Диалоги с украинскими друзьями об Украине - 1

Константин Матаков
Предисловие.

Вышеозначенные диалоги состоялись в социальных сетях с моими знакомыми, живущими на Украине с марта по мая 2014 года. Живут они на широкой территории - от Донецкой и Луганской областей - до Львова.Конечно, участники этих диалогов не обладают полнотой информации, черпая ее из СМИ, но эти диалоги, думается, важны как попытка обеих сторон (украинской и русской) в эпоху кризиса в отношениях между Россией и Украиной, понять друг друга, а не смотреть на другого сквозь прицел.. Да помилует Бог наши народы!


Диалог первый

Владимир: Языковой вопрос - у нас с этим тоже истерика, многие люди думают, что у них отобрали возможность говорить на русском языке, из-за того, что отменили его статус как регионального. Но понятно-то, что говорить никто не запрещает, да это и нереально. Но поспешный закон, хотя он и будет еще пересмотрен, как я думаю, нанес моральное оскорбление, не фактическое, а именно моральное. Вот почему люди так настроились. Конечно, еще когда Майдан стоял, у нас некоторые знающие люди говорили, что если бы националисты на Евромайдане не наделали глупостей крушением памятников Ленину и всякими прочими безобразиями и крайностями, то даже у нас Евромайдан поддержали бы очень и очень многие, потому что бандиты в Партии Регионов реально всех достали. Но в то же время если говорить о ситуации сейчас, есть и та часть народа, которая против действий Путина, против войны и за единую Украину. Таких тоже много, возможно их будет больше, чем сепаратистов, но в количественном соотношении не могу сейчас сказать. Это очень трудно выяснить. Тем более что сепаратисты пытаются делать все галопом, они нашли группу людей, которая их поддерживает, и пытаются ее выдать за весь народ, а всех несогласных считают "купленными" или "продавшимися". Им не важно, что далеко не все согласны с их радикализмом, им важно сделать что-то такое, чтобы призвать Путина ввести войска, а на мнения остальных они глаза закрывают, потому что там уже не разум действует, а почти только эмоции. Мой знакомый активист из Луганской гвардии - тоже Сталина считает самым лучшим правителем, чуть ли не святым, и мечтает о воссоздании СССР . Так что пророссийски настроенные силы у нас - это попытка вернуть прежний Советский Союз с его ценностями... Это ясно как дважды два.

Константин: Да, к сожалению "пророссийские силы" на Востоке - слишком уж перемешаны с просоветскими... Вот если б они сказали: мы за единство русского мира, мы русские - это как раз советская власть объявила почти всех жителей Востока и Новороссии "украинцами" по национальности - тогда другое дело.. А так непонятно, что им надо? Обратно в СССР? Крепкая рука Путина? На Востоке Украины как раз очень не хватает ощущения именно русского единства! И единства православного.. Нет активности молодежи именно в этом ключе.. А насчет сепаратизма - кто сегодня в Украине не сепаратист? Галичане, которые пытаются навязать свой мессианизм всей Украине? Киевские вожди, которые своими действиями усилили раскол страны? В каком-то смысле сепаратисты все, поскольку одни видят Украину (особенно в перспективе) исключительно украинской, а другие хотят жить в русской Украине - отсюда стремление дистанцироваться от другой стороны - и потому вот Крым.. Говорить, что русские захватили Крым - несколько условно.. Так и так большинство считают себя русскими и чужды украинизации; части русской армии и так были в Крыму; никакой оккупации Крыма в смысле - полное введение частей на всю территорию, подавление жесточайшего сопротивления, крупномасштабные действия и т.д. - этого как раз и не было.. Основная часть крымчан русским как раз рада.. Тут мы переживаем продолжение распада СССР, а именно - ошибочное признание идиотских границ, нарезанных коммунистами.. Нагорный Карабах, в котором почти все армяне, совок почему-то отдал Азербайджану - это сразу породило войну после распада СССР, и Карабах вернули в Армению - попробуйте армянам доказать, что это агрессия, нарушение права, а они скажут - нарушение права, это когда армянскую землю отдали Азербайджану! Так и здесь.. И потом, как ты знаешь, сегодня многие государства (западные) считают, что если в некой стране нарушаются права человека, то иностранное вторжение возможно и нарушение территориальной целостности - тоже.. Я отнюдь не империалист - просто сегодня мы видим стремление России и части Украины к русскому миру и нежелание просто раствориться в мире украинском - тут одними хорошими словами - мы не запрещаем русский язык - не обойтись.. Да, пока за него не штрафуют, но все 23 года ваша элита категорически не допускает два госязыка (при том, что реально по-русски или на суржике говорят явно больше половины) и не допускает федерализации Украины - если бы Восток и Юг четко сказали - мы согласны остаться в составе Украины при условии, что будет два госязыка и федерация! Или - пусть национально свидомые создают отдельное государство!
Ведь давление на русский язык продолжается - из образования он вытесняется все больше - меньше школ на русском, меньше в высшем образовании, преподавании, сдаче экзаменов и т.д. Многих на Востоке и Юге не устраивают украинские учебники истории, в которых нередко русские и Россия - чуть ли не главный враг.. Ты в курсе, что в недавнем 7томном издании Гоголя на мове, были купюры как раз в тексте про Тараса Бульбу, где говорится о единстве с русскими, о защите православной веры? Для сравнения текст приведен в 2 столбца.. Поэтому, я был бы очень рад, если бы жители Востока и Юга, желающие быть русским миром четко сформулировали: 1. 2 языка везде. 2. Федерация. 3. Полная возможность получать образование на русском с соответствующей концепцией русскости. Вот тогда никто не скажет - русский язык запрещают! Простите, но в Швейцарии только 10% говорят на итальянском и 1% на ретороманском, и оба - государственные языки! И так - везде, напр., шведский в Финляндии..

