коротко о связи в 1911 году

Маргарита Школьниксон-Смишко
Интенсивностьи переписки Розы с Костей в 1911 году мало отличаалсь от предыдущего года. И по содержанию писем они были схожи, т.е. шёл обмен впечатлением от прочитанных книг, прослушанных опер и концертов, подробном рассказе о состоянии здоровья Мими и частично о неурядицах из партийной жизни.
Тюрьмы в этом году, м.б. благодаря хорошим адвокатам, удалось избежать.

Ниже один пример такого обмена впечатлением от прочитанных книг:

4.02.1911
«Ниуниу, я дочитала книгу «Эльдорадо»* до конца, и она мне многое дала. Не в историческом или георафическом плане, а с точки зрения чувственной и эстетической, это картина первой эпохи открытий и колониализации.Теперь я живо проникла в это время, когда из старой Европы в культуру новых стран хлынул бесконечный поток ила, крови и грязи. В этом свете я вижу и поздние фазы вплоть до сегодняшнего дня, и у меня такая очевидная картина всемирного потока европейской грязи, что я этим глубоко взволнована. И ещё мне стало отчётливо видно и ясно: как из Европы, из её  внешних искусственных ограничений  «нравов» и  их «прав», массовым характером хлынул в первобытные страны,  как норма, её преступный сброд. Тоесть вся масса европейцев, как только она  покинула клетку «культуры»,  предстала тем, что она на самом деле является  — преступным сбродом. Я книжицу ещё раз прочту, она даёт мне больше, чем пара других. «

*«Эль Дорадо. История открытия по Гольханду Эль Дорадо в 16-ом и 17-ом веках» А. Юнкер фон Лангегг.

После этого письма был небольшой перерыв в несколько дней, и Костя забеспокоился. 11 февраля Роза пытается его успокоить:

«Ниуниус, сегодня получила твою телеграмму..Эту неделю была  не в состоянии тебе писать, не давало чувство скованности. Тебе не нужно беспокоиться, если не пишу, я не больна. Мими тоже здорова.
Мы тебя обе много раз приветствуем.»

Но 14 февраля она всё же признаётся:

«Ниуниу, мне больно, что доставила тебе беспокойство, прости меня, мне уже опять  стало лучше..Действительно, я была больна,  считаю моё общее состояние болезнью. Теперь уже спокойна и опять радуюсь жизни. И так, будь и ты за меня спокоен..
Теперь я с большим интересом читаю геологию, только сначала должна привыкнуть думать геологически, потому что здесь все временные понятия  переведены в пространственные понятия, поэтому вначале это связано с трудностями.
Рада, что ты был на Оффенбахе и тебе понравилось, я не знакома с «Орфеем»*. Недавно вечером читала «Римские прогулки» Стендаля. Уже его предисловие мне очень понравилось, сразу же попадаешь в атмосферу красоты и чувственной радости, как и с первыми словами «Пармской обители»...
Будь покоен и весел. Мы обе тебя целуем.
Н.»

 * имеется ввиду оперетта «Орфей впреисподней» Я. Оффенбаха

Деперессия случалась у Розы и раньше, на неё она жаловалась и Лео. Жить одной было непрсто...

На день рождения Роза получила  от Кости «огромную корзину с великолепными белыми и голубыми гиацинтами», кроме того уже раньше пришла от него посылка с книгами. «Я на этот раз получила целый лес цветов, но твои самый красивые. Из книг я ещё получила «Тиль Уленшпигель», «Чудесный рог юноши»* и Нолевскую биографию Моцарта. Больше всего была рада Геродоту, но и другим твоим книгам. Ты вчера меня очень порадовал...»

* Старые немецкие песни

Удивительно, что и куст сирени, подаренный Костей на день рождения два года назад продолжал жить в горшке:

«Ниуниу, твоя сирень в полном цвету и выглядит великолепно. Нежно-фиолетово. Посылаю тебе кусочек.» - пишет Роза 17 мая.

В этом году Клара Цеткин зачастила в Берлин, конечно, по партийным делам. Похоже, Роза была рада возможности как-то положительно повлиять на настроение Клары, у которой начались трудности с её молодым мужем.
Розе пришла в голову идея вытащить Клару из напряжённой домашней атмосферы и провести с ней в апреле, после окончания партийной школы, отпуск. По этому поводу она 2.04.пишет Косте:

«Ниуниу не сердись на меня, но я поеду в Швейцарию. Жду маму, потому что ужасно радуюсь нашему совместному путешествию.»
Но Клара предпочла вернуться к себе домой. Тогда Роза поехала с ней.  Так Костя и Роза оказались на три недели опять рядом. Но после этой встречи Роза не смогла написать, что ей было там хорошо.

Как и в прошлом, и в этом году временами на Розу находила тоска по путешествиям. Так 21.03. Роза пишет:

«Недавно в газете «Тагесблатт» было опубликовано письмо путешественника по Мексиканскому заливу. Я прочла и меня охватила такая жажда там побывать, что я почувствовала себя больной...»

И в письме от 26.07.:

«Ююка, дорогуля, я была два дня в Кобленце.. и по дороге читала две заметки Ойта об Египте; о фараоне — прекрасно и пригодится для моей работы. Третья - о пирамиде Хиопса доставила мне много радости, она окрыляет. Из всего этого мне стало ясно: я хочу в Египет. В этом году ещё не получится, но в следующем. Я хочу все деньги, которые получу от экономической работы, использовать на путешествия. Испания, Кавказ, Египет — это моя следущая желанная цель. И этой осенью нужно начать..»

Но не получилось. Только в конце октября ей удалось с  Костей опять побывать в Италии, на Корсике. Погода, правда, не совсем удалась:

« Здесь пока дождливо и душно, но воздух очень ароматен, как надушен. По дороге самой хорошей была Пиза. Чудесный старый город, ещё лучше чем Генуя.» - написала Роза  19.10. Кларе Цеткин. 
 
Но по возвращении 8.11. она пишет Косте:

« Наши каникулы всё же были чудесны. Я чувствую себя посвежевшей и полной энергии, я тебя так люблю. Юя, тоже будь весел и не допускай внутрь себя внешние  отрицательные влияния!»

В сентябре Роза переехала на новую квартиру, по адресу Линденштрассе 2. Уже давно она мечтала поселиться подальше от городского шума и там, где её Мими могла бы гулять.
Сначала казалось, что перезд был удачным, но позже обнаружилось, что зимой в квартире, не смотря на протопку, оставалось холодно, да и почта работала с задержкой:

«6.11.1911
Здесь с  почтой гораздо хуже чем даже у вас, твоё письмо пришло сюда в 9 часов, а доставили мне его только в 8 вечера.» И газеты она стала получать «чертовски поздно».

В декабре Роза выступала на 12 собраниях в различных городах Саксонии (каждый день в другом месте), что было связано с предстоящими выборами (12.01.1912) в Рейхстаг.
В конце ноября она пишет Кларе:

«1-го мне,  к сожалению, нужно начать «Саксонские походы», подряд 12 собраний, 13.12 вернусь в Берлин, где сразу же у меня будет ещё 7.»

Год закончился аналогично 1910 году:

«19.12.1911

Юю, дорогуля, если мне как-нибудь удастся, я приеду не раньше 23-го, потому что нужно здесь сначала закончить работу для Польши, а это раньше не получится...
Ханнес (Дифенбах) хочет, естественно. Тоже в Штуттгарт.»

Всё чаще и дольше Роза проводила своё свободное время с Ханнесом, но это уже другая история. Пока же Ханнес должен набраться терпения.