Бесплатные абрикосы

Людмила Федоровна Прохорова
         (О ч е р к)

     В тот памятный июльский вечер  мать, уже совсем старенькая женщина (впрочем, старенькой она была только по летам.  Годы были не властны над ее тонкими красивыми чертами, над выразительными  яркими глазами и над голосом, звонким и сильным).  Порода! - шутила о себе мать.  И доля правды в этих словах была.  Люди, властные и деятельные, с живым изобретательным умом стареют медленно.  А мать была именно этой породы.  Она была властной и деятельной.  И еще мудрой.  И дюди льнули к ее мудрости, к ее доброму отзывчивому сердцу.  Когда с кем-нибудь случалась беда, люди шли к ней за советом, за помощью и успокаивались, словно заряжались от нее волей и мужеством.

      Та вот в тот самый июльский вечер мать пришла на стихийный городской базарчик, чтобы купить абрикосов.  Таких пятачков было много в городе.  Плоды щедрой южноукраинской природы не умещались на официальных рынках и продавались везде - на улицах и площадях, с импровизированных прилавков и с подъезжающих машин.

      Абрикосы, выгружаемые из синих "Жигулей", привлекли  ее внимание.  Они были яркие, словно полыхающие жаром, и крупные, с красными, словно поджаренными бочками.  К ним сразу сбежалась очередь.

      Розовощекий старик, абсолютно белобрысый то ли от природы, то ли в силу почтенного возраста, возился с весами: стремился зацепить юркую стрелку за нулевое деление.  Его половина, моложавая, крепко сбитая женщина выставляла на раскаленный тротуар ящики с абрикосами.

       Мать оказалась в очереди первой.

       Старик, наконец, зацепил стрелку и выпрямился.

       Он увидел мать и округлил глаза.

       - Вы?... - спросил он испуганно. - Ваша фамилия... Как ваша фамилия?

       Мать в неудоумении пожала плечами.

       - Почём? - спросила она, будто не расслышала вопрос.

       - Скажите вашу фамилию, тогда отвечу.

       - Уважаемый, - осерчала мать. - Я вам не девчонка, чтобы со мной заигрывать.

       - Я не продам, покуда не ответите.

       - Что это, допрос? - она вспыхнула от негодования. - Не продадите и не надо.

       - Пожалуйста, - в его глазах стояла мольба. - скажите мне.

       - Да скажите вы ему... Не задерживайте всех... Что, вам жалко?...
Придумайте какую-нибудь... - закричала очередь.

       - С какой стати? - возмутилась мать. - Новости! Да вы в своем ли уме? - насторожилась она.
 
       - В полном, - ответил старик. - Знаете, вы напомнили мне человека, которого я ищу уже пятьдесят лет.  Мне кажется, это вы.  Скажите мне.

       - Ну, -заколебалась мать. - Шуваева.

       - Нет, извините, тогда я ошибся. Тогда вам, как и всем по шестнадцать.
       Старик взял у нее цветастую торбу и наполнил абрикосами.  Но, получив деньги, снова застыл,  будто вспомнил о чем-то.

       - Послушайте, а вы не во второй раз замужем?

       - Допустим, вам-то что?

       - О-о, - старик с облегченим выдохнул.- Ну, конечно.  Ваш первый муж Федор Илларионович?... Прохоров?

       Мать отпрянула. Тело покрылось потом. В кончики пальцев вонзились иголочки.

       - Дд-а, сказала она чуть слышно. - Вы откуда знаете?

       - Мать! - закричал он своей супруге. - Это она! Я нашёл ее. А знаете, как я вас узнал?  По глазам.  Вы изменились, но глаза до сих пор красивые.  И еще по голосу.  Я ваш голос узнал.  А знаете, кто я?...  Я тот человек, который видел вашего мужа в конце его жизни.

       Очередь притихла. Задние стали подходить поближе, чтобы  получше расслышать этот необычный разговор.

       - Ваш муж был командиром эскадрильи.  Но в тот день он уже сдал командование.  Его повысили.  Он должен был принять полк.
       Он не должен был участвовать в том бою.  Я его отговаривал.  Но он получил письмо.  От вас.  Вы писали о вашей службе,  о мытарствах,  ваших и ребенка.  Когда я вошел, письмо лежало перед ним.  Он был темнее тучи.  Он сказал мне:

       - Не отговаривай.  Я вылетаю.  Хочу отомстить за семью.


       Его эскадрилья выиграла бой.  Они уже возвращались. И он замыкал строй.  И тут откуда ни возьмись - немец.  Их истребитель.  Федор Илларионович развернул машину и погнался за ним.  Остальным приказал не менять курса.  Он снял немца меткой очередью.  Тот загорелся.  И тут с земли поднялись еще два их самолета.  Он сделал мертвую петлю и пошел на один из них, чтобы накрыть его сверху.  И тут второй ранил его в хвост.  Машина загорелась.

