Мой А. С. Пушкин. Православный взгляд

Литовченко Лида
Я видел Пушкина вчера
В дождливом парке,весь немея,
Раскрытым томиком лежал,
Забытый кем-то на аллее.

Пусть Сашка сам и парк пустынный,
Аллея лужами блестит.
И от природы дождь невинный
Ему за шиворот летит.


     А вообще-то сейчас зима."..Мороз и солнце день чудесный..." На дворе-32гр.
Сижу дома. Уютно, тепло рядом двухтомник Пушкина.  М.Г.Бройде-"А.С.Пушкин в
православии,"газета "Воскресная школа," "ПУШКИН И ХРИСТИАНСТВО"-И.Юрьевой и другая литература.И конечно-же Библия-мой неизменный путеводитель. Читать слава Богу умеем с детства.А вот воспринимать смысл прочитанного правильно, умеем-ли мы это?
Где искать истину на все времена? Там где она была явлена или над чем не
властно время-Библия. Неизменны и вечны библейские критерии добра и зла. Сейчас я читаю А.С.Пушкина с православным взглядом,хорошо понимая,в русском обществе
его поры, все искушения и соблазны.Мимо которых ему не удалось пройти.Мимо всех
 пороков современного ему русскообразованного круга к которому он принадлежал.
Но он их одолел и показал русской интеллигенции как их можно и должно побеждать. Карамзин сказал:"поэт платит дань своему веку, когда творит для
вечности. Но вечность не откроет свои двери перед поэтом,если он не поднимется
над веком." Пушкин велик не только в своем даровании но и в своем духовном
восхождении.Следующее,что я хочу сказать,путь к Богу Пушкина был не прост.Его постоянно мучил вопрос-что за гранью земной жизни? Я МНОГО ДУМАЛ О СМЕРТИ- ПРИЗНАЛСЯ ПУШКИН и в молодости думал о ней. Иными словами,что там за гробом ничтожество или бессмертие.Я ДУМАЮ ЭТОТ ВОПРОС МУЧАЕТ И СЕЙЧАС МНОГИХ.ПРАВДА?
Апостол Павел учит:если нет воскресения мертвых то и проповедь наша тщетна. Тщетна и вера наша.( 1кор.15.13-14.)
А.С.Пушкин чаще всего обращался к священным текстам которые звучали в Церкви на службах.Библейские выдержки легко узнавались читателями современниками. Но не нами ранее не читавшим Евангелию. Слыша чтение вслух священником особенно глубоко проникает в душу услышанное и по словам Пушкина,молящихся располагает сердцем"возлетать во области заочны".Сам он был проникнут красотой многих молитв,зная наизусть писал в стихах.
Бог в помочь друзья мои.
И в бурях и житейском горе,
В краю чужом в пустынном море
И мрачных пропастях земли.

Сравним.Литургия Василия Великого."Помяни Господи иже в пустынях и горах и вертепях и пропастей земных плавающим путешествующим...На судилищах и в рудах и заточениях и горнех. И всякой скорби и нужде и обстоянии сущих помяни Боже.
  На Страстной недели читается в Церкви молитва св.Ефрема Сирина."Господи и  Владыка Живота моего,дух праздности, уныния,любоначалия и празднословия не даждь ми.Дух же целомудрия, смиренномудрия,терпения и любве даруй ми. Ей Господи царю ми зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего, яко благословения еси во веки веков. Аминь.А вот Пушкин.
...Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та которую священник повторяет,
Во дни печального Великого поста.
Все чаще мне она приходит на уста.
И падшего крепит неведомою силой.
Владыко дней моих. Дух праздности унылой,
Любоначалие змеи сокрытой сей
И празднословие не дай душе моей,
Но дай мне зреть о Боже прегрешенья
Да брат мой не примет осужденья
И дух смирения, терпения,любви.
И целомудрия мне в сердце оживи.

    А еще ранее преодолев свое безверие А.С.Пушкин писал:"Не допускать существование Бога значить быть еще более глупым чем те народы которые думают
что мир покоится на носороге. Я продолжу сравнения. Читаем Евангелия. Да не запотеет рука дающего. А вот у Пушкина:
Но если пожалел трудов земных стяжанья,
Вручая нищему скупое подаянье
Знай все твои дары подобно горсти пыльной,
Что с камня моет дождь обильный
Исчезнуть Господом отверженная дань.

      ЧИТАЙТЕ,СОПОСТАВЛЯЙТЕ. Но чтобы сопоставлять надо истины в Евангелие черпать. У меня к Пушкину проявился особенный интерес в плане духовности,когда я прочитала стих ПРОРОК. Поняла,что это пророк ИСАИЯ С БИБЛИИ. Когда Исаия встревоженный славой и святостью Божией и видя свое гибельное состояние воскликнул:"Горе мне,погиб я .Ибо я с нечистыми устами. Господь послал ему ангела для очищения уст, ангел очистил уста пророка горящим углем и приготовил для служения. И сегодня пророческий огонь жгет и исцеляет сердца непокорного народа. Но только немногие доверяют ему себя.
    Высокий образ глашатая истины ИСАИЯ вдохновил А.С.Пушкина на стих ПРОРОК.
...И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык
И празднословный и лукавый
И жало мудрия змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул
И угль пылающий огнем
Во грудь отверстую водвинул
Как труп в пустыне я лажал
И Бога глас ко мне воззвал.
Востань пророк и виждь и внемли
Исполнись волею моей
И обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей.

      В стихотворении"СТРАННИК" остановка решение проблемы даны в релегиозном осмыслении.Некий странник внезапно объятый скорбью великой о своей греховности
,в преддверии суда загробного, мечется в поисках спасения никем не понимаемый.
Посланник небес-юноша читающий книгу,помогает духовному труженику, как теперь назван странник,узреть некий свет и указывает ему путь.
Держись сего ты света
Пусть будет он тебе единственная мета
Пока ты тесных врат спасенья не достиг.


  Некий свет и тесные врата находим в Евангелии. Христос сказал:"Я свет миру и входите тесными вратами потому что широки врата и пространен путь ведущие в погибель и многие идут ими потому,что тесны врата и узок путь ведущее в жизнь и немногие находят их.(Матф.7,13-14.)
   Незадолго до своего ухода из жизни земной А.С. Пушкин работал над стихом РОДРИК. В нем просматривается ключ к разгадки судьбы его,указание на некое видение явленное самому поэту с предсказанием близкого завершения его жизни.(из черновика работ над стихом РОДРИК.)
     Чудный сон мне Бог послал
С длинной белой бородою,
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне, будь покоен.
Скоро,скоро удостоен
Будешь Царствия небес
Скоро царствию земному
Твоему придет конец.
Уж готовит ангел смерти
Для тебя святой Венец.
Сон отрадный благовещий
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Ах ужели в самом деле
Близок я к моей кончине
И страшуся и надеюсь
Успокой меня Творец
Но твоя да будет воля...

       На утешения своих друзей он сказал:"Я умру, да видно уже так надо. ДА будет на все воля Твоя Господи не моя."А.С.ПУШКИН ушел к Богу смиренно шагнул за ту грань в поисках которой он был на протяжении всей жизни.Жизни земной очень короткой.
Исповедался, причастился, простился с женой и детьми,простил своему обидчику, как и быть христианину православной веры.Глядя на него усопшего В.Жуковский словно прозревает не зримое."Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе руки свои опустив. Мнилося мне что ему в этот миг предстояло как будто виденье.Что-то сбывалось над ним.И спросить мне хотелось.ЧТО ВИДИШЬ?