Опера Пиковая дама 27. 06. 2014

Марина Шатерова
НАБТ оперы и балета Республики Беларусь
Музыка – П.И.Чайковский, по мотивам повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»


Парк, сумерки. Появляется Герман, за его спиной – Лиза. Густой туман скрывает её и она уходит. К парку прилегает дом, в котором находятся женщины и дети в военной форме с ружьями – военное училище, скорее всего. Герман отворяет несколько ворот этого дома, через которые дети выходят на улицу. Они выстраиваются в ряд, маршируют, выполняют построение под руководством Германа, поют патриотические песни. Затем, с двух сторон слившись в одну колонну по двое, скрываются в доме через центральный вход. В этом заключалась работа Германа – воспитание юных суворовцев, будущих защитников Родины.


Декорации спектакля представляли собой несколько стендов, состоящих из двух смежных плоскостей под прямым углом друг к другу. С внешней стороны стенда на одной плоскости был изображён вечерний осенний парк, на второй – зеркальная поверхность. Если стенд повернуть другой стороной, то с внутренней стороны стенда изображён интерьер дома: на одной внутренней плоскости большое окно дома от пола до потолка, на другой – стенка с зелёными обоями и незамысловатым узором. Весь спектакль фактически играется в этих декорациях, которые в нужный момент поворачиваются нужной стороной, перемещаются в пределах сцены. Интерьер дополняется минимальным количеством мебели, люстрой, картиной, либо смысловую окраску придают задником с изображением набережной Невы или внутреннего убранства царского дворца.


Приятели Германа – Сурин, Чекалинский и офицер Томский – вспоминают вчерашнее посещение казино, где сильно проигрались. А вот Герман никогда не играл, а только бухал вино и наблюдал за чужой игрой, был очень грустен, говорят, что беден он.


Появляется Герман. Друзья расспрашивают его, почему он в такой печальке. Тот рассказывает, что влюблён безответно и умирает. Пытаясь разобраться в ситуации, Томский спрашивает, знает ли его возлюбленная о его чувствах, может надо делать предложение и жениться, а не тосковать в одиночестве. Но нет:
- Она из знатных и принадлежать не может мне…
Графиня с внучкой Лизой проходят мимо. Она и есть та самая возлюбленная Германа. Лиза видит его и между ними пробегают искры. В этот момент, вероятно, она тоже любит Германа. Графиня с Лизой удаляются.
Сурин, Чекалинский и Томский начинают сплетничать про старую графиню, что ей 80 лет, а когда-то она блистала в Версале, и сам французский король был ею покорён. Она была азартна, но сильно проигралась. Король прошептал ей на ухо, что раскроет секрет трёх карт для выигрыша, в обмен на её благосклонность, разумеется. Она возмущённо отказалась, но, тем не менее, на следующий день пришла и выиграла. Секрет трёх карт она раскрыла мужу и молодому любовнику, но потом ей явилось привидение и предостерегло, что от третьего, кому она сообщит тайну трёх карт, её ждёт смерть.
Герман с большим интересом всё это выслушал, понял, что это может быть его шансом. Друзья заметили его заинтересованность и начали над ним шутить, что он хочет стать любовником восьмидесятилетней старухи, чтобы выведать тайну трёх карт и разбогатеть. То же мне ещё друзья, нет, чтоб поддержать бедствующего товарища, так им лишь бы шутки шутить.


В компанию вливается князь Елецкий. Хвастается перед друзьями, что собирается жениться, что влюблён безумно, его невеста бесподобна, просто ангел. Герман пока не знал, кто невеста Елецкого, но уже сейчас не разделял этих восторгов и поздравлений, стоял в сторонке. Елецкий рассказывал о своём счастье, любви, о будущей безоблачной семейной жизни, а Герман в это же время причитал о своих безответных чувствах и скорой смерти от безысходности.
Появляется графиня с Лизой. Елецкий радостно представляет Лизу друзьям, как свою невесту. Герман в шоке – значит, она выходит замуж, а он катастрофически никак не может им помешать. Лиза тоже была ошеломлена, увидев Германа, спросила:
- И Вы тут? Кто этот офицер?
- Наш друг Герман,- был ей ответ.


