшей сути, араньяки – книги путей достижения благодати, упанишады – философские тексты мудрецов для самопознания, становление критической философии). Уже в ведические времена было принято Ригведу изучать в период ученичества;  брахманы – в период исполнения жреческих функций, семейной жизни и наставничества в общине; араньяки – в период ухода из дома и аскетической жизни в «лесном доме», а упанишады – в период полного ухода из семьи и скитаний по святым местам. К классическому периоду самхиты и комментарии к ними уже рассматривались как священные откровения, как сакральное знание.

1. САМХИТЫ (samhita, слова богов). Эта часть ведических текстов (сборники мантр) содержит священное откровение («знание»), переданное брахманам через провидцев – риши, и включает древнейшую часть шрути-текстов, САМХИТЫ – сборники мантр, гимнов, слова богов; слова провидцев, услышавших богов. Самхиты создавались в 15-6 в. до н.э. на ведическом санскрите и исполнялись тремя типами жрецов, совершавшими ритуалы. Они включают: Риг-самхиты, сборники мантр (гимнов) трех типов: гимны богам (ГБ:  Агни\Индре; Варуне\Вайю; Рудре\Соме);  космогонические гимны (КГ); гимны правильных путей (ГПП)… Для жрецов  хотаров.               
Сама-самхиты (песнопения на гимны из Ригведы) включают три известных в настоящее время садхи: (Ранайяна, Каутхума,  Джаймини), Для жрецов удгатаров.
Яджур-самхиты (веды жертвенных формул, описание ритуалов) включает два типа самхит: белые (формулы ритуалов) и черные (объяснения ритуалов, мифы). Среди белых (шакхи) яджурвед известна Ваджасанейи-Самхита. Среди черных (кришна) яджур-самхит известны 4 самхиты Кришны Яджур-веды:  Тайттирия-, Майтраяни-, Чарака-катха-, Капиштхала-катха-самхита. Для жрецов адхварью. 
Это самые древние, самые священные ведические тексты. В них фигурируют архаические боги (Игни, Индра, Сома, Варуна, Адитьи, Ваю…). С усвоения этих текстов начинается посвящение брахманов первого ашрама (всего 4 ашрама)– брахмачарины (ученики, от 5 до 25 лет). Обучение идет под наставничеством брахманов высших ашрамов.

Сделаем несколько замечаний. Самхиты – сборники мандал (разделов) в которых объеденены по определенному принципу мантры (гимны) к богам. Они создавались поэтами (риши). Первые семь мандал Ригведы из 10 имеют четко выраженную структуру: сначала идут гимны к Агни, затем гимны к Индре, потом мантры к остальным богам (в том числе и к Соме). Девятая мандала включает гимны к Соме. Такая внутренняя структура Риги-мандал выделяет триаду основных богов (Агни \Индра \Сома идр.)  и определяет основную структурную парадигму в самхитах, которая соответствует и предлагаемой нами внешней структурной парадигме всей системы ведических текстов…

В самхитах ещё нет разделения на мифологию, религию, космологию, это ещё нерасчленённое архаичное сознание, синкретическое восприятие и понимание видимого мира.

