Духовные основы России как многонационального госу

Алексей Панищев
Духовные основы России как многонационального государства

© Панищев Алексей Леонидович
Россия, Курск. Курский институт социального образования
(филиал) Российского государственного социального университета
Россия, Курск, ул. К. Маркса, 53.
E-mail: aleksepanishhe@rambler.ru

Важным этапом развития нации является цивилизация. Не без причины народы ею особенно гордятся, стремясь, при всяком удобном случае, подчеркнуть достаточно высокий уровень своего общественного развития, духовной и материальной культуры. В большинстве случаев с цивилизацией связывается научно-техническое развитие человечества, что отображает исключительно одну сторону цивилизации. Следует отметить то, что впервые данное понятие ввёл в научный лексикон шотландский философ Адам Фергюсон (1726-1816 гг.). Мыслитель считал, что для цивилизации свойственно классовое деление, а развивается она не только по планам общества, но и в силу текущих ситуаций, в которых в тот или иной период времени находится народ. Само слово цивилизация происходит от латинского слова civilis, означающее гражданский. Этимология этого термина также указывает на органичную связь с городской культурой, поскольку слово civilis связано со словом civitas – город. Таким образом, правомерно связывать генезис цивилизации с зарождением государственности, которая, подчеркнём, является самой сутью цивилизации. Бесспорно, не всякое общество способно выстроить государство, устроить правовые отношения в своей среде. Для национального, то есть государственного, становления необходимы высокий уровень развития общественного сознания, осмысление народом общих ценностей, норм и цели своего совместного бытия. «Строительство государства невозможно, если народное сознание не способно отвергнуть привычную форму общежития и, мало того, вообразить новую, ещё невиданную… Первоначально государство возникает как чистый плод воображения» [9, 147].  Более того, государственность требует от народов, объединяемых в его границах, развитой способности к антиципации, то есть к планированию будущего не только для ближайших двух-трёх поколений, но будущего в смысле видения стратегических  государственных задач. Иначе говоря, задач, которые общество должно решить в течение нескольких столетий. Также на цивилизационном уровне развития крайне важно формирование принципов и законов, позволяющих людям верить в нерушимость их Родины. Так, в Государственном гимне СССР понятие нерушимости прописано в первой строке. Действительно, «нации формируются и живут лишь постольку, поскольку воплощают в себе некое стремление осуществить общую программу грядущего» [9, 281]. Примечательно, в России первоначальной такой программой грядущего было национальное служение Богу и соборное спасение; спустя некоторое время, уже в период СССР, – построение нового мира – коммунистического общества.
Надо признать то, что не все исследователи проводят жёсткую и однозначную связь между государством и цивилизацией. Немецкий учёный А. Боземен пишет: «Международная история точно подтверждает тезис о том, что политические системы являются недолговечными средствами для достижения целей на поверхности цивилизации и что судьба каждого сообщества,  объединённого лингвистически и духовно, зависит в конечном счёте от выживания определённых фундаментальных идей, вокруг которых сплачивались многочисленные поколения…» [16, 52]. Такая позиция представляется весьма разумной, подчёркивающей то, что и государства не существуют сами по себе, а подчинены некой фундаментальной идее, вне которой страна теряет смысл своего бытия и   за короткий срок распадается, а общество, её создавшее, деградирует и погибает. Данная мысль подчёркивает зависимость цивилизации от культуры, отрыв от которой в результате чреват выхолащиванием права и крушением государства. Тем не менее в данном исследовании мы будем исходить из того, что цивилизация характеризуется именно наличием государственности.
Пристальное внимание к своему государству во многом связано с духовной жизнью нации. Безапелляционно утверждать, что у конкретного народа плохое государство, фактически равнозначно обвинению нации в духовной ущербности, в невочеловеченности. «Народ, имеющий плохое понятие о боге, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы», — пишет Г.В.Ф. Гегель [2, 400]. Типичная логика колониальных стран, которые в XXI веке представлены лидерами блока стран НАТО, состоит в том, чтобы прямо (как это было до 1945 года) или косвенно (как, к сожалению, нередко обстоит дело в настоящее время) подчеркнуть то, что какая-то общность не по этическим, а по этническим принципам является недочеловеками – следовательно, подлежит истреблению. Единственной страной, которая эффективно противостояла (и по-прежнему решительно стоит на диаметрально противоположных  позициях  в отношениях с этой фашистской, колониальной системой), является Россия, в  культуре которой изначально, неизменно человеческая природа согласовалась не с этническими признаками, а с нормами этического характера. Для русского народа человечность измерялась не в грубой силе, не в финансовых или социальных возможностях, а в духовных качествах личности, таких как скромность, целомудрие, доброта, ответственность за своего ближнего. Именно такое понимание человеческой природы позволило в своё время русскому народу снискать славу богоносного, праведного народа. Идея богоносности русского народа имела вполне веские основания. Архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, бывший в России с 1654 по 1656 гг., описывал русских людей как святых. Он так и писал: «Без сомнения, эти русские – все святые, ибо превосходят своим благочестием даже пустынных отшельников. Богу угодно было сделать этот народ Своим – и он стал Божиим – и все его действия от Духа, а не от плоти…» [8, 213]. В XV веке дьяком Филофеем была развита концепция «Москва – третий Рим» (при этом Московское государство неофициально называлось вторым Израилем). Основная идея этой концепции состоит в постулировании духовной ответственности православных людей за всё человечество. Здесь не шла речь о том, что русские люди кого-то силой приведут к Православному Христианству, как раз наоборот – предполагалось, что примером своего благочестия и любви к Богу русский народ образует такую духовную среду, в которой будет высокой вероятность духовного спасения всех остальных народов, причём не обязательно православных. Так же как Господь может помиловать город, если в нём наберётся 10 праведников, так и всё человечество Бог помилует, если в нём будет хотя бы один народ, любящий Бога. Через человека, как единственного разумного существа на земле, мир либо молится, либо богохульствует; так и через православный народ человечество идёт либо ко спасению, либо к погибели. В этом отношении уместно вспомнить слова В.С. Соловьёва, который уже в конце XIX века справедливо писал: «Спасающийся спасётся. Вот тайна прогресса – другой нет и не будет» [10, 556].
