Театр подземного Карадага

Амуралира
Посвящается стране Киммерии М. Волошина. Её будущее решается сейчас, в XXI веке. Чтобы не запутаться в противоречивых событиях современности, следует взглянуть на них не просто со стороны, а как бы из-под земли. Не зря античные греки помещали вход в подземное царство мёртвых Аида где-то в районе древнего Карадага. С тех древних времён театр Карадага продолжает свою деятельность: ”Show must go on…”


Действующие лица:
АРИНА – начинающая поэтесса.
Её друзья по Волошинскому фестивалю:
МОСКВИЧ
ПЕТЕРБУРЖЕЦ
КРЫМЧАНИН
ПОДРУГА
Второстепенные персонажи:
ДРЕССИРОВЩИК
ЭКСКУРСОВОД
Вымышленные герои, актёры подземного театра Карадага согласно историческим периодам:
ВОЛОШИН и его ближайшие друзья: БУЛГАКОВ и другие современники.
ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ – литературные герои XIX века.
ХАЗАРИН, ВИТЯЗЬ, ВИЗАНТИЕЦ – персонажи средневековья.
ГРЕК, ТАВР, ИУДЕЙ – персонажи античности.
ЭМИНЭ – образ девушки, согласно татарской легенде появляющийся в одноимённой пещере.
ВЛАДЫКА, режиссёр подземного театра – обитатель Карадага пять тысяч лет назад.
ЕГИПТЯНИН
Собаки, кошки, дельфины.


Сцена первая
ПРИЕЗД НА ВОЛОШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, ВСТРЕЧИ, ЗНАКОМСТВА
  На очередном Волошинском фестивале встречаются старые знакомые: поэтесса Арина и её друзья со всех концов бывшего СССР. После всех официальных мероприятий, обсудив все литературные темы, они решают просто отдохнуть. Друзья отправляются в Карадагский дельфинарий. Посмотрев выступления дрессированных дельфинов, компания собралась уходить.
ДРЕССИРОВЩИК: Может, кто желает поплавать вместе с дельфинами?
АРИНА: Я хочу, я!
К удивлению присутствующих, она быстро раздевается прямо на месте и прыгает в бассейн.
МОСКВИЧ: Гляньте, она катается верхом на дельфине, как наездник на коне!
ДРЕССИРОВЩИК: Наш дельфин явно ей симпатизирует – он редко кому позволяет залезать на себя.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: Наша Арина обаяла не только нас, мужчин, но и дельфина тоже.
АРИНА: (кричит из бассейна) Ох, не зря я занималась верховой ездой. Но морской конь – это ещё круче!
 Вечер того же дня. Компания литераторов на берегу моря возле костра. Друзья едят шашлыки, попивают местное вино. Слышен звон гитары, кто-то поёт песню, кто-то декламирует свои стихи, кто-то обсуждает пути развития мировой литературы…
АРИНА: Друзья, кто хочет составить мне компанию покупаться в ночном море?
 Литераторы переглядываются, пожимают плечами.
МОСКВИЧ :(шутливо) Пусть тебе составят компанию дикие дельфины, с дрессированными ты уже подружилась.
 Арина сначала плещется возле берега, потом уплывает дальше в море.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ ( обращаясь к москвичу): Накаркал, вон появились дикие дельфины – в серебристо-лунной дорожке мелькнули характерные силуэты.
 Вся компания вскочила и подошла поближе – посмотреть, что же там происходит.
МОСКВИЧ: Ты смотри, мало ей дрессированных дельфинов, она залезла верхом и на дикого!
КРЫМЧАНИН: Точно – она верхом на дельфине, как Афродита в лунном свете. Похоже, они все плывут в сторону Карадага.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: Как я посмотрю, Арине скучно в наших человеческих тусовках. Вечно она с животными, точно как Маугли: то с кошкой и собаками, то нашла дельфинью стаю.
 Прошло несколько часов.
МОСКВИЧ: Что-то долго плавает наша Афродита-Маугли.
КРЫМЧАНИН: Не переживайте, не было случая, чтобы дельфины причинили человеку зло. Тысячи лет они людей только спасают. Если они её и унесли, то скоро вернут обратно.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: Правда, смотрите!
 В лунном свете показались силуэты дельфинов, послышались всплески, фырканье.
АРИНА: А вот и я!
МОСКВИЧ: Где ты пропадала, мы все волновались!
АРИНА: Друзья мои, пока вы тут набивали свои животы шашлыками, я прокатилась по всему заповеднику. Мои друзья–дельфины показали мне все красоты Карадага. Могли бы и вы составить мне компанию.
МОСКВИЧ (смущённо похлопывая себя по туго набитому брюшку): Это вам, молодым поэтессам, подавай романтические купания. А под моим авторитетом любой дельфин пузыри пустит.
 Компания смеётся.
МОСКВИЧ: Что вы все ржёте? У самих авторитеты ничуть не меньше!
 Друзья пытаются втянуть в себя свои «авторитеты».
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: Да уж, Арина носится верхом на морских конях – это её законная привилегия.


