Писатели детям. 1960-1980 гг

Екатерина Тюшина
      
     Время, наступившее после разоблачения культа Сталина, получило название «оттепели». Люди стали более свободно мыслить и творить. Государство, как и прежде,  проявляло заинтересованность в детской литературе. Большое внимание уделялось изучению социальной и возрастной психологии читателей. В печати активно выступают критики с анализом литературного процесса в стране. Проходят различные писательские конференции, издаются материалы о детской литературе, возрождается журнал «Детская литература», выходят серии книг «Жизнь  и творчество…» о детских писателях, проводятся литературные конкурсы. Главная идея литературы в эти годы сводится к личности как первейшей ценности. 

     Произведения для детей и о детях в конце 1950-х, начале 1960-х годов продолжают создавать признанные писатели: К. Чуковский («Бибигон»), С. Маршак («Умные вещи»), Л. Пантелеев («Ленька Пантелеев», «Наша Маша»), Л. Кассиль («Будьте готовы, Ваше Высочество»), С. Михалков («Дядя Степа», «Праздник непослушания»), Н. Носов (трилогия о Незнайке и его друзьях). Крепнет мастерство  писателей Н. Дубова, А. Алексина, А, Рыбакова, С. Баруздина, Ю. Яковлева. С первыми произведениями в детскую литературу входят С. Алексеев, Р. Погодин, М. Бременер, Ю. Томин, А. Мошковский, В. Голявкин, В. Железников, С, Георгиевская, Э. Шим, В. Разумневич и др.

     С середины 1960-х годов наступает новый этап в развитии детской литературы. Писатели стремятся показать судьбу юного поколения в неразрывной связи с судьбой народа и жизнью общества. Активно в литературе для детей начинают работать писатели разных национальностей: М. Стельмах, М. Танк, М. Миркашар, Н. Забила, Б. Кербабаев, О. Иваненко, Я. Брыль, Б. Чалый, Х. Назир, Э. Огнецвет, П. Воронько, Н. Думбадзе, Ш. Бейшеналиев, С. Бегалин, Я. Ухсай, Г. Виеру, В. Витка, А. Саксе, Ж. Грива, А. Адамович, Н. Юсупов, С. Вангели, Р. Рашидов, Х. Пукк, О. Иоселиани, К. Сая, К. Мурзалиев, Х. Берулава, В. Кава, В. Санги, Ю. Шесталов, Ф. Искандер, Л. Промет, М. Джангазиев и многие другие.

     В это же время выдвинулся целый ряд талантливых писателей, живущих в различных городах и областях России, и пишущих для детей: Л. Давыдычев, Л. Кузьмин, Г. Машкин, М. Сергеев, В. Крапивин, Э. Пашнев, Т. Михасенко, М. Фарутин, И. Панькин и др. За 20 послевоенных лет начали активно работать в  детской литературе  В. Амлинский, А. Лиханов, М. Коршунов, И. Стрелкова, В. Арро, А. Мошковский, Б. Никольский, Л. Исарова, К. Икрамов, Ю. Коваль, В. Лебедев, Ю. Качаев, Н. Печерский, В. Воскобойников, В. Бахревский, В. Фролов, А. Крестинский.

     Продолжалась тенденция слияния взрослой и детской литератур, которая выразилась в том, что произведения, написанные для старшего поколения,  вошли в круг детского чтения, и наоборот. Это, прежде всего «Судьба человека» М. Шолохова, «Маленькая железная дверь в стене» В Катаева, «Безотцовщина» Ф. Абрамова, «Добру откроется сердце» А. Яшина, «На Ельнинской земле» М. Исаковского, «Мальчики» А. Рекемчука, «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Кража» В. Астафьева, «Карюха» М. Алексеева, «Бригантина» О. Гончара.

     Крупными событиями для детей в 1960-е годы стали,  переведенные на русский язык произведения зарубежных авторов С. Экзюпери, С. Лагерлеф, А. Милна, Л. Кэрролл, Ш. Перро, Р. Распе, Х. Андерсена, Р. Киплинга,  Т. Янссона, К.Льюис,  А. Линдгрена, Д. Родари,  Д. Толкиена.