Тем не менее отдельным странам, представленным, прежде всего, США, Великобританией, Саудовской Аравией, крайне невыгодно развитие Русского государства, благодаря которому бытие всего человечества оправдывается пред Богом. Отсюда против России бросаются большие силы. Россия, как оплот Православного Христианства, вынуждена противостоять деструктивным тенденциям, которые естественные для мира, лежащего во зле. К началу XXI века Россия осталась почти без союзников. Православную Сербию почти уничтожали, такие православные страны, как Румыния Болгария и Греция уже давно отошли от Христианства, а потому не представляют собой самостоятельных, реально суверенных единиц международного права. Сейчас идёт война против Сирии, которая в христианской традиции попадает под определение святой земли. Россия же ещё представляет реальную силу, способную постоять за Правду.
Исходя из геополитических возможностей России, её регулярно пытаются уничтожить не только грубой силой (как это делалось папистами через немецких рыцарей в XIII веке, или через поляков в начале XVII века; или фашистами в 1941-1944 годах). Одним из способов уничтожения государства является уничижение и искажение его истории в глазах собственного народа. Этот способ информационной войны использовался ещё древними греками против персов, которым древние греки в ряде отношений явно проигрывали . Кстати, даже философия Древней Греции во многом опиралась на зороастрийское учение. Тем не менее в условиях современного европоцентризма древнегреческая культура представляется почти эталоном, а если учесть, что в современной Европе идёт агрессивная реклама содомии, древние греки, в среде которых в период деградации античной цивилизации это извращение процветало, представляются самым прогрессивным народом. Конечно, персы-зороастрийцы, которые за половые извращения  казнили, не смогли бы прижиться в современном ЕС. Неудивительно, что в последнее время Иран в международных отношениях стал почти изгоем, а откровенно сатанинский фильм «300 спартанцев» (2006 года) разрекламирован гораздо шире, чем настоящий человеческий фильм с таким же названием, вышедший в 1962 году.
Тем не менее возвратимся к России, которую силы зла регулярно стремятся уничтожить. Примечательно, что одним из способов уничтожения нации является её спаивание спиртными напитками. После крушения СССР в информационном пространстве России активно распространяется информация, согласно которой, на Руси всегда много пили спиртного. Разумеется, такие ложные рассуждения ориентированы на принцип, постулирующий следующее: «если человеку внушать, что его отец свинья, дед свинья, все прадеды свиньи, то он захрюкает». Всё же заявления о регулярном пьянстве на Руси противоречат не только элементарной морали, но и логике. Если мы в архиве откроем «ревизские сказки» (перепись населения с данными о подворных хозяйствах), то увидим, что, например, в Курской губернии в каждом хозяйстве, помимо большого количества десятин обрабатываемой земли, было в среднем 3-4 лошади, по несколько коров, свиней... Думается, что содержать такое огромное хозяйство может только трудолюбивый, ответственный и трезвый человек. Тем не менее, когда в странах Западной Европы представления о рае связывались с возможностью много пить спиртного, для дискредитации народов и их стран писались иные вещи. Вспомним «Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского. «В качестве напитков в Московии Меховский называет воду, мёд и квас… Меховский, вслед за А. Контариным, сообщил, что Великий Князь Иван III установил запрет на ежедневное употребление и изготовление спиртных напитков в домашних условиях. Но в «Трактате» эта информация имеет отрицательный смысл. Она, по замыслу автора, должна свидетельствовать о деспотизме московских государей…» [5, 81-82]. Здесь мы видим, что такое позитивное явление, как трезвый образ жизни, в больном сознании папистов имел негативный смысл. Задача Меховского была продиктована польским королём Сигизмундом и состояла в том, чтобы на международной арене выставить Россию диким, агрессивным, языческим государством, которое управляется тираном. Такого рода трактаты послужили некоторой предпосылкой к тому, чтобы уже в начале XVII века Польша вторглась в пределы России, а польские войска относились с крайней жестокостью к русскому населению, в прямом смысле слова вырезая население русских городов, по сути в период Смутного времени против русских православных людей был организован настоящий Холокост.
Сейчас в XXI веке россиян обвиняют уже не в трезвости, а, наоборот, в злоупотреблении спиртными напитками. С ХХ века, когда наука убедительно доказала, что пьянство приносит вред (видимо, для позитивистского общества Западной Европы, если бы не научные доказательства, то заявления о вреде пьянства поныне бы разрушались о рассуждения, что эти заявления есть частное мнение). Стало быть, народ, в котором люди много пьют спиртного, рассматривается как отсталый. Ради справедливости признаем, что, начиная с правления Петра I, прозванного Антихристом, пьянство в России стало целенаправленно насаждаться, однако и в таких условиях это негативное явление в России не стало распространённым. Тем не менее с конца ХХ века в сознание российских граждан инкорпорируют установку, согласно которой пьянство есть «русская национальная традиция». Такая клевета есть по сути диверсия против нации. Тем не менее по сей день большинство граждан России не злоупотребляют спиртным или ведут полностью трезвый образ жизни.
Совершенно иначе обстоит дело с клеветой против истории нации. После распада СССР, сопровождавшимся резким падением интеллектуального уровня многих россиян, перед странами НАТО открылись большие возможности в их фашистской деятельности. Молодёжи стали навязывать лживые взгляды на историю их Родины, а она [молодёжь] из-за незнания отечественной истории оказалась не способной её защитить и правильно её преподнести в области международного общения. К слову сказать, японские дети в школьных учебниках читают, что ядерное оружие было использовано в августе 1945 года против Хиросимы и Нагасаки Советским Союзом. Подобной клеветы, удивляющей своей изощрённостью, очень много. Тут же уместно вспомнить и лживое обвинение Советского Союза в расстреле польских военнопленных под Катынью. Разумеется, в силу политики России, направленной на установление дружеских отношений с поляками, большинство россиян не знают, сколько десятков тысяч советских военнопленных были замучены поляками в лагерях смерти в 1919-1920 годах. В то же время о трагедии в Катынском лесу знает вся страна. Несмотря на то, что уже доказана непричастность СССР к этому расстрелу, некоторые граждане, во многом из-за деятельности М.С. Горбачёва, по-прежнему думают, что польских офицеров расстреляли органы КГБ. Таким образом, россиянам навязывается комплекс национальной неполноценности и чувство рабского преклонения перед странами НАТО.