Сцена вторая
КОКТЕБЕЛЬ ВЕЧЕРНИЙ, АРИНА НАХОДИТ СВОЮ СТАЮ
По вечерам на Волошинском фестивале разбивались на тусовки: кто в ресторан, кто на пляж, кто ещё куда-то.
Вечерами Арина скучала в одиночестве и не знала, какую выбрать себе компанию. Ночная жизнь в Коктебеле кипела – у москвичей была своя компания, у петербуржцев своя , у местных, соответственно, свой круг. Проблема Арины решилась сама собой. По вечерам к ней из лесу приходила чёрная длинношерстная дикая красавица-кошка с золотистыми глазами. Арина с ней быстро подружилась, угощала чем-то вкусненьким, и они вместе уходили гулять к подножью Карадага. Вскоре к ним присоединились бродячие собаки.
 Подходит компания знакомых литераторов.
Крымчанин: Арина, какие у тебя планы на сегодняшний вечер?
АРИНА: Я со своей компанией прогуляюсь по окрестностям Карадага.
КРЫМЧАНИН :Интересно, что же у тебя за компания?
АРИНА: Я тут подружилась с дикой кошкой и дикими  собаками. Я их угощаю, а они меня водят нехожеными тропами, там, где вы никогда не бываете.
МОСКВИЧ: Тоже мне – тусовка…
Вечер идёт своим чередом. Подвыпившая компания литераторов выходит на окраину Коктебеля, располагаются на лоне природы, беседуют ни о чём и попивают местные вина.
Крымчанин: Смотрите, смотрите, что это?
Захмелевшая компания видит – в лунном свете тонкий силуэт, а впереди – силуэт большой кошки и  стремительные тени хищных волков. Подвыпившая поэтесса взвизгнула:
– Спасите, волки!
Пьяные литераторы вскочили и приготовились спасать своих подруг.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: Да Бог с вами, это же Арина со своими друзьями,дикой кошкой и бродячими собаками!
Пить надо меньше, друзья. А ты, Арина, в темноте похожа на Маугли со своей волчьей стаей. Да и Багира тоже есть – показывает на лохматую кошку со светящимися глазами. Точно, Арина, отныне ты – наша Маугли.
МОСКВИЧ: Зачем тебе такая компания, мы ведь не последние люди в столичных литературных тусовках. Присоединяйся к нашей компании, выпьем вместе!
АРИНА: Спасибо, друзья. Моя стая водит меня такими тропами ночного Карадага, о которых никто не знает. Мне интересно со зверями, они мне дают больше, чем вы думаете.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ:И действительно, в лунном свете бродячие собаки прямо на глазах превращаются в серых хищников, а чёрная кошка кажется огромной пантерой. Удивительно, но вожак этой стаи – кошка, она ведёт за собой и Арину, и собак.
МОСКВИЧ :Смотри, Арина, чтобы твоя стая не завела тебя в какой-то подземный город, как Маугли. Ещё и найдёшь себе там какой-то железный зуб.


Сцена третья
ПОСЕЩЕНИЕ ПЕЩЕРЫ ЭМИНЭ-БАИР-ХАСАН
Арина с друзьями отправилась на экскурсию по заповеднику Карадага.
АРИНА: Посмотрите, какая гигантская чаша древнего вулкана, словно стены древнего античного театра!
МОСКВИЧ: Куда же исчезли божественные актёры?
КРЫМЧАНИН : Они не исчезли, просто ушли в загадочный мир царства Аида. Античные боги никогда не умирают, они живут, как-прежде, только надо знать, где их найти. В знаменитых подземельях Крыма встречаются удивительнейшие находки: целые подземные города, храмы и многоярусные пещеры, уходящие в бездну.
АРИНА: Ой, вы так заинтриговали, давайте съездим на экскурсию, хочу посмотреть самую знаменитую пещеру.
КРЫМЧАНИН: Я думаю, крепости и архитектура подземных городов девушек мало интересует, поэтому предлагаю посетить пещеру Эминэ - Баир - Хасан.
АРИНА: И что же в ней интересного для девушки?
КРЫМЧАНИН: Согласно легенде, в древние времена красавица Эминэ, потеряв возлюбленного, бросилась в бездонный провал. Недавно спелеологи обнаружили в этом провале  целый пещерный комплекс, и сейчас туристы могут посмотреть эту пещеру, названную именем погибшей красавицы.
Друзья осматривают огромные подземные залы, дивятся костям мамонтов, львов и других подземных чудовищ. В огромных залах они любуются сталактитами, слушают звуки подземного органа в очередной пещере.
МОСКВИЧ: Не ожидал увидеть столько всего интересного!
АРИНА :Мне кажется, что Эминэ не погибла от неразделённой любви, а продолжает жизнь в подземном мире.
ЭКСКУРСОВОД: Да, вы правы. Многие спелеологи, которые спускались в закрытые  для туристов нижние этажи пещеры, говорят, что видели призрак девушки и даже беседовали с ним.
МОСКВИЧ: Это всё местные байки, чтобы заманить доверчивых туристов…
ЭКСКУРСОВОД :Если бы вы знали, какие внизу находятся грандиозные залы и кости ещё более страшных чудовищ, вы бы так не говорили.
МОСКВИЧ :Так проводите же нас в закрытые для простых смертных места, мы заплатим, сколько скажете.
ЭКСКУРСОВОД: Дело не в деньгах. Слишком многие спелеологи не вернулись с нижних ярусов. А те, кто вернулись, рассказывают ужасы.
МОСКВИЧ: Ладно, друзья мои, идёмте наверх. Арина, ты куда?
Арина, несколько отстав от компании, сворачивает в неприметный коридорчик.  Подсвечивая карманным фонариком, спускается куда-то вниз… Арина попадает в какой-то огромный зал. В свете фонарика вспыхивают сталактиты, по бокам виднеются гигантские рёбра и черепа каких-то чудовищ. Вдруг Арина замечает впереди какой-то призрачный силуэт девушки в старинных восточных одеяниях. Силуэт девушки показывает куда-то на выступ скалы. Её фигура как бы растворяется в воздухе… Заинтригованная и немного испуганная Арина всё-таки решается и подходит к незаметной нише , протягивает руку и находит там золотое ожерелье. Слышны голоса друзей:
– Арина ты где, отзовись?
– Арина, подсвечивая фонариком под. ноги, спотыкаясь, бежит назад…
ЭКСКУРСОВОД: Слава Богу, нашлась! А то некоторые посетители теряются тут навсегда…
Вечер, ресторан; друзья делятся впечатлениями от экскурсии, Арина рассказывает об увиденном в неизвестной пещере и показывает найденное ожерелье.
МОСКВИЧ: Не верю я во всякие призраки, но ожерелье, несомненно, дорого стоит.
КРЫМЧАНИН: А я, наоборот, верю – в пещере многие встречали призрак Эминэ, это отнюдь не сказка. А то, что она показала, где лежит её ожерелье, Арине, говорит о многом. Попомните мои слова: вы ещё с Эминэ встретитесь.(Обращаясь к Арине): А подарок от Эминэ никакими деньгами не оценишь! Согласно научным теориям, души погибших не исчезают, а переходят в другое измерение. Античные греки, да и другие народы не зря считали, что в пещерах подземного бога Аида души умерших продолжают свою загадочную жизнь…