Три указанные группы самхит (Риг- \Сама- \Яджур-) обращены к богам и восхваляют их подвиги. Четвертый же сборник самхит – «Атхарваведа», – включающая Пурохитаведу (для царского жреца) и  Брахмаведу (для жреца-брахмана, руководящего ритуалом), обращается к человеку, а не к богам, к его нуждам и заботам, и поэтому не входят в систему священного тройственного знания, составляющего основу религиозных представлений ранних Вед. Составители трех самхит, вовлеченные в непримеримую войну в дасами (она отражена в Ведах как война между дэвами и магами-ракшасами), тщательно удаляли всякое упоминание магических ритуалов и магических представлений из текстов.  Но уже в поздне-ведийский период, когда эта борьба приутихла и часть враждебных ариями племен, став союзниками,  вошли в касту шудр, авторы Атхарваведы, добившись включения этой книги в основной ведический канон, собрали в ней огромное число древнейших заговоров, магических заклинаний, прошений об исцелении. Т.е. в ней  представлена система магических представлений  всего ведического периода. В Атхарваведах уже нет ощущения победы над злом (ракшасами) и восхищения своими богами-победителями (как это сразу видно в Ригведах), а есть чувство обреченности перед неизбежностью зла, перед необходимостью соглашения с ним, задабривания его, равноправия с ним.  В Атхарваведах человек выпрашивает у богов благо, ожидая волшебства, чуда, чародейства, а не получает его как ответный дар от благодарного героя-победителя, которому он, бесстрашный человек, помог во вселенской битве. Именно после этого времени в ритуале появляется четвертый жрец, брахманаспати, маг-целитель, организующий и руководящий обрядом. Три прежних жреца становятся просто исполнителями ритуала. Поэтому многие и рассматривают Атхарваведы как позднейший, компромиссный текст… Хотя, нужно отметить, что и в современном обряде погребения брахмана участвуют всё те же архаические три брахмана, а не четыре, как в ритуале жертвоприношения огня.
С другой стороны, самхиты – если их внимательно прочитать (пусть даже и в переводе) – это высочайшей пробы поэтические тексты, созданные настоящими поэтами. И как таковые, они имеют вполне определенную внутреннюю структуру художественных текстов. Текстов, в которых образно отражено тогдашнее знание мудрецов, риши, достигших просветления и религиозного экстаза.

2. ШРУТИ (слово жрецов). Эта часть священного откровения написана святыми мудрецами (сиддхи) и включает шрути-тексты для жрецов (брахманы, коментарии к обрядам), совершающих ритуалы;  тексты-заповеди (араньяки, лесные книги) для аскетов – отшельников; философские тексты для отшельников-мудрецов (3 веданты), которые включают упанишады (тайное учение, философские комментарии к Ведам, переводятся как «упорное постижение истины») из всех трех Вед. Эти тексты возникли позднее самхит, в эпоху окончательного закрепления ритуальной практики в уже завоеванной и ассимилированной ариями Северной Индии.

Брахманы (тексты кодифицированы примерно в 5 в. до н.э.). Это наиболее ранние среди всех комментариев к Ведам. Сюда входят гимны богам (в основном богу Агни) из Ригведы (Риг-брахманы), которые читает во время ритуала жрец-хотар. Затем песнопения из Самавед (Сама-брахманы: Панчавимша-, Шадавимша-; Самавидхана-, Аршейя-, Деватадхьяя-; Мантра-, Вамша-), исполняемые во время ритуала жрецом-удгатаром. И наконец, тексты с указанием проведения самого обряда из Яджурведы (Яджур-брахманы), которые читает жрец-адхварья. Брахманы были предназначены для чтения брахманами-домохозяевами (вторая степень посвящения, второй ашрам): гуру, наставниками, жрецами, т.е. живущими в общинах и ведущих активную общественную деятельность.
Араньяки (лесные книги). Следующий тип комментариев к ведическим самхитам – это наставления для лесных отшельников (3-го ашрама, ванапрастхов), для брахманов, удалившихся от социума ради достижения благостного состояния. В араньяках пропагандируются  две тайные ритуальные практики (Джесси Рассел, «Араньяки») достижения высшего состояния:  махаврата и праваргья.  Известны 4-е книги этого типа ведических текстов: примыкающие к Ригведе  Айтарея-, Каушитаки (Шакхаяна)- араньяки; примыкающие к Самоведе  Талакавара-, Аранья- и Джайми-араньяки: примыкающие к Яджурведам  Тайттирия-, Брихад-, Майтраяния- и Катха-араньяки. Вместо жертвоприношений, удалившийся в лес отшельник должен заниматься усиленной духовной деятельностью.

Упанишады (3-1 в. до н.э.). Эти тексты комментариев к Ведам появились позднее других, уже в период развитой практики аскезы и системы 4-х варн, и соответствует 4-у ашраму (санньясинам), которого достигают сиддхи – брахманы, постигшие высшую мудрость Вед, аскеты-мудрецы, приближающиеся к мокши. К ранним  упанишадам относят: Риг-упанишады (Айтарея-); Сама-упанишада (Чхандогья-, Кена- );   Яджур-упанишады (Брихадараньяка-, Иша-, Тайттирия-, Катха-). Три Атхарва-упанишады (Мундака-; Мандукья-; Прашна-) мы пока не учитываем. Совокупность всех упанишад из трех Вед составляют веданты (Веда-анта, завершение Вед, 3 в.н.э.), где рассматриваются (и комментируются) проблемы соотношения абсолюта и мира, абсолюта и человека, а также пути достижения освобождения и достижения совершенства (мокши). Веданты составляют в индуизме систему тайных знаний (передающихся посвященным только устно). Исходная 3-х частная структура ведант включала прозаические упанишады (Артарея, Каушика \Чхандогья \Тайттирия) и возникла сразу, затем к ним добавились метрические Кена и Брихадараньяка. Последними были добавлены Иша.