Владимир: Константин, сепаратисты, желающие второго СССР, как раз и формулируют, что им нужен статус русского как государственного. Были силы у нас, которые за это выступали еще задолго до Майдана. Реально же, как сказал один неглупый политтехнолог, что до закона о региональном статусе русского, что при нем, что после его отмены никаких серьезных сдвигов не было, и уж во всяком случае не было того, о чем говорят некоторые - что отобрали право говорить. Я тут живу, и я вижу ситуацию. Реально, к чему сводится проблема, то это либо недовольство вещанием радио или телевидения на украинском языке - но простите, здесь украинский язык большинство понимает ну почти так же хорошо как русский (во многом благодаря суржику, кстати, который есть в деревнях), плюс к тому передачи на украинском языке были еще при СССР, более того, еще при СССР многие областные и городские газеты у нас, на Донбассе издавались на украинском языке, и он в т.ч. изучался в школах. Никто тогда почему-то не говорил, что это отбирает право русских читать газеты на русском языке. Тогда против этого никто не восставал. Как Украина стала независимой, многие газеты на Донбассе сразу же перешли на русский язык, так что русскоязычного стало даже больше. В связи с этим я не понимаю, как радио, которое вещает и на украинском, и на русском, как местное телевидение, где ведущий задает вопросы на украинском, а приглашенный отвечает на русском, и все прекрасно друг друга понимают, может разрушать так называемый притесняемый русский мир. Единственное, в чем проблема - на предприятиях людям неудобно писать документацию на украинском, ну например, то, что по-русски известно как шарикоподшипники - попробуй переведи на украинский! Конечно, многим это не нравится на предприятиях. Я проработал почти 10 лет в вузе культуры и искусств, все приказы делаются на украинском, но в вузе с этим несложно - там украинский все хорошо знают, хотя ректор и выражал свое недовольство украинским языком - но это была его личная неприязнь. На всех заседаниях чаще звучал русский, а на лекциях - и русский, и украинский. И студенты, как правило, на вопрос преподавателя, что если провести лекцию ну украинском, как правило, всегда любят отвечать: конечно, мы только за! Что касается экзаменов - да согласен, не всем легко сдавать экзамены на украинском, это факт. Точно так же как и документацию вести. Но так тогда давайте озвучивать реальные вопросы, реальные проблемы, которые надо решать, а не кричать, что вообще отобрали право выражать мысли на русском языке, ведь всякий, кто услышит, думает, что теперь запрещают произносить русские слова прямо на улице. А это абсолютно не так. Я согласен, что не должно быть перекосов и в украинизации - все верно, не следует урезать русскую литературу, не следует вставлять купюры в книги, но истерика - тоже обстановки не разряжает. Если уж говорить, то говорить по конкретным фактам. Я вообще за то, чтобы русская и украинская культуры сосуществовали мирно и взаимопроникали друг в друга. Обычно у здравомыслящей интеллигенции так и бывает - никаких противоречий принципиальных между культурами нет, есть взаимодополнение. И я за то, чтобы если и говорить об украинизации, то через систему поощрений, чтобы людям самим приятно было изучать украинскую культуру. Но кто сказал что перекосы есть только в украинизации? Я читал журналы "Русского мира", там украинцы вообще за нацию не считаются, а украинский язык за язык не считается, а так - какой-то непонятный диалект, недоязык. Эти люди не понимают, что существует высокая украинская литература, поэзия. Хорош себе недоязык, если на нем так могла писать Лина Костенко! Но все высказывания про Украину и ее народ в этих журналах в таком уничижительном смысле, что никакой честный и непредвзятый даже русский историк, я думаю, не станет в таком ключе писать. И вот это движение называет себя "Русский мир". Так что я против насильственной украинизации, возможно, два государственных языка действительно были бы лучше, чем один, но я также против вот такой перекошенной русификации, а вернее, империализации, которую пропагандируют некоторые. Ведь какие бы ни были между языками различия, какой из них старше, какой моложе, да какая разница! Все языки произошли в результате Вавилонского смешения, после грехопадения и восстания против Бога, ни один язык не безгрешен, не чист идеально. Богу дороги люди, говорящие на всех языках. Ведь во Христе нет ни иудея, ни еллина. Что же касается федерализации, иди государственного статуса двух языков, то может быть да, это лучше. Лучше вообще все, что сглаживает углы и убирает противоречия. И согласен, что Украина состоит из разношерстных частей, что СССР поделил странным образом. Спорить не буду. Но в то же время это и не значит, что надо враждовать друг с другом, разделять страну. Была бы духовность, все бы нашли общий язык друг с другом, и смогли бы найти устраивающие всех компромиссы при существующих границах.
Что касается «православности» русского мира, то, увы, я сильно опасаюсь, что она в нашей ситуации может выглядеть так, как выглядел «Оплот» в Харькове во время штурма ОГА, где находились в тот момент майдановцы. Даже если они враги, даже если заслуживают наказания, разве так должны поступать с ними русские «православные» люди? Разве не нужно передать суду, а не чинить самосуд над безоружными на тот момент, не представляющими опасности, в том числе раненными людьми? Я конечно, против действий боевиков правого сектора, но я также против действий называющей себя русской толпы, которая получает удовольствие только от того, что причиняет кому-то боль. Люди не понимают, что фашизм – он проявляется не столько по какую-либо сторону баррикад, сколько в душах людей, и всякое удовольствие от причинения боли другому – уже фашизм, даже если ты называешь себя русским православным человеком. Вот если грядет такой русский мир, как в Харькове, то он меня очень пугает. Хоть русским назовись, хоть украинцем – Христос будет судить людей за их животные инстинкты…
Что касается пророссийски настроенных сил, то их советский оттенок виден по картинкам, которые они выкладывают в контакте, в т.ч. по вот этой, которую я прикрепил в письме ранее (20 лет без СССР).
А мой знакомый из Луганской гвардии – тот вообще выходец из дзен-буддизма, затем увлекался философией Концепции общественной безопасности (КОБ), которая объявляет еврейский народ захватчиком мира, а Библию называет античеловеческой книгой. Потом он несколько отошел от КОБ, сделал акцент на борьбу с гей-пропагандой и за нравственные ценности. При этом у него идеал – Сталин и СССР, также он разумеется скажет, что выступает за православие, русский мир. При этом он чистый эзотерик, увлечен философией Ошо Раджниша (это был йог, который высказал максимальное количество богохульств в адрес Христа и Бога Библии, а также хотел разрушить институт семьи). Но мой знакомый очевидно считает, что это все не противоречит православию. Мы как-то с ним разговаривали об СССР и сталинизме, так вот его аргументация строилась исключительно на перечислении достижений: зарплата академиков при Сталине, открытия в науке, технике, полеты в космос… Я говорил ему: ну хорошо, а разве можно оправдать то, что даже Сергей Королев сидел, и его мучили (НКВД или как там это тогда называлось, точно не помню), когда Королев просил пить, ему на голову с размаху опускали тяжелый графин с водой. Разве это можно оправдать? А мой знакомый в ответ: ну и что, зато же русские первые в космос полетели! Я говорю: а как же уничтожение интеллигенции, гибель Гумилева, Цветаевой, очень много пострадало людей, вспомним и Ахматову… Он в ответ: ну а ты посмотри зато, какие шедевральные фильмы снимались при СССР – «Обыкновенное чудо», например…
И вот как я ни стараюсь, к сожалению, не могу понять вот такой логики, такого «русского мира» и такого «чуда». Моя знакомая соседка, встретившая одну из активисток Луганской гвардии, вообще говорит, что та активистка — представитель коммунистической партии… Хотя, может быть, среди пророссийских сил у нас и есть более здравые люди, но я сильно сомневаюсь, что их много по сравнению с силами просоветскими…


