На войне напористости мало

Любовь Архипова-Уральцева
--Мой личный вклад в победу очень скромный, -- говорит ветеран Великой Отечественной войны Владимир Дударович Кибизов из посёлка Красноармейского Ростовской области. – Я убил одного фашиста и взорвал танк с тремя танкистами.
Но вклад солдата гораздо весомей, чем ему самому кажется. Хотя и война «гнула и крутила» его немало.
С самых первых дней он стал осваивать военные профессии – пулемётчика и танкоистребителя. В феврале 1942 года ему вместе со сверстниками присвоили звание лейтенанта и направили на Керченский фронт.
Там бои были жаркие. Но труднее всего было в катакомбах. Немцы пустили туда газ, многие задохнулись. Владимиру «повезло» больше. Он потерял сознание и попал в плен. Его не покидала мысль: «Надо бежать!» У него нашлись единомышленники. И в сентябре 1943 шестеро отважных осуществили свой смелый план.
Владимир Дударович примкнул к партизанам, стал командиром подрывной группы, затем – командиром роты. Чтобы не пропустить врага в глубь страны, подрывали мосты и железную дорогу. Сожгли немецкий оружейный склад.
--У меня в роте было семьдесят человек. Еще в училище я научился вести бой, понял, как важна напористость. Но теория – это одно. На практике всё было намного сложнее. Когда в подразделении гибли люди, я считал, что это всё мои недочёты, мои непоправимые ошибки.
Владимир Дударович был тяжело ранен и отправлен в Ленинградский госпиталь, это уже было после прорыва блокады. А после лечения его отправили в… лагеря. За то, что в бессознательном состоянии попал в плен, Кибизова осудили на 15 лет. Отбывал на севере – на лесоповале. К счастью, после смерти Сталина Владимира Дударовича реабилитировали. Но шесть лет из назначенных 15 всё же вычеркнуты из нормальной человеческой жизни.
Ветеран философски относится к войне. Он, испытавший на себе все трудности, сегодня говорит:
--Война – это страшно! Это бессонные ночи, это голод, это топи болот.
Он с пониманием относится даже к своему несправедливо назначенному лагерному сроку:
--На войне надо быть жестокими, твердыми. Без этого мы не выиграли бы войну.