Веды (шрути-тесты) обращаются к древнему ведическому пантеону богов (Индра \Агни \Сома \Варуна и пр.). Попытки классификации богов свели их к трем сферам: Земной (Агни, Сома), Воздушной (Ваю, Рудра, Индра) и Небесной (Сурья, Ушас, Варуна).
В методологии текстов-шрути (комментариев) уже закладывается представление о существовании трех типов существ: (достигшие умиротворении, мокши, спасители мира \постигающие законы дхармы и совершенствующие свое «Я» \стремящиеся к чрезмерным притязаниям, удовлетворению необузданных страстей и потребностей дурные люди).

Исходной сущностью ведизма было Единое, которое являло из себя единство (желания \сущего \не-сущего). Жертвоприношение рассматривалось как космогонический акт прямой связи с богами, любая деятельность, творение, разрушение и пр., тоже рассматривалась как ритуал, как жертвоприношение. Совершаешь ритуал (очистительный, жертвоприношения, благодарения), затем  что-то делаешь (или пишешь текст), повторяя структуру ритуала. Отсюда и явная структурированность обрядов, праздников, различных культурных феноменов.

В упанишадах, ведических текстах позднего ведического периода, развивавших отдельные положения священных Вед, указывается на существование трех уровней посвящения в ведическую религию. Низшая ступень посвящения – услышавшие (шравана), ритуально оформленное поклонение богу. Вторая ступень – размышляющие (манана), ищущие истину через рациональное объяснение видимой реальности религиозного ритуального опыта и совершающие добрые дела. Третья, высшая ступень посвящения  – нидидхьясана (созерцательное размышление), стремящиеся к истине, к реальности человека – т.е. к лучшему, что заложено и возможно ещё не проявилось в данном человеке. Это состояние, когда логически осмысленный собственный религиозный опыт воспринимается уже как данность, духовное восприятие. Упанишады говорят, что восторг самопознания и есть полное отождествление с самим собой, с лучшим в себе, с самостью, с идеалом. Это и есть момент единения, слияния Атмана (личного «Я») с Брахманом, души с Всеединым, души индивидуальной с Мировой душой.
Здесь же, в философских доктринах упанишад, уже заложены представления о структурном единстве религиозно познающего субъекта и внешнего для него объекта, единство которых реализуется через религионый опыт,  действие, формируя тем самым триаду (субъект \ритуальное действие \объект). Именно через ритуально оформленные добрые дела и поступки душа (субъект) совершенствуется, преображается, приближается в познании своего Атмана.

Закон кармы говорит, что дела должны быть не только благие (моральные), но и правильно совершены. Этим формируется правильное подсознание, которое подбивает нас в дальнейшем на правильно-оформленное действие (санскара). Темная, неясная  судьба – результат темного, неясного прошлого. Упанищады учат, что неправильно совершенный поступок – результат неправильно совершенного поступка в прошлом. Относись к действию, как к совершению ритуала – и в будущем ты поступок совершишь правильно (т.е. в форме ритуала).  Поэтому можно предсказать поступки правильно совершавшего их прежде. Именно на этом и основываются все астрологические и гадательные практики. Они учитывают конкретный религиозный опыт и работают для «праведников». Сущность духа – свобода воли – проявляется как раз и в отказе от такого единообразия в структуре поступков, в возможности иной структурной парадигмы самого действия.

Если для Вед были характерны политеизм и культ жертвоприношений, внешней ритуализованности, то упанишады вводят элементы монизма, стремления к расчлененности, рефлексии и к синтезу, к духовной жизни. Они вносят и элементы мистицизма и строгой регламентации… Они готовят почву для следующего за ними эпического периода.


