начало 1912 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
До последнего дня перед выборами в рейхстаг (12.01) Роза Люксембург своими выступлениями продолжала бороться за голоса для социал-демократической партии. Письма Кости, как видно, вносили при этом приятное разнообразие

Аrnstadt, 3.01.1912

Юю, дорогуля, вчера я доехала относительно хорошо, питалась вашими бутербродами и яблоками, в вагоне-ресторане пила только чай. На собрании чувствовала себя уставшей и, по моему мнению, была не на высоте, но люди были в восторге, и опять место о войне* нашло самый большой резонанс. И история с приютом** произвела большое впечатление.
Здесь меня уже поджидал «Куртик»***, который выглядел отдохнувшим и был в чудесном настроении; без сомнения, он прекрасно работает. Во все деревни, куда ещё не ступала красная нога, он является на машине, гудками собирает людей , естественно, стар и млад спешат к этому чуду техники, не выходя из авто, он агитирует и до того как полиция успевает отреагировать, смывается в другую деревню.  Наши люди из-за новизны и дороговизны сначала не отважились использовать этот метод , но теперь он им доставляет большое удовольствие. При этом и листовки распространяются, крестьяне их аккуратно складывают и прячут  в нагрудный карман.
Не пропусти, 7-го я в Йене не останусь ночевать, а поеду в Эрфурт, в Эрфуртовский двор. Туда приедет «Куртик», Матильда Вурм и Шульц.
Сегодня  я была так рада, сразу же получив твоё письмецо. У тебя было хорошо все праздничные дни! Прогулки в лесу и пилка дров, и танцы. Ююка, будь весел. Я уже радуюсь весне, когда Юю приедет ко мне.
                Целую тебя
                Н.

*    Роза на своих выступлениях призывала не подчиняться военному призыву
** В Берлине в ночлежке для бездомных случилось в Рождество массовое отравление из-за испорченной рыбы, привёдшее к смерти более 70-ти человек
*** Так ласково всегда в своих письмах называла Роза Курта Розенфельда, адвоката и соцал-демократа. Он кандидировал в рейхстаг от округа Шварцбург-Зондерхаузен.

Лео Йогишес 4 января тоже было написано письмо, из него следовало, что время в семье Клары Цеткин не было для Розы таким уж безоблачным:
«Вчера у меня уже было собрание в Веймаре, но только сегодня я получила адреса моих дальнейших выступлений. И так, сегодня, 4-го здесь, в Арнштадте
5-го Ейзенах, отель Циммерманн
6-го Грейц, пока не знаю где
7-го Эрфурт, отель Эрфуртовский двор
8-го  Ильменау, отель Ильменау

Дальнейшие адреса мне пока неизвестны. С работой над Кредо (статья о тактических разногласиях между SDKPiL и соц. дем. раб. партией России) я пока не готова, последние три дня в Штуттгарте из-за мигрени мне пришлось провести в постели. Я не довольна, что не справилась с этой вещью; В Штуттгарте ночью попробовала над ней посидеть, но ничего из этого не вышло, потому что была усталой. Постараюсь здесь, по-дороге над ней поработать.
С Цеткиной сейчас так, что от её переписки с К. Каутским много  ожидать не приходится. Очевидно, от всей истории её уже тошнит, хотя она старается этого не показывать. При этом она такая нервная и взрывается из-за любой мелочи...» 

Не удивителльно, что Роза в будущем постарается избегать поездки в семью Клары Цеткин.