Идеологические диверсии против России происходили и ранее, но они осуществлялись за пределами Советского государства. Например, в английском фильме «Атака лёгкой кавалерии» (1968 год) мы видим чудовищные образы против России и русской культуры. Вспомним, один из аморальных эпизодов данного фильма: англичане выставили Собор Василия Блаженного в виде пирога, который пожирает английская королева... Понятно, что в Крымской войне Англия и Россия были противниками, однако везде нужно оставаться людьми. В советском фильме «Адмирал Нахимов» блестяще показаны английская сдержанность и французский темперамент, но нигде нет унижения культуры Англии или Франции. В случае же с английским фильмом мы видим всю инфернальную суть британской государственности, в пределах которой считается нормой глумление над святым. В принципе Бог поругаем не бывает, так и тут можно сказать словами русского баснописца И.А. Крылова: «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона». В Англии целенаправленно осуществляется уничижение национальных культур. Чарльз Дикенс в «Истории Англии для детей» пишет юным читателям о «свирепых тиранах» в «старой России». Между тем в этой России люди оказались примером человечности и благородства. Так, когда летом 1554 года поморы обнаружили в «Мурманском море» два английских судна с мёртвым экипажем, то весь товар английских кораблей был в целости возвращён Англии. В самой же Европе такого благородства, да ещё от людей простого сословия, невозможно было представить. Так, когда у островов Силли в Бискайском заливе в 1707 году английские военные корабли потерпели крушение, то жители этих островов добивали выплывших матросов на берегу, чтобы завладеть материальными богатствами. Так был убит британский адмирал, который, добравшись вплавь до берега, нашёл свою смерть от топора рыбачки, прельстившуюся ювелирным украшением на пальце адмирала. Разумеется, люди, знающие обстоятельства данного кораблекрушения, стоившего жизни двум с половиной тысячам английских моряков, отметят, что адмирал главный её виновник. Рядовой матрос, предупредивший адмирала об опасности, был повешен за то, что поставил под сомнение правильность выбранного курса. Однако рыбачка не могла знать этих обстоятельств, для неё адмирал был только человеком, попавшим в беду. К слову сказать, в русском военно-морском флоте отношения между адмиралами и рядовыми матросами были основаны не только на уставе, но и на нормах Христианства, поэтому такое жестокое, высокомерное отношение офицеров и адмиралов к нижним чинам было не свойственно русскому флоту.
В XXI веке попытки опорочить Россию особенно сильны. Так, в 2007 году в журнале «Перекрёстки» (№ 1-2) вышла статья некой Эвы Томпсон «Имперское знание: русская литература и колониализм». Эта статья написана в академическом стиле и формально считается научной. Однако предлагаю заглянуть в её содержание и задастся вопросом о цели, которую преследует Э. Томпсон. Суть данной работы состоит в обвинении России в колониальной политике. Томпсон пишет, что Россия расширяла свои границы «за счёт войн, аннексий...». Томпсон даже не гнушается тем, что указывает на несостоятельность идеи единства между русским, украинским и белорусским народами. Она пишет, что при Иване IV нет признаков того, что Украина или Белоруссия рассматривались в качестве родины московитов. Что же тут ответишь: конечно, Украина и Белоруссия не рассматривались в то время как Родина московитов, поскольку в XVI веке украинцы и белорусы как этносы находились только в стадии формирования, а земли, которые сейчас на политической карте мира занимают Украина и Белоруссия в тот период относились к Речи-Посполитой или Великому княжеству литовскому, названий которых на современной карте уже нет. Тем не менее, если бы Томпсон открыла бы такой памятник древнерусской литературы, как «Повесть об азовском осадном сидении» (середина XVII века), то она бы прочитала, как украинские казаки подчёркивают свою принадлежность к России по принципу исповедания Православного Христианства. Если учесть, что на землях современной Украины и Белоруссии явное большинство людей были православными христианами, то становится понятно духовное и политическое единство Белоруссии, Украины и России.
Ссылка на рассказ И.А. Бунина «Аглая» преподнесена в настолько софистическом контексте, что анализировать её в научной статье весьма сложно. К моменту написания рассказа «Аглая» татары уже гармонично вошли в состав России, а ненавистнических отношений между ними и русскими не было с конца XVI века. Здесь нужно обратиться к иконописному образу Пречистой Казанской Богоматери. Вскоре после присоединения Казани к России среди русского народа пошла информация, согласно которой Богородица простёрла Свой покров над Казанью, а значит приняла татарский народа как народ божий. Это стало знаком установления братских отношений между русскими и татарами. Тот же факт, констатируемой Э.Томпсон, что англичане не могли назвать Индию или Кению Англией объясняется тем, что англичанам постоянно приходилось держать в этих колониях большие военные силы, чтобы подавлять местное население (причём никто из индусов или кенийцев не атаковал население британских островов). Когда англичане оккупировали Индию, то они уничтожили независимые государства (достаточно вспомнить маратхские войны). Россия же присоединяла народы, которые находились на стадии вождества и спасались от истреблений со стороны таких могущественных соседей, как Османская империя или Китай. Были, разумеется, и исключение, например Казанское ханство. Однако деятельность этого ханства в XXI веке назвалась бы террористической, преступной, поскольку с территории этого ханство постоянно совершались воинские набеги на русские земли. Несмотря на ряд попыток Москвы организовать мирные отношения, мусульмане этого ханства продолжали уничтожать населения Московского государства. Когда московские воины-освободители разгромили Казанское ханство, то в течение недели было освобождено из полона свыше 60 000 людей. Видимо, для Э. Томпсон уничтожение русского населения есть норма, неприятие и сопротивление которой клеймится терминами, вроде, «агрессия», «колониализм».