Константин: Конечно, брожение умов – колоссальное, и есть люди, увлекающиеся оккультизмом, с ностальгией по СССР, т.д.  Но можно ли считать их большинством, и думать, будто за красными флагами и прочим не присутствует именно стремление к единству с Россией и русскими – по-моему так утверждать нельзя.. Если тебе попался один эзотерик, выступающий за «русский мир» - это еще не повод так думать обо всех или о значительной части..
Кстати, по поводу твоего поста о русском языке в Украине, и вообще - по поводу..
На самом деле ни один филолог внятно не определил в чем разница между диалектом и отдельным языком - на это оказывают влияние часто как раз политические причины, а не филология.. Например, Италия едина - значит, есть единый якобы итальянский язык, хотя диалекты настолько различны, что неаполитанец плохо понимает сицилианца..
Или: есть люксембургский язык, хотя это по сути немецкий с французским влиянием.. Аналогично с украинским - есть незалежна Украина, есть язык.. Но ведь нет же американского или австралийского языка? Есть английский, а все остальное диалекты.. Нет бельгийского языка - есть фламандский и французский..
Как ты знаешь, термин Украина никогда до 20 века не обозначал отдельного народа или страны.. Интересно, что бы сказал Хмельницкий, заяви ему кто-то, что он украинец, а не русский и что его язык украинский? Даже поляки в 19веке называли жителей Галичины русинами или русскими, но никак не украинцами с украинским языком.. Первый перевод Библии на украинский (Кулиша) озаглавлен "переклад русько-украинскою мовою" - попытки доказать, что руський здесь - это вообще не русский, не впечатляют.. Да, это не "московский русский" - но означает ли отличие "галицкого русского" от "московского" - отличие именно ДВУХ РАЗНЫХ языков? Тут начинается "много политики".. Шевченко прекрасен своей малороссийской душевностью - но его язык все еще очень русский и почти понятен без перевода.. Понял бы он что такое "світогляд"? В этом и проблема: язык Шевченко все еще напоминает украинский диалект русского, слишком большую связанность с русским - у него нет "претензий на отдельный язык", но в 20 веке эти претензии появятся - и интеллигентная лексика будет взята скорее из польского - тот же свiтопогляд/мировоззрение.. Еще Ломоносов писал о малороссийском наречии, как о русском, подвергнутом польскому влиянию - можно было бы сказать, что он рассуждает как имперец, хотя образование получил в Германии.. Можно ведь объективно доказать, что отличие украинского от русского - в значительно большем присутствии польских слов, хотя этим все не исчерпывается.. В конце концов, одни языки могут возникать из других - как итальянский из латыни.. В любом случае, Лина Костенко - явно менее понятна современному русскому, чем Шевченко.. Для меня лично Шевченко - это украинская часть русской литературы.. И Гоголь - тоже украинская часть, да еще КАКАЯ! При том, что у нее есть и российская часть, и белорусская.. Но когда пытаются противопоставлять культуру Шевченко культуре Достоевского, как две разные культуры, культуры двух разных стран и народов, как если бы для русского Шевченко был "иностранец", а для украинца "иностранец" - Достоевский, то вот это вызывает у меня яростный протест..
Да, есть не совсем похожая на русскую культура - но когда Иван Федоров приезжает во Львов в конце 16в - ниоткуда не видно, что его и его язык Ставропигийской братство воспринимает как человека другой национальности и другого языка.. Почему? Почему даже Маркиан Шашкевич, деятель галицкого Возрождения в 19веке во Львове, греко-католик, считал язык Пушкина литературной нормой для галичан? Он набрался имперской русской пропаганды? Это слишком стереотипное объяснение: нас давила империя.. Т.е. вот Гоголь якобы очень хотел писать на украинском, а проклятая империя ему не давала!
Мне тоже не нравится, когда об украинцах судят свысока, как англичане о туземцах в колониях - конечно, это бред.. Хотя понятно, что действительно культурный русский значительно меньше к этому склонен - это скорее "массовый человек".. Так же, как и культурный львовянин менее склонен орать - москалей на ножи.. А так - никто роли старшего брата не навязывает.. Наборот, именно совок провел украинизация Украины, когда обязательно ввели обучение украинскому и всех воспитали, что они именно украинцы, в корне отличные от русских - о феномене довоенной советской украинизации написаны сегодня тома.. Даже когда Закарпатье присоединили в 1945 - они не хотели в состав Украины, хотели присоединиться к РСФСР, говорили, что они русины, а не украинцы, но Сталин сказал "цыц! Вы - украинцы! Есть украинский язык, есть украинцы - все ок.. Я вообще украинофил.. И даже галициофил..кстати, термин малороссы ввели в Константинополе. а не в Москве - так они обозначали часть Руси, находившуюся в составе Польши..
Т.е. я полагаю, что нынешний протест "русского мира" - да, много советского, много надуманного и т.д. Но есть и вот это: слишком загнули в навязывании "отдельной от русской" культуры - когда нужно перестать быть русским и стать украинцем.. Т.е. - да, русский язык не запрещают, но его вытесняют на культурную обочину постепенно - украинская русская культура трактуется как второстепенная, а украинская мовная культура - как мейнстрим.. И это рвануло.. В этой связи Википедия дает довольно объективную статью "русский язык в Украине" - как раз о постепенном вытеснении.. Т.е. нынешние события показывают, как долго в "восточноукраинском бессознательном" это кипело: несогласие с попыткой навязать именно иной архетип - взгляд на историю Украины и ее народа ближе к галицкому, чем к русскому, больше попытки разделить украинское и русское и противопоставить их, чем соединить, как то свойственно Востоку и Югу в большей степени.. И отсюда подспудно тлеющее ощущение, что тут предлагается какая-то иностранная культура - не просто Шевченко или Иван Франко, а культура без Пушкина и Блока - которых не запрещают, но оставляют за скобками украинской культуры, которые перестают быть ее частью.. И это может прорваться в протестном небрежении: да разве Шевченко сравним с Пушкиным? А Лина Костенко - с Пастернаком? Хотя все это замечательные господа - и совершенно разные.. И я люблю их всех - пусть и в разной степени.. Т.е. украинскую культуру сильно обедняет, если из нее выкинуть все российское как иностранное.. И российская культура станет беднее - без Шевченко или Гоголя, который хотя и не писал на мове - но разве его ощущения не типично украинские - в Миргороде?