Герман остаётся один. Терзаемый отчаяньем от невозможности быть с любимой, кляня свою бедность, он во что бы то ни стало, хочет разгадать тайну трёх карт. Это откроет ему путь к любимой, т.к. он станет её достоин.


Комната Лизы в доме графини. К Лизе пришли в гости подружки на девичник. Одна из них – пышнотелая блондинка – играла на пианино, девушки же как-то сумрачно стояли вдоль стены, и каждая думала о чём-то своём. Закончив одну композицию, девушка начинает играть романс, любимый Лизин, но он оказался каким-то очень уж грустным – что-то про тоску и смерть. Опомнившись, барышня прервала игру и пение, решила приободрить девчонок, саму Лизу, ведь у неё завтра помолвка. Предложила спеть что-нибудь русское, танцевальное, а девчонки сделают руки в боки и попляшут. Надо же веселиться!!! Девки приободрились, поплясали. Но тут явилась гувернантка, толстенная бабища – эдакий аналог фрекен Бок из «Малыша и Карлсона». Как начала она орать на них, чтобы они не пели и не плясали, а вели себя чинно, как подобает в приличном обществе, да и вообще у них манеры хромают, воспитание нынче не то, что раньше. Сказала, что поздно и пора бы уже гостям шуровать по домам. Испортила девкам весь девичник – торты недоедены, до вина ещё не дошли, а стриптизёр, который должен был явиться в полночь, останется без работы.
Подружки понуро разошлись по домам. Только пышнотелая подруга Лизы всё выведывала у неё, почему та так грустна накануне помолвки. Но Лиза так и не раскололась перед ней, что на кой ей упал этот Елецкий, если она любит Германа. Подруга шутливо грозилась рассказать жениху, что Лиза грустила сегодня вечером, вынудила Лизу натянуть на лицо фальшивую улыбку и ушла.


Внезапно в комнате Лизы появляется Герман. Та в ужасе от него отпрянула, умоляла его уйти – негоже постороннему мужчине находиться в комнате почти замужней женщины – компромат ведь получается. Но Герман непреклонен: «Выслушай же умирающего человека… Последний час уж настал…» - берёт два стула, ставит их друг напротив друга и приглашает Лизу за невидимый стол переговоров.
Слышатся шаги за стеной, Лиза в панике прячет Германа в складках комнаты. Приходят бабушка и служанка, подняли крик, почему Лиза до сих пор не в кровати. Та ответила, что спасть не хочет, хочет почитать в кресле. Бабушка-графиня ни дать ни взять – старая ведьма: с мертвецки бледной кожей, костистыми руками, с огромной копной седых волос, вызывающих ассоциацию с гнездом для блох – поднимает жуткий крик, и Лиза решает покориться судьбе: коленопреклонно целует бабушке руку:
- Повинуюсь, бабушка, сейчас ложусь…
После ухода графини Герман вновь появляется из своего укрытия, пугает Лизу и та снова умоляет его уйти. Но Герман меняет тактику – оставляет в прошлом свои пессимистичные, суицидальные мысли, видя, что ранее они не возымели на Лизу должного жалостливого эффекта – он готов жить дальше, но не мыслит своей дальнейшей жизни без Лизы:
- Я тебя люблю!!!
Та растаяла от его речей:
- Я твоя!!!
Герман обнимает Лизу и их губы встречаются в поцелуе.


