Помни войну

Лидия Березка
ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА "В ДОБРЫЕ РУКИ"


…За ужином они неспешно обсудили начатый ранее разговор. И сейчас Лиза рассуждала вслух:

- Весьма показательно, на мой взгляд, является то, что улучшились отношения между собой участников разных войн, которые принадлежат также к разным поколениям. Они чувствуют родство судеб и душ.

- Согласен. Это положительный момент. – Сразу подхватил и развил тему Виталий. - Например, многие из воинов «афганцев», до службы в армии, равнодушно относились к ветеранам Великой Отечественной, а после возвращения стали лучше понимать фронтовиков и оказались духовно ближе к своим дедам и, пожалуй, даже лучше относиться, чем к не воевавшим отцам.

Лиза задумалась. Из каждой войны общество выходит по-разному. У нее самой в роду было много военнослужащих, начиная еще с прадеда. Хотя, конечно, это зависит и от отношения общества к самой войне, которое определяется, прежде всего, спецификой вооруженного конфликта.

А еще Лизе не давала покоя случайная встреча прошлым днем в маршрутном такси и, перебирая кончиками пальцев салфетку, она решила поведать Виталию свое короткое приключение: 

- Сегодня, когда возвращалась домой, я так замерзла, - она передернула плечами, словно снова оказалась на морозе. Я торопилась к очень важному для меня телефонному звонку. И в кои-то веки, мне повезло, на остановке уже стояла маршрутка, и я тут же оказалась в ней.

- И что же необычного там с тобой приключилось? – Не отрываясь от трапезы, поинтересовался Виталий.

- А вот что: когда я вошла в салон, то дверь за собой плотно прикрыла. Холодно же! 

- Так. - Виталий кивал, поддерживая ее.

- Но вот дверь стала медленно открываться, и в нее частично просунулся очень пожилой человек. Ну, очень пожилой! Старенький даже. – Она посмотрела на мужа, чтобы понять насколько он проникся и реально представил картинку. - Я не сразу поняла его действия и еще подумала тогда: собирается он входить или нет? Наконец, увидела в его руках две очень тяжелые, доверху наполненные сумки, которые он безуспешно силился приподнять на ступеньку, это и объясняло неловкость его движений. Я быстренько подскочила к нему и попыталась втащить его ношу в салон. А новый пассажир посмотрел на меня очень внимательно своими светлыми, неестественно прозрачными глазами и, придерживая основной вес в своих руках, позволил мне лишь немного помочь ему.


В машине в это время пока больше никого не было, и я не удержалась, спросила его:

- Вы чего же так тяжело издалека несете? Разве поближе магазина нет?

- А я беру там, где подешевше будет, - добродушно ответил он.

- А что же дети, внуки, а то верно и правнуки уже есть?

- Есть! Я богатый на родственников! – Он гордо приподнял голову, - вот как раз внуку я и несу продукты. – И тут же пояснил, видя смущение и удивление на моем лице. - Он занятой человек, учится все, - и широко улыбнулся. - Вот сейчас приду и кормить его стану.

- Но такая тяжесть! - Снова не удержалась я, - внук мог бы помочь, например, вместе с вами поехать.

- Да я привык уже. – Он слегка отмахнулся и даже усмехнулся по-доброму. - А он что, только денег больше прокатает, а у меня проезд бесплатный. 

- Да, это немаловажно, - согласилась я. – Ну, хоть встретит на остановке, внук-то ваш? 

- Да, чего ему отвлекаться? Пусть свое дело изучает хорошо, в жизни пригодится.

Мой собеседник оживился и с удовольствием откликнулся на проявленное к нему внимание, но неожиданно сменил тему:

- А я ведь всю Отечественную, как есть, прошел! На фронте подрывником был. - Он на секунду задумался, что-то вспоминая. -  Много всего повидал на свете.

- А как зовут вас?

Он улыбнулся, сверкнул глазами и как-то даже молодцевато посмотрел на меня:

- Тогда, Сашкой звали! 

- Александр, столько лет прошло, а вы все помните, как вчера! 

- Сам удивляюсь. Вон уж 83-й годок идет, и ноги уж давно подкашиваются, и на ухо слабее стал, а вот ведь – помню! Тогда я там своего лучшего друга потерял.

Я подумала еще: Тогда… Лучшего друга... Столько потерь потом перед его глазами по жизни прошло, а он и сейчас горюет. И ведь никого не винит, не ругает, а рад тому, что нужен своим родным, еще и важничает от того, что придумал сам себе такую заботу. Вот такие они – ветераны наши!

Виталия явно тронула эта история. Он отставил в сторону свою тарелку, оперся локтем на стол, вложив подбородок в ладошку: 

- Так, а что дальше-то было? Или это все?
 
- Нет, слушай. Машина быстро заполнялась пассажирами, и мне с моим новым знакомым становилось неудобно переговариваться. Я вполоборота и стараясь незаметно еще раз оглядела старца. На нем была далеко не новая, но вполне добротная зимняя куртка, а простые брюки, не очень подходящие для нашей зимы, и видимо единственные,были заметно поношены. Ни шапки на голове, ни перчаток на его покрасневших от мороза  руках не было.
 
Пожилой человек попросил водителя притормозить у аптеки. И когда машина остановилась, Александр аккуратно поочередно прихватил, скрутившиеся от тяжести ручки сумок, и бочком потихоньку стал спускаться, подтягивая к себе свою ношу,  преодолевая ступеньки. Пассажиры замерли, водитель не торопил, но никто не сдвинулся с места, а я досадовала, что оказалась теперь совсем не рядом с ним. Перед тем, как захлопнуть за собой дверь, служилый окинул салон своим светлым взглядом, нашел меня глазами и с поклоном попрощался:

- До свидания, спасибо вам.
 
- И вам всего доброго! – Ответила я и маршрутка тронулась, а у меня из глаз предательски выкатилась слеза. В машине застыла необычная тишина. Мой недавний собеседник был откуда-то издалека, словно легенда, будто наша задремавшая совесть. Мне вдруг, почему-то пришла на память строчка, написанная Высоцким: «Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем…».

Елизавета подняла глаза на мужа:

- Скажи, ну, почему, почему так, а?

- Ну, что тут скажешь? – Виталий развел руки в стороны.

- Но ведь жизнь не делится на части – на то, что было раньше, что происходит сейчас или, что будет дальше? Ведь жизнь одна и важно все, что в ней происходит с нами. Да?   

- Да, - согласился Виталий. - И любую жизнь держат те корни, что заложены в нас, изначальна, да еще путь, пройденный тропами лет. В общем, - живи и помни войну!

- Помнить войну? – удивилась Лиза. - Но я не хочу больше войны!   

- Поэтому – помни.

___________

Полный текст романа «В добрые руки»: http://www.proza.ru/2012/05/10/47