Последняя охота на бизонов народа пауни 1873

Григорий Коротков
               
                Cвыше десяти раз, мне [Джону.У.Уильямсону] предлагали написать свои личные воспоминания о событиях случившихся с индейцами пауни на их последней бизоньей охоте, которая закончилась  битвой с их старым врагом сиу. Так много историй было написано, и все они утверждают, что являются подлинными. Поэтому я не решался взяться за перо для публикации реальной истории битвы, которая закончилась столь плачевно для пауни, зная, что она будет во многом отличаться от отчетов, напечатанных к этому времени.
 

   Весной 1873 года пауни  агентства Геноа (Генуя) насчитывали 2,400. Из этого числа 600 воинов, или мужчин. Я пришел в агентство три года назад и стал работать на правительство, в то время когда пауни отправились на свою последнюю бизонью охоту. К тому времени бизоны паслись в долинах рек Платт, Луп, Найобрара, Республиканской и на их притоках.  Ближайшие к Геноа бизоны находились далеко на западе, это как станция Плам-Крик (ныне Lexington), и место, состоящее из нескольких низких домиков, где сейчас стоит Арапахо.


    Обычно пауни охотятся на бизонов два раза в год. Летом охота проводилась ради мяса, материала для палаток и кожи мокасин, а зимняя охота давала им одежды и мясо. Чтобы избежать столкновений между пауни и сиу, правительство разделило охотничьи угодья. За сиу закрепили  часть страны, что к северу от реки Найобрара, а для пауни область на юг от Найобрара к границе Канзаса.
    Чтобы держать индейцев привязанными к указанной территории, и помешать им, досаждать поселенцам-фермерам, которые с государственной  подачи всё прибывали на эти земли, были назначены агенты, дабы сопровождать индейцев во время охоты.


    В мае 1873 года, пауни провели заседание совета и решили в июле покинуть агентство, чтобы идти на летнюю охоту. Главным агентом в Геноа был квакер Берджесс, и через него индейцы делали свой запрос относительно разрешения на охоту, а также о назначении сопроводительного агента. Техас Джек (Джон Oмахандер), был таким сопровождающим в прошлом году, и он же сделал заявку на повторное избрание. На эту должность также примерялся Джордж Клозер, из Колумбуса. Я не боролся за место и был удивлен, когда один из вождей пришел ко мне и сообщил, что совет решил просить правительство, чтобы меня назначили их сопровождать.   
Пауни состояли из четырех различных подразделений: скиди(Skeedes), киткахака(Kitkahas), чауи(Chowees) и питахауэрат(Petahowerats). Каждая группа имела своего главу и младших вождей(subchiefs), но ПЕТА-ЛА-ШАРО(ЧЕЛОВЕК ВОЖДЬ) был верховным руководителем Нации Пауни, и если я не ошибаюсь, стал последним вождём подобного ранга, такое положение заканчивается со смертью этого известного индейца, который всегда был дружен с белыми людьми. Существовал обычай, чтобы каждая группа направляла  равное число охотников на бизонов.
 
   На 2-й день июля 1873 г., индейцы числом 700, покинули Геноа, чтобы охотиться. В их число входили 350 мужчин, остальные женщины и дети. Большинство мужчин были вооружены луками и стрелами, старомодно-зарядными винтовками, также было несколько семизарядных карабинов Спенсера и некоторые несли револьверы. Кроме того, они взяли с собой 800 дополнительных пони, чтобы доставить домой мясо и шкуры.
    За два часа, прежде чем отправиться на охотничий участок, вождь Пета-Ла Шаро послал за мной. Когда я вошел в зал совета, старик протянул руку и обратился ко мне на своем языке, который для меня переводили, хотя я понимал пауни и в какой-то степени  мог свободно говорить на этом языке. В сущности, вождь сказал:  «Вы еще молодой человек и никогда не охотились на бизонов. Я поручил моим людям, заботиться о вас и слушаться вас. Я хочу, чтобы вы чувствовали себя в этой поездке как дома. Вы будете гостем моего сына, ВОЖДЯ-СОЛНЦЕ».
    Старому вождю в то время было около шестидесяти лет, для своих лет это был великолепный образец физической зрелости. Я считаю его интеллектуально величайшим из индейцев, которых я когда-либо встречал. Он был образованным, и будь он белым человеком, то занял бы своё место в качестве одного из лидеров государства и нации. Как глава племени вождь был добрым, внимательным, отзывчивым, но твердым и простым в обращении.
             