Королевский дворец. Знакомые уже зелёные стены с узорами, огромная люстра под потолком, на заднике – более роскошный интерьер дворца, мебели нет. Зал заполняют гости – дамы в золотых платьях и кавалеры в золотых же костюмах. Все пьют шампанское из бокалов и чествуют хозяев дома.
Князь Елецкий на балу был с Лизой. Признавался ей в любви, убеждал в искренности и теплоте чувств, рисовал картины безоблачной и счастливой семейной жизни. Но Лиза не была в таком восторге от намечающейся свадьбы и жених её совершенно не прельщал. Когда Елецкий брал её за руку и признавался в любви, то она грустила и отворачивалась. Все её мысли были только о Германе. Она решает после бала отдать ему ключ от своей комнаты, чтобы он навестил её – чувственное томление не отпускает её.


Была на балу и графиня, и друзья Германа – Сурин, Чекалинский и граф Томский. Они снова начали мыть кости Герману, что он хочет выведать у старухи её тайну трёх карт и разбогатеть, что он собирается стать её любовником, но не жутко ли ему – ей уж 80 лет. Кто-то из них предположил, что Герман просто пошутил тогда, так почему бы и им теперь не подшутить над Германом.
Лиза передала Герману записку, в которой просила его встретиться с ней после бала. Герман был очень взволнован этим посланием, оно вселило в него надежду, что он раскроет тайну трёх карт, разбогатеет и женится на Лизе. В этот момент Томский, Сурин и Чекалинский выглянули из-за кулисы и прошептали Герману: «Герман! Три карты и ты богат!!!». Герман подумал, что так зациклился на этом, что уже слышит голоса.


На балу намечается мини-спектакль – «Пастораль «Искренность пастушки». Пастушка в ярком деревенском платье грустит о том, что её милый дружок-пастушок не пришёл с ней танцевать. При этом она держит в руках кинжал и тычет им себя в грудь с намерением заколоться, но почему-то всё время промахивается, вероятно, это нарушение координации движений. Появляется пастушок. На самом деле это переодетая в мужскую одежду и парик пышнотелая подружка Лизы. Пастушок признаётся пастушке в любви, и они обнимаются, целуются, мило так трутся носиками. Уже было думали прилечь на сцене и предаться плотским утехам. Но тут появился хозяин пастушки, который имел на неё виды. Одет он был очень нелепо – в мешковатый фиолетовый комбинезон, расшитый бриллиантами и шапку, напоминающую морду рыбы-молот. Он дал пендаля пастушку и начал заигрывать с пастушкой, предлагая ей в дар свой дворец в ответ на взаимность. Но пастушок не сдался, выщемил хозяина и продолжил милования с пастушкой. У каждой половинки должна быть своя пара – вот мораль этой миниатюры.


Гости расходятся. Герман с нетерпением ждёт Лизу. Она приходит, поспешно, боясь, что их увидят вместе, отдаёт ему ключ от потайной двери в комнату графини:
- В саду, там, у лестницы, есть дверь в комнату бабушки, а там возле картины дверь в мою комнату.
Лиза томилась нереализованными тайными сексуальными желаниями и фантазиями, которые ей не терпелось воплотить. Герман тоже был томим страстями и желаниями, только несколько иного свойства – к старушке, к тайне, к трём картам и богатству.
Герман был потрясён: «Теперь не только я, сама Судьба так хочет, и я буду знать три карты».
Дворец исчезает, стены становятся зеркальными, как в игорном доме. Комната, словно лавиной, наполняется множеством людей: мужчин в серых костюмах и цилиндрах, и женщинах в серых платьях и чёрных полумасках из перьев. Они ложатся на пол в комнате, а Герман словно парит над ними.