РИС.1


Структура системы ведических текстов в Индуизме               

СМРИТИ (запомненное). Эту часть священного писания индуизма составляют  постведийские предания о жизни и подвигах богов, их аватаров (воплощений), брахманов, царей и героев; о путях правильной жизни и достижения высшей благодати. Смрити написаны людьми и для людей, которые, как считалось (в отличие от брахманов, с детства тренирующих память заучиванием сказок и легенд), обладают недолгой памятью. Для этого людей нужно было дать способы и метода для понимания священных текстов, обучить языку, грамматике, умению правильно произносить и писать имена богов и понимать магическую сущность священных писаний. Поэтому начинаются СМРИТИ с обучения правильной речи и умению правильно произносить священные имена и тексты. Затем обучали письменной грамотности, основам теории и философии языка – санскрита ¬– и обучали азам понимания магических ритуалов. Дваждырожденные ученики брахманов  – брахмачарины – начинали свое обучение с изучения веданг (5 в. до.н.э.; 6 книг, 6 необходимых знаний), которые включали: 

Риг-веданги: нирукту (словообразование, имена богов) и вайкарану (грамматика, правильное обращение к богу).
Сама-веданги. К ним относят шикшу (основы фонетического строя), чхандес (метрика, просодика, правильное пение).
Яджур-веданги. Здесь выделяют самскары (очистительные обряды) и кальпы (сутры) – ведическую науку о ритуальных формулах домашних (шраута-сутры) и общественных (грихья-сутры) ритуалов, а также шульва-сутры  (о сооружении жертвенников и храмов) - отточенные высказывания, построенные по нормам языка – афоризмы, образцы для подражания, которые задают основные грамматические и стилистические структуры для более развернутых высказываний...
К яджур-ведангам многие относят и ведические астрологические тексты  джьотиши (свет Бога, 2 в. н.э.), где описываются способы расшифровки текстов Вед, а также способы предсказаний и воздействия на судьбу.  Среди джьотиш выделяются три раздела  (ганита \самхита \хора) или шесть подразделов (ганита \самхита \джатака – о рождении, прашна, мухурта – о благоприятном моменте, нимита – о толкования знамений)…

Среди известных книг по санскриту обычно указывают «Аштадхьяйя» - восьмикнижие по грамматике.

В каждом близком к ведическому тексту или в пост-ведическом произведении,  которое было написано или ещё будет создано,  обязательно подозревают наличие чего-то скрытого, зашифрованного, магического, сокровенного. Для расшифровки этого скрытого контекста и служит джьотиш. Они нужны и для достижения дхармы.  Прежде чем приступать к тексту необходимо уже знать методы их расшифровки…  Поэтому джьотиш в системе ведических текстов размещены до пост-ведических произведений. Таким образом, каждый претендующий на статус брахмана и приступающий к объяснению и обучению вед должен был усвоить язык, правильные ритуалы и уметь объяснять магическое значение различных знамений и явлений.

Вторая часть литературы СМРИТИ (запомненного) включает весь великий индуистский эпос, веками отшлифованные архетипические образцы для любого индуистского произведения на древние ведические сюжеты, как эпохи завоевания и трансформации ведического пантеона богов к постведическому, индуистскому пантеону (Брахма \Вишну \Шива), создания великих империй, так и времен борьбы с различными захватчиками: древние предания (пураны): Брахма-пураны (раджас, 6 текстов) - архетипические мифы о создании вселенной и космоса; Вишну-пураны (саттва, 5 текстов) - о сотворении и генеалогии богов и мудрецов; Шива-пураны (тамас, 6 текстов) - о сотворении человечества, каст и династий.

После пуран идут полуисторические поэмы и сказания итихасы: «Рамаяна» (5 в. до н.э.– 3 в.н.э.), «Махабхарата» (1 в. до н. э. – 1 в. н.э.), «Бхагават-гита»…) и поэтические песни (кавьи, драмы, сказки) об исторических личностях. Образцами для различных кавьи-произведений выступают ранее описанные эпические поэмы.
В «Рамаяне», повествующей о рождении Рамы (7-ой аватар Вишну), поисках его жены Ситы и битве с похитителем Раваной. Структурно, в событийном хронотопе поэмы, можно выделить три основных части: (детство Рамы \Рама в стране обезьян \Рама в Ланке).