Сцена четвёртая
 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОДЗЕМНОГО ТЕАТРА КАРАДАГА
 Вечер, ресторан «Крым». После очередного дня Волошинского фестиваля друзья обсуждают свои творческие планы.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: Вот она, жизнь современного литератора XXI века – утром в столице, вечером уже на берегу моря в Коктебеле. Новые цифровые технологии, сплошные гаджеты и прочие чудеса техники. Целыми днями сидишь в интернете, и перед тобой весь мир.
АРИНА (скептически): А где же литературный результат? Волошин и другие знаменитости создали свои шедевры без всяких технических новинок.
КРЫМЧАНИН: Я целыми днями зависаю в интернете, общаюсь по скайпу, как же мне от этого теперь отказаться?
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: Давеча потерял мобильник, и через два дня чуть сума не сошёл…
АРИНА: Боюсь, что между поколениями современных литераторов и литераторов эпохи Волошина пролегла целая пропасть непонимания. Дело не в исторических изменениях, дело в мировосприятии. Мне кажется, что ваши технологии оторвали вас от этой знаменитой Волошинской страны Киммерии…
МОСКВИЧ: Было бы интересно вживую пообщаться с гостями Дома Волошина – Булгаковым, Мандельштамом, Грином и другими знаменитостями.
АРИНА: Чтобы понять Волошина и всю его эпоху, необходимо не только твёрдо стоять на земле Киммерии, но, возможно, спуститься под неё. Подобно археологам, необходимо слой за слоем вскрывать землю, чтобы докопаться до истины.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: А вы не боитесь опростоволоситься перед такими яркими творческими личностями? И будет ли у вас общая тема для разговора?
АРИНА: Друзья мои, а ведь это же гениальный сюжет! Свести воедино не только посетителей Дома Волошина, но и всех жителей страны Киммерии. Ведь Волошин населил свою страну жителями окрестностей Карадага самых разных эпох.
КРЫМЧАНИН: Современная наука даёт богатейший материал для такого сюжета! Минимум пять тысяч лет существует прямая  культурная преемственность между обитателями Карадага всех эпох.
ПЕТЕРБУРЖЕЦ: Да, но в каком же сюжете соединить столь различные исторические типажи?
АРИНА : Любопытно, какое бы послание они передали своим потомкам?
Вечером Арина задумалась, куда ей пойти; смутное ожидание чего-то  значительного томило её.
ПОДРУГА: Арина, пойдём в ресторан «Крым», там собираются наши люди и, возможно, будет решаться наша дальнейшая творческая карьера.
АРИНА: Что-то не хочется. Пойду-ка я прогуляюсь со своей стаей – кажется, моя Багира со своими волками меня куда-то зовёт…
На заднем плане сверкнула глазами Багира, и мелькнули неясные тени.
ПОДРУГА(насмешливо): А, у тебя своя «тусовка», а я, пожалуй, пойду в ресторан «Крым».
Арина, влекомая Багирой, пошла на край обрывистого склона Карадага, где зубцы скал напоминали развалины древнего города. 
АРИНА (обращаясь к Багире): Зачем ты меня сюда привела, дорогая?
Багира загадочно сверкнула глазами, как будто хотела что-то сказать…
 Арина села на край скалы и стала смотреть на вечерний закат. «Где-то здесь мы с друзьями нашли вход в подводные пещеры в прошлом году», – подумала Арина. Что-то всплеснуло у подножья скал, и любопытная, как все женщины, Арина наклонилась, чтобы глянуть, что там. Потеряв равновесие, она полетела вниз.