 
   После ухода из Геноа мы прошли вверх по долине реки Платт за Форт Керни. Рядом со станцией Плам-Крик мы переправились через реку и пошли вверх по южному берегу ручья. Не найдя бизонов, мы повернули на юг к Республиканской реке и вверх по долине в место, называемое Бартона Бенд. Мы прошли его и отправились на юг, на реку Западный Бивер, к месту, что рядом с современным Бивером.
Прежде чем мы добрались до Бивера(Бобра), разные знаки сообщили нам о том, что буйволы  тот район в последнее время посещали. Были направлены разведчики, чтобы выбрать подходящее место для лагеря, и приготовиться к предполагаемому убою. Не успели мы остановиться, как разведчики появились верхом на лошадях и сообщили, что стадо в 300 буйволов пасётся на южном склоне водораздела между Бивером и Прери-Дог-Крик.
 
   Среди белых мужчин это объявление вызвало бы волнение и смущение. Если пауни и были возбуждены, то они не выказывали этого какими-либо внешними признаками. Не было путаницы и спешки. По команде председательствующего вождя, охотники образовали построение в форме буквы V. В точке, ехал один из разведчиков с копьем, украшенным яркими перьями. Не было ни шума, ни суеты, когда процессия двинулась по прерии. Глаза каждого охотник был направлен на пучок перьев на конце копья  разведчика. Вдруг перья исчезли. Это был сигнал о том, что охота началась. С военной точностью, V-образное образование выпрямилось, и 350 индейцев и один белый человек развернулись вниз по долине туда, где было стадо бизонов. Каждый охотник выбирает буйвола, как свою законную добычу, догоняет его верхом  и стреляет  вниз в бок животного. Спрыгнув с пони охотник погружает нож в горло бизона. Через некоторое время с животного уже снята кожа, мясо срезано с кости, порезано на полосы и связано вместе ремнями, вырезанными из кожи, положено на пони и принесено в лагерь к женщинам, которые готовили мясо и дубили кожи. Для сушки мяса женщины пользовались ивовыми шестами, куда мясо кладется в виде полос, и через несколько дней будет готово, а когда его приготовят к транспортировке на спинах пони, оно напоминает сушеные связки  рыб, используемых шведами и норвежцами, как Рождественское лакомство.
    На этой охоте, один из вождей взял меня с собой и показал, как нужно убить моего первого буйвола. Пауни были  экспертами в убийстве бизонов, не одно животное из нескольких стад на которые они напали, не ушло от смерти.
    Этой ночью в лагере царил большой праздник. Состоялось то, что христиане назвали бы молитвенное собрание: направлена благодарность  к Великому Духу за его доброту в предоставлении его красным детям обильного запаса мяса. Праздник проходил вокруг длинного шеста, который был помещен в центре лагеря и на нём висел большой кусок вареного мяса в жертву Богу.
 
   После ухода с южного склона ручья Бивер, мы переехали в долину ручья  Прери Дог, потом вниз по потоку до границы Канзаса, где было убито другое стадо бизонов, а мясо разделано. Проследив наши следы, мы пошли вверх по долине Прери Дог, через пятьдесят миль убив ещё несколько маленьких стад бизонов, передохнули. На четвертый день августа мы добрались до северного берега Республиканской реки и разбили  лагерь. В 9 часов вечера трое белых людей пришли в лагерь, и сообщили мне, что большая группа воинов сиу стоит лагерем в двадцати пяти милях к северо-западу и ждёт удобного момента, чтобы напасть на пауни. Они сказали, что разведчики сиу уже несколько дней шпионят за пауни, ожидая, что мы будем двигаться вверх по реке Буффало. После посещения этих белых, предупредивших нас быть начеку от атак сиу, я  немного скептически отнёсся к истории, которую они мне рассказали. Но один человек, молодой парень примерно моего возраста, по-видимому, был так искренен в своем усилии, внушить мне, что предупреждение должно быть услышано, что я взял его на совещание к НЕБЕСНОМУ ВОЖДЮ, который в тот день находился с отрядом. Небесный Вождь сказал, что эти мужчины лжецы; что они хотят напугать пауни и вынудить их отказаться от охоты - для того, чтобы белые охотники смогли добыть больше бизоньих шкур. Он сказал мне, что я  индианка и трус. Я высказался в своем выступлении и ответил: «Я пойду так далеко, как посмеешь идти ты. Не забывайте это».