***

Ночь. Герман пробирается в спальню графини. Удовлетворённо отмечает, что всё было так, как ему описывала Лиза – сад и дверь под лестницей. В комнате из мебели было только кресло с высокой спинкой и овальный портрет молодой графини в тяжёлой раме. Красивая женщина была, ужасаешься тому, что делает с нами время.
Германа мучили сомнения, а не шутка ли вся эта история с тайной трёх карт, может зря он всё это затеял.
- Мне от тебя, тебе ль от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого, – размышлял вслух Герман.
Портрет молодой графини так и притягивает взгляд – смотрю, и насмотреться не могу, хоть тошно мне смотреть.
Доносятся голоса. Герман засуетился по комнате в поисках места, куда бы можно было спрятаться. Но так как у графини в комнате, кроме кресла с высокой спинкой, никаких других мебельных вариантов не было, будь-то шкаф, к примеру, Герман довольствовался креслом, за которым он и спрятался. Служанки привели в комнату уставшую и раздражённую графиню в длинной белой ночнушке и чепчике. Она капризничала, что не хочет спать в кровати. Ей принесли пуфик, на который она села и начала вспоминать свои молодые годы, когда она пела и плясала при дворе французского короля, те времена были не те, что сейчас. Заметив, что служанки не ушли, а, раскрыв клюв, слушают её рассказы, старуха закричала на них, чтобы проваливали восвояси. Те забрали пуфик и, раскланиваясь, отчалили. Графиня продолжала предаваться воспоминаниям – пела по-французски, любовалась своим портретом, на котором она была молода и красива, и хвасталась, что пользовалась при дворе огромной популярностью. Затем её сморил сон, и она уснула, сидя в кресле, за которым прятался Герман. Очень старые люди просто не любят спать лёжа в кровати потому, что боятся умереть во сне, кресло же – другое дело: в нём не лежишь, а сидишь, значит, что не спишь, а дремлешь.


Герман выбрался из своего укрытия, подошёл к спящей графине и взял её руки в свои. Она проснулась. Увидев Германа, в ужасе вскинула руки, защищая себя. Герман стал успокаивать её, что он её не тронет, ничего ей не сделает, что он пришёл просить об одолжении – раскрыть тайну трёх карт. Она ведь уже довольно долго пожила на свете, ради чего ей хранить эту тайну, а так она может спасти чью-то судьбу, осчастливить его. А если эта тайна связана с каким-то бременем, грехом, то он готов принять его на себя.
Ничего не ответила ему графиня (наверное, не первый он, кто приходил по тайну карт), а только достала револьвер и наставила его на Германа. Предчувствуя непоправимое, Герман бросается к старушке, хватает её руки и отводит револьвер дулом в потолок. Револьвер выпадает из слабых старушечьих рук, Герман отворачивается, отходит в противоположную часть комнаты. Когда же обернулся, чтобы вновь красноречиво убеждать, старушка в кресле мёртвая лежала…
- Пророчество сбылось – графиня умерла, но тайну трёх карт я так и не узнал, – ошеломлённо подумал Герман.
Он бросился к ней, пытался на руки поднять…. В этот момент на шум прибежала Лиза. Герман, наверное, и думать забыл, что в доме есть кто-то ещё, и, вообще говоря, изначально он к Лизе направлялся, но напрочь забыл о том свидании.
- Она мертва, – сказал он Лизе, не выпуская из рук тело графини.
Лиза сначала не поняла, о чём речь, впала в панику. Герман терпеливо пытался объяснить ей, в то же время как бы оправдываясь, что не хотел убивать Лизину бабушку, а просто думал выведать у неё тайну трёх карт, чтобы разбогатеть, а старушка возьми да и представься, но, скорее, от инфаркта с перепуга, чем от его рук. Лиза увидела истинную суть Германа:
- Так ты сюда не ради меня пришёл, а из-за карт и выигрыша, сердце дьяволу отдала я и с ним погибла я, ты погубил меня!!!
Можно только представить, какой это удар по самолюбию – её любимый вместо визита к ней предпочёл уединение со старушкой и какие-то карточные тайны.