     Важной темой детской литературы 1970-х стали внутрисемейные отношения и нравственная сущность человека. Жизненно достоверны, подчас даже суровы картины действительности в произведениях «Про нашу семью» А. Алексина, «Семейные обстоятельства» А. Лиханова, «Какое оно, море?»  С. Баруздина, «Старшая сестра» Л. Воронковой, «Мальчики» и «Он убил мою собаку»  Ю. Яковлева, «Ожидание» и  «Последний рассказ» Р. Погодина, «Путешественник с багажом» В. Железникова.

     По-прежнему актуальной остается тема отношения к труду, к родной земле, людям. И о чем бы ни рассказывали детские писатели в своих книгах, всех их объединяла одна цель – раскрыть поэзию труда, творчества, внушить юному человеку мысль о том, что красота   окружающего мира, всей  жизни зависит в первую очередь от него самого. Это прослеживается в произведениях: «Река моя Ангара» А. Мошковского,  «Горе одному» Н. Дубова,  «Красный вагон»  Н. Печерского, «Подростки» М. Коршунова, «Лесные сторожа» А. Ельянова, «Ленька-садовник» А. Леонова.

     В психологической прозе этого периода была искренняя заинтересованность в человеческой судьбе, в его нравственных исканиях. Об этом говорится в книгах: «Жестокость» и «Испытательный срок» П. Нилина, «Возвращение брата» В. Амлинского, «Трудная книга» Г. Медынского.

     Сложный переход от детства к отрочеству замечательно передали в своих творениях  детские писатели: В. Фролов («Чрезвычайно насыщенная жизнь»), Ю. Томин  («Повесть об Атлантиде»), И. Дворкин («Обида»),  В. Киселев («Девочка и птицелет»).

     О чувстве зарождающейся любви рассказано в произведениях: «Юлька» А. Котовщиковой, «Тревога» Р. Достяна, «Валя Медведева» Н. Никоновой, «Набережная Фонтанки» В. Попова.

     Обостренная жажда справедливости, романтический взгляд на мир, отвага и рыцарская честь особенно  свойственны героям В. Крапивина («Брат, которому семь, «Звезды под дождем», «Та сторона, где ветер», «Всадники со Станции Роса», «Мальчик со шпагой»). По-новому зазвучала и тема интернационализма: «Синее море, белый пароход» (Г. Машкин), «Санчо и желтый змей» (Ю. Яковлев), «Бананы и лимоны» (В. Арро), «Мы из Коршуна» (А. Александрова). 
О бережном отношении к миру природы, о радости общения  детей с животными рассказывается в книгах: «Ливень» Э. Шима, «Хромой пес» Э. Пашнева, «Листобой» Ю. Коваля, «Лебедь Борька», «Мой знакомый бегемот» Ю. Яковлева, «Руслан и Кутя» Р. Достяна.

     Все так же актуальны в детской литературе проблемы школьной жизни. Этой теме  посвящены книги: «Сочинение на вольную тему» М. Бремера; «Школьная Вселенная» М. Коршунова, «Тетрадь в красной обложке» В. Воскобойникова, «Мокрые под дождем» С. Соловейчика,  «Наши с Вовкой разговоры» В. Голявкина, «Чудак из 6-б» В. Железникова.

     Проза для детей 1970-1980-х годов отличается богатством художественного языка, многообразием стиля и творческих манер. Особенно это характерно для произведений: «Третий в пятом ряду», «Безумная Евдокия» А. Алексина, «Мальчик с гусями» Р. Погодина, «Недопесок» Ю. Коваля, «Кто там ходит так тихо в траве» С. Вольфа, «Мой дедушка – памятник»  В. Аксенова, «Руки вверх или Враг № 1» Л. Давыдычева.

     Неизменной любовью юных читателей пользуются юмористические произведения:  «Клякса», Фантазеры» и «Приключения Толи Клюквина» Н. Носова, «Как я был самостоятельным» и «Самбо и Заноза» Ю. Сотника, «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л. Давыдычева, «Рассказы о Дениске» В. Драгунского, «Сделайте веселое лицо» В. Медведева и др.

     По-новому освещается в детской литературе тема революции и гражданской войны: «Братишка» (С. Алексеев), «Год вступления 1918» (З. Шишова), «Черные сухари» (Е. Драбкина), «Петроградская повесть» (Н. Жданов),  «Рассказы о Чапаеве» (В. Разумневич), «Там вдали, за рекой» (Ю. Коринц).
 