Владимир: Вот я и говорю - во Христе нет ни иудея ни еллина, и выяснять, кто кого как называл в древности - занятие не слишком благодарное. Если использовать это с целью дискредитации кого-либо, то и в Украине есть люди, доказывающие, что Киев - это подлинная Русь, а Московия - нет... Все страны со временем меняются, все языки тоже. Насчет польских влияний в украинском - никто не спорит. А вот преподаватели-филологи в вузе говорят, что в русском языке все слова на букву "а" - иностранные - кроме одного единственного слова - "авоська". Я не лингвист, не проверял. Но так говорят. И что теперь делать? Языки формируются, как и люди, и то, что есть в украинском на сегодняшний день - это не какой-то непонятный набор, это своя довольно стройная система, позволяющая гениям создавать шедевры. Вот я говорю на двух этих языках, ну на русском, наверное, чуть получше, и что-то мне не кажется, что в современном положении один - это диалект другого. Да, с русским много общего, но когда начинаешь писать на украинском, понимаешь, что и мыслить надо по-украински, а не по-русски, иначе фальш проступит... есть свои оттенки, которые нелегко передать при переводе... Значит, несмотря на близость этих систем, они все же в одну не сливаются.... И почему тогда белорусский не считать диалектом русского? И кто сказал, что вообще надо из языков выделять только один как эталон? Кроме того, как сбросить со счетов вот эти определения, что язык надо рассматривать как язык, а не диалект, если есть стандартизированный литературный язык? Если есть своя территория, свое государство (а у Украины оно пока еще есть, хотя и раздираемое разными силами)? Функциональность во всех сферах письменного и устного общения? Это все есть у украинского, поэтому я тут считаю, что определение его как языка более-менее однозначно. А современный русский - он ведь тоже не всегда был таким? Он и сейчас меняется - недавно был на концерте Юлия Кима, он тоже говорил на эту тему... Но ясно также и другое - что у культур не всегда есть четкие границы, как и у эпох. Я вообще против растягивания культур, и против определения - Гоголь это украинский литератор или русский. Да какая разница как назвать - и то, и другое! Я вот тоже себя считаю и украинцем, и русским, и что, не умер же от этого! Поэтому все эти перетягивания канатов - он русский - нет, он украинский - только от лукавого. Да, должны быть какие-то определения, но они должны использоваться не для подавления одного другим, не для присвоения, не для монополии, т.е., все зависит от того, как и в каком контексте это все говорится.
А навязывание всегда к добру не приводит. Можно понять идею единого государственного языка как некоего объединяющего фактора, но если оказывается, что это не действует в реальности по тем или иным причинам, то значит надо менять либо идею, либо методы ее реализации. Либо действительно вводить два государственных или региональных языка. Навязывать язык и лишать какой-то части культуры, конечно всегда будет вызывать протест. Поэтому я и говорю - язык нужно распространять через взаимообмен культур, через поощрения...