Герман в своей комнате готовится отойти ко сну, долго ворочается в постели, но сон всё не идёт. Вина за смерть графини, пусть даже и не прямая, тяжким грузом легла на его сердце. Герман вспоминает похороны, черные ступени, пение певчих – все эти тягостные подробности мельчайшей угольной паутиной въедаются в его душу, не забыть их теперь, не избавиться от этих мыслей.


В этот момент, ведомая под руку военным, появляется в комнате Германа женщина в белом одеянии. Лица её не было видно из-за белого полупрозрачного покрывала. Герман во сне скатился с кровати, терзаемый кошмарами, аккурат под ноги потусторонней незнакомке. Необъяснимым образом одним махом принял вертикальное положение перед призрачной женщиной, пришёл в ужас оттого, что осознал принадлежность её не к этому миру. Женщина положила руки Герману на плечи и ласковым голосом велела не бояться её.
Была ли это сама графиня или кто-либо другой понять сложно, т.к. она начала свой рассказ со слов:
- Я не по своей воле сюда пришла. Должна я передать тебе просьбу и открыть тайну. Спаси Лизу, женись на ней и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семёрка, туз!
У Германа камень с души упал – графиня не винит его в своей смерти!!! А самое сладостное и упоительное – он теперь знает тайну трёх карт – тройка, семёрка, туз!!!


Перед сном, лёжа в кровати, Герман сжимал в руке письмо от Лизы, в котором она ему сообщала, что ждёт его на набережной до полуночи. Если он не придёт, то она будет думать на него самое страшное – что это он убил её бабушку и его не появление только подтвердит её подозрения. Почему он сразу к ней не поехал, а решил вздремнуть сначала, и почему сейчас решил пойти сначала к Лизе, а потом уже в игорный дом – выигрывать состояние тремя заветными картами – не понятно.


Лиза с большим чемоданом в руках на набережной Невы ждёт Германа. Замуж она не вышла – сменила искренне её любящего Елецкого на этого игромана и алчного прохвоста Германа. Единственный близкий человек – бабушка – мертва. Некому о ней позаботиться, жизнь её разбита, она пропала. Но любовь к Герману всё ещё жила в сердце Лизы, она не верила в его виновность в смерти своей бабушки: Герман азартный человек, но не убийца. Не мог он честь мундира запятнать кровью беспомощной старушки.
Ждать она его могла лишь до полуночи, затем ей нужно уезжать, нет времени и надобности здесь болей оставаться. Полночь приближалась, вот-вот пробьют часы на башне. Не придёт Герман – значит виноват. Но, может быть, ещё чуть-чуть – он опоздает. Часы пробили, Германа нет, и Лиза уже почти ушла, но … нет, Герман появился.
Лиза бесконечно рада его видеть – значит, невиновен, раз пришёл, и так же безмерно её любит, как и она его. Герман предлагает ей не медлить, идти скорее…
- С тобой хоть на край света! – молвит Лиза.
- Не на край света, а в игорный дом!!!
Лиза обомлела! Значит ли это, что любовь Германа – притвора, инструмент корыстных целей – завладеть тайной карт и обогатиться. Но Герман не принял близко к сердцу увещеваний Лизы, клятв любви, просьб забыть про карты и уехать с ней:
- Кто ты? Ты – никто! Зачем ты мне?! – бросил Лизе в сердцах Герман и удалился.


Игорный дом. Зеркальные стены, стол зелёного сукна, дорогая мебель, приятное общество состоятельных и знающих друг друга мужчин.
Игорный дом посетил брошенный Лизой Елецкий. Все очень удивились, увидев его в этом заведении, так как не азартен он совсем. Елецкий рассказал, что он, к сожалению, больше не жених, его помолвка расторгнута – коварный Герман чёрной кошкой пробежал между ним и его любимой. Своё появление в клубе объяснил народной приметой, что кому не везёт в любви, везёт в игре.
Мужчины в клубе выпивали, пели пошлые песни о женщинах, садились на стулья, как на коней – лицом к спинке – и, держась за неё, весело прыгали друг за дружкой. Забавное было времяпрепровождение для здоровых мужиков в отсутствие телевизоров и интернета.