     Тема коллективизации отражена в книгах: «Большая весна» и «Земля молодая» А. Мусатова, «Солнышко в березках» Н. Никонова, «Казаки-разбойники» Л. Матвеевой, «Туся» и «Дедушкины штиблеты» А. Крестинского.

     По-прежнему волнует детских писателей судьба ребенка на войне. Многие произведения созданы теми, кто сам пережил годы лихолетья: «Иван» (В. Богомолов), «Дальний поход» (В. Саксонов), «Мальчишки сорок первого года» (В. Дубровин), «Кандаурские мальчишки» (Г. Михасенко), «Юрка Гусь» (В. Козлов), «Фронт приходит к нам» (Б. Окуджава), «Короткое детство» (В. Курочкин), «Девочка в бурном море» (З. Воскресенская), «Тень каравеллы» (В. Крапивин), «Крутые горы» (А. Лиханов), «Бушлат на вырост» (А. Соболев), «Неизвестный солдат» (А. Рыбаков), «Неоконченный бой», «Зимородок» (Ю. Яковлев), «Последний парад» (В. Железников), «Идет война народная» (С. Алексеев).

     Одно из замечательных свойств прозы для маленьких  - одарять  детей способностью подольше видеть мир удивительным и необыкновенным. Увлекательные рассказы и повести создают писатели: Н. Носов, С, Алексеев, С. Баруздин, Ю. Яковлев, Р. Погодин, В. Железников, В. Голявкин, Л. Воронкова, Е. Пермяк, Г. Снегирев, С. Сахарнов, Н. Григорьев, Э. Цюрупа, Н. Ходза, Г. Демыкина, Г. Балл, Э. Успенский, Н. Гернет, Ю. Коваль, В. Арро и др.
С рассказами для малышей выступили в эти годы и такие видные писатели, как: Ф. Абрамов («Из рассказов Олены Даниловны»), В. Панова («Хитрецы из зоопарка»), В. Астафьев («Стрижонок Скрип»), С. Воронин («Девять лебедей»).

     Широко используется  детскими писателями такой сюжет, как путешествие, в которое отправляются ребенок и взрослый, чтобы заново вместе открыть мир: Ю. Казаков («Рукомара»), С. Сахарнов («Солнечный мальчик»), В. Козлов («Мы уходим из дома»), В. Кирносов («Далеко и обратно»).

     В воспитании активной человеческой личности существенно помогает приключенческая литература. Заслуженным успехом пользуются у детей серии: «Библиотека приключений», «Фантастика и приключения», «Библиотека военных приключений, «Мир приключений» и книги, выходящие в этих сериях:  «Эшелоны идут под откос» Н. Томана, «Когти тигра» Л. Платова, «Дорога чести» В. Ардаматского, «Ларец Марии Медичи», «Секретный узник» Е. Парнова, «Уравнение со многими неизвестными» Н. Ходзы, «Инспектор милиции» А. Безуглова.

     Увлекательные произведения с острым сюжетом создали для детей Ю. Коваль («Алый», «Приключения Васи Куролесова), Я. Длуголенский («Неизвестный в клеточку», «Исчезновение герцога Веллингтонского»), Ю. Хазанов («Охотники за бородами») и др.

     В 1960-1980-е годы появилось много произведений, рассказывающих о жизни и деятельности революционеров и в первую очередь В. И. Ленина. В обязательное чтение подростков входят произведения Э. Казакевича («Синяя тетрадь»), С. Виноградской («Искорка»), М. Шагинян («Билет по истории»), А. Бека («Письмо к Ленину»), М. Прилежаевой («С тобой товарищи», «Жизнь Ленина», «Удивительный год»). Много книг в цикле  «Лениниана» написаны  лауреатом Государственной премии СССР З. И. Воскресенской («Костры», «Встреча», «Сердце матери», «Сквозь ледяную мглу», «Утро» и др.).

     Историческая проза – это область, в которой работали писатели разных поколений и направлений. Еще в довоенные годы к этому жанру обратились детские писатели А. Волков, О. Гурьян, Л. Рубинштейн, З. Шишова, Л. Успенский. В послевоенные годы со своими произведениями выступили С. Алексеев, А. Аренштейн, А Вересов, К. Моисеева, С. Писарев, Ю. Давыдов, Н. Кальма и  ряд других.