Между тем, если исходить из анализа литературных произведений с целью понимания международных отношений внутри конкретной страны, то мы, действительно, можем сделать множество интересных наблюдений. Так, в романе Х.-М. Мугуева «Буйный Терек» описаны события, связанные с войной на Кавказе русских войск под руководством генерала А.П. Ермолова с отрядами кавказских мюридов во главе с имамом Шамилём. Прежде чем, Шамиль возглавил газават против русских солдат, среди многих кавказских народов, включая чеченцев, прошли широкие обсуждения вопроса о допустимости и целесообразности этой войны. Далеко не все поддерживали воинственные настроения Шамиля. Так, кавказский богослов Диба-хаджи говорил: «Веру русские не оскверняют. И Казань, и Крым, и Астрахань уже сотни лет живут с ними и молятся по-старому, в мечетях. Имеют мулл, учат детей Корану и совершают ежегодный хадж в благословенную Мекку» [6, 27-28]. Разумеется, там, где русские солдаты встречали вооружённое сопротивление, нападения, применялась военная сила, осуществлялись экспедиции с целью уничтожения аулов, в которых население участвует в газавате против России (причём, русские щадили лишь женщин и детей), что также отмечается Х.-М. Мугуевым. Однако эпизодическое применение военной силы не означает  того, что Россия была милитаристской страной, как это пытается доказать Э. Томпсон. Если русское войска воевали профессионально, то это не значит того, что они были агрессивными. В сражении при реке Иоре (1800 год) 1200 русских пехотинцев, усиленные артиллерийской батареей, разгромили пятнадцатитысячную аварскую и лезгинскую конницу, которая в случае успеха вырезали бы грузинские селения и города (как уже авары и лезгины это делали раньше). Однако русский солдат, находясь в таком невыгодном положении, сумел разбить опытного врага и спасти грузин от истребления. (Практически в бою приняли участие немногим более 500 русских солдат). В сражении авары и лезгины потеряли убитыми примерно 2 500 бойцов, в то время как русские войска – одного солдата. Обвинять русских солдат в милитаризме и агрессии могут разве что из зависти к высокому интеллекту и духовности русских людей. Если говорить о Кавказе в целом, то присоединение кавказских народов к России стало истинным благом для них, поскольку признав власть «белого Царя», кавказские народы прекратили межклановые распри, братоубийственные войны и встали на путь миной созидательной жизни.
Таким образом, мы видим, что и в художественной литературе отражено лицо России в свете благородства. Э. Томпсон же нигде не находит прямых свидетельств агрессивности российской политики в отношении к присоединяемым народам, однако она стремится косвенную информацию о межэтнических отношениях в России трактовать так, как ей выгодно. Подход, представленный Э. Томпсон, рельефно отражён во всей инфернальной политике стран НАТО, которые по своей манере ведения международных дел отличаются от фашистов третьего рейха тем, что гитлеровцы не организовывали (не провоцировали) массовых изнасилований женщин. Вспомним события в Сребренице в 1995 году. В июле 1995 года боснийские вооружённые формирования во главе с бандитом Оричем Насером устроили истребление сербского населения в Сребренице, во время которого не только убивали мирных жителей, но и насиловали женщин. Целенаправленное изнасилование женщин является спецификой геноцида, организованного исламистами. Причём боснийские исламисты уничтожали сербов в демилитаризированной зоне при невмешательстве международных сил ООН. Только вооружённое вмешательство сербских воинов остановило уничтожение гражданских лиц. Позднее в странах НАТО сербские воины-защитники были обвинены в том, что уничтожали гражданских боснийских мусульман, несмотря на то, что среди боснийцев все расстрелянные были мужчинами и подростками, возраст которых позволял им вести активные боевые действия и в гражданской одежде. Примечательным является то, что полудэв Орич Насер организовывал геноцид сербов в дни православных праздников. Орич принимал личное участие в убийствах мирных людей  (фиксировал свои зверства на видеоматериалах). Тем не менее этот полудэв был оправдан в подконтрольной НАТО организации – в Международном трибунале в Гааге. Таким образом, в геноциде сербского народа виновны не только боснийские преступники, но и страны НАТО. На сегодняшний день мусульманская Босния-Герцеговина является государством, в котором нет открытого геноцида сербов, но, при молчаливом согласии и попустительстве стран НАТО, развито похищение, изнасилование и торговля женщинами-славянками. Чтобы понимать трагедию сложившегося положения, которое возвращает нас к героическим временам, литературно описанным в «Повести о гибели воеводы Приезды», нужно самому обладать честью: целомудрием и благородством.
Совершенно непонятно, почему Э. Томпсон так гордится тем, что англичане сделали свой язык международным. Будет разумным вспомнить, что народы, которые вошли в состав России сохранили свою культуру, и, соответственно, свой язык, а вот народы, которых покорило британское оружие, свою культуру утратили, а их языки стали «мёртвыми». Например, в ЮАР уникальная орнаментная письменность народа басуто оказалась забытой за несколько десятилетий, поскольку была вытеснена английским языком и языком сисуто, записываемым латинским шрифтом.  Если в самой Англии в ХХ веке предпринят ряд успешных попыток возродить местные языки (корнский, мэнский языки), то в бывших колониях Англии возрождение местных языков уже невозможно. Теперь давайте посмотрим, на обстановку в бывших британских колониях: в них процветает СПИД и гражданские войны [1, 20-22]. В ЮАР по официальным данным каждые 90 секунд совершается изнасилование женщины (это по официальным данным и без учёта таких же преступлений  в содомистском смысле). Если в конце XIX века зулусская девушка вступала в брак девственной, то нынче найти совершеннолетнюю девственницу или хотя бы не ВИЧ инфицированную  женщину в ЮАР крайне сложно, почти невозможно. Это всё наследие английских колонизаторов, которые, уподобившись сатане, старались уничтожить, прежде всего, духовные ценности, культуру народов. Не менее драматично выглядит ситуация в бывших немецких колониях. Например, в Танзании туристы, находясь в городах, не могут не заметить большого количества охранников в бронежилетах, касках и с автоматами, что подчёркивает высокий уровень жестокости населения этой страны. Разумеется, после геноцида местного населения, организованного германскими властями, жестокость оказалась нормативным явлением. Сколько погибло людей во время восстания Маджи-Маджи (1905-1907 гг.)? 