Константин: А вот преподаватели-филологи в вузе говорят, что в русском языке все слова на букву "а" иностранные: похоже на анекдот!
Идея, что раз есть отдельное государство, то должен быть отдельный язык - мы уже говорили с тобой - часто не работает.. Тогда были бы американский, австралийский и канадский языки, а есть - английский.. Так же и швейцарского и австрийского нет, а есть немецкий, хотя диалекты отличаются весьма сильно.. В Петербурге тоже говорят не так, как в остальной России - поребрик, парадное, шаверма и т.д. Но петербургского языка нет..

Ты говоришь - стандартизированный литературный язык - так ведь литературный украинский только в 20 веке стандартизировался - даже у Шевченко еще нельзя говорить о четкой литературной норме украинского.. И потому не случайно, что Гоголь литературной нормой считал русский - это не влияние имперской пропаганды, а просто факт - в его время.. Конечно, и в 19веке было энное количество людей упорно писавших на малороссийском наречии - будем сравнивать их по литературному таланту с Гоголем? Или для свидомых украинцев тут важен сам факт "отдельности" - Котляревского или Коцюбинского, например?
Когда мы говорим о языке или диалекте, можно задать простой вопрос: а существует ли древнеукраинский или древнебелорусский? И ответ будет - нет.. Покажите мне летописи или памятники древней литературы, написанные на этих языках - и в чем их отличие от древнерусского? Ответ будет такой - там просто много польских заимствований, поскольку многих терминов в лексике тогдашних русских жителей Речи Посполитой и ВКЛ не было.. Даже о.Иван Хоменко, автор греко-католического перевода Библии на украинский (это самый западноукраинский перевод, сделанный в Риме), во вступительной статье начинает историю украинской Библии с РУССКИХ переводов - с церковно-славянского, признавая, что в тех переводах, которые делались с 16века на территории Речи Посполитой (Пересопницкое Евангелие и т.д.) есть диалектные, украинские слова.. Т.е. тем самым и он признает, что в древности говорить отдельно об украинском языке нельзя- о древнерусском - будь ласка.. Но сегодня - да, есть реальность украинского, и пусть он развивается, это богатство наше общее..