Сцена пятая
ПОДЗЕМНЫЙ МИР, ЯРУС ПЕРВЫЙ
– Милости просим, дорогая Арина, в наше царство! – как бы сквозь туман услышала Арина.
 Арина открыла глаза – она находилась в знакомой подводной пещере, а два её знакомых дельфина вынесли её из воды к ступеням, на которых стояла фигура в древнегреческом хитоне бородатого мужа с львиной гривой кудрявых волос.
– Позвольте представиться – Максимилиан Волошин. Заждались мы вас, сударыня, – протянул ей руку бородач.
Арина, опёршись на руку Волошина, сошла со спин дельфинов на землю.
– Где я? – спросила удивлённая Арина.
ВОЛОШИН :Вы в подземном царстве Карадага. Давненько к нам не приходили гости из наземного мира. Как вы, возможно, догадываетесь, сударыня, попали вы сюда не просто так.
Из темноты возникла фигура девушки в восточном одеянии.
– Позвольте представиться, Эминэ. Это моё ожерелье вы нашли в моей пещере и, как вы понимаете, не случайно, это я решила пригласить вас в гости в наше подземное царство.
АРИНА: Это мне всё снится?
ВОЛОШИН: Нет, вы, как говорят ваши учёные, просто попали в другое измерение. Или, как говорили античные греки, вы находитесь в подземном царстве Аида.
АРИНА: А какой Орфей выведет меня, как Эвридику, в мир земной?
ВОЛОШИН: Не бойтесь, дорогая Арина, мы взяли вас не навечно, а лишь пригласили в наш подземный театр, чтобы вы приняли участие в его представлении, а затем передали важное послание в мир земной.
АРИНА: Почему же выбрали именно меня?
ВОЛОШИН: После моей смерти  попадали сюда многие, но возвратиться назад, подобно Эвридике, такая возможность впервые дана лишь вам. И всё потому, дорогая, что ваше сердце открыто для добра. Все античные музы замолвили за вас слово, и жители Карадага (Багира сверкнула глазами), и жители подводного мира (дельфин плеснул хвостом) впервые за много лет сошлись на единой кандидатуре. На вас, Арина!
АРИНА: Я очень польщена!
 ВОЛОШИН :Мы выбрали вас для одной важной миссии, как вы возможно уже догадались. Но прежде позвольте стать вашим гидом, я открою вам новый подземный мир – театр Карадага. Сударыня, вот моя рука.
Арина с Волошиным пошла в загадочные глубины подземелья Карадага.
ВОЛОШИН: Как вы знаете, Арина, я хранитель и певец древней страны Киммерии. Её исконные обитатели после своей земной жизни остаются по-прежнему её подданными. Но жизнь свою продолжают в подземном царстве древнего вулкана.
АРИНА: И кто же живёт в этом царстве?
ВОЛОШИН: Здесь живут исторические личности, когда-либо бывавшие и отдавшие своё сердце этой суровой земле.
АРИНА :Ты и после смерти настоящий хранитель страны Киммерии. Как строгий привратник, решаешь, кого пускать, кого не пускать в подземное царство Аида, куда уходят души актёров прошлых эпох.
ВОЛОШИН :Итак, ярус  первый подземного царства. Позвольте вам представить сначала моих современников, а затем мы будем спускаться всё глубже и глубже, в глубину прошедших эпох, насколько это будет необходимо.
Арина с Волошиным входят в подземный зал, в котором за столом сидят люди, одетые в костюмы эпохи Волошина.
ВОЛОШИН: Друзья, позвольте мне представить вам посланницу наземного мира Арину.
К Арине поочереди подходят, представляются гости Дома Поэта: Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, Александр Грин.
АРИНА: – А это кто? (показывая на странную пару – офицера с ярко-выраженным славянским типом лица и рядом стоящую особу в красноармейской форме с горбатым носом и характерной бородкой клинышком).
ВОЛОШИН: Позвольте вам представить: поручик Н, офицер контрразведки армии Деникина, черносотенец..
Офицер лихо щёлкает каблуками и целует ручку Арине.
ВОЛОШИН:А этот товарищ – комиссар К Красной армии.
Комиссар пожимает руку Арине.
АРИНА:Это случайно не те гости вашего Дома Поэта, которых вы прятали в годы гражданской войны?
ВОЛОШИН: Именно. Прятались под одной и той же кроватью, правда, в разное время. Ирония судьбы: оба утоплены в бухтах Карадага .
ОФИЦЕР-ЧЕРНОСОТЕНЕЦ: Низкий поклон Максимилиану Александровичу за его доброту и мужество – с риском для жизни он всех спасал, добрая душа. Да вот товарищи из ВЧК (офицер демонстративно картавит) загнали меня на край обрыва Карадага, пришлось уйти от них под воду, и вот я здесь.
КОМИССАР (действительно слегка картавя): Да уж, Максимилиан Александрович слишком добрая душа, спасал не тех, кого надо, а всяких там погромщиков и убийц.
ОФИЦЕР: Жиды погубили Россию.
КОМИССАР:Это вы, черносотенцы, разожгли крававую бойню?
ВОЛОШИН: Господа, неужели вы почти что за сотню лет не поумнели? Ведь вас(обращаясь к комиссару) утопили в той же бухте несколько позднее «свои же» товарищи по вере, но чужаки по крови(кивая в сторону офицера). Так кто виноват и что делать? Как видите, страсти за сто лет отнюдь не остыли, на этом этаже нашего Карадагского театра.
БУЛГАКОВ:Со времён Якова Блюмкина поэзия и спецслужбы тесно связаны со смертями поэтов…
ВОЛОШИН: Господа, я предлагаю нашу Арину, посланницу земного мира, ознакомить с нашим подземным царством, а затем на совместном собрании актёров карадагского театра дать заключительное представление.
Волошин, Булгаков, офицер и комиссар сопровождают Арину дальше вниз по подземным переходам.
(сталактиты, сталамиты сверкают в пламени факелов)


Сцена шестая
ПОДЗЕМНЫЙ МИР, ЯРУС ВТОРОЙ
Входят в следующий зал карадагского театра. Гигантские сталактиты, подобно колоннам, подпирают свод высокой пещеры среди  множества свечей в золотистых конделябрах.
ВОЛОШИН: Позвольте вам представить посланницу наземного мира Арину.
К Арине подходит курчавый брюнет с пышными бакенбардами.
АРИНА(мысленно):
 – Странно, где-то я его видела.
 –Позвольте представиться – Александр Сергеевич Пушкин.
 –Ах, неужели тот самый Александр Сергеевич?
–А как же вы тут оказались?
ПУШКИН: Моё сердце отдано Крыму ещё во времена моего пребывания в Гурзуфе. Я частенько гулял по горам и склонам Аю-Дага. Кот учёный привёл меня в пещеру.
АРИНА: Неужели это тот самый кот, что из известной поэмы «Руслан и Людмила»:
«И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…»
ПУШКИН: Да, да, и кот был поистине учёный. Он мне и показал вход в пещеру, и даже дуб сохранился. Экскурсоводы до сих пор показывают любопытным дуб, на котором этот кот расхаживал.
ВОЛОШИН: Как видите, Арина, простые кошки оказываются совсем не простыми, а вполне учёными – это наши посланники подземного мира, которые связывают нас с жителями земного мира.
ВОЛОШИН: Как вы догадались, здесь, на этом этаже – актёры XIX века.
АРИНА: Боже мой, здесь чувствуется атмосфера настоящих классических балов 19 века! Само окружение, колонны, свечи, паркет, дамы в кринолинах… Я так мечтала побывать на настоящем балу!
ПУШКИН: За мной первый тур вальса!
Из темноты выходит господин в военном мундире XIX века, с горящими глазами и сумрачным лицом:
–А за мной – второй тур вальса…
ВОЛОШИН: Позвольте вам представить Лермонтова.
ВОЛОШИН (смеётся): Господин Лермонтов, как и Александр Сергеевич, большой любитель и юга, и балов, и женщин, и стихов. После посещения Тамани и Крыма Лермонтов просто не мог не вернуться в эти места. Господа, не увлекайтесь, а то ещё дуэль устроите из-за прекрасной дамы, знаю я вас!
АРИНА(про себя): Не зря я ходила на бальные танцы, вот где пригодится!
ВОЛОШИН: Итак, господа, продолжим наш путь на следующий ярус.