300 тысяч или 800 тысяч? Существуют разные оценки жертв германского зверства… Не менее жестоко вели себя преступники из США, которые развязав войну с Испанией, оккупировали Филиппины, где своей развращённостью, гордыней и жестокостью спровоцировали местные народы на восстание, подавленное в крайне жестокой степени. С начала середины XIX века мы наблюдаем экспансию США против стран Латинской Америки. Эта экспансия не всегда осуществляется путём вооружённой интервенции, как в Никарагуа, Панаме, Гренаде. Закабаление латиноамериканских народов проходит посредством его растления. Так, согласно докладу в Институте демографии за 2005 год, в Гватемале 48 % женщин признались, что их первый половой акт произошёл в изнасиловании [17]. Именно в такой обстановке Че Гевара попытался поднять мятеж против ставленников США. Восстание не удалось, зато Че Геваре удалось стать одним из авторов Кубинской независимости. Единственная страна, которая сумела покарать изуверов, порабощающих честных трудовых людей, это СССР, который в 1945 году настоял на проведение Нюрнбергского трибунала. Англия и США не планировали проводить такого трибунала, что вполне понятно, так как действия колониальных войск Англии и США в Азии или в Африке идентичны действиям войск СС в Белоруссии, Украине. Напомним, что советским воинам-освободителям в Белоруссии и Украине в 1944 году было нечего пить, так как местные колодцы оказались завалены трупами убиенных славян, а сельскохозяйственные земли заминированы. Вот он – настоящий Холокост. Здесь же следует вспомнить о таком важном элементе колониальной политике фашистских стран, как распространение на оккупированных землях порнографии, что сейчас массово используется странами НАТО. Если уничтожение тел, часто объясняется жестокосердием людей, то духовное истребление есть результат служения Зверю. Не потому ли в XXI веке от стран НАТО страдают более всего те народы, где распространено Православное Христианство? Проблема оказалась лишь в том, что зулусы или индусы не смогли также взять штурмом Вашингтон или Лондон как советские доблестные воины взяли Берлин в 1945 году. Тем не менее, после того, как Зверь потерпел поражение, он вынужден был считаться с русским духом. Здесь следует обратить внимание на принятую по инициативе СССР резолюцию 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи  ООН от 14 декабря 1960 года. В данной резолюции  утверждается то, что «подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека». Резолюция 1514 (XV) стала важнейшей предпосылкой к освобождению народов Африки, Азии, Океании от колониального ига стран НАТО. Когда неофашисты из стран НАТО начали новое закабаление народов Африки, Азии, Латинской Америки, то именно русский народ подал братскую руку помощи угнетённым народам. Русские воины защищали справедливость во всех уголках мира, русской кровью забрызгана земля освобождённых Эфиопии, Анголы, Вьетнама и ряда других стран. Если СССР, направляя своих воинов в Африку, руководился праведными целями, то цели стран НАТО были фашистскими, а одно из доказательств такого неофашизма есть Косово, где славян снова заживо сжигают в крематориях, как в 1941-1954 годах. Примечательно, что гитлеровская Германия, взяв себе в союзнике албанцев с их идеей «великой Албании», открыла геноцид сербского населения, подобно тому, что мы видим в начале XXI века.
Обвинения России в колониальной политике выглядят не просто откровенной ложью, но и поводом к тому, чтобы задаться вопросом о мотивах написания этой статьи. Вполне возможно, что данная публикация является заказом натовских спец. служб. Надо понимать, что страны НАТО в средствах для решения своих задач не стесняются. Достаточно вспомнить, что вследствие клеветы на советских граждан, живших в высокой морали и победивших фашистского зверя, многие люди в далёких странах были уверены в том, что граждане СССР не имеют человеческого вида. Так, в Кении, времён колонизаторского правления англичан, среди угнетённого трудового народа считалось, что русские – это «люди с красной кожей и длинными хвостами» [13, 48]. В данном убеждении неправильно винить простых кенийцев, которые умирали от голода под жестоким игом Великобритании и лишались возможности учиться грамоте, узнать что-либо о других народах. Здесь вина лежит на аморальном правительстве Англии, занявшегося клеветой против русского народа. Разумеется, вероятно, ненависть к России имеет и иные – более прозаические основания. Если вспомнить дореволюционное выражение, что «самая страшная ненависть – это ненависть блудницы к девственнице», то возможно, что некоторые индивиды ненавидят Россию, как праведное государство. Субъективный фактор в научном исследовании никто не отменял, а образ частной жизни учёного играет важную роль и в его профессиональной деятельности. Принципы этики учёного не могут ограничиваться исключительно кабинетными стенами. В любом случае Эва Томпсон занялась клеветой против истории русского народа, что лишь подчёркивает её бессовестность. Так или иначе, но для людей, которые изучают историю России по учебникам, написанным в странах НАТО, важно дать ответ на грязную перчатку, которую Томпсон бросила в чистое лицо России. Мы рассмотрим основы многонациональности России, покажем, что в основе Русского государства лежит доброта и благочестие титульной нации.
Формирование государства являет собой сложный и длительный процесс. Оборачиваясь назад к истории, мы видим, что создание государства обычно проходило при прямом участии сильной личности, которая концентрировала свои усилия на преодолении узких родовых интересов и объединении кланов под единой властью для осуществления общих задач. Чем более сильным удавалось создать страну, тем масштабнее ставились задачи и тем больше был востребован развитый интеллект и духовный потенциал подданных той или иной правящей фамилии. Полагаем, что возможность реализовывать, развивать свои интеллектуальные и нравственные качества стала существенной предпосылкой к тому, чтобы общество встало на путь цивилизационного развития и выбрало государство в качестве наиболее приемлемой формы бытия человека и общества. Как показывает историческая практика и современная реальность, превосходства добиваются те страны, в которых удавалось создать мультикультурную среду и обеспечить определённый уровень свобод и защиты прав населения, которое в современной правовой культуре именуется гражданами. Особое значение для человека государство имеет в силу тех возможностей для реализации своих качеств и утверждения своей человеческой природы, которые оно ему предоставляет. «Человек, проживающий в нормальной стране, должен иметь возможность участвовать в великих предприятиях, создавать коллективные ценности, развивать великие идеи» [8, 320], – пишет испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Яркий пример такого государства дала русская нация, которая благодаря своей праведности в допетровский период снискала себе славу святого, богоносного народа. Государство, которое создал русский человек, оказалось той средой, где и иные народы получали возможность к наиболее интенсивному интеллектуальному и духовному росту. Профессор МГИМО А.В. Шестопал отмечает: «Тот факт, что многие народы вошли в состав России более или менее добровольно, объясняется довольно просто: положение людей при этом не ухудшалось, зато они избавлялись от междоусобных войн и угрозы более жестокого угнетения другими империями; господствующим же сословиям открывались широкие перспективы на царской службе» [14, 51]. Просторы России, действительно, удивляют, и, созерцая карту мира, понимаешь, что такое огромное культурное, этническое разнообразие, охваченное столь большим пространством, невозможно удержать силой оружия. Мы коротко остановимся на главных аспектах расширения российских границ и немного скажем о народах, которые пожелали присоединиться  России. Разумеется, в одной статье и даже монографии все народы России охарактеризовать невозможно. Будет справедливым сказать, что все народы в России объединены на основе доброты и праведности русской культуры, обращённой к Православному Христианству.
