Пазл из четырёх великих городов 3 глава

Игорь Леванов
Глава 3
ПАЗЛ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
Не найдя истину в Великих Луках, святой князь Игорь никак не мог решить, куда ему отправиться, – в Великий Новгород, Ростов Великий или Великий Устюг.
Из истории Великого Новгорода. Всем известна икона, на которой Суздаль воюет с Новгородом. Захватив и разграбив Киев, святой Андрей Боголюбский перенёс захваченные православные святыни во Владимир. Киевская Русь стала Владимиро-Суздальской Русью. Так вот, на иконе слегка приукрасили ситуацию: не суздальцы против новгородцев, а Владимиро- Суздальская Русь против Великого Новгорода.
Чудо от иконы «Знамение» (битва новгородцев с суздальцами) – популярный в России XV–XVII веков иконописный сюжет, в основе которого лежит историческое событие: осада Новгорода войском русских князей. В истории написано: «В начале 1170 года соединённые силы русских князей – владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого, возглавляемые суздальским князем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского, подошли к стенам Новгорода и осадили город». Это если верить истории. А если самим заглянуть в историю, то увидим, что Андрея Боголюбского убили в 1174 году. В это время Андрей Боголюбский сам всем руководил.
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества, было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского государства. Прозвище Боголюбский получил по названию княжеского замка Боголюбово под Владимиром, своей основной резиденции. Гениальный пиар.
История старается свалить вину за битву между новгородцами и суздальцами на сына Андрея Боголюбского, потому что иначе получается, что святой Андрей Боголюбский воевал против святителя Иоанна Новгородского. «Пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли русской. Святой архиепископ Новгорода Иоанн, молясь о спасении города, услышал голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили – какая какому городу достанется. И вот когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провёл Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен» – так говорится в «Сказании о битве новгородцев с суздальцами».
Победил Великий Новгород благодаря помощи Господа и Богородицы, по молитвам к ним святого архиепископа Иоанна Новгородского. Как же отблагодарили новгородцы своего святого? Бес, искушая Иоанна, забрался в рукомойник святого, но Иоанн его перехитрил: заключил беса в рукомойнике крестным знамением. За освобождение от заклятья бес в течение одной ночи переносит Иоанна в Иерусалим, где тот поклоняется Гробу Господню, и возвращает в Новгород. За то, что Иоанн разгласил тайну этого удивительного путешествия, бес начинает ему мстить: он «мечтанием» заставляет новгородцев видеть в келье Иоанна женские одеяния, выбегает в виде блудницы из кельи. Новгородцы обвиняют своего архиепископа в блуде и изгоняют из города: Иоанна сажают с новгородского моста на плот посередине Волхова. Они забыли, что Иоанн спас их город от супостатов. Страх перед женщиной оказался сильнее совести. Однако бес снова посрамлён: по божьему изволению плот, «никым же пореваем», плывёт вверх по течению к новгородской святыне – Юрьеву монастырю. Раскаявшиеся новгородцы умоляют Иоанна вернуться на свой святительский престол.
Широкой популярностью пользовался сказ об Иоанне, совершившем паломничество в Иерусалим верхом на бесе. Среди прочих под влиянием этого образа оказался поп Георгий Гапон, который вывел народ на Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге, что окончилось Кровавым воскресением.
Страх перед женщиной стал, даже страшно сказать, больше, чем совесть. Самое удивительное, что это было в Великом Новгороде, где был легендарный Садко. Его скульптура и сейчас стоит в центре Великого Новгорода. У Садко была морская царевна, дочь морского царя, и ещё любимая Любава. Встретил Садко морскую царевну в Ильмене-озере. В сказке не было страха перед женщиной, даже перед такой могущественной, как морская царевна.