Такой же 3-х частный событийный хронотоп наблюдается и у «Махабхараты». Первая 3-х эпизодная часть эпоса повествует об истории пандавов и кауравов: (1-2 кн.: обретение царства пандавами, его проигрыш кауравам и уход \3-5 кн.: жизнь в изгнании в горах  \битва пандавов и кауравов на поле Курукуштре).  Вторая часть как бы повторяет первую, но в обратном порядке. Здесь повествуется о трёх основных эпизодах после битвы: (эпизод с предательским уничтожением войска пандавов \создание нового царства пандавами \удаление в лес царя кауравов). И, наконец, третья часть включает эпизоды вне царства пандавов: (гибель союзных племен \смерть Кришны и Баладевы \уход, аскеза и вознесение на небо пандавов и Драупади).  По-сути, событийный хронотоп  этой поэмы также фрактально 3-х частен. Отметим, что в Махабхарате указывается на уже развитые культы Брахме, богу Вишну (Васедевы-Кришне), богу Шиве, богине Дурге

«Бхагават-гита» – это часть «Махабхараты», где возничий Кришна (8-ой аватар Вишну) и его друг Арджуна, предводитель пандавов, беседует о жизни перед битвой.

Завершают собрание ведической литературы система кодексов (или сатья – кодекс праведности) традиционного индуистского общества: свод законов (дхармы) и ведических доктрин (агамы), нормативных правил поведения, регулирующие внутрисоциальные отношения. Обучение ученика-брахмачарина завершалось усвоением основных правил, норм поведения, азов естественного права. Собственно «смрити» – свод ведических этических правил, кодексов законов жизни в социуме и достижения высшего блаженства Они включают прежде всего три класса шастр, дающих свод правил жизни в социуме: (Дхармы (обычаи, нормы поведения для каждой варны), Артха (о правильном государстве), Варнашрама (о взаимоотношениях каст).  Сюда же входит и свод законов Ману (написанные рано, но были адаптированы и позднее включены в систему ведических текстов, где-то одновременно с «Бхагават-гитой»). Многие считают их развитием отдельных положений веданты и пуран.
Так, согласно ведизму, общей для всех ашрамов является следующая дхарма: постоянство, снисходительность, смирение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справедливость и негневливость…

В эту часть включают и Кама-шастры (о наслаждениях), дающие для любого благочестивого индивидуума пути достижений в любви, искусстве, театре, танцах, поэзии, в ритуалах и праздниках…
Завершает эту часть текстов Мокша-шастры (о путях освобождения, наиболее полного выражение Я, радостного освобождения души, восторг единения Атмана и Брахмана в самом себе), в которой указываются пути и способы достижения высшего блаженства для тех редких аскетов-счастливцев, кто избрал этот путь…

Смрити-тексты более подвержены изменениям, чем шрути, и окончательно сформировались они позднее шрути. Когда  эпоха завоевания уже стала легендой, золотым временем. В эпических смрити-текстах фигурируют легендарные герои той эпохи, ставшие уже полубогами (аватарами богов-покровителей), которым помогали сами боги (уже не основные ведические боги-демиурги, а их помощники, сыновья и потомки), которые благодаря этому тоже выдвинулись на первые роли в пантеоне племенных богов и героев.

Отметим, что смрити-тексты написаны, в основном, на  санскрите, который описан в ведангах.  В предлагаемой классификации мы учитываем то, что пураны предшествуют итихасам, поскольку в пуранах описывается создание вселенной и генеалогия богов, в том числе все первые воплощения Вишну и Шивы.

В итихасах описываются только 7-е (в «Рамаяне» Вишна выступает как Рама) и 8-е (в «Махабхарате» Вишна выступает как Кришна) воплощения Вишну. «Бхагават-гита» описывает события как раз перед последней великой битвой между  пандавами и кауравами (диалоги Кришны и Арджуны, воплощения  Индры) и обычно рассматривается как продолжение «Махабхараты»…
Возможно, что «Махабхарата» была создана и раньше «Рамаяны», и на ином этническом субстрате, однако, судя по всему, она была преобразована и включена в систему ведических текстов позже Рамаяны, которая повествует о событиях, более ранних, чем описаные в «Махабхарате». «Бхагават-гита» – это уже более позднее добавление чисто ведической литературы.