Со школьных времён мы помним такой термин, как «монастырская колонизация», суть которого состояла в том, что русские монахи посредством проповедей и личного примера привносили Христианство народам Севера, которые по факту крещения признавали над собой власть Московского Князя, а потом и Царя. Так, в XIV веке в землях коми – группы народов Севера России – русский монах Стефан, прозванный Пермским, утвердил веру Православную, после чего народы коми мирно влились в Российскую державу (в то время Великого княжества Московского). Стефан Пермский в 1370-х годах разработал азбуку для коми-зырянского языка (древнепермскую письменность, или абур). Эта азбука содержит 38 букв; в ней отсутствует разделение на строчные и заглавные буквы. Направление письма в абуре слева направо, а строки идут сверху вниз. При составлении абура Стефан использовал пасы – специальные знаки, которыми коми-зыряне отмечали свои угодья. Таким образом, коми воспринимали предложенную азбуку доброжелательно, как часть своей культуры. Знаменательно то, что когда Стефан был ребёнком, то местный юродивый Прокопий Устюжский предсказал, что Стефан станет просветителем пермяцкого народа. Действительно, Стефану суждено было стать крестителем народов коми. Причём часто он проповедовал с риском для своей жизни, поскольку часть язычников была настроена враждебно к христианству. Тем не менее после проповедей этого монаха люди массово принимали крещение. На том месте, где Стефан срубил берёзу, которой язычники поклонялись как божеству, была сооружена первая деревянная церковь в землях коми (в селе Усть-Выми).
Надо заметить, что в такой просветительской деятельности Стефана Пермского кроется настоящий духовный подвиг. Помимо огромной интеллектуальной работы, бесстрашия перед угрозой смерти, таланта проповедника, Стефану потребовалась большая любовь к людям, умение видеть ценность в каждом человеке, в том числе и некрещеном. Здесь необходимо учесть следующее: многие люди в то время полагали, что в скором  времени произойдёт конец света, а потому не видели необходимости «тратить» силы на небольшую группу язычников. Однако Стефан считал, что нужно до конца бороться за духовное спасение людей, а время конца света, согласно Писанию, неведомо никому из людей, даже ангелы не знают, когда настанет последний день мира.
Присоединение Сибири началось с 1580-х годов. Сибирь была освоена в силу ряда причин. Во-первых, большинство коренных народов Сибири не имели государственного сознания и, входя в состав России, могли даже не знать об этом. Во-вторых, государственные образования в виде ханств являлись слабыми и раздираемыми внутренними смутами. В-третьих, сибирские народы в русских людях видели освободителей от чрезмерно тяжёлой власти местных правителей. Многие покорители Сибири отличались благонравием и справедливостью. Примечательно то, что  Тимофеевич в летописях характеризуется, прежде всего, как человек целомудренный и религиозный. Среди коренных народов Сибири  Тимофеевич также почитается героем и защитником. Значительная роль в освоении Сибири принадлежала православию, которое в большинстве сибирских мест вытеснило традиционные религии.
Многие народы Севера постепенно и мирно входили в состав России и признавали власть русского царя. Исключение составили чукчи – народ Северо-Восточной Сибири. Собственно говоря, Чукотский полуостров и отождествляется с чукчами. Такое название народа дано им русскими людьми, а происходит оно от термина чаучу – богатый оленями. Самоназвание — оравэт’ьэт, что означает настоящие люди (так же, как и в случае с иннуитами). Примечательно, что это наименование соседи чукчей не употребляли, то есть не признавали их в качестве людей, что было причиной конфликтов между ними и чукчами. Первое упоминание о чукчах в российских источниках относится к середине XVII века. К этому времени чукчи воевали со всеми соседними народами, причём весьма успешно. Здесь надо отметить большую воинственность и агрессивность чукчей. Русские были единственными, кто называл их людьми. Однако и с русскими чукчи воевали большую часть XVIII века. Для чукчей принцип непризнания ими какой-либо внешней власти был самоценен. Единственной силой, которая могла противостоять им в военном отношении, стали русские солдаты. Чукчи регулярно нападали на коряков, юкагиров и другие народы, признавшие власть русского Царя, а потому ждавшие от него защиты. Естественно, русские солдаты усмирили чукчей и заставили их отказаться от нападений на поселения других народов. Культура чукчей сохранена в значительной степени благодаря осуществлявшейся дальновидной и тактичной политике со стороны России, сумевшей организовать образ действий, направленных на достижение мирных отношений, политического, социального, экономического  воспитания местного населения. Политичность, связанная с междунациональными отношениями, была  в значительной степени дипломатичной, учитывающей национальные интересы, сохраняющей  культурные ценности, местный  уникальный колорит. Примечательно, в 1932 году вышла первая книга на чукотском языке – «Красная грамота». В последующие десятилетия целый ряд чукотских писателей снискали себе мировую известность. В 1966 году русским людям (русским по духовности, а не по этносу), включая чукчей, был представлен фильм «Начальник Чукотки», где был явлен настоящий образ поведения чукчи. Знаменательны его слова: дескать, в песца, в белку стрелять можно, а в человека стрелять нельзя. Это умозаключение говорит о многом: в сознание коренных жителей Чукотки вошли принципы доброты и миролюбия, которые впоследствии, в нынешний век высоких технологий, позволили чукчам сохраниться как этносу.
В XVIII веке частью России стала Аляска. Первыми её начали осваивать русские купцы. Значительная часть населения Аляски представлена алеутами, которые также живут на Камчатке и Чукотке. Это название дано народу русскими людьми, открывшими в 1747 году Алеутские острова. Этимология термина алеут неоднозначна и вызывает споры. Некоторые исследователи считают, что этот этноним происходит от алеутского слова аллитхух (команда, община). Другие учёные полагают, что этот термин чукотско-корякского происхождения, от слова аляв-вытэ – те, у кого на голове обод. Действительно, алеуты в прошлом носили необычные деревянные головные уборы. Вероятно, понятие алеут происходит от чукотского слова «алиат» (остров), «алиут» (островитяне).