Владимир: Так я ж и говорю, что главное - то, что сегодня. Хотя есть люди, которые считают по-другому, и тоже это по-своему аргументируют. Белорусы, например, тоже свой язык считают более истинным русским, а русский и украинский - производными... Мне попадалась некая статья на эту тему. Так что тут сколько угодно может быть спекуляций. Понятно, что украинский стандартизировался в 20 веке - и потому, когда читаешь Франко или Шевченко, язык во многом отличается. Тем не менее, все очень понятно. Но вот что касается английского и американского, то как пишут, "американский английский, и британский английский являются всего лишь вариантами одного того же английского языка. Различия между двумя версиями незначительные, особенно если мы говорим о Formal English. Различия скорее касаются разговорного языка". "Лексические отличия касаются в первую очередь сленга и специфических явлений/событий/вещей, которые присущи каждой из стран" (например, говорить: administration или government - правительство). То же самое нам говорили и преподаватели, что разница небольшая, да и если приезжают американцы, переводят их те же переводчики, что обучают в вузах английскому. Нет нужды привлекать переводчиков с "американского". Между украинским и русским разница же явно гораздо больше, чем между английским и американским. Вот из России был один мой знакомый. Приехал на Украину, смотрит - вывеска: "Вихідний - неділя". По-украински воскресенье то есть. А он решил: вот классно украинцы живут, у них целая неделя - сплошной выходной! Из-за чего и смеялись над Азаровым, что, конечно, можно сделать из русского украинский, поставив в русские слова вместо "о" "і". Да только что из этого получится? Действительно, есть слова, которые по корню одинаковы, но произносятся по-другому, но есть же и масса слов и конструкций, которые вообще другие! И эти слова надо знать. Если бы просто были взаимозаменяемые слова - ну например, "отношения" и "відносини" - это еще куда ни шло, корень один. Но а когда сюда включаются еще близкие по значению "стосунки", "взаємини", и для каждого слова своя сфера употребления, которую надо стараться не нарушать - то это же не сводимо к разговорнсти варианта, это своя отдельная система. Так что тут ситуация не такая, как с амер. и англ.

Константин: Различие в украинском и русском еще не означают автоматически различия именно разных языков.. Лютер еще в 16 веке во время Марбургского диспута с Цвингли (1529) жаловался, что он не понимает его немецкого - т.е. уже тогда швейцарский немецкий сильно отличался от немецкого в собственно германских княжествах. Тем не менее, в Швейцарии нет швейцарского языка, а есть немецкий.. Моя знакомая, будучи замужем за итальянцем в Неаполе, признавалась, что долго не могла понять неаполитанский диалект, т.к. он сильно отличается от общеитальянского, за основу которого был принят диалект тосканский.. Так что в решении вопроса - язык или диалект - всегда будет много политики и посторонних причин..

Владимир: Константин, я же не говорю, что здесь нет политики. Существование государства - уже политика. И действительно, не всегда есть четкие границы, потому и прибегают к дополнительным признакам - наличие свой территории и т.д.. Но: я говорил, что аналогия с американским и английским не совсем уместна, другие же аналогии - пожалуйста, сколько угодно. Для меня украинский как был языком, так им и останется, кто бы там что ни говорил. Вовсе не потому, что я не люблю русский. Напротив, потому что я люблю их оба!

Константин: Да я тоже люблю - оба! Нет проблем.. И спорить по поводу того - язык или диалект - не вижу какого-то предельного смысла.. Раз миллионы считают украинский именно языком.. Таких примеров много ведь: вот сейчас есть загадочное государство Македония.. Это болгары, территорию которых после 1880 (Берлинский конгресс) отдали сербам.. Но поскольку они более 100лет живут вне исторической Болгарии, то они считают себя македонцами, а свой язык - македонский.. Тут хоть разбейся - все равно никому ничего не докажешь..