Отметим завершенность полученной структуры. Изучение Ведических текстов начинается первичным ознакомлением с Ведами-самхитами, затем с краткими комментариями к ним. Становясь учеником, брахмачарины  изучают веданги, эпос и завершают обучение изучением морального и этического кодекса, путей достижения высшего блага. После этого, став брахманом-жрецом, он включается в следующий цикл более глубокого изучения отдельных, особенно связанных с ритуалами (углубленное изучение брахман, ведант) разделов Вед.  Третий цикл постижения мудрости Вед начинается, когда брахман становиться наставником, призванным научить священному знанию других. Четвертый цикл обращения к изучению священных текстов возникает, когда брахман-домохозяин решается стать отшельником (углубленное изучение араньяков), а затем аскетом (углубленное изучение упанишад и самхит)… Такой принцип многоциклового изучения и обучения используется и в современном образовании, и не только европейском…

С другой стороны, как мы знаем, индуистская традиция помимо иерархизации всего, предполагает и цикличность, периодическое повторение пройденного, реинкарнация сущего… Предлагаемый подход как нельзя полно отражает именно эту пост-ведическую идею брахманизма и индуизма.

Таким образом, приводимая нами 3-х частно-фрактальная структура системы ведических текстов и пост-ведической литературы учитывает не только иерархически организованную многоуровневую синхронную композицию всех частей ведической системы текстов, но и разновременной онтологический аспект длительного, поэтапного составления священного индуистского писания, а также многоцикловой гносеологический, познавательный аспект…
В отличие от современных, распространенных среди ученых-ведуистов, линейных и квадратных схем классификаций различных ведических текстов, предлагаемая нами циклическая фрактальная модель позволяет получить структурную формулу, в  которой сама структура рассматривается как поэтапный, циклически-иерархический процесс её формирования.

Во многом, полученные результаты проявления триадной (3-х частно-фрактальной) структуры в системе ведических текстов вплоть до 5-го уровня иерархии, указывают не только на существование вполне выделяемого исходного структурного кода, единого принципа организации как ведической литературы в целом, и основных её разделов, так и отдельных произведений, их частей  и подразделов. Этот универсальный код организует их в единую органическую систему, включающую как неизменные догматические основания, так и изменяющиеся в зависимости от исторической и общественной ситуации периферические тексты (эпос, кавьи и пр.). Последние в свою очередь оказывают давление и на порождающие их структуру исходные архетипы, заложенные в догматической части. Таким образом, из древнего ведизма возник саморазвивающийся, существующий уже более 3 тыс. лет феномен мировой культуры, религия ритуала – ведический индуизм.
Появление описанного выше структурного метода позволяет, наконец, перейти от теологизма, от различного рода толкований, характерных для всех ныне существующих индуистских школ, к систематической философии вед и бархманизма, которая рассматривает всю совокупность ведических текстов в их единстве, в постоянно изменяющемся и циклически становящемся.


_____________________________

1. С.Радхакришнан,  Индийская философия. В 2-х ч. (1957-1959 г.) СПб., 1994.
2. В.В. Бродов. У истоков индийской философии, 1963г.
3. Д.М. Николаев, Тайна очарованной царевны, К, «График-дизайн», 2004 г.
4. Д.М.Николаев, Индоевропейский код: язык, культура, мышление,  К., «График дизайн», 2006 г.
5. В.Н.Топоров, Космогонические мифы,  Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.6-9.
6. С.А. Матвеев, Интернет-сайт «Саморазвитие1.рф», http://саморазвитие1.рф/index.php
7. Пандей Р.Б., Древнеиндийские домашние обряды (обычаи): Пер. с англ. А. А, Вигасина. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1990. — 319 с,
8. Кудрявцев М.К., Кастовая система Индии. М.Наука, РАН. 1992 г. -236 с.
9. Куценков А.А., Эволюция индийской касты. М.Наука, 1983 г. -328 с.
10. Котовский  Г.Г.,  Касты в Индии. (Сб. статей под ред. Г.Г.Котовского). М.наука, 1965 г. -346 с.
11. Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. СПб., Наука, 2010 г. -558 с.
12. Эдвардс М., Древняя Индия. Быт, религия, культура. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 224 с.