     Книги для детей на исторические темы  выходили в нескольких сериях: «Историко-революционная библиотека», «Школьная историческая библиотека», «Маленькая историческая библиотека». Историко-революционная тема становится одним из выражений большой темы исторических судеб нашей Родины, ее народа на протяжении веков. Так, писатель С. Алексеев в своем творчестве попытался  художественно осмыслить главные узлы отечественной истории – от древности до современности. Его привлекала эпоха Петра Первого, фигуры великих русских полководцев Суворова и Кутузова, народных бунтарей Степана Разина и  Пугачева. Он писал также  о первых маевках рабочих России, о революционном  1917-м, Гражданской и Великой  Отечественной  войнах.  Лучшие произведения С. Алексеева собраны в его книгах «Небывалое бывает» и  «Сын великана». А за книгу  «Сто рассказов  из русской истории» писателю присуждена Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской.

     Различным эпизодам Петровской эпохи посвящены повести С. Писарева: «Приключения Семена Поташева, молодого помора Нюхотской волости»,  «Василий Корчмин – разведчик земли Ижорской», О Манке Смелом – охотнике из племени береговых людей».
 
О Древнем Киеве написаны повести Б. Изюмского «Бегство в Соколиный бор»,  «Соляной шлях», а о Великом Новгороде  - «Тимофей с Холопьей улицы». 
О создании Киевского государства рассказывает и книга В. Пановой «Сказание об Ольге». Широкая картина эпохи Ярослава Мудрого воссоздается в повестях А. Волкова «Царьградская пленница» и Е. Озерецкой «Звенит слава в Киеве». 
Борьбе России за выход к Балтийскому морю посвящены книги А. Вересова «Ключ-город», «Конец «Русской Бастилии».О Великом Новгороде  и жизни поморов поветствуется в произведениях К. Бадигина «Корсары Ивана Грозного», «Покорители студеных морей», «Кольцо великого магистра».

     Интерес у авторов исторической прозы вызывает и самобытное прошлое народов, некогда живущих на территории  СССР. Таковы книги К. Моисеевой «В древнейшем царстве Урарту», «Тайна горы Муг», «Меч Зарины» и «Звезды мудрого Бируни». О скифах и древней Ольвии рассказано в книге Б. Прилежаевой-Барской «В Северном Причерноморье».

     Неотъемлемой частью  историко-художественной литературы  для детей являются книги по истории зарубежных стран. Выдающимся событиям и героям Древней Греции посвящены книги Л. Воронковой  «Сын Зевса», «След огненной жизни», «Мессенские войны», Е. Озерецкой «Олимпийские игры, или Рассказ об афинском мальчике…». Много книг было посвящено эпохе Древнего Рима: «Приключения мальчика с собакой» Н. Остроменцкой и Н. Бромлей,  «Ветераны Цезаря» Н. Остроменцкой, «Падение Икара» М. Сергиенко.

      Немало вышло книг, рассказывающих о событиях, происходящих в древней,  средневековой и новой  Европе: «Последние Каролинги» и «Флореаль» А. Говорова, «Скитания» А. Волкова, «Свидетели» О. Гурьяна, «Жак Отважный из Сент-Антуанского предместья» и «Чердак дядюшки Франсуа» Е. Яхниной, «Заколдованная рубашка» Н. Кальмы. Гражданской войне в США посвящены  книги Н. Кальмы: «Черный ураган» и  «Честный Эйб».

     Одним из самых популярных среди юных читателей жанров всегда оставалась сказка. Современная сказка, обращенная к разному по возрасту  читателю,  весьма разнообразна. Над ней работали писатели разных поколений. Мощный воспитательный заряд несут в себе веселые, увлекательные сказки Н. Носова о приключениях Незнайки и его друзей, «Праздник непослушания» С. Михалкова, «В стране вечных каникул» А. Алексина, «Баранкин, будь человеком» В. Медведева, «Шаг с крыши» Р. Погодина. Действие в них происходит как будто бы в сказочной, но, в то же время, очень напоминающей,  реальную страну.

     Во многих сказках изображены сразу два мира – реальный и сказочный. Особым мастерством в этом отношении отличаются сказки В. Каверина «Много хороших людей и один завистник», «Сказки о Мите и Маше, о веселом трубочисте и о мастере – золотые руки», «Немухинские музыканты» и Летающий мальчик».
В двух планах – реальном и сказочном разворачивается действие и в произведениях «Шел по городу волшебник» Ю. Томина, «Человек-Горошина и Простак», Тридцать три злоключения и одно чудо» А. Шарова.