В Великом Устюге живёт Дед Мороз со Снегурочкой (из этических соображений Снегурочка живёт в Вологде, только на Новый год приезжает к Деду Морозу, чтобы развозить детям подарки). Почему именно в Великом Устюге живёт Дед Мороз? Это предание относится к временам Гипербореи, когда в этом месте находился один из центров мировой цивилизации. Возможно, правитель Гипербореи не только поздравлял своих подданных с новым годом, но и дарил им подарки. Ещё мало кому известно, но в Великом Устюге был первый на Руси юродивый. Прокопий Устюжский – чудотворец, блаженный (юродивый во Христе), причисленный к лику святых Русской Православной Церковью (умер 8 июля 1303 года в Великом Устюге). Перешедший из католицизма в православие бывший любекский ганзейский купец, по происхождению из прусского знатного рода. Своей молитвой он спас город. Однажды над городом собрались чёрные тучи, из них сверкали молнии. По молитве юродивого тучи разошлись в разные стороны от города, из них выпали камни, но не было там людей, никто не пострадал. Один из этих камней до сих пор лежит рядом с храмом, и люди получают от него излечение.
В Ростове Великом святитель Димитрий Ростовский написал «Житие святых», перевёл для нас жизнь в Духе Святом святых в слова и тексты понятные людям.
Святой князь Игорь сделал вывод: есть четыре великих города, в двух из которых есть великие дамы – морская царевна и Снегурочка.
У тех, кто управляет машиной, цифра четыре ассоциируется с колёсами. Таким образом, есть два ведущих колеса, те, где есть милые дамы. Святой князь Игорь решил искать в пространстве между четырёх великих городов. В этом пространстве находится город Дмитров. Даже взгляд на фотографию Дмитрова из космоса заставляет удивиться. Старинный Дмитровский вал в виде яйца. Вопрос: «Что было первым: яйцо или курица?», возможно, не имеет ответа, а может быть, имеет. Поиск является движущей силой развития цивилизации, некоторые даже говорят: «Поиск Бога и есть Бог». В некотором смысле они правы, потому что органическое тело, которое имеют люди, может жить только в движении, остановка для него – смерть.
Россия – самая большая в мире страна, каждый имеет своё представление о бескрайних просторах. Есть возможность из пазла городов составить свой рисунок, позволяющий лучше понять этот мир.
Зимнее утро. Машина неслась по заснеженной трассе со скоростью сто километров в час. Можно было бы ехать и быстрее, но тогда всю красоту зимнего пейзажа бескрайней России не рассмотришь. Алое солнце вставало слегка левее шоссе, оно словно хотело показать какое-то особое место в этой огромной России. У солнца есть привычка всходить и садиться каждый раз в разных местах, правда, каждые двадцать четыре тысячи лет это место повторяется.
Поехать прямо на восход солнца не было возможности: машина «Киа Рио» для городов, а не для заснеженных полей, по которым комфортно ездить только на танке.
Дома включил компьютер. Решил просто проверить свою интуицию: правильно ли составил пазл из четырёх великих городов, нашёл их центр. В России есть четыре великих города, они прямо так и называются: Великий Новгород, Ростов Великий, Великий Устюг и Великие Луки. В программе «Google- Планета» набрал слово «великий» и не поверил своим глазам: не четыре, а пять великих. Программа на карте земного шара нашла деревню Великий Двор в Московской области. Никогда о таком не слышал.
Великий Двор оказался в нескольких километрах от трассы, по которой недавно ехал. Солнце показывало точное направление. Судя по «Google-Планета», это платформа электрички Лебзино. Как видите, название совершенно не похоже на Великий Двор. Это необычное место. Когда едешь на электричке, видишь бескрайнее поле трёхметрового ядовитого борщевика, летом люди в электричке начинают кашлять, чихать, у них слезятся глаза – признаки обычного отравления. Борщевик не только оставляет ожоги на теле, когда к нему прикасаются, но пыльца, и даже запах, негативно воздействуют на людей. Но так как электричка едет от Москвы два часа, уставшие люди даже не осознают, что это действие борщевика. Только в Белоруссии поняли. Лукашенко приказал уничтожить борщевик, они так и сделали. Нужен поворот Земли на несколько часовых поясов, чтобы стало понятно.