    На следующее утро - 5 августа, мы свернули лагерь и отправились на север, вверх по водоразделу, между северным и южным рукавом реки Френч. Вскоре после того, как мы покинули лагерь,  Небесный Вождь подъехал ко мне и, протягивая руку, сказал: «Здравствуй, брат». Он напомнил, наши маленькие неприятности предыдущей ночи, и сказал, что не верит в эту причину для тревоги, он настолько верил в это, что не принял меры предосторожности, чтобы выдвинуть разведчиков в направлении предполагаемого местонахождения сиу. Несколько минут спустя бизоний разведчик подал знак, что вдали замечено стадо бизонов, и Небесный Вождь поскакал  участвовать в охоте. Я никогда его больше не видел. Он был убит сиу. Он убил буйвола и обдирал шкуру, когда приблизившийся авангард сиу открыл стрельбу и ранил его. Вождь пытался добраться до своего коня, но прежде чем смог это сделать, несколько противников уже были на нем.  Он погиб сражаясь: пауни, снимавший на небольшом расстоянии от него шкуру с буйвола, и которому удалось спастись, рассказал мне, как умер Вождь Небо.
 
   Молодой индеец, ехавший рядом со мной, когда были обнаружены  бизоны, занял мой пистолет и поехал  участвовать в охоте. Он тоже был убит, и я никогда не увидел снова его или мой пистолет. Мы еще не прошли мили после ухода Небесного Вождя, когда я заметил суету в голове процессии, которая внезапно остановилась. Я направился туда, где разговаривали три вождя, когда паренек лет шестнадцати подъехал и остановил меня.
    Спешившись, он привязал полоску красной фланели на узду моей лошади, а после сказал мне, что бизоньи разведчики уже сигнализировали о том, что сиу  на подходе. Какое значение придавалось фланели повязанной к уздечке, я так и не смог узнать. Мы были всего в сотне ярдов от большого каньона, когда  увидели сиу, затем последовал  приказ  для женщин, детей и вьючных лошадей,  укрыться в ущелье. Воины готовились выехать на встречу с врагом. Подойдя к вождю ТЕРРА РЕКОКЕНС(Terra Recokens), который находился в окружении нескольких ведущих мужчин скиди, чтобы нам выстоять, я предложил спуститься обратно вниз в каньон, в двух милях, там, где располагалась небольшая рощица из деревьев. Вождь был склонен принять предложение, но ДЕРУЩИЙСЯ(Боевой)МЕДВЕДЬ Kitkahos возмутился. Он сражался с индейцами сиу до этого  и сказал, что мы сможем победить их в открытом бою. Наконец, решили принять его предложение, и остаться на том месте, где мы находились. Через короткое время после того, как женщины и вьючные лошади исчезли за краем каньона, когда на небольшом расстоянии появились первые сиу - внизу в каньоне, послышалась песня. Эту боевую песню Народа Пауни пели женщины, стоя, они принялись раскачиваться взад и вперед. Песня нарастала все громче и громче, а враг приближался.

    Я достал два револьвера и решил внести в борьбу свою лепту. Когда сиу появились на холме, стало очевидным, что они численно превосходят бойцов племени пауни, вероятно четыре к одному. Впоследствии я узнал, что в группировке противника было между двенадцатью и пятнадцатью сотнями (1200-1500), под командованием вождя СНЕЖНЫЕ ХЛОПЬЯ. Меня проинформировали, что он принадлежал к подразделению брюле-сиу и большая часть его воинов были из той же группы. Сиу находились уже примерно в полутора милях, когда вожди пауни отметили, что те их значительно превосходят, и предложили мне выйти на переговоры с ними, чтобы предотвратить угрозу нападения. Я отъехал на 300 метров, в сопровождении Ральфа Фитили - мулата переводчика, который потом изучал право и был допущен к адвокатуре в Оклахоме. Он умер несколько лет назад. Размахивая в знак мира платком, я попытался остановить сиу, но они наступали целой неуправляемой лавиной. Вдруг прозвучал военный клич сиу, а несколько клубов дыма, из многих ружей  и свист пуль предупредили меня, что пора оставить эту затею.
На боевой клич сиу ответил гневный крик воинов пауни, указывающий на то, что противника ожидает «теплый» прием. Все индейцы стреляли, и когда я добрался до края каньона, 350 пауни бросились на врага.