Владимир: Интервью Вакарчука (лидер группы «Океан Эльзы», известный в Украине музыкант и общественный деятель – К.М.) очень понравилось. Очень многое просто в яблочко. Особенно про выборы властей в разных регионах Украины: "он, конечно, вор, но за то наш". Сколько раз я слышал именно такое - даже от близких мне людей, и неплохих людей. Потому что все боятся, что чужой вор хуже своего. Потому что никто не задумывается о том, что вор - он всегда чужой. Вор в своем дому не может в принципе быть своим. И сколько раз мне приходила в голову эта мысль, и как хорошо, что Вакарчук ее выразил. И вообще по тому, как он отвечает на вопросы, видно, что мыслит очень взвешено. Да если бы так люди мыслили везде, то никаких бы принципиальных противоречий между Востоком и Западом вообще не было бы. Он прав, мы разные, но все это решаемо, если только иметь желание это решать и учиться слушать друг друга.

Константин: Он говорит много разумных вещей - тем более что человек он неглупый.. Проблема скорее в том, что вот это "наш вор круче вашего" - это не просто порочный круг голосования за зло.. Тут еще сказываются идейные разногласия регионов Украины.. Святослав говорит много правильного - но вот что он сказал бы конкретно по поводу введения двух государственных языков. например? Хотите единства Украины? Так что мешает пойти на компромисс - двуязычие ввести?

Владимир: Сейчас и я бы выступил за двуязычие. А что сказал бы Вакарчук - надо у него спросить, но по его речи видно, что он не стал бы нагнетать ситуацию, как наши политики. Хотя Турчинов ведь наложил вето на отмену языкового закона, в котором русский признается региональным. Т.е., сейчас все еще действует закон, который и так уже много лет был, и поэтому неправильно говорить, что "русский язык запретили". Но я бы конечно, за то, чтобы убрать все, что сейчас провоцирует людей на разъединение. А что мешает - так это надо у властей спросить... Хотя допускаю, что когда реальная угроза войны, то в первую очередь думают не о языке. Хотя зря, ведь это один из провоцирующих факторов.

Константин: Так ведь закон, который был при Янике, не вводил именно два государственных языка - а только региональное употребление.. Вот если бы сейчас власть в Киеве ввела два госязыка - Восток и Юг увидели бы, что с ними хотят считаться всерьез.. Только боюсь момент упущен - и выборы 25 мая ничего не дадут..
В этом проблема власти и у нас, и у вас - умные и достойные во власть идти не хотят - не хотят связываться, как с дурной компанией.. А идут - приспособленцы, стяжатели и другие.. Почему такое отношение к власти - вопрос.. Хорошо, человек извращен после Адама - но мудрость в том, чтобы такие извращения контролировались законом - государственным и моральным.. Вот с этим - плохо.. В России нашли выход в харизматичном и авторитарном правителе - Путине.. В Белоруссии - тоже, хотя Лукашенко на порядок авторитарнее.. В Украине - майдан сметает власть, но к народному контролю это не приводит, а харизматичного правителя в украинской элите не видно.. И покамест видна только анархия..
Кстати: ты говоришь, что многие противники нынешней киевской власти на Востоке настроены слишком просоветски, а вот обращение одного харьковского знакомого до людей с Западной Украины:
"Сограждане с Запада, к вам обращаюсь, я житель (и, хочу добавить, коренной) Востока, города Харьков, активный участник харьковского антимайдана и сопротивления новой (вашей) власти. Я один из тех, кого вы называете «малороссом» «східняком» или как-то еще. Хотя меня ни одно из этих прозвищ не обижает.
Я хочу объяснить вам простую, но очень неприятную и трудную для восприятия вещь - почему я и те мои земляки, которые мыслят так же, как я, вас не любят (а мы действительно не любим). Почему в наших сердцах не нашла отклика ваш отзыв о «день единства с Востоком» и «день русского языка во Львове». Скажу просто - потому что очень трудно поверить в вашу искренность. Я по убеждениям панрусист. Я не воспринимаю тезисы о колониальном закрепощении Москвой и др. Для меня Украина и современная Россия вышли из одного источника, а Российская империя и СССР - это государства, которые мы с ними строили вместе. В частности, именно благодаря им и возник на Диком Поле мой родной город. Я не хочу инициировать дискуссию на эту тему, я просто сообщаю - я думаю и чувствую именно так. И я тут такой не один. Поэтому нападки на эти исторические сообщества я воспринимаю фактически как нападки на себя. И именно поэтому я не люблю вас – потому что враждебностью и ненавистью к ним пропитана вся ваша гуманитарная сфера. Историческая наука, литература, даже философия и социология. И не надо говорить, что это не так. Потому что это именно так. Я вырос в Украине и получил высшее гуманитарное образование здесь. Я изучал зарождение идеологии ОУН в Галиции, во времена, когда самой ОУН еще не было. Я читал, что писали те люди, которые стояли у истоков современного западноукраинского национализма (Шептицкий, Огоновский - если надо какие-то имена назвать). И поэтому я знаю - ненавистью к тому, что для нас свято, у вас пропитано абсолютно все. Эта ненависть отнюдь не уменьшилась, когда Украина стала независимым государством. Достаточно хотя бы взглянуть в украинский сегмент Википедии. Столько заидеологизированности, недоброжелательности и едва скрытой ненависти к России, русской культуре, российской и советской эпохе существования Украины (в частности, Восточной) нет нигде. Ни одного признака объективности, ни одного дистанцирования от откровенной ксенофобии. Это нонсенс, но создали этот нонсенс вы. Или, по меньшей мере, вы его терпите, и ни один из вас не поднял против него голоса.
Дальше. Сколько-то лет назад, когда стало ясно, что Восток и Юг не желают принимать вашего образа мышления, я наблюдал за нарастающей неприязнью к жителям этих регионов - то есть моих земляков. Она звучала везде - от частных разговоров, до блогов на zaxid.net, от интервью Андруховича или Винничука до напыщенных заявлений на сайтах типа zbruc.eu о вашей «Европе» и нашем восточном «Мордоре». Когда вы это писали - вы искренне считали, что будут читать только ваши? Что ни один из тех, кто думает и чувствует как я, не способен прочитать текст на украинском языке? Или что мы, прочитав это, громко вскрикнем: «ну ведь и дерьмо мы!», и начнем делать из себя маленьких «западенцев»? Нет господа, этого не произошло. Мы читали и слушали это - с нарастающим отвращением. И с каждым чванливым заявлением, с каждой демонстрацией того, как искренне Запад ненавидит то, что является сутью моего родного края и меня (а русское и советское - неотъемлемая его часть, так же как левая рука - неотъемлемая часть моего тела) росла наша неприязнь к вам.
А теперь вы искренне считаете, что все это можно зачеркнуть, объявив - вдруг - «День русского языка во Львове»? Но кружку сиропа не подсластит цистерну горькой отравы, которую вы уже успели наварить. В вашу искренность поверить трудно, даже если вы сами уверяете себя, что искренние. Вы много лет демонстрировали, что вы ненавидите то, что является частью нас. Вы рисовали себе образ эдаких «европейцев», которым крайне отвратительное все, что хоть немного напоминает российское или советское. Вам удалось, мы вам поверили - вы действительно это искренне ненавидите. И поэтому мы никак не можем вас любить и хотеть какого-то «Востока и Запада вместе». Если хотите, чтобы мы перестали оглядываться за помощью к Москве, перестали смотреть на вас волком - вам нужно измениться. Сомневаюсь, что вы на это способны. Но тогда хотя бы давайте без притворства, «дней русского языка» и «единение со Східом». Потому что это выглядит так, как если бы какой-то черносотенный клуб в России объявил «день единения с евреями». Благодарю за внимание".