Зимняя дорога в бескрайней России выглядит как белая сказка. Тёплые красные цифры на панели приборов показывали минус двадцать градусов на улице. Игорь приехал в Великий Двор: большие коттеджи, высокие заборы, машины у заборов. У них столько добра во дворах, что их машины не вошли, остались на улице. Никого, ни единой души. Наконец увидел мужика, подъехал, остановился, вышел из машины. Игорь направился к мужику, чтобы спросить, почему деревня называется Великий Двор. Хотел получить ответ: «Здесь раньше был великий постоялый двор, вон там. Там и сейчас золото от золотых карет валяется, никому не нужное. Берут все, кто пожелает, а золото всё есть и есть». Золотые кареты не из сказки, а из музея на территории Московского кремля, там несколько золотых карет есть.
– Почему называется Великий Двор?
– Убей, не знаю, – ответил мужик.
Убивать не стал.
– Где магазин? – спросил у него.
Из-за коттеджей и высоких заборов непонятно, где у них центр. Мужик объяснил, как проехать к магазину. Поехал, нашёл мини-маркет и площадку перед ним, судя по следам машин, стоянку. Оставил машину, пошёл в магазин.
– Почему называется Великий Двор? – спросил Игорь у продавщицы.
– Знаю, но не скажу.
– Почему? – задал он встречный вопрос.
Игорь был озадачен. Подумал: может быть, ей заплатить за информацию, чтобы тайну раскрыла.
– Идите в библиотеку, – ответила продавщица.
Библиотека оказалась рядом, в Доме культуры, но была закрыта на обед. Рядом с библиотекой располагалась почта.
– Почему называется Великий Двор? – спросил Игорь у работницы почты.
Людей на почте не было, так что он не отвлекал её от работы.
– Не знаю, но Талдом от татарских слов «там» и «дым», в смысле дым от костров, – рассказала женщина.
Кстати, очень интересный намёк: мало ли что в дыму могут назвать тем, чем это не является. Мы живём в удивительный век: можно информацию, которую видим, сравнить с тем, что есть в документальных фильмах. В середине девяностых годов посчитали, что американцы наши друзья и показали мобильные ракетные комплексы «Сатана», сказали, что они находятся в Талдомском районе Московской области. Кто-то посчитал: раз район так называется, то в дыму никто «Сатану» не заметит.
Открылась библиотека.
– Почему называется Великий Двор? – спросил у молодой библиотекарши.
– Не знаю, – ответила она. Потом подумала, что такой ответ некорректный, пошла и принесла папку с вырезками из старинных газет. – Возможно, Великий Двор – это постоялый двор, когда здесь проходила дорога. Он находился вон там, возле магазина, – уточнила девушка.
Игорь выглянул в окно: на месте великого постоялого двора стояла только его машина. Не очень похожа золотая «Киа Рио» на золотую карету, только радиатор и колпаки на колёсах сверкали золотом. Хорошая идея, относиться к своей машине как к золотой карете. Золотые кареты действительно здесь были, библиотекарша, возможно, не знает, что дорога Москва – Петербург проходила через Дмитров, естественно, и здесь. Император взял линейку, провёл линию, по ней и построили железную дорогу, она прошла в сорока километрах, через Клин. Дмитров остался в стороне от торгового пути.
– На входе в Дом культуры герб и надпись «Великодворский дом культуры». Там якорь, но у вас нет водоёма, – заметил Игорь.
– Это не наш герб, а поселения Темпы, там есть канал Москва – Волга, – ответила она.
Он поблагодарил девушку за информацию.
Поехал, размышляя о Великом Дворе. Что-то не так в названии некоторых населённых пунктов, особенно великих. Ехал он в Дмитров, теперь зная, что рядом с этим городом находится таинственный Великий Двор. Теперь Великий Двор называться будет потому, что в нём был святой князь Игорь, хотя об этом можно узнать только из книги. Но ведь другой версии нет.