Сцена седьмая
ПОДЗЕМНЫЙ МИР, ЯРУС ТРЕТИЙ
Волошин ведёт Арину, а её новые знакомые идут следом. В следующем подземном ярусе их встречает Волошин.
ВОЛОШИН: Позвольте представить средневековых персонажей театра Карадага: хазарин, житель окрестности Карадага тысяча лет назад, дружинник князя Олега, житель Тьмутараканского княжества.
ХАЗАРИН: Когда-то вместе посещали мы византийский театр.
Подключается древнерусский ВИТЯЗЬ, нараспев декламирует:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам…
Хазарин: Вот-вот, эти лесные отморозки погубили нашу блестящую державу. Сами багдадские халифы и византийские императоры трепетали перед нами.
ВИТЯЗЬ:Это вы, жиды поганые, разоряли что нас язычников, что христиан, что мусульман.
ОФИЦЕР-ЧЕРНОСОТЕНЕЦ становится рядом: Вот-вот, мало того, что татары по крови, так ещё и жиды по вере. Тысячу лет матушку Россию гнетёте, обдираете нас налогами.
ЕВРЕЙ-КОМИССАР (волнуясь и от этого заметно картавя): Это вы, грубые варвары, как всегда напиваетесь и устраиваете погромы вот уже тысячу лет!
ВИЗАНТИЕЦ: Друзья мои, не забывайтесь, это мы, византийцы, со времён античности хранили и приумножали культурное наследие античной Греции.  Ведь это вас (обращаясь к славянину и хазарину), друзья, я познакомил с нашим театром. Ветхий  завет мы обогатили Новым заветом, который так и называется – Греческая книга.
ХАЗАРИН и ЕВРЕЙ (хором): Вот ещё, нам и своего еврейского Ветхого завета достаточно, мы – настоящие избранные.
ОФИЦЕР и ВИТЯЗЬ: Спасибо за православное христианство, конечно, но не забывайте, что Москва – третий Рим, и главные православные теперь – мы, славяне, настоящие избранные.
Атмосфера накаляется. Спорящие начинают хватать друг друга за бороды.
ВОЛОШИН (укоризненно): Господа, опять вы за своё?
Затем обращаясь к Арине, смеётся: Ну как вам наше представление длиной в тысячу лет?
АРИНА: О да! Я смотрю, страсти у вас кипят ну точно как у Шекспира!


Сцена восьмая
ПОДЗЕМНЫЙ МИР, ЯРУС ЧЕТВЁРТЫЙ
ВОЛОШИН: А это жители, персонажи античного театра (знакомит Арину с иудеем, греком, тавром). Когда-то все вместе они ходили в античный театр в Пантикапее, нынешней Керчи.
ГРЕК и ВИЗАНТИЕЦ, с превосходством обращаясь к остальным: Что бы вы делали без нашего культурного вклада, ведь и веру, и театр придумали мы, греки.
ИУДЕЙ, ХАЗАРИН, ЕВРЕЙ-КОМИССАР :Наш Ветхий завет древнее, без нас вы вообще бы ничего не создали.
ТАВР, ВИТЯЗЬ и ОФИЦЕР: Не забывайте, на чью землю вы пришли, мы здесь исконные, а вы – пришельцы. Ещё неизвестно, кто что у кого позаимствовал.
ТАВР (обращаясь к античному греку):
– Мы, исконные жители Тавриды, собирались здесь, в кратере древнего вулкана, задолго до вашего появления тысячелетиями, чтобы услышать голос богов.
 Представьте, какие тут голоса звучали, что их было слышно за десятки километров – голоса самих богов, а режиссёром был Демиург. А вы, греки, и вообще, понаехавшие тут всякие. Понастроили жалкое подобие нашего грандиозного театра, чтобы было слышно лепет ваших бездарных актёришек  под командой много возомнивших о себе бездарных режиссёров. Сами сравните масштабы…
Грек и тавр начали хватать друг друга за хитоны.
ВОЛОШИН :Друзья мои, не ссорьтесь, каждый из вас по-своему прав. Согласитесь, не каждому посчастливиться приехать к древнему священному вулкану. Он вообще уникален, один на весь мир расположен на берегу моря. Уж лучше, как в античной Греции, иметь в каждом городке собственный, хоть и маленький театр. А в таком грандиозном театре, как Карадагский, представления настолько масштабны, что не всем дано их пережить. Слава богу, они бывают достаточно редко.

ВОЛОШИН: Видите, Арина, как далеко уходят корни нынешних проблем у вас наверху! Я предлагаю спуститься в наш главный театральный зал и устроить главное представление, ради которого, собственно, мы и пригласили вас.