К моменту включения Аляски в состав России алеуты жили очень бедно, однако русские купцы построили для коренного населения Аляски школы, крепкие тёплые избы, что качественно подняло жизненный уровень населения Аляски. Так, когда рыльский купец (Курская область) Григорий Иванович Шелехов (1745-1795) прибыл на остров Кадьяк, то, прежде всего, построил со своими товарищами школу для алеутских детей. И поныне добрая память алеутского народа о России зафиксирована в русских названиях некоторых селений, рек, гор. Несмотря на то, что со времени правления Александра II Аляска не входит в состав России, коренные жители Аляски с гордостью вспоминают время, когда они были сопричастны великому Русскому государству.
В России также  проживает  многочисленный народ монгольской языковой группы – буряты. Бурятский народ соприкоснулся с Русским государством в XVII веке. В это время буряты оказались перед выбором: войти в состав России или же присоединиться к Китаю. В 1689 и 1727 гг. Россия и Китай заключили договоры, согласно которым Прибайкалье и Забайкалье вошли в состав России, а остальная часть Монголии стала провинцией Китая. Значительная часть бурятского населения успела перебраться на территорию России, где были более благоприятные условия для национального развития, а отношение русского царя отличалось добротолюбием и высокой ответственностью за духовное состояние своих верноподданных. После вхождения бурятского народа в состав России наблюдается резкий скачок в развитии его культуры. В XIX веке среди бурят были открыты первые светские школы (ранее образование бурят контролировалось буддийским духовенством и концентрировалось в дацанах). С присоединением к России уровень грамотности бурят значительно возрастает. В XIX веке в среде бурят появляются учёные с классическим европейским образованием (например, Доржи Банзаров, оставивший в наследие монголоведческие труды). Многие буряты оказались отличными медиками. Так, личным врачом императора Александра III был бурят Пётр Александрович Бадмаев, который являлся крупным учёным, переводчиком тибетских медицинских трактатов на русский язык. Этот врач известен и своей разумностью в области политики. Так, он, понимая обречённость маньчжурской династии в Китае и неизбежность прихода в Китай западноевропейских колонизаторов, считал, что подлинной основой спасения и развития китайского народа является его включение в состав России. Причём он подчёркивал то, что в состав России важно войти всему Китаю, включая и Тибет. П.А. Бадмаев, испытывая чувство тревоги, предвидя реальную  опасность  английской экспансии в Тибет, зная жестокие изощрённые методы западноевропейских колонизаторов, надеялся на то, что российские императоры примут в состав России народы Китая и Тибета. П.А. Бадмаев считал, что китайцы и особенно тибетцы будут рады приходу русских и встретят их как освободителей и спасителей.
Что касается бурятской литературы, то, надо отметить, она имеет весьма древние корни. Известны бурятские летописи, а также медицинские трактаты, как правило, написанные в рамках буддийской традиции. Долгое время бурятская литература была основана на монгольской письменности, сложившейся ещё в начале XIII века. В первой трети ХХ века формируется бурятская литература на основе латиницы и кириллицы. В 1910 году Б.Б. Барадиным была издана брошюра, в которой давались некоторые образцы бурятской народной литературы. В этой брошюре использовался латинский алфавит.  В 1927 году вышел первый литературный альманах на бурятском языке. В 1939 году бурятская письменность перешла на кириллицу.
На сегодняшний день в России проживает около полумиллиона бурят. Этот народ трудолюбив и талантлив; из его среды вышли многие знаменитые учёные, музыканты, композиторы, художники,  обладающие высоким мастерством артисты балета.
Одним из бриллиантов Русского государства является Алтайский край. Слово «Алтай» дословно переводится в значении «золотой». Краю дали название  по доминирующему в нём народу – алтайцев. На начало XXI века на Алтае коренных алтайцев проживает не более 30 %. Алтайский язык в данном регионе употребляется наряду с русским. Среди алтайцев выделяют две крупные этногеографические группы: южные алтайцы (ойратские народы) и северные алтайцы. Данные группы отличаются диалектами и некоторыми деталями быта.
Традиционным жилищем алтайцев является аил, представляющий собой шестиугольную постройку из бруса с конусообразной крышей. В центре крыши находится дымоходное отверстие, а в центре самого помещения – очаг, который алтайцы называют по имени От-Эне – мать-огонь. Домашний огонь священен для алтайцев. В него нельзя бросать мусор или окурки, от него нельзя прикуривать или плевать в огонь. Хозяйка дома должна следить за тем, чтобы очаг не потух. Ходить в аиле можно только против часовой стрелки. Помещение условно разделено на женскую и мужскую половину, а уважаемого гостя всегда усаживают на самое почётное место – напротив очага. В настоящее время алтайцы предпочитают жить в просторных избах, а аилы использовать в качестве летней кухни. Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие посёлки, как правило, в долинах рек. В начале XX века многие алтайцы стали строить своё жилище из бревен, наподобие русских изб.
Долгое время Алтай входил в Джунгарское ханство, которое распалось под ударами цинского Китая. Народы Алтая, уставшие от постоянных войн и жестокостей цинской армии, бежали в Россию, где их тепло принимали и где они обрели настоящую Родину. Когда «в 1754 году многотысячный китайский военный отряд захватил южную часть Горного Алтая (Чуйскую, Канскую долины и берега реки Берель), двенадцать племенных вождей алтайцев — зайсанов — обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой о принятии их народа в российское подданство. Что и произошло 2 мая 1756 года» [12, 48]. Примечательно то, что в данном регионе почти не было русских солдат, однако огромные армии Китайской империи не смогли продолжить экспансию и воспрепятствовать присоединению к России целых народов с их землями.