     Большой успех в читательской среде выпал на долю сказки-«перевертыша», сказки-пародии. Их создатели обращаются к традиционным сказочным сюжетам и персонажам, переиначивают их и наполняют новым смыслом. Так делает  Э. Успенский в сказке «Вниз по волшебной реке», где он остроумно осовременил традиционных сказочных персонажей Василису Прекрасную, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу, Змея Горыныча и других. Любят дети и  сказку Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Но особым успехом  пользуются его книжки про Дядю Федора, кота Матроскина и  пса Шарика.

     Очень популярны у малышей сказки о животных и природе, написанные Г. Снегиревым, Н. Павловой, Э. Шимом, С. Сахарновым, С. Михалковым, Н. Носовым, С. Прокофьевой. С интересом читаются познавательные сказки Б. Заходера «История гусеницы»,  «Почему рыбы молчат», «Русачок» и др.
Сказкам посвящали свое творчество и писатели Е. Пермяк,  В. Важдаев,  А. Митяев,   Ю. Яковлев, Э. Мошковская, С. Прокофьева, Е. Борисова, В. Губарев, П. Катаев, С. Сутеев, Ф. Кнорре, О. Сайковская и братья Бондаренко.

     Научно-технический прогресс  оказал существенное влияние на школу и на детское чтение. Книга, пропагандирующая научные представления о природе и обществе стала потребностью человека. У познавательной литературы богатые традиции.  Она представлена биографическими повестями, рассказами писателей-натуралистов и путешественников,  научными сказками. Особенностью научно-художественной литературы является  то, что  воспитание любви к прекрасному в природе и человеке,  неотделимо от познавательного начала. Таковы сказки писателей Г. Скребицкого, В. Бианки, С. Сахарнова, Ю. Дмитриева, Е. Пермяка, В. Левшина, Е. Велтистова. Писатель Н. Сладков в «Смелом фотоохотнике» разработал особый вид рассказов, сочетающих в себе текст и фотоальбом. Здесь представлены фотоиллюстрации звериных детенышей в лесу и сцены из жизни птиц и рыб.
 
     В научно-художественной литературе рядом с рассказом живет очерк. Замечательными  мастерами географического очерка  в детской литературе стали Н. Михайлов и Г. Кублицкий. В чтение детей младшего возраста вошли также научно-художественные очерки  Г. Ганейзера («С севера на юг»),  М. Гумилевского («Где тепло, где холодно»), А. Архангельского («Как я путешествовал по Алтаю»), М. Ильина («Рассказ о великом плане»), Л. Кассиля («Про жизнь совсем хорошую»), Е. Пермяка («Азбука нашей жизни»), В. Стороженко («Семь раз отмерь»).

     Охрана природы - одна из главных задач современности. Этим проблемам посвящены произведения: «Большая книга леса» Ю. Дмитриева, «Чтобы жить» М. Ивина,  «Поле новых надежд» М. Емцова, «Загадка НТР» Р. Бахматова.

     Заметное место в чтении школьников  занимает научно-популярная литература. Она развивает в детях навыки научного воображения, помогает в усвоении фундаментальных знаний, воспитывает интерес к самостоятельному творчеству. Все это привело к появлению разнообразных энциклопедий, начало которым было положено «Лесной газетой» В. Бианки, продолжено «Подводной газетой» Н. Сладкова, «По морям вокруг земли» С. Сахарнова,  «Кто в лесу живет и что в лесу растет» Ю. Дмитриева, «Море дьявола» В. Мальты, «От подножья до вершины» Б. Дижуры. Значительным достижением стал выход энциклопедий для детей «Большой дом человечества»,   «Что такое? Кто такой? и др. Детская энциклопедическая книга заняла прочное место в  чтении детей.
 
     Занимательные  книги формируют у юного читателя первые представления об окружающем мире и научно-техническом прогрессе. К таким произведениям   относятся: «Занимательная физика» Я. Перельмана, «Занимательная минералогия» А. Ферсмана, «Путешествие с домашними растениями» Н. Верзилина, «Занимательная энтомология» Н. Плавильщикова, «Занимательное черчение» И. Воротникова,  «Химия всюду» Б. Ляпунова, «Число и мысль» А. Кондратова, «К другим планетам» П. Клушанцева, «Океан начинается с капли» Е. Мары.