Владимир: Ну так и что - а разве на Востоке Украины нет похожей ситуации с ненавистью ко всему западноукраинскому? Да полным-полно. И все те же самые вопросы, которые этот автор задает, украинцы могут написать к "східнякам". Так что это все написано для людей, которые действительно как-то враждебно друг друга воспринимают. Ну есть такие люди, и много их, да. А нормальные украинцы и русские - всегда найдут общий язык. Я вот был на Западной Украине - ничего подобного, о чем пишет этот товарищ, не встречал. По крайней мере, на каждом шагу вот так в лоб не натыкался. А неприятие СССР - конкретно его негативных сторон - репрессий, атеистической пропаганды - извините, оно есть и у русских на территории России. Пусть этот человек в архивах сначала почитает, как НКВД расправлялось с верующими... И за что им теперь памятники Ленину любить и все, что связано с этой культурой? Но согласен, что любые перекосы и обвинения целого региона в чем-то - это вешание ярлыков, и ни с той, ни с другой стороны оно людей не красит.

Константин: Ты же знаешь, что я - галициофил.. Да, на Востоке не любят западенцев.. Но Восток так не навязывает свою идею Западу Украины, как тем навязывают 23 года.. Запад Украины слишком мессианистичен - он постоянно орут - мы спасаем Украину! И их совершенно не интересует, желает ли остальная Украина, чтобы ее спасали и ей навязывали галицкое миропонимание? Я симпатизирую галичанам, но то, что хорошо в пределах Галичины - невозможно на остальной Украине.. Да, на уровне быта - русофобии со стороны галичан практически не встречал.. Но в том письме речь идет скорее о "носителях особого самосознания" - "национально свидомых" галичанах - достаточно пообщаться с ними или прочесть книги, которые они считают "своими" - и ненависти сколько угодно.. И если бы это была только ненависть к совку - я был бы только за.. Но это и ненависть к русскому как таковому..
Вешание ярлыков - это глупо и говорит об отсутствии мышления.. Но за ярлыками действительно стоят серьезные идейные и даже местами цивилизационные разногласия Запада и Востока Украины.. Тут действительно просто добрыми намерениями ситуацию не исправишь.. И там, и там - много замечательных людей, но много и разного совершенно восприятия будущего Украины, ее истории и т.п.