Во второй половине XIX века в состав России вошла Средняя Азия. Её присоединение к России было вызвано рядом причин. Во-первых, среднеазиатские ханства постоянно нападали на мирное население на юге России. Во-вторых, в этих ханствах процветала работорговля, в том числе торговля детьми и женщинами. Россия, обращавшая особое внимание на своё мессианское значение в деле утверждения христианских ценностей, не могла допустить глумления над человеческим достоинством. В соответствии с необходимостью защиты принципов справедливости, Россия приняла на себя миссию устроения государственного порядка в Средней Азии. Только с присоединением к России народы Средней Азии получили реальную возможность для всестороннего развития и утверждения собственного национального достоинства.
С 1772 по 1795 гг. произошло три раздела Речи Посполитой, что было вызвано смутами внутри Польши, в ход которых часто вмешивались Крымское ханство и Османская империя. Варшава к 1772 г. не могла защитить своё население на юге от турецких войск, поскольку была не в состоянии содержать регулярную армию. В разделе польских земель приняли участие три страны: Австрия, Пруссия и Россия, – причём во всех трёх разделах инициатива принадлежала Пруссии. Россия, проводя свою политику на территории Польши, сохранила за поляками право на собственную польскую армию, а в 1815 году Александр I даровал Польше конституцию. Конечно, упразднение польского государства тяжело переживалось в самой Польше. Вся трагичность положения польского народа в начале XIX столетия была правдиво показана в романе С. Жеромского «Пепел». В музыкальной культуре горе польской нации было выражено композитором Михаилом Клеофасом Огинским в знаменитом музыкальном произведении «Полонез»,  или «Прощание с Польшей». Надо отметить, что польский народ характеризовался высоким уровнем политической культуры, и ещё в 1791 году польский Сейм принял весьма прогрессивную конституцию. Тем не менее не все поляки её приняли, а некоторые даже обратились к Екатерине II за помощью, что послужило формальным основанием для введения русских войск в Польшу. В 1807 году в русской части Польши было отменено крепостное право, однако его отмена не принесла польским крестьянам реального освобождения, поскольку земли оставались у помещиков. В Польше в течение XIX столетия произошло несколько восстаний, основной причиной которых явилось стремление поляков к независимости. В конечном итоге, Польша получила независимость мирным путём уже от Советской России. Трудно сейчас представить, что было бы с Польшей, если бы Россия не включила часть польских земель в свои границы. В любом случае именно Россия, а не другие страны (не Австрия и не Германия) помогла Польше стать независимой.
Как мы видим, в основе многонациональности России лежит доброта и любовь к своему ближнему. Ф.М. Достоевский писал: «На всей земле нет решительно ничего такого, что заставляло бы людей любить себе подобных, что такого закона природы: чтобы человек любил человечество – не существует вовсе, и что если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди веровали в своё бессмертие» [3, 82]. Ввиду этого можно сделать следующее умозаключение: если народы желают сохранять в себе человеческую природу, то ни на минуту нельзя забывать о любви к ближнему. Даже на войне нельзя терять этого великого чувства. Настоящий воин, убивающий врага, руководствуется не злостью, а стремлением защитить мирных людей, выполнить свой солдатский долг. Русский мыслитель XIX века Константин Леонтьев, видевший на Кавказе, с какой добротой русские солдаты относились к пленным врагам, к мирным жителям, написал работу «О всемирной любви». Именно доброта и благочестие русского воина открывали перед ним ворота Берлина в 1760 году, Парижа в 1813 году... Храбрый боевой офицер, награждённый Георгиевским крестом, Николай Гумилёв одно из своих стихотворений закончил так:
...Но тому, Ты, Господи, и силы,
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет, милый,
Вот прими мой братский поцелуй.
Именно любовь, жившая в сердце русского народа, позволила ему объединить в границах своего Отечества многие другие народы самых разных корней и вероисповеданий. Неудивительно, что многие люди стремились быть гражданами России — той страны, в которой жила любовь, спасающая души человеческие. Без любви мир рушится и торжествует зло. Ф.М. Достоевский писал так: «Отцы и учители, мыслю: «Что есть ад?» Рассуждаю так: «Страдание о том, что нельзя уже более любить» [3, 380].
Подводя итоги данной статьи, хочется вспомнить слова благородного, великого общественного деятеля и гуманиста Александра Солженицына, на светлую память которого покусилась Э. Томпсон: «Россия… не знала вооружённого сепаратистского движения».

Список используемой литературы

1. Бараев Т. СПИД и насилие // Эхо планеты, № 38 (285), 1993. С. 20-22.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии / Г.В.Ф. Гегель – 2 Т., т. 1, М.: «Мысль», 1976. С. 533.
3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы //  Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. – М, 1982. С. – 623.
4. Леонтьев К.Н. О всемирной любви / К.Н. Леонтьев // Русская идея. – М.: Айрис-пресс, 2002.
5. Мединский В.Р. Для чего был создан «Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского / В.Р. Мединский // Социальная политика и социология. – 2011. – № 1. – С. 74-83.
6. Мугуев Х.-М. Буйный Терек. Исторический роман в 2-х книгах. (Книга первая). - Курск: АП «Курск», 1995. - 480 с.
7. Муханов Вадим. Смирись, Кавказ / Вадим Муханов // Вокруг света. – 2009. – № 4.
8. Назаров М. Вождю третьего Рима. М.: Русская идея, 2005. – 992 с.
9. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: АСТ, 2002. – 509 с.
10. Соловьёв В.С. Тайна прогресса / В.С. Соловьёв // Сочинения. В 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988. – С. 556-557.
11. Старобин Пол. Сошлите меня в Сибирь / Пол Старобин // National geographic. 2008. – Август. – С.69-88.
12. Рыжков Владимир. О Сибири с любовью // National geographic. – 2008. – Август. – С. 47-50.
13. Шапошникова В.Д. Большое сафари. Дневник путешествия. М.: «Молодая гвардия», 1966.
14. Шестопал А.В. Иберо-американистика. Традиции, тенденции, перспективы / А.В. Шестопал. – М.: МГИМО, 2002. – 276 с.
15. Шульман Михаил. Большой казанский сабантуй / Михаил Шульман // Вокруг света. – 2005. – № 9.
16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон – М.: АСТ, 2003. – 603 с.
17. Насилие, совершенное на половой почве: слишком дорогая цена // Демоскоп – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0225/analit01.php
18. 450 лет с Россией! Официальный сайт празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. – Режим доступа: http://bashkortostan450.ru/culture/kultura-narodov/
19. Российский этнографический музей. – Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/