       - Прыгай! - скомандовал он своему стрелку.

       Но пулеметчик ответил:

       - Я остаюсь с вами.

       - Я приказываю тебе: прыгай! - закричал командир.- Я иду на таран.

       Мы все это слышали по радио. Я сидел возле рации.

       Пулеметчик спрыгнул. А они погибли. Он и немец.  В полку на линейке летчики плакали.  Это была первая потеря в нашем полку.  И какая потеря!  Его
любили.  Он был весёлый и добрый.  А пел!  Как он пел!  Как играл на гитаре! Но на службе это был не человек - кремень!

       Перед последним вылетом он сказал мне: "Василий, если что случится, позаботься о моей семье."  И я пообещал ему.

       Мы с вами не были знакомы.  Вернее, я вас звал, а вы меня нет.  Вы работали в медпункте военфельдшером.  Нас было много, молодых летчиков, только после училища, а вы были одна.  Мы все были чуточку влюблены в вас.  И я тоже.  Чего уж греха таить.  Я вас узнал по глазам.  Они такае же яркие и живые.  И по голосу.  Он совсем не изменился.  Ты не сердись, жена, но я себе слово дал разыскать ее и ... даже жениться.  Я вас искал.  И нашел вот сейчас, через пятьдесят лет.

       Очередь не шевелилась. Никто даже не кричал, что ему некогда.

       - Что ешё я хочу вам сказать о вашем муже: таких, как он, мало.

       - Они все погибли, - сказал мужчина в пикейном картузике.

       - Спасибо вам, - сказала мать.  Слёзы текли по её щекам. - Спасибо за вашу память.  О муже, о нас, за добрые слова.

       - А деньги заберите, - сказал старик.

       - Нет, я не могу, - смутилась мать.

       - Я прошу вас.  Не обижайте меня.  Ведь у меня нынче праздник.  Я выполнил свой долг.  Я рассказал семье о Федоре Илларионовиче.  И теперь моя совесть чиста.  В том, что я не смог позаботиться о вас, вы уж не вините меня.  Война разбросала всех...  Ну, а вы как?  Кто ваш новый попутчик в жизни?

       - Мой муж тоже ветеран. Инвалид войны. Он Берлин брал.

       - Значит, из наших.  Тогда я спокоен.  А дочь? Она жива?

       - Жива.  У нее муж и сын.

       - Сын? У Федора Илларионовича внук! - воскликнул старик. - Ну, да, ведь дочь давно взрослая.  Жаль, что он не увидел внука...

       - Ну,  берите же деньги.

       - Берите, женщина,- очередь словно проснулась. - Берите, берите, не обижайте его. Грех отказываться в таких случаях.

      
       Мать шла домой, как во сне.  Деревья и дома вытягивались перед глазами в длинные  мокрые  линии.  Она не ощущала себя.  Туловище будто занемело.  И только абрикосы оттягивали  руку,  словно  живое  тело.

       Она положила торбочку на стол, и абрикосы выкатились на клеенку.  Они глядели веселыми оранжевыми глазами. Она разломила один из них, и серединка повлажнела.  Заплакала оранжевым соком.  А может, это ее слезинки скатились в округлую выемку?

       "Зачем ты это сделал, Федя?" - подумала она.  И увидела глаза.  Его глаза.  Они смотрели осуждающе.  "Как ты могла задать такой вопрос? - спросили глаза. - Неужели ты меня так и не узнала за годы нашей совместной жизни?"...
       
Да, она знала его.  Он был хороший муж и отец.  А стал, оказывается, героем. Безызвестным героем.  Это было обидно.  Никто не написал о нем очерка, никто не приколол к его груди золотую пятиконечную звездочку.  Потому что тогда было не до очерков.  И даже не до наград.  Война наступала.  Шел 1941 год. Война наступала, она заглатывала ежедневно десятки героев, поперхивалась, давилась их непокорными косточками и шла вперёд, накрывая черным покрывалом безызвестности их подвиги.
         Она перемалывала и свидетелей этих подвигов - тех, кто мог рассказать, написать, сообщить...

         Впрочем  об  известности  Федор  Илларионович  и  не  думал.  Он просто  любил  свою  землю.  Чуточку  больше,  чем  собственную  жизнь.  "Нас  много, а  Родина  у  нас  одна, - сказал  он  ей  на  прощание. - Береги  дочь, а  обо  мне  не  беспокойся.  Мы  победим..."