    Как только я добрался до каньона, моего коня убили одой или несколькими пулями, он споткнулся и упал. Потребовалось меньше минуты, чтобы снять седло, уздечку и разместить их на моем бизоньем пони, пока индианка держала его для меня. Оседлав своего коня, я поехал вверх из ущелья. Пауни устроили великолепный бой, но шансов у них не было.
Я стрелял из моих револьверов. Когда вожди заметили, что враг уже находится вокруг главного каньона, они отдали приказ к отступлению. Я не понял приказ, но когда  заметил, что женщины разрезают ремни, связывающие в пачки мясо, и садятся с детьми на пони, то пришел к выводу, что уже пора и мне уходить. За мгновение, прежде чем началось отступление, я увидел Боевого Медведя, занятого поединком с вождём сиу. Полагаю, что тот был вождём из-за военного головного убора, который он носил. Оба руководителя сражались на томагавках. Прицелившись с близкого расстояния, я выстрелил в сиу. Пуля попала в цель и ранила его, что дало возможность быстро закончить борьбу. Спрыгнув с коня, вождь пауни  скальпировал своего врага, сел в седло, и схватив за уздечку коня мертвого сиу начал отступать вниз по ущелью.
    Отступая вниз по ущелью, наибольшие потери  жизней, произошли среди женщин и детей: сиу ехали верхом, стреляя вниз по ним с обеих сторон. Пока пауни спустились к реке и переправились на противоположный берег, воинам сиу удалось отрезать 700 лошадей,  направиться  вниз по течению,  пересечь его и еще  раз напасть на пауни, когда их остановил звук горна. Глядя на реку, я заметил вышедшее из леса подразделение кавалерии Соединенных Штатов. Когда сиу увидели, что солдаты приближаются, они поспешно отступили.
    В компании  Боевого Медведя (Fighting Bear) и двух вождей, я переправился через реку и поговорил с их командиром, который предложил пауни вернуться, чтобы собрать мясо, которое осталось позади и похоронить мертвых. Но пауни отказались от этого предложения. Они твердо верили, что мясо уже отравлено их врагами, а раненные  преданы смерти.
 
   На ночь мы разбили лагерь на берегу Ред-Уиллоу-Крик. Есть было нечего. Все наши запасы остались на поле сражения. Я всегда думал, что индейцы лишены эмоций. Но в ту ночь  убедился, что индейская раса дает выход своим чувствам так же, как белый человек. Сидя на земле, раскачиваясь взад-вперед, воины, которые несколько часов назад так храбро сражались, рвали волосы на своих головах, а слезы катились по их щекам. Во время этой демонстрации был слышен непрерывный женский плач по мертвым.
    В миле от места, где мы разбили лагерь, жил человек по имени Фрэнк Буфилд. Он держал некоторые запасы продуктов, муки, бекона и другие материалы для охотников на бизонов. Он зафрахтовал все свои товары со станции Плам-Крик, находившейся на расстоянии в семьдесят или восемьдесят миль. Я купил у Буфилда тридцать мешков муки и подписал расписку для того, чтобы позднее правительство возместило ему эти товары.
    Вскоре после ухода с Ред-Уиллоу-Крик мы убили стадо из двенадцати бизонов, а затем рядом с Арапахо, который в то время состоял из нескольких бревенчатых домов. Здесь я нанял за $5 поселенца (homesteader) для перевозки к станции Плам-Крик двенадцати раненых.
    На станции Плам-Крик размещалась рота солдат. Здесь раны пострадавших были осмотрены военным хирургом. Барклай Уайт, был директором северо-западного индейского ведомства, его штаб-квартира находилась в это время в Омахе, и я телеграфировал ему о том,  что произошло. Он договорился с компанией «Union Pacific» о предоставлении вагонов для доставки пауней в Силвер-Крик. Из Серебряного ручья пауни шли, чтобы попасть в Геноя(Генуя) - грустное возвращение с последней охоты на бизонов в стране, которая так много лет была их домом.
 
   Пауни потеряли в битве на Республиканской реке 156 человек - включая мужчин, женщин и детей. Через несколько недель после возвращения вместе с пауни,  я получил письмо от Ника Дженеса, правительственного агента племени сиу. Он сказал, что те потеряли в бою пятьдесят воинов. Дженес был французом, который женился на скво сиу и был принят в племя. Он пытался предотвратить уход из долины Ниобрара сиу, собиравшихся напасть на пауни. Но они поместили его под стражу и поехали в рейдерскую экспедицию, которая стоила им жизни пятидесяти воинов, а также $10000 в деньгах, которые правительство удержало из средств от ренты фонда сиу и перевело на счёт пауни, в оплату за мясо и потерянных пони.
    Через некоторое время после случившегося я был послан правительством на поле боя, чтобы похоронить мертвых. На станции  Плам-Крик я нанял  себе в помощь человека по имени Коул. Мы поехали в Aрапахо, где я взял еще четырех мужчин. Теперь вспоминаю имена только двоих. Одним из них был знаменитый «Дикий Билл», которого убили несколько лет спустя. Другого человека звали Фрэнк Мартин.
    Мы прибыли на поле боя в начале вечера и началась наша ужасная работа. Закончив до рассвета мы поспешили назад в Aрапахо, потому что сиу, как сообщалось, находились на тропе войны. В одном месте на поле боя лежали обугленные останки нескольких детей, которые, видимо, сначала избежали травм и остались во время отступления, только чтобы встретить страшную смерть от пыток в руках сиу.
                / John W. Williamson /

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"