Эттимонис

Камиль Дави
Ностальгическая беседа на площадке рецензий многоуважаемого Джейхуна Кулизаде с другим автором-бакинкой, навеяла и на меня некоторые воспоминания. Дорогой Джейхун упомянул двух торговок, спекулировавших многие годы импортными сигаретами, жвачкой, дефицитными лезвиями за углом большого магазина тканей на проспекте Кирова 21, как тогда назывался  нынешний проспект Бюль-Бюля. Упоминание этих торговок стало поводом и мне вспомнить одну историю самобытного городского прививания различных названий.

Поколение 80-х и выше помнят марку сигарет «Эстеморис», как произносили в русском варианте табачный бренд «St.Moritz», помимо «Эстемориса» в Баку эту марку сигарет также называли «Эттимонис», причем вместо первой буквы для точной фонетической передачи пожалуй более уместна буква азербайджанского алфавита “;” – «;ттимонис». Название этих сигарет в Баку как «Эттимонис» очень сильно прижилось. И даже сейчас спустя много лет, я для интереса спросил пару ровесников-бакинцев как называли в Баку марку сигареты «Эстеморис», и все сходу же произнесли  «Эттимонис».
Название «Эттимонис» получило жизнь благодаря одной из этих торговок, она не могла произносить «Эстеморис» и называла эту марку сигарет по своему - «Эттимонис». К слову сказать,  более точное название в русском транскрипции как «Сынт Мориц» вообще никто никогда в Баку и не думал в те годы использовать. У этих торговок был хороший товарооборот, старшеклассники городских школ, пытавшиеся казаться взрослыми, охотно покупали у них иностранные марки сигарет. Деньги выделяемые родителями для любимых чад в большой степени оседали в карманах эти торговок. И вот  школьники подхватившие «Эттимонис» торговки, стали так называть эти сигареты, и это название быстро и прочно укрепилось.

Помню в конце 80-х, в перестроечное время, когда началось налаживание торгово-экономический связей с Турцией, у них появились в продаже жевательные резинки «Турбо» и «Финал», по два рубля за штуку. Сама жвачка особо мало интересовала многих, но внутри жвачки были вкладыши, в «Турбо» - фотографии машин, в «Финале» - известных футболистов того времени. Школьники средних классов собирали эти вкладыши и с азартом на скопленные от завтраков деньги покупали эту жвачку.
 
Эти две торговки простояли на этом углу долгие годы. Я хорошо помню, как они неизменно стояли на посту спустя пару дней после трагических событий 20 Января 1990 года. Мы жили недалеко от этого места и через несколько дней после событий 20 Января родители решились выйти с нами подростками на улицу, чтобы пройтись и вдохнуть свежего воздуха хотя бы неподалеку от дома. В городе было пустынно, везде военная техника, черные флаги на балконах домов, надписи на стенах, ругающие армию и власть, и только две торговки стояли как ни в чем не бывало на своем привычном месте и ждали своего покупателя. После уже их не помню, наверное еще пару лет там еще простояли, в середине 90-х их уже там я не видел.

Коль кинулся я в воспоминания, хочу также и упомянуть про архитектуру того места, которое много лет было местом работы наших знаменитых торговок. Они стояли за углом магазина «Дом ткани», около их места стояла еще будка ремонта обуви. Эта улица сохранила свое название Толстого. С другой стороны улицы находился Центральный Банк, сейчас там Комитет по ценным бумагам. А между ними стоял стеклянный рынок, который снесли в первую половину 80-х годов, сейчас там проезжая улица.  «Дом тканей» превратился в 1997 году в кафе «Портофино», которое приобрело достаточную популярность и просуществовало на этом месте лет десять. Затем в этом помещении открыли магазин фирменной одежды «Манго», сейчас там фирменный магазин «Ваган».
 
Недавно провел в Баку десять дней, с удовольствием бродил по этим улицам, вспоминая редкие детали из прошлых лет, которые прочно осели в памяти. Помнилось как два балкона здания 21 по проспекту Бюль Бюля (тогда Кирова), выходящие на улицу Толстого, были увенчаны оригинальными медными кувшинами, видать хозяин был коллекционером и так оригинально выставил на обозрение  свою коллекцию. Проходя по улице, кстати вспоминал и торговок, и их знаменитый пятачок.

С другой стороны здания располагается «форумский двор», бакинцы со стажем наверняка помнят это название. В одноэтажном здании напротив некогда располагался кинотеатр «Форум», и оттуда пошло название двора «форумский», я слышал легенду что в «форумском дворе» в послевоенные годы жили криминальные авторитеты и как будто они из подвала дома вырыли тоннель под землей и таким образом проникли в здание упомянутого мною выше Центрального банка, хорошенько пошустрив там. Эта легенда была озвучена в российском фильме 1999 года «Ультиматум», лечащийся в больнице приблатненный герой Александра Панкратова-Черного рассказывает другим пациентам об этой истории. Услышав из уст киногероя ранее известную мне легенду, я посмотрел затем кто сценарист фильма, место рождение и последующего проживания режиссера и сценариста фильма Анатолия Эйрамджана  внесли ясность  откуда в фильме эта история.

Сейчас архитектурный облик Баку динамично меняется. Лично я вижу в этом только позитивное начало. Столица превращается в мегаполис, но несмотря на это, мне лично чувствуется что Баку верно хранит для каждого бакинца его собственную душевную историю, связанную с родным городом.