     Характерной приметой 1960-1980-х годов  стало издание  научной   фантастики для детей. Одной из ведущих тем фантастики является изображение будущего человечества, его судеб на Земле и во Вселенной. Фантастика готовит человека к встрече с неведомым и  удивительным, помогает преодолевать стереотипы мышления, учит интеллектуальному бесстрашию, развивая при этом ум, воображение и чувство. Такие книги выходили в серии «Библиотека современной фантастики», «Библиотека приключений и научной фантастики», «Библиотека фантастики и путешествий».

     Появляются произведения, которые стали заметными событиями литературной жизни: «Туманность Андромеды» (И. Ефремов),  «Полдень, XXII век», Страна багровых туч», «Трудно быть Богом», «Обитаемый остров» (А. и Б. Стругацкие), «Каллисто» (Г. Мартынов), «Три шага к опасности» (С. Гансовский), «Чудеса в Гусляре» (К. Булычев), «Продавец приключений» (Г. Садовников),  «Всадники ниоткуда» (А. и С. Абрамовы). Неизменным успехом пользовались фантастические книги  А. Казанцева, В. Савченко, В. Журавлевой, Г. Гора, А. Днепрова, А. Шалимова, М. Емцова, Е. Парнова, И. Росоховатского.

     Для детской поэзии характерен переход от  описательных и тематических стихов к лирическим. Самым ярким поэтом этого времени стал Б. Заходер. Его стихотворения,  окрашенные юмористической интонацией, помогают ребенку раскрыть  суть человеческих взаимоотношений. В своих стихах он осмеивает эгоизм, леность, злобу, тщеславие, пустословие, зависть и трусость. Истинные ценности для него – это труд, преданная дружба и любовь. Почти каждое  произведение («Мохнатая азбука», «Почему деревья не ходят», «Мартышкин дом», «География всмятку» и др.) втягивает ребенка в мыслительный процесс, заставляя его размышлять,  чувствовать и  видеть, что в жизни прекрасно, а что безобразно.

     Поэтесса И. Токмакова в стихах «Деревья», «Звенелки», Времена года», «Карусель» помогает малышу видеть   и слышать природу, свое собственное сердце и честно признаваться самому себе в содеянном добре и зле.
Э. Мошковская в таких стихотворениях, как «Слушай, дождик», «Веселый ветер», «Земля кружится», «Наоборот», «Мотылек», «Они притворились», «Как лягушки научились квакать»,  раскрывает сложный  духовный мир ребенка, с его контрастными перепадами настроения - от  буйной веселости  к огорчениям.
Попытка перевоплотиться в лирического героя-ребенка видна в стихах Р. Сефа «Если ты не веришь», «Необычный пешеход», «Хмурый день». У этого поэта - все в движении, даже диван плывет по океану. Сила смеха разрушает привлекательность порока и утверждает мудрость человека.

     Постоянное обращение к природе характерно для Е. Серовой («Вот что можно сделать лаской», «Смешинка»).  Автор населяет природу озорными персонажами (дождишко-хвастун, шмель-самолет и т.п.). Рассуждения о смысле человеческого существования присутствуют в стихах Г. Сапгиры «Звездная карусель», «Робот», «Леса-чудеса», «День и ночь». Главным мотивом творчества Я. Акима является дружба. В его стихотворениях слово «Друг» пишется с большой буквы.
 
     Значительным явлением в детской поэзии стала поэзия В. Берестова («Улыбка», «Опушка»,  «Третья попытка», «Жар-птица», «Мудрейшие», «Перекати-поле», «Семена на снегу»). Для поэта мир – вечная борьба стихий, мнений, добра и зла. Тем,  какой след оставляет человек в жизни и сердцах людей озабочен и поэт Ю. Коринец («Сеть», «Плавучий остров», «Колесо», «Суббота в Понедельник», «Река и пароход»).

 

Напечатано:

1.Тюшина, Екатерина   Писатели нашего детства: обзор отечественной литературы для юных читателей // Библиотека. - 2015.- № 2.   – С. 31- 41.

Продолжение  http://www.proza.ru/2014/07/08/1057