Появился Герман… Между ним и Елецким тут же возникает невидимое напряжение, проскакивают электрические разряды неловкости, личной неприязни, ревности, разбитого сердца Елецкого, в котором ещё наверняка жила любовь к Лизе, желание отомстить. Герман сегодня решил играть!!! Все взбудоражились этой новостью, так как раньше Герман тихонько сидел в углу, наблюдал за чужой игрой и хлестал вино – вёл образ жизни эдакого тихого, безобидного бухарика. А тут невиданная доселе дерзость и удаль проскакивает в движениях и речах их друга.
- Уж не узнал ли ты у старухи-графини тайну трёх карт, – поинтересовался у Германа Сурин.
Тот понял, что его просто подначивают, и проигнорировал реплику.
Герман загадал карту и вытащил её из колоды:
- Тройка!!!
Угадал!!! Все в шоке – повезло!
Никто не хотел играть с Германом, все, несмотря на кажущуюся мистику, верили, что тайну трёх карт он знает и выиграет, так зачем же им подставляться и проигрывать. Только Елецкий хотел сыграть с Германом – из мести. «Ты у меня любимую женщину увёл, - размышлял Елецкий. – А я уведу у тебя деньги».
Герман загадывает вторую карту:
- Семёрка!!!
И она выпадает!!! Возгласы удивления пронеслись среди присутствующих – пошла удача, новичкам всегда везёт. Герман вошёл в раж – ещё чуть-чуть и он богач, все деньги, золото, богатства, которые здесь находятся – его. Елецкий озадачен – удастся ли отомстить или Герман и тут его надует – сначала девушку увёл, а сейчас и деньги прикарманит. Не иначе Герман продал душу самому дьяволу!
- Сколько же ты ставишь денег? – спросил он у Германа.
- Сорок тысяч! – был ответ.
- Сорок тысяч! – не поверили завсегдатаи игорного клуба. Давно у них не было таких ставок.
Герман загадывает третью карту:
- Туз!!!
Выхватывает карту из колоды и на понтах суёт её под нос Елецкому.
- Ваша дама бита, – сообщает ему тот.
- Какая ещё дама? – не понял Герман.
- Пиковая!!! – Елецкий торжествует, есть же справедливость на свете, смог он разлучника заткнуть за пояс.
Герман повернул карту номиналом к себе – на него взирала пиковая дама.
- Старуха, ты? – не верил глазам своим Герман. – Смеёшься надо мной!!!
Рассудок его явно помутился, не выдержал краха мечты разбогатеть. Герман залез на стол, тот проломился под ним. Все присутствующие, чувствуя трагизм момента, пели:
- Господи, помилуй его душу…
- Лиза, ты пришла ко мне, – кричал Герман, лёжа на столе, явно потеряв рассудок, вместе с деньгами и любимой женщиной, которую недавно отверг ради игры.


Зеркальная стена раскрылась несколькими плоскостями-дверями, через которые виднелась набережная Невы. Герман вышел из игорного дома на улицу, а там его уже ждала Лиза – потрясающая, по-настоящему любящая женщина, которая всё равно предпочла остаться рядом с ним, несмотря на то, что была отвергнута, да и сама любовь Германа к ней была под большим сомнением.


Любопытно узнать, понял ли хоть Герман, почему проиграл? Потому, что не исполнил условия, выдвинутого графиней – сначала надо было жениться на Лизе, а потом уже идти в игорный дом и выигрывать всё, что там есть. То есть, три карты выпали бы подряд самым что ни на есть мистическим образом только при выполнении данного старухе обещания. В этом и была их тайна! А то, что ты знаешь эти карты, ещё не означает, что они выпадут тебе в нужном порядке.
28.06.2014