Сцена девятая
ПОДЗЕМНЫЙ МИР, ЯРУС ПЯТЫЙ
ПОДЗЕМНЫЙ БАЛ
Арина с обитателями верхних ярусов карадагского театра опускается ещё ниже.
ВОЛОШИН: Вот вход в наш главный подземный зал, милости прошу!
АРИНА : Ой, а можно я гляну, что там ниже?
И искушаемая любопытством, не дождавшись ответа Волошина, Арина вприпрыжку побежала посмотреть, что там, в мрачной глубине, в неясном свете. В полутьме смутно виднелись тени каких-то существ в косматых шкурах, а вдалеке мелькнула тень уж совсем странного существа, похожего на дракона. Существо посмотрело огненными глазами в сторону Арины.
АРИНА: Ой-ой-ой! Спасите, помогите!
И как кошка, метнулась наверх в главный зал.
ВОЛОШИН: Ох, уж эти женщины! Арина, ваше любопытство вас когда-нибудь погубит.
АРИНА: Ой, я больше не буду! А тот страшный дракон мне померещился?
ВОЛОШИН: Нет, это наш знаменитый карадагский дракон, но всему своё время, прошу в наш главный зал.
ВОЛОШИН: А это, Арина, наш главный бальный зал.
АРИНА: Ой, как похоже на пещеру Эминэ - Баир - Хасан, только намного больше!
ЭМИНЭ: Да, то, что доступно туристам – лишь верхние этажи. Сюда же имеют доступ только избранные.
В огромном подземном зале Арина увидела гигантские сталактиты, которые, подобно античным колоннам, терялись где-то в темноте. На возвышенности стоял сверкающий трон, на нём восседал седобородый старец.
ВОЛОШИН: Это владыка подземного театра, наш главный режиссёр. А это, Волошин обратился к владыке, Арина – посланник земного мира.
Арина склоняет голову перед режиссёром подземного карадагского театра.
ВЛАДЫКА: Я, владыка этого подземного театра, пять тысяч лет назад попал в этот дивный подземный мир. Моё племя, которое вы наверху называете праиндоевропейским, владело этими землями. А  я из рода жрецов. Я, как и мои предки, возносил молитвы богам в краторе этого древнего вулкана. После земной смерти моё обиталище отныне здесь.
АРИНА: Боже мой, в какую древность уходят корни страны Киммерии…
ВОЛОШИН: Да, дорогая Арина, я отнюдь не первый певец этой древней земли.
ВЛАДЫКА: Тысячи лет сюда попадали разными путями. Как вы уже заметили, дорогая Арина, самые разные, но самые достойные люди своих эпох, своих народов. На общих собраниях мы решали, кто достоин здесь жить вечно, кто может вернуться назад, дабы принести в земной мир наше послание о том, что земные события грозят очередной катастрофой.
АРИНА: Какие же катастрофы могут быть на этих мирных берегах? Тут такое умиротворение и благодать!
ВЛАДЫКА (кивнул античному греку): Расскажи, друг мой, нашей гостье о своей эпохе.


Сцена десятая
КАТАСТРОФА АНТИЧНОСТИ В КАРАДАГСКОМ ТЕАТРЕ
АНТИЧНЫЙ ГРЕК : Не обманывайтесь, Арина, спокойствием этих мест. Гнев богов был страшен, и даже здесь, в этой обманчивой тишине, решались судьбы цивилизаций.
АРИНА(скептически): Что-то не верится, я вроде хорошо знаю историю, ничего подобного не помню.
АНТИЧНЫЙ ГРЕК: Послушайте мой рассказ, а потом проверьте по вашему интернету и последним научным публикациям. Вы, наверное, слышали о восстании Спартака, о блестящих победах восставших рабов и о том, что лишь чудо спасло Рим от уничтожения?
АРИНА: Да, конечно, я читала, и фильмы смотрела, и постановки.
ДРЕВНИЙ ГРЕК: А ведь мало кто знает, что Спартак был лишь офицером нашего царя Митридата Евпатора. Его столица была в Пантикапее, нынешней Керчи. На склонах этого древнего вулкана Митридат возносил молитвы богам, беседовал с ними и даже посещал наше подземное царство. Но гордыня его погубила, возжелал он стать не только царём Босфорского царства – всего Причерноморья, а царём всей Ойкумены.
Здесь римские непобедимые войска терпели поражение за поражением. Восставшие рабы под предводительством Спартака уничтожали римлян на их же землях. Казалось, падение Рима было неизбежным, а корона царя всего античного мира уже в руках Митридата. Но в 63 году до н. э. страшное землятресение обрушилось на земли Тавриды. Жилища, храмы были разрушены, гигантские волны уничтожили все прибрежные города, а затем началось ещё более страшное – море начало гореть.
ДРЕВНИЙ ТАВР: То, что ваши учёные называют метаном и сероводородом, поднялось со дна моря и вспыхнуло. Поверьте, Арина, то, что я видел с зубцов этого древнего вулкана, была настоящая мистерия, воплощение гнева богов: горящее море, грохот рушащихся скал, домов, крики гибнущих людей…
АРИНА(удивлённо всплеснула руками): Какой ужас, с трудом верится – вот это, наверно, настоящий апокалипсис был…
ДРЕВНИЙ ИУДЕЙ: Моя торговая триера как раз и погибла со всем товаром, выброшенная на скалы Карадага. Кто не сгорел сразу в этом огне и не погиб под обломками жилищ, умерли ещё более страшной смертью – кислотный дождь обрушился с небес. Куда там Божьим карам из нашего Ветхого завета!
ДРЕВНИЙ ГРЕК: Вот так, дорогая Арина, у этих скал решались судьбы мировой цивилизации: Босфорское царство погибло, римляне без труда захватили земли Причерноморья, подавили восстание Спартака и создали свою великую империю.
АРИНА: Надо будет проверить, почитать в интернете. Никогда б не подумала, что здесь происходили события глобального масштаба.
АНТИЧНЫЙ ГРЕК: Как вы понимаете, Арина, не зря вход в царство Аида находится именно здесь. Не зря в древних манускриптах наши жрецы вход в подземное царство Аида помещали именно здесь.
АРИНА улыбнулась: А тепер, пожалуй, верю.
ВЛАДЫКА: Как видите, Арина, события глобального масштаба здесь уже происходили. И не верьте обманчивой благодати. Очередной Апокалипсис уже начинается, и центр событий именно здесь, на Карадаге, но об этом позднее.

РАССКАЗ ЕГИПТЯНИНА
Много тысяч лет назад моя папирусная ладья приплыла в эти дикие края.
Обращаясь к владыке: Здесь, на этих скалах, мы вместе беседовали о смысле жизни, о богах… Я решил здесь остаться, а связь с земным миром поддерживает посланница этой земли – кошка. У нас в Египте, согласно нашим верованиям, лишь кошки имеют связь между миром мёртвых и миром живых.
ДРЕВНИЙ ГРЕК: Да уж, Орфей не смог забрать свою Эвридику из мира мёртвых.
АРИНА: Значит, Багира не зря появилась в моей жизни. И эти странные сны, которые она мне мурлыкает – это послания вашего подземного мира.
ВЛАДЫКА: Она тебя сюда привела, она тебе и поможет вернуться назад.
ВЛАДЫКА: Приглашаю вас, друзья, на наш подземный бал! (Обращаясь к Арине): Вы будете нашей почётной гостьей из земного мира. Прошу всех к столу!
В свете мерцающих свечей виднелся бесконечно длинный стол и уходил в бесконечность…
ВЛАДЫКА: Друзья мои, прошу поднять кубки с напитком богов сомой.
Арина села рядом с владыкой и своими новыми знакомыми с близкой ей эпохи: Волошиным, офицером, комиссаром, Пушкиным. Чем дальше от Арины, тем диковиннее костюмы и тем не яснее черты лиц; косматые шкуры, бороды терялись во мраке…Все пьют напиток богов. Выпив кубок, Арина почувствовала, как тепло и невероятная лёгкость пробежали по её жилам и наполнили всё её тело.
ВЛАДЫКА: А теперь Арина расскажет нам о событиях наверху, что нынче происходит на склонах Карадага.
 И Арина рассказывает, рассказывает – и о войнах, и об интернете, и о ракетах, и о чудесах техники, и о последних достижениях человеческой мысли.
АРИНА: Похоже, что Крым подземный намного интереснее наземного, и живёт какой-то своей загадочной жизнью. Здесь можно встретить представителей всех эпох и всех сословий.
ВОЛОШИН: В нашем подземном царстве Аида народец разный, как, впрочем, и у вас, наверху. Некоторые подземелья, дорогая Арина, мы вообще советуем не посещать.
АРИНА: А в последнее время кто-либо посещал ваше подземное царство?
ВОЛОШИН: Увы, слишком много, но это не те, кто добровольно сюда пришёл. Во время последней мировой войны десятки тысяч людей были принесены земным правителем в страшную жертву подземному миру. До сих пор в подземных городах Севастополя, Керчи, Аджимушкая покоятся тысячи тысяч безвестных жертв. И почему-то о них сознательно замалчивают.
АРИНА:Не хотела бы я идти в эти чертоги смерти!
ВОЛОШИН: Нет, Арина, иди лучше к нам. Мы, конечно же, можем попасть в любое подземелье Тавриды, да и всего мира, но сейчас у нас другая цель: мы тебя приглашаем на наш подземный бал.
После очередного кубка сомы Арина почувствовала, что захмелела.
ОФИЦЕР-ЧЕРНОСОТЕНЕЦ: Арина, вы прекрасны, рад видеть такую очаровательную девушку. Сто лет не видел подобной красавицы!
ЕВРЕЙ-КОМИССАР: Ещё бы, за сто лет ни одной девушки здесь и не было. Эк вас, ваше благородие, развезло от божественной сомы!
Офицер, не обращая внимания, кладёт руку на колено Арине. Офицер в её честь декламирует четверостишие. Еврей-комиссар как бы невзначай с другой стороны кладёт руку на её другое колено, и, в свою очередь, также отвечает стихом в честь Арины.
ВОЛОШИН: Господа, не увлекайтесь!
ОФИЦЕР ревниво косится на еврея-комиссара: А давайте, господа, споём нашу исконную казацкую:
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!
ЕВРЕЙ-КОМИССАР: Перестаньте петь эту проклятую песню, мало ли вы грабили и порубили шашками нас, бедных евреев, под эту песню!
ВОЛОШИН: Господа, опять вы за старое, постыдились бы дамы, вам что водку пить, что амброзию, что божественную сому – всё буяните.
Вдруг хазарин, молча наблюдавший за этой сценой, запел.
«Странно, – подумала Арина, – мелодия та же, только слова незнакомые.
ОФИЦЕР: Что это  такое?
ХАЗАРИН: Это не ваша исконная, это наша хазарская народная песня. Слова те же, мелодия та же, тысячу лет до вас мы так пели в причерноморских степях.
ОФИЦЕР (пьяным голосом): Мало того, что татары по крови, жиды по вере, так ещё и нашу песню украли.
ХАЗАРИН (не менее пьяно):Это вы, варвары, испортили своим поганым языком исконно хазарскую песню.
Хазарин и офицер цепляют друг друга за бороды.
ВЛАДЫКА (громовым голосом): Прекратить немедленно это безобразие, а то вразумлю посохом по лбу обоих!
Хазарин и офицер, ворча, отступают друг от друга. Владыка вдруг начинает петь песню на каком-то непонятном языке.
АРИНА: Что-то знакомое!
ВОЛОШИН: Неужели?
ВЛАДЫКА: Да, пять тысяч лет назад эту песню мы пели на своём языке в этих же степях.
ВОЛОШИН: Вот это сюжетец!
ВЛАДЫКА: Правнучата неразумные, вместо того, чтобы таскать друг друга за бороды, подумали бы лучше, что у нас общего: все мы – родственники, да притом ещё и близкие.
АРИНА: Странно, сменялись целые эпохи, верования, народы, а песня  живёт столько тысячелетий. Вот это творческое долголетие, мне бы такой успех! Какая дискуссия! Споры за авторское право, ну почти как в Литинституте, только  здесь, под землёй, меряют тысячелетиями, и  культурами целых народов. В наше время масштабы помельче, но и национальность припомнят, и регистрацию, и связи.
ПУШКИН ( Арине): Обмельчал нынче литературный народец у вас наверху! Вы, наверно, изучали в университете, как я в бытность свою в Бессарабии обнаружил сюжет о знаменитом римском поэте Овидии?
АРИНА (покраснела): Что-то смутно помню, но, вообще-то, я забыла, потому что у меня память девичья.
ПУШКИН (улыбнулся): Ну да,
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Позволю вам напомнить, что в таборе у кочевых цыган я услышал сказку о знаменитом поэте, сосланном злым царём за вольнодумство в местные степи. Оказалось, это был поэт Овидий, сосланный без малого две тысячи лет назад на край тогдашней римской державы самим императором.
АРИНА: Подумать только, прошли тысячелетия, сменились эпохи, народы, языки, религии, а сюжет живёт. Вот это настоящее творческое бессмертие.
ПУШКИН: Как я посмотрю, нынче у вас наверху поэты, наоборот, стремятся не вольнодумствовать, а угождать правителям. Из далёкой провинции пролезают любыми путями в столичные круги – поближе к кормушке. Сюжеты – соответствующие. Никто о них не только через тысячу лет не вспомнит, а забудут на следующий день после презентации.
В стенах гигантского подземного зала звучит божественная музыка. Арина кружится в вальсе то с Пушкиным, то с Лермонтовым, то с совсем уж незнакомыми персонажами. За столом еврей-комиссар пьёт на брудершафт с офицером-черносотенцем –  и горланят пьяными голосами :
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить…
Хазарин, витязь, тавр и совсем уж непонятные личности подпевают им каждый на своём языке.


Сцена одиннадцатая
 ПОСЛАНИЕ КАРАДАГА
ВЛАДЫКА: А теперь, Арина, о самом главном. Много тысяч лет назад в нашем подземном мире произошёл раскол, самый завистливый и бездарный режиссёр нашего подземного театра был изгнан в самые глубокие пещеры.
ВОЛОШИН: Как видите, Арина, интриги у нас такие же, как в земном мире, но последствия намного страшнее. Изгнанный из нашего подземного театра режиссёр стал оборотнем, слугой у подземного дракона.
ВЛАДЫКА: Дракон отправил в мир земной режиссёра- оборотня, чтобы он нашёл там свою публику. И сейчас на просторах современной страны Киммерии почти уже сто лет разворачивается зловещий сценарий этого режиссёра. Процесс развития человеческой мысли пошёл вспять. Режиссёр оборотень, по сути, создал новую религию. Из всех святых книг он взял всё самое худшее, а самое лучшее было объявлено слишком сложным, и поэтому – вредительским. Он объявил атеизм, но это было лишь отрицание предыдущих религий, чтобы расчистить место для своего нового мироустройства.
БУЛГАКОВ: Я, как врач, подскажу клинику этой религии, она создана для умственно отсталых людей и на неё может соблазниться только соответствующая публика.
ИУДЕЙ: За основу взят, конечно, наш Ветхий завет, но в сильно искажённой форме. Есть избранный народ, есть свои пророки, мученики, святые книги; есть и неизбранные враги, подлежащие уничтожению, их список периодически обновляется – целые социальные группы и народы. А имущество врагов, соответственно, делится между избранными.
БУЛГАКОВ: Как говорил мой литературный герой: «Всё взять и поделить?» Сначала придумать, кто враг, затем героически его уничтожить, а имущество поделить.
ИУДЕЙ: Такое ощущение, что товарищи пролетарии создали религию своим убогим умом, толком не дочитав ни одну из святых книг.
ВИЗАНТИЕЦ: Воистину, сначала уничтожили сотни тысяч священников, а потом возродили православие. Не поняв сути, но соблюдая пышную внешнюю форму.
БУЛГАКОВ: Типичное поведение пролетария – с невероятным хамством и развязностью обезьянничать, и при этом учить всех жизни.
ВОЛОШИН : Обратите внимание: уничтожению целых народов и социальных групп придаётся ритуальная форма. Чем не новая религия? Возрождён культ мёртвых и поклонение мумиям главных злодеев. Символы новой религии расставлены в невиданных ранее масштабах; неофитов для новой религии находят просто, и миллионы пролетариев зачинаются в пьяном угаре вот уже не одно поколение.
ВОЛОШИН: Адептов этой религии легко узнать, они получают удовольствие от страданий и смерти честных людей.
ВЛАДЫКА: Это всё дело рук подземного режиссёра-оборотня – то-то он потирает руки. Самое страшное, что конечная цель его зловещего сценария недоступна самим исполнителям ролей: интеллекта не хватает.
АРИНА: Так зачем же, всё-таки, владыка пригласил меня в свой подземный театр и вообще, вернусь ли я наверх? Ведь Эвридике в своё время даже любовь Орфея не помогла.
ВЛАДЫКА (улыбнулся): Конечно же, ты вернёшься. Тебе помогут любовь земная и поддержка людей и зверей подземного царства. Дух древнего Карадага всегда с тобой. Ты должна сыграть главную роль в представлении на земле под названием Жизнь.
ВОЛОШИН: Сценарий наверху должен кардинально измениться, иначе апокалипсис в XXI веке неизбежен. Режиссёр-оборотень скоро будет уничтожен своими же бездарными актёрами. Чему-то да научил тебя наш подземный театр! С зубцов вершин Карадага мы уже видели  грандиозное представление – апокалипсис в масштабе страны Киммерии: земля проваливалась под ногами, и море горело – всё это было в реальности. Не хотелось бы такого повторения в глобальном масштабе. Не зря Вильям Шекспир сказал: «Весь мир театр, люди в нём – актёры.»
ВОЛОШИН: Каждый должен подумать, какую главную роль ему сыграть. Ты, Арина, возвращайся на землю, и мы через твоих друзей с тобой свяжемся.
…Арина открывает глаза, чувствует вкус солёной морской воды, волны бьют в лицо, а под собой ощущает спины дельфинов. С берега слышны голоса её друзей:
– Опять Арина верхом на своём дельфине! Где же ты была? – спрашивают они.
АРИНА: Скажу – не поверите!
АРИНА (сидя на берегу, смотрит на знакомые силуэты скал Карадага): Только в подземном театре видна вся правда без искажений. Современные технологии увели в мир иллюзий, а реальность